Автор: Любовь Семёновна Бисярина
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ СО Центр помощи детям Агаповского муниципального района
Населённый пункт: п.Магнитный, Агаповский район, Челябинская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Адаптация приёмного ребёнка и приёмной семьи"
Раздел: дополнительное образование
АДАПТАЦИЯ ПРИЕМНОГО
РЕБЕНКА И ПРИЕМНОЙ
СЕМЬИ
ПЕДАГОГ –ПСИХОЛОГ:
БИСЯРИНА ЛЮБОВЬ СЕМЁНОВНА
Адаптация» - процесс и результат
активного приспособления индивида к новым
условиям существования.
Социальная адаптация - активное приспособление к
условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей,
ценностей, норм и стилей
поведения, принятых в обществе. В
процессе
становления
личности
адаптация
происходит
главным
образом
под
влиянием
целенаправленных
воспитательных
воздействий,
но
может
осуществляться
и
стихийно
(за
счет
подражания и других механизмов).
Социально-психологическая адаптация – это адаптация к
общению,
зависящая
от
новых
условий
существования
и
коммуникативных
свойств
личности,
обеспечивая
личности
комфортность в социальной среде.
Адаптация ребенка в новой семье
– это
процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу
приходится
и
ребенку,
оказавшемуся
в
новой
обстановке, и взрослым - к изменившимся условиям.
Адаптация
приемного
ребенка
в
семье
осуществляется с помощью широкого спектра средств,
обусловленных
специфическими
особенностями
того
общества,
в
которых
он
растет
и
воспитывается,
а
также возрастными особенностями. К ним относятся:
уход за ребенком,
формирование бытовых и гигиенических
умений и навыков,
окружающие
ребенка
продукты
материальной
и
элементы духовной культуры (начиная от колыбельных
песен и сказок до шедевров мирового искусства)..
Главным фактором, формирующим личность
ребенка-сироты, является социальная среда
(семейная среда). В ней формируется
индивидуальность личности, и именно «семейная
среда» во многом способствует позитивному
формированию личности.
Приемная семья – это, прежде всего:
социальный институт, определяющий психическое
развитие ребенка,
среда социализации личности,
среда, где он получает опыт общения, где
формируются и закрепляются ролевые
установки и отношения в процессе
правильной организации воспитания и образования.
Итак, социально-психологическая адаптация
ребенка в приемной семье - это включение ребенка
в семейную среду через его вхождение в систему
внутрисемейных отношений и приспособление к
этим
отношениям
не
только
ребенка,
но
и
всех
членов семьи, а также социального окружения, и
формирование у ребенка образцов поведения и
мышления, которые отражают систему ценностей
данной семьи и общества.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ
ДЕТЕЙ-СИРОТ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ
В первые две-три недели закладываются основы
будущих взаимоотношений в семье. Успешность
адаптации ребенка в первую очередь зависит от
умения взрослых построить внутрисемейное общение.
Приход ребенка в семью приводит к новым
отношениям, перераспределению семейных ролей,
возникновению новых привязанностей. А это означает,
что приспосабливается не только ребенок, но и
каждый член семьи.
Каждый ребенок проходит свой единственный период
адаптации, определенный той единственной
ситуацией, в которую он попадает.
Считается, что нет какого-то единственно
правильного
пути
воспитания
и
безупречных
воспитателей.
В каждой семье - свои системы воспитания, главное,
чтобы были учтены основные нужды ребенка. Тогда он
вырастет счастливым. Что же это за нужