Напоминание

"Адаптация приёмного ребёнка и приёмной семьи"


Автор: Любовь Семёновна Бисярина
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ СО Центр помощи детям Агаповского муниципального района
Населённый пункт: п.Магнитный, Агаповский район, Челябинская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Адаптация приёмного ребёнка и приёмной семьи"
Раздел: дополнительное образование





Назад




АДАПТАЦИЯ ПРИЕМНОГО

РЕБЕНКА И ПРИЕМНОЙ

СЕМЬИ

ПЕДАГОГ –ПСИХОЛОГ:

БИСЯРИНА ЛЮБОВЬ СЕМЁНОВНА

Адаптация» - процесс и результат

активного приспособления индивида к новым

условиям существования.

Социальная адаптация - активное приспособление к

условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей,

ценностей, норм и стилей

поведения, принятых в обществе. В

процессе

становления

личности

адаптация

происходит

главным

образом

под

влиянием

целенаправленных

воспитательных

воздействий,

но

может

осуществляться

и

стихийно

(за

счет

подражания и других механизмов).

Социально-психологическая адаптация – это адаптация к

общению,

зависящая

от

новых

условий

существования

и

коммуникативных

свойств

личности,

обеспечивая

личности

комфортность в социальной среде.

Адаптация ребенка в новой семье

– это

процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу

приходится

и

ребенку,

оказавшемуся

в

новой

обстановке, и взрослым - к изменившимся условиям.

Адаптация

приемного

ребенка

в

семье

осуществляется с помощью широкого спектра средств,

обусловленных

специфическими

особенностями

того

общества,

в

которых

он

растет

и

воспитывается,

а

также возрастными особенностями. К ним относятся:

уход за ребенком,

формирование бытовых и гигиенических

умений и навыков,

окружающие

ребенка

продукты

материальной

и

элементы духовной культуры (начиная от колыбельных

песен и сказок до шедевров мирового искусства)..

Главным фактором, формирующим личность

ребенка-сироты, является социальная среда

(семейная среда). В ней формируется

индивидуальность личности, и именно «семейная

среда» во многом способствует позитивному

формированию личности.

Приемная семья – это, прежде всего:

социальный институт, определяющий психическое

развитие ребенка,

среда социализации личности,

среда, где он получает опыт общения, где

формируются и закрепляются ролевые

установки и отношения в процессе

правильной организации воспитания и образования.

Итак, социально-психологическая адаптация

ребенка в приемной семье - это включение ребенка

в семейную среду через его вхождение в систему

внутрисемейных отношений и приспособление к

этим

отношениям

не

только

ребенка,

но

и

всех

членов семьи, а также социального окружения, и

формирование у ребенка образцов поведения и

мышления, которые отражают систему ценностей

данной семьи и общества.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ

ДЕТЕЙ-СИРОТ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

В первые две-три недели закладываются основы

будущих взаимоотношений в семье. Успешность

адаптации ребенка в первую очередь зависит от

умения взрослых построить внутрисемейное общение.

Приход ребенка в семью приводит к новым

отношениям, перераспределению семейных ролей,

возникновению новых привязанностей. А это означает,

что приспосабливается не только ребенок, но и

каждый член семьи.

Каждый ребенок проходит свой единственный период

адаптации, определенный той единственной

ситуацией, в которую он попадает.

Считается, что нет какого-то единственно

правильного

пути

воспитания

и

безупречных

воспитателей.

В каждой семье - свои системы воспитания, главное,

чтобы были учтены основные нужды ребенка. Тогда он

вырастет счастливым. Что же это за нужды? Прежде всего

– это:

любовь,

уход,

похвала не только за то, что он сделал, но за то, что он

пытается сделать;

это уважение и внимание, когда вы стремитесь понять, что

хочет от вас ребенок;

это поощрение и безопасность, которое выражается в том,

что дети знают, что вы рядом в тот момент, когда им

трудно.

СТАДИИ АДАПТАЦИИ, КОТОРЫЕ ПРОХОДЯТ ЗАМЕЩАЮЩАЯ

СЕМЬЯ И РЕБЕНОК–СИРОТА

:

Стадия 1 «Знакомство»

(«Медовый месяц»)

Ознакомление

с

домом,

окружением,

изменение

режима.

Опережающая привязанность родителей и детей друг

к другу.

Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю

накопившуюся

потребность

в

любви.

Ребенок

испытывает удовольствие от своего нового положения,

он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет

все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же

начинают называть взрослых папой и мамой. Но

это

совсем не значит, что они уже полюбили, — они только

хотят полюбить новых родителей.

Ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно.

Лихорадочно-возбужденное состояние детей. Они

суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на

чем-то, за многое хватаются.

Реакция на новизну.

Перед ребенком в этот период появляется много новых

людей, которых он не в состоянии запомнить. Иногда он

может забывать, где папа-мама, не сразу скажет, как их

зовут, путает имена, родственные отношения, спрашивает

«Как тебя зовут?», «А что это?» много раз. Причина — не в

его

плохой

памяти

или

в

его

недостаточном

уме.

Такое

происходит либо потому, что 1)

мозг ребенка пока не в

силах запомнить и усвоить ту массу новых впечатлений,

которая обрушилась на него, либо потому, что 2) ему очень

нужно лишний раз пообщаться, подтвердить,

что это действительно его новые родители

.

Воспоминания прошлого

Довольно часто совершенно

неожиданно

и,

казалось

бы,

в

неподходящее время дети вспоминают

биологических

родителей,

эпизоды,

факты

из

прежней

жизни,

начинают

спонтанно делиться впечатлениями. А

вот,

если

специально

спрашивать

о

бывшей

жизни,

некоторые

дети

отказываются

отвечать

или

говорят

неохотно.

Это

не

свидетельствует

о

плохой памяти, а объясняется обилием

впечатлений,

которые

ребенок

не

в

состоянии усвоить.

СТАДИЯ 2 «ВОЗВРАТ В ПРОШЛОЕ» («РЕГРЕССИЯ»)

Проверка родителей «на прочность»

Установление первых детско-родительских отношений, привыкание

членов семьи друг к другу- взаимная адаптация.

Другие люди - другие правила

Ребенок не сразу может приспособиться к новым отношениям, другим

установкам, условиям жизни. Он почти беспрекословно подчинялся правилам,

пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести, как

прежде,

присматриваясь,

что

нравится,

а

что

не

нравится

окружающим.

Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения. На

этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как:

• фиксация на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности;

• чувство беспомощности или чувство зависимости;

чрезмерная

озабоченность

своим

здоровьем,

преувеличенные

жалобы,

повышенная чувствительность;

• отказ от всего нового;

• необъяснимые припадки злобы, плача;

• признаки усталости или тревоги, признаки депрессии и т. п.

Психологические барьеры

Обнаруживается несовместимость

темпераментов, черт характера,

привычек родителей и привычек

ребенка.

Разрушение идеалов

У детей, воспитывавшихся в детских домах, за

время

пребывания

в

них

формируется

свой

идеал

семьи, в каждом живет ожидание папы с мамой. С этим

идеалом связывается ощущение праздника, прогулок,

игр. Взрослые же, занятые житейскими проблемами, не

находят

для

ребенка

времени,

оставляют

наедине

с

самим

собой,

считая

го

большим

(«Иди,

поиграй,

займись

чем-нибудь...»).

Либо

чрезмерно

опекают

ребенка, контролируя каждый его шаг.

Дефицит знаний у родителей

Особенно ярко в этот период проявляются: отсутствие знаний

об

особенностях

возраста,

умений

устанавливать

контакт,

доверительные отношения и выбор нужного стиля общения. В этот

период психологи выделяют:

• безрезультатные попытки родителей опереться на свой жизненный

опыт, на то, как их воспитывали;

• разницу во взглядах на воспитание у родителей;

влияние

авторитарной

педагогики,

стремление

к

абстрактному

идеалу;

• завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребенку;

• процесс воспитания рассматривается родителями как исправление

врожденных недостатков;

• исчезновение радости общения, естественности отношений;

• возникновение стремления подчинить ребенка себе, своей власти;

• преуменьшение достоинств ребенка;

• начинается сравнение ребенка со сверстниками, которое зачастую не

в его пользу;

• отсутствует чуткое реагирование на малейшие достижения ребенка.

Истощение сил

У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами,

не хватает сил, а главное, терпения дождаться, пока ребенок

сделает то, что им нужно.

Псевдорегресс

Иногда в этот период ребенок регрессирует в своем

поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. Он

становится

слишком

требовательным

и

капризным,

предпочитает

играть

с

детьми

младшего

возраста

и

доминировать

над

ними.

Некоторые

дети

проявляют

враждебность к своему новому окружению. Отмечается возврат

вредных привычек.

Страхи детей

Некоторые дети испытывают страх быть обманутыми и

возвращенными

в

детский

дом,

поэтому

они

отказываются

покидать

новый

дом.

Некоторые

длительное

время

боятся

остаться в доме без новых родителей, не отпускают их от себя

ни на минуту, боясь, что те уйдут и не вернутся.

Изменения поведения

Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать

линию

поведения,

которая

удовлетворила

бы

приемных

родителей. Этот поиск не всегда удачен. Чтобы привлечь к

себе

внимание,

ребенок

может

изменять

поведение

неожиданным

образом

(например,

веселый,

активный

ребенок

вдруг

стал

капризным,

часто

и

подолгу

плачет,

начинает драться с родителями или с братом, сестрой (если

они есть), делает назло то, что не нравится им).

Первые «маячки» адаптации

Об успешном преодолении трудностей этого

адаптационного

периода

свидетельствует

изменение

внешнего

облика

ребенка:

изменяется

выражение

и

цвет

лица, оно становится более осмысленным,

чаще появляется улыбка, смех. Ребенок

становится оживленным, более

отзывчивым,«расцветает».

СТАДИЯ 3 «ПРИВЫКАНИЕ» («МЕДЛЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ»)

(ЗАВЕРШАЕТ ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В НОВОЙ СЕМЬЕ)

Первое направление. Дети и родители постепенно начинают

жить

жизнью

обычной

нормальной

семьи,

если

замещающая семья успешно преодолела предыдущий этап,

если родители не испытывают страха перед отягощенной

наследственностью

ребенка

и

готовы

адекватно

воспринимать происходящие в нем возрастные изменения.

Становление адекватного поведения у ребенка:

-ребенок

как-то

неожиданно

повзрослел;

если

раньше

его

привлекали

малыши,

то

теперь

он

покидает

их

игры,

выбирает компании, близкие ему по возрасту;

ребенка

исчезает

напряжение,

он

начинает

шутить

и

обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми;

-ребенок

привыкает

к

правилам

поведения

в

семье

и

в

детском учреждении;

-

ребенок принимает активное участие во всех делах

семьи;

-ребенок без напряжения вспоминает о своей прошлой

жизни;

-поведение

ребенка

соответствует

особенностям

характера и полностью адекватно ситуациям;

-ребенок чувствует себя свободно, становится более

независимым и самостоятельным;

-у многих детей меняется даже внешность, становится

более выразительным взгляд;

-дети

становятся

эмоциональнее;

расторможенные

-

более сдержанными, а зажатые - более открытыми.

Это

и

есть

форма

проявления

благодарности

родителям, принявшим их в свою семью.

Концентрация на настоящем

Приспособившись к новым

условиям, дети реже вспоминают

прошлое. Если ребенку хорошо в

семье,

он

почти

не

говорит

о

прежнем

образе

жизни,

по

достоинству

оценив

преимущества семьи, не хочет в

него

возвращаться.

Дети

дошкольного

возраста

могут

спрашивать взрослых, где они так

долго были, почему так долго его

искали?

Положительные изменения в поведении

Если

ребенок

чувствует

хорошее

отношение к себе, возникает привязанность к

родителям и ответные чувства. Он без труда

выполняет правила и правильно реагирует на

просьбы. Проявляет внимание и интерес ко

всем делам семьи, посильно участвуя в них.

Сам отмечает происходящие с ним изменения,

не

без

иронии

вспоминает

свое

плохое

поведение

(если

оно

было),

сочувствует

и

сопереживает

родителям.

Приемные

дети

в

своем

поведении

уже

не

отличаются

от

ребенка, воспитывающегося у биологических

родителей. Если и появляются проблемы, то

они, как правило, отражают кризисные этапы

возрастного развития, через которые проходит

каждый ребенок.

Второе направление

. Родители не смогли найти

путь

к

сердцу

ребенка

и

установить

доверительные

отношения с ним.

У ребенка усугубляются прежние недостатки

личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность)

или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление

к бродяжничеству). А также то, что уже отмечалось выше:

мстительность

или

демонстрация

беспомощности,

требование

чрезмерного

внимания

или

упрямство,

негативизм.

В подростковый период у такого ребенка могут

наблюдаться

различные

негативные

реакции

по

отношению к своим приемным родителям. Ребенок может

изменить

свое

отношение

к

приемным

родителям,

критиковать

их,

особенно

когда

испытывает

обиду.

Подросток

может

начать

демонстрировать

отрицание

ценностей, обычаев усыновителей.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДИНАМИКУ

ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ

возрастом

ребенка:

чем

старше

ребенок,

тем

выше

вероятность

возникновения

сложностей

в

процессе

адаптации;

характерологическими

и

личностными

чертами

детей.

Дети

раннего

возраста

с

«трудным

темпераментом»,

младшие

школьники

и

подростки

с

выраженными

характерологическими

чертами

и

акцентуацией характера, безусловно, являются «группой

риска» для успешности протекания адаптации к приемной

семье.

Эффективность

адаптации

будет

определяться

соответствием семейной среды и поведения родителей

наследственным конституциональным и приобретенным

особенностям ребенка;

историей развития ребенка

.

Если ребенок попал в детское учреждение из семьи, то

в

ходе

адаптации

к

приемным

родителям

он

постоянно

будет

сравнивать

новый

семейный

уклад,

традиции,

правила,

отношение

к

нему

взрослых

со

своей

прежней

семьей. В случае, когда ребенок был «изъят» в детское

учреждение из асоциальной и алкогольной семьи вследствие

лишения родительских прав, скорее всего, сравнение будет

в пользу новой семьи.

Если же ребенок потерял семью по причине смерти и

гибели

родителей,

то

весьма

вероятен

протест

против

всего

уклада

новой

семьи,

как

проявление

острой

аффективной реакции на не пережитое горе.

Дети-сироты, вовсе не имеющие опыта проживания в

семье, столкнутся с проблемой освоения тех норм и правил

поведения в семье, которые «домашние дети» буквально

впитывают с молоком матери, и попытаются привнести в

новую

семью

опыт

прежних

детдомовских

отношений,

далеко не всегда адекватно отвечающих нормам взаимного

уважения, принятия и кооперации;

продолжительностью

знакомства

с

приемными родителями.

Чем лучше узнают друг друга члены будущей

семьи,

тем

легче

будет

решать

проблемы,

связанные с адаптацией. Имеет значение не только

время

знакомства

и

количество

встреч,

но

и

содержание

общения,

его

эмоциональная

насыщенность, взаимная ориентация партнеров на

личность друг друга. Аффективный и деловой опыт

отношений

ребенка

с

приемными

родителями

в

период

знакомства

создает

основу

для

развития

семейного

взаимодействия

и

лучшего

познания

друг друга;

психологической

готовностью

родителей

к

принятию ребенка.

Очевидно, что именно приемным родителям

принадлежит инициатива в создании новой семьи,

как правило, именно они определяют правила и

нормы

ее

жизни.

Поэтому

степень

психологической

готовности

родителей

к

выполнению

воспитательной

функции,

учет

и

уважение индивидуальности ребенка, принятого в

семью,

и,

соответственно,

готовность

к

сотворчеству

в

развитии

новой

семьи

будет

увеличивать

скорость

и

успешность

психологической адаптации;

возможностью сохранения ребенком системы прежних

социальных и межличностных отношений.

Существуют две противоположные позиции в вопросе о

целесообразности сохранения ребенком контактов с детским

учреждением.

Первая позиция - «уйти от прошлого» - настаивает на

необходимости как можно скорее покончить с «тяжелым

прошлым», забыть его как кошмарный сон, и строить новую

жизнь

и

новые

отношения

с

«чистого

листа».

Отсюда

требование

прекратить

все

прежние

контакты

и

отношения.

Дополнительным

аргументом

сторонников

позиции разрыва с прошлым является сохранение тайны

приемной семьи.

Чем скорее забудет ребенок свое детдомовское

прошлое, чем меньше вероятность случайной встречи с

ним, тем более надежно можно сохранить тайну , считают

сторонники такой позиции.

Вторая

позиция

настаивает

на

сохранении

ребенком

сети

прежних

социальных

и

межличностных отношений – прежней школы и

класса друзей, круга общения – в силу того, что

кардинальное

изменение

условий

жизни

ребенка

даже в условиях обретения им новой семьи, делает

задачу психологической адаптации ребенка крайне

сложной.

Сохранение социальной поддержки

облегчает

процесс

адаптации

и

повышает

уровень

толерантности

детей

к

неизбежным

«нештатным» воздействиям.

Таким образом,

- период адаптации в разных семьях проходит по-

разному,

- особенности периода адаптации зависят от многих

причин, связанных как с членами приемной семьи, так

и характером и поведением самого приемного ребенка.

Специалистам при работе с семьей и ребенком в

этот период необходимо учитывать все эти причины.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

1

. Проблемы, связанные с прошлым жизненным опытом

ребенка

У каждого приемного ребенка есть своя «история», и

каждая «история» накладывает свой отпечаток на жизнь и

развитие ребенка. У ребенка была или есть кровная мама, и

никакая другая не сможет её заменить. Если рассматривать

ребенка

«отказника»,

то

у

него

давно

уже

сложился

идеальный образ матери и это тоже его «история».

Ребенок, живя в кровной семье, видел модель

поведения

своих

родителей

и

эта

модель

поведения

и

жизни для него единственно правильная. От этой модели

будут

зависеть

нормы

поведение

и

успешность

развития самого ребенка в приемной семье.

На успешность адаптации и благополучность проживания

ребенка в приемной семьей могут влиять, пережитые им:

1) насилие

По статистике более 80% детей, оставшихся без

попечения

родителей,

пережили

физическое

насилие

в

кровной семье.

Насилие становится нормой жизни ребенка, и по его

представлению

свидетельствует

о

проявление

любви

со

стороны родителей. В приемной семье в адаптационный период

ребенок, переживший насилие, будет провоцировать родителей

всеми известными ему способами, побуждая их совершать

физическое

насилие

в

отношении

себя.

Если

родители

отказываются наказывать ребенка, он начинает думать, что его

не любят, и откровенно требует наказания.

Такое поведение ребенка пугает родителей, они начинают

сомневаться

в

своем

выборе

и

отзываться

о

детях

как

о

психически

неполноценных,

а

это

всего

лишь

естественная

реакция на новые условиям проживания.

2) агрессия

Ребенок, переживший насилие, считает

физическое наказание нормой своей жизни, его

поведение носит агрессивный характер. У такого

ребенка

снижена

самооценка

и

высок

уровень

личностной

тревожности.

Агрессивные

действия

направлены

в

большинстве

случаев

на

детей

младших

по

возрасту

или

физически

слабых.

Наиболее ярко агрессивное поведение проявляется в

играх детей.

В некоторых случаях агрессия становится

личностной чертой ребенка, в свою очередь, избивая

сверстника в детском саду или в школе, такие дети

получают удовольствие.

3) сексуальное развращение

Катя Р. 8 лет. Девочка проживала в одной комнате с мамой, с

бабушкой и их сожителями, спала на грязном полусгнившем

диване, без постельного белья, в комнате без окон, топившейся

по- черному. Комната находилась на втором этаже, лестница,

ведущая на второй этаж, отсутствовала, чтобы девочке попасть

в комнату, ей надо было карабкаться наверх по коробкам.

При

помещении

Кати

в

приемную

семью,

в

адаптационном

периоде

специалисты

столкнулись

с

проблемами сексуального характера. Девочка, приходя утром в

комнату приемных родителей, постоянно советовала, как надо

спать ночью. Все её игры имели сексуальный подтекст. Девочка

постоянно просила кровных сыновей приемной мамы жениться

на ней и готовила для этого постель. В другие игры играть

отказывалась.

Почти все дети из неблагополучных семей в той или иной

мере

проявляют

сексуализированное

поведение,

как

отпечаток прошлой жизни.

4) последствия, связанные с пребыванием ребенка в

государственном учреждении

Все дети, находящиеся в государственных

учреждениях

испытывают

на

себе

последствия

материнской

депривации,

которые

особенно

ярко

проявляются

в

адаптационный

период.

К

таким

последствия можно отнести:

- высокий уровень личностной тревожности

На начальных этапах адаптации ребенка к новым

условиям

среды

уровень

тревожности

резко

повышается,

в

этот

период

наблюдаются

обострение

симптомов

невротизации:

энуреза,

онанизма,

раскачивания ребенка перед сном, и т.д. К завершению

адаптационного

периода

уровень

личностной

тревожности ребенка снижается, но остается в пределах

высоких показателей.

- нарушение привязанности

Те дети, которые имели опыт проживания в семьях,

имеют и опыт формирования привязанностей, но в связи с

тем,

что

многие

хорошо

помнят

кровных

родителей,

процесс

формирования

привязанности

к

приемным

родителям проходит долго и сложно. Дети - отказники не

помнят

своих

родителей,

у

них

отсутствует

чувство

привязанности к кому-либо

и поэтому для них процесс

формирования привязанностей не менее долгий и не менее

сложный.

- несформированность эмоционально-волевой сферы

Незрелость эмоционально-волевой сферы формируют

проблемы поведенческого характера. Несформированность

внутреннего

локуса

контроля,

т.е.

неумение

контролировать свои чувства, эмоции и поведение - одна из

главных

проблем

адаптационного

периода

проживания

ребенка в принимающей семье.

- собственничество

В

начальный

период

адаптации

чувство

собственничества выражено особенно ярко. Ребенок ведет

себя

обособленно,

все

свои

вещи

держит

при

себе,

конфетами и подарками отказывается делиться с близкими,

считает, что все только для него, и мама тоже. На этой почве

возникают конфликты с кровными детьми, в том числе и

ревность.

- привлечение внимания к себе

Как в кровной семье, так и в государственном

учреждении ребенку всегда не хватало внимания со стороны

взрослых. Придя в семью, ребенок пытается обратить на

себя внимание всеми известными ему способами. Он хочет,

чтобы все внимание было уделено ему одному. В начальный

период адаптации ребенок стремится понравиться, завоевать

расположение, показать себя с лучшей стороны.

- проблемы, связанные со здоровьем детей

Немало проблем доставляет приемным

родителям здоровье детей, а точнее его отсутствие.

Многие

дети

имеют

сложные

хронические

заболевания,

обусловленные

асоциальным

поведением их кровных родителей.

Итак, сопровождение в период адаптации

должно быть направлено на поддержку ребенка, на

его

умение

строить

положительные

взаимоотношения со всеми, кто его окружает. Оно

должно

быть

длительным,

постоянным

и

систематичным, необходим четкий план по развитию

и реабилитации ребенка в приемной семье.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ В АДАПТАЦИОННЫЙ

ПЕРИОД

дефицит знаний о психологических особенностях детей-

сирот;

безрезультатные попытки родителей опереться на свой

положительный

жизненный

опыт

в

воспитании

собственных детей;

преобладание

авторитарного

стиля

воспитания

приемного ребенка и стремление к абстрактному идеалу;

завышенные требования к ребенку;

выбор неправильного стиля воспитания, направленного

на исправление врожденных недостатков ребенка;

преуменьшение достоинств ребенка;

сравнение

ребенка

со

сверстниками

и

(или)

с

кровными

детьми,

которое

зачастую

не

в

пользу

приемного ребенка;

отсутствие

чуткого

реагирования

на

малейшие

достижения ребенка;

проблемы

в

воспитании

приемного

ребенка,

связанные с отсутствием личного опыта воспитания

кровных детей;

проблемы, связанные с особым образом жизни и

мировоззрением верующих приемных семей.

Определив проблему, стоящую перед

конкретной

семьей

специалисты

службы

сопровождения

ставят

перед

приемными

родителями те или иные задачи:

повышение

родительской

компетентности

через

обучение;

формирование

умения

оказать

своевременную

поддержку приемному ребенку в трудных ситуациях;

формирование

умения

адекватной

оценки

возможностей приемного ребенка;

выстраивание

доверительных

отношений

между

ребенком и своими кровными детьми;

выстраивание

комфортных

отношений

между

приемным

ребенком

и

другими

членами

семьи

(бабушки, дедушки, тети и т.д.);

формирование

умения

чутко

реагировать

на

малейшие

достижения ребенка и в последующем опираться на них;

перераспределение обязанностей внутри семьи;

организация режима дня понятного для приемного ребенка и

доступного для его исполнения;

поддержание

уверенности

родных

детей

в

прочности

их

положения, любви к ним, соблюдения их интересов;

оказание помощи приемному ребенку в социализации в среде

сверстников (детский сад, школа и т.д.);

формирование

умений

устанавливать

контакт

с

приемным

ребенком

и

выбирать

оптимальный

стиль

воспитания

и

общения.

Для решения всех этих задач и преодоления множества

проблем

в

период

адаптации

приемным

родителям

необходимо

понимание,

терпение,

выдержка,

а

также

постоянное сотрудничество со специалистами и общение с

такими же приемными родителями.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОСТЬ

АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

На успешность адаптации ребенка в семье влияют:

факторы, связанные с личностными особенностями

самого

ребенка

ним

относятся

последствия

депривации, негативный прошлый жизненный опыт);

факторы, связанные с личностными особенностями

замещающих родителей (мотив принятия ребенка в

семью, стили воспитания);

факторы,

связанные

с

социальным

окружением

приемной семьи (отношение близких родственников,

членов

семьи,

соседей,

педагогов,

медицинских

работников к приемному ребенку, сотрудничество со

специалистами, сопровождающими семью).

ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЛИЧНОСТНЫМИ

ОСОБЕННОСТЯМИ САМОГО РЕБЕНКА

К данной группе факторов относятся

психическое,

эмоциональное,

умственное ,

физическое развитие ребенка-сироты.

ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЛИЧНОСТНЫМИ

ОСОБЕННОСТЯМИ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ

К этой группе факторов можно отнести

мотивы принятия ребенка в семью,

стили семейного воспитания.

Мотивы принятия ребенка в семью:

1. Мотив, удовлетворяющий потребность в

продолжении рода.

Как правило, причины принятия ребенка в

семью связаны с бесплодием супругов,

безуспешно пытающихся на протяжении ряда лет

с помощью лечения решить эту проблему.

Факторами

риска

в

воспитании

приемного

ребенка в данном случае выступают разногласия

супругов в желании усыновить ребенка, во взглядах

на воспитание, страх «дурной наследственности»,

предвзятое

восприятие

индивидуально-

психологических особенностей приемного ребенка.

Все

это

приводят

к

тому,

что

замещающие

родители

пугаются

различных

негативных

поведенческих проявлений ребенка в период его

адаптации к проживанию в семье, склонны всю

ответственность за свои неудачи в деле воспитания

перекладывать

на

ребенка,

объясняя

все

«дурной

наследственностью». В последствии в этой семье не

складываются

детско-родительские

отношения,

возникает риск возврата ребенка в интернатное

учреждение.

Основной

проблемой

замещающих

родителей

является недостаток информации о детях - сиротах,

об

их

поведенческих

и

характерологических

особенностях,

способах

взаимодействия

с

детьми,

отсутствие

собственного

родительского

опыта,

педагогическая

некомпетентность.

Поэтому,

необходимо восполнить эти пробелы, предоставить

таким родителям исчерпывающую информацию

по

различным

вопросам

воспитания

детей

и

особенностям

их

поведения

вообще

и

в

адаптационный

период,

в

частности,

показать

наиболее

приемлемые

способы

взаимодействия

с

детьми,

давать

психолого-педагогические

консультации

по

всем

интересующим

вопросам.

Только так возможно предупредить нежелательный

исход – возврат ребенка в интернатное учреждение.

2. Мотив «смысла жизни»

Приемный

ребенок

придает

осмысленность

существованию

родителей,

позволяет

определить

жизненные цели и задачи.

Здесь существует опасность в том, что

замещающие родители будут иметь склонность к

идеализации приемного ребенка. И после того,

как пройдет первый период адаптации и ребенок

станет

познавать

границы

дозволенного

в

семье,

когда в его поведении наметится регресс, родители

могут испытать сильное разочарование. Но имеется

и

позитивный

момент,

который

выражается

в

готовности родителей преодолеть все трудности

адаптационного периода.

3. Мотив преодоления одиночества.

Ребенок рассматривается как значимый партнер, с которым

можно установить отношения близости и доверия, источник

положительных

эмоциональных

переживаний,

опора

в

старости.

Подобная

мотивация

превалирует

у

одиноких

людей,

по

разным

причинам

не

сумевшим

создать

или

сохранить семью.

Факторами риска в этом случае являются 1) чрезмерность

и

неадекватность

ожиданий

в

отношении

личностных

качеств ребенка (чуткости, доброты, заботливости и т.д.),

2)возраст усыновителей (предпенсионный и пенсионный),

не

позволяющий

полностью

реализовать

воспитательную

функцию в период высокой профессиональной и социальной

активности , 3)отсутствие опыта в воспитании детей. Все

это,

как

и

в

предыдущем

случае,

может

привести

к

разочарованию в ребенке, особенно велика эта опасность в

период адаптации ребенка к проживанию в семье.

4. Альтруистическая мотивация.

Стремление

защитить

ребенка,

оказать

ему

помощь

и

содействовать

в

создании

благоприятных

условий

развития,

«вырвать» ребенка из «ужаса» детского дома. Этот вид мотивации

представляется

особенно

важным,

поскольку

в

данном

случае

приемный

родитель

фокусом

своих

усилий

делает

благополучие

и

интересы

ребенка,

а

не

удовлетворение

собственных интересов и потребностей.

Опасность такого вида мотивации кроется в стремлении

родителя из самых благих намерений построить асимметричные

отношения

с

ребенком,

в

которых

ребенку

неосознанно

навязывается роль «потребителя» тех условий, которые создает

для

него

родитель

-

благодетель.

При

такой

потворствующей

гиперпротекции ребенок выучится только брать, ничего, не

отдавая

взамен.

Кроме

того,

такие

родители

полагают,

что

ребенок должен быть им благодарен за «спасение» из детского

дома

и

очень

огорчаются,

когда

не

получают

ожидаемой

признательности и благодарности. Это приводит к ухудшению

детско-родительских отношений, затруднению процесса взаимной

адаптации.

5. Мотив компенсации утраты собственного ребенка.

Родители, пережившие смерть ребенка, стремятся как можно

скорее восполнить жизненную пустоту и смысловой вакуум

усыновлением ребенка. Это один из самых опасных мотивов.

Идеализация

прошлого

и

постоянное

сравнение

родителями своего собственного и усыновленного ребенка,

осуществляемое как на осознанном, так и на неосознанном

уровне,

приводят

к

разочарованию,

дистанцированию,

отчужденности и даже отказу от усыновления.

Обычно усыновители стремятся взять в семью ребенка,

максимально похожего на собственного сына или дочь – того

же возраста, пола, той же внешности. Сходство в этих случаях

не помогает, а, напротив, осложняет принятие ребенка-сироты,

который,

естественно

по

всем

показателям

будет

в

глазах

родителей

уступать

их

родному

ребенку.

Поэтому

рекомендуется принимать в семью ребенка другого пола и

более младшего возраста, чем родной ребенок.

6. Мотив стабилизации супружеских отношений.

Данная

мотивация

является

деструктивной,

поскольку, в этом случае, ребенок выступает, в

первую

очередь,

как

средство

налаживания

«давших

трещину»

супружеских

отношений.

Воспитание

приемного

ребенка,

со

своими

проблемами и трудностями развития, станет скорее

еще одним поводом для конфликтов и охлаждения,

чем для сплочения супругов, что может привести и

к

распаду

семьи,

и

к

возврату

ребенка

в

интернатное

учреждение.

Вместе

с

тем,

при

определенных

условиях,

вариант

объединения

супругов на почве общей цели воспитания также

возможен.

7. Прагматический мотив улучшения материального и

жилищного положения.

Несомненно,

данная

мотивация

является

самой

деструктивной

и

тщательно

скрывается

замещающими

родителями. Трудно предугадать, как будут складываться

детско-родительские отношения в данной семье и как будет

проходить адаптационный процесс, т.к., в данном случае,

возможно все: от пренебрежения основными нуждами и

потребностями

ребенка,

эмоционального

отвержения

до

формирования

привязанности

друг

к

другу,

как

положительного

исхода

процесса

адаптации

ребенка

в

замещающей семье.

Таким образом, учет мотивации принятия ребенка

в

семью

позволяет

прогнозировать

успешность

взаимной

адаптации

родителей

и

детей

и

корректировать,

в

случае

необходимости,

как

психологическую

готовность

супругов,

так

и

детско-

родительское взаимодействие.

Компоненты

психологической

готовности

замещающих

родителей

к

принятию

на

воспитание

ребенка:

мотивационную готовность;

психолого-педагогическую

компетентность

в

вопросах

развития

и

воспитания

детей

(информированность

о

возрастно-психологических

особенностях

детей,

целях,

задачах

и

методах

воспитания,

знание

и

понимание

того,

какое

влияние

оказывает

социальная

и

семейная

депривация

на

психическое

развитие

ребенка

в

разные

возрастные

периоды);

адекватность

когнитивного

образа

приемного

ребенка

(информированность

усыновителей

об

истории

развития

ребенка,

его

родителях и родственниках, основных жизненных событиях и характере

переживания

их

ребенка,

знание

индивидуально-личностных

особенностей приемных детей, их интересах, привычках, «сильных» и

«слабых» сторонах; информированность о круге общения ребенка, его

друзьях);

эмоционально-волевую

готовность

(настойчивость

в

преодолении

трудностей

воспитания,

эмоциональная

стабильность,

толерантность

к

проявлению дезадаптивного поведения, развитая эмпатия, центрация на

интересах ребенка, а не на собственных желаниях).

ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С СОЦИАЛЬНЫМ

ОКРУЖЕНИЕМ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

1 фактор. Успешность адаптации ребенка в приемной

семье зависит от отношения социального окружения семьи:

близких родственников,

знакомых,

соседей,

педагогов,

медицинских работников к факту принятия ребенка.

Часто социальное окружение к приемным детям

относится негативно, выступая категорически против

приема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей в семьи, мотивируя это тем, что все эти дети с

плохой наследственностью и в будущем повторят судьбу

своих родителей.

2 фактор. Складывающиеся отношения между

приемными

родителями

и

специалистами,

оказывающими помощь в воспитании, обучении и

коррекции поведения детей.

Приемным родителям необходимо учитывать,

что

возникающие

проблемы

с

ребенком

требуют

немедленного

вмешательства

специалистов.

В

случае замалчивания данных проблем, они будут

усугубляться, что приведет к кризису в отношениях

между семьей и ребенком, а это, в свою очередь,

может повлечь возврат ребенка в государственное

учреждение. Только сотрудничество на равных

условиях

приемных

родителей

и

специалистов,

поможет

достигнуть

успеха

в

трудном

деле

воспитания приемного ребенка.

3

фактор.

Микроклимат

внутри

приемной

семьи.

Семья

должна

быть

единой,

крепкой,

объединяющей всех членов общими интересами и

устоями, и определяющая роль в этом принадлежит

взрослым

членам

семьи,

в

первую

очередь,

родителям.

Типичные

ошибки

многих

приемных

родителей 1) противопоставление ими кровных

детей и приемных. Зачастую к приемным детям

родители

предъявляют

завышенные

требования.

Вместо того, чтобы адаптировать ребенка к жизни в

семье,

они

начинают

их

учить

писать,

считать,

читать,

часто

не

обращая

внимания

на

эмоциональную

сторону

их

взаимоотношений

с

ребенком.

2) родители ждут от детей благодарности,

привязанности

к

ним,

но

ничего

подобного

они

не

получают.

Это связано с тем, что ребенку еще нужно время, чтобы

убедиться,

что

новая

семья

его

не

предаст,

как

когда-то

предали кровные родственники, поэтому он испытывает своих

приемных родителей на прочность, на любовь. Если приемные

родители

начинают

терять

терпение,

ребенок

готов

уйти.

«Значит, - думает он, - я им не нужен». Взрослые в этой

ситуации думают иначе: «Гены, наследственность, кровные

родители - другими дети быть не могут».

Как бы чувствуя такое отношение со стороны членов

приемной семьи, дети «пускаются во все тяжкие»: начинают

убегать из дома, воровать, проявляют агрессивность во всех

своих

поступках,

нежелание

учиться

и

многое

другое.

Поэтому, для приемных родителей важно иметь большое

терпение

и

уважение

по

отношению

к

чувствам

и

поступкам приемных детей.

4 фактор. В создании имиджа приемной семьи

играют

средства

массовой

информации.

Они

зачастую

однобоко освещают проблему жизнеустройства детей-

сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

часто

вынося

на

суд

общественности

только

отрицательные

моменты

из

жизни

приемных

семей,

раздувая факты жестокого обращения к детям именно в

этих семьях.

В результате, у обывателей складывается

впечатление,

что

приемные

родители

-

это

люди,

которые

заинтересованы

только

в

своей

личной

выгоде, а не в детях. Да, такие случаи есть, но их

единицы,

в

основном

приемные

родители

имеют

активную жизненную позицию, понимают проблемы

детей-сирот.

ВЫВОДЫ

изоляция

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей,

от

семьи,

сверстников,

социального

окружения

недопустима, она послужит только тому, что став взрослыми,

эти

дети

будут

чувствовать

себя

изгоями,

не

смогут

адаптироваться и стать полноправными членами общества;

период

адаптации

детей-сирот

в

приемных

семьях

довольно сложен и труден, как для детей, так и для приемных

родителей, и если он будет осложняться недоброжелательным

отношением

со

стороны

социального

окружения,

то

это

повлечет

увеличение

количества

возвратов

детей

в

государственные учреждения;

к приему ребенка в семью должны быть подготовлены не

только приемные родители, но и то социальное окружение,

которое будет вокруг ребенка, в особенности воспитатели,

учителя, которые будут непосредственно работать с ним;

приемным

родителям

необходимо

стремиться

к

пониманию личностных особенностей и проблем

таких детей и своим поведением не усугублять их;

специалистам, сопровождающим приемную семью,

уделять

как

можно

больше

внимания

работе

с

социальным

окружением

семьи

на

предмет

их

осознанности данной проблемы и понимания каждого

ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации;

сотрудничество

приемных

родителей

со

специалистами крайне необходимо

и оно должно

осуществляться

на

протяжении

всего

времени

проживания

ребенка в семье,

между ними должны

установиться

доверительные

отношения,

которые

помогут детям адаптироваться к жизни в нормальных

условиях.

Следует помнить о том, что все эти

дети, перенесшие жизненные невзгоды,

станут взрослыми, выйдут в

самостоятельную жизнь и небезразлично

всем какими они будут в той жизни:

озлобленными на весь свет либо

признательными за то, что им сделали

взрослые люди в их прежней жизни.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



В раздел образования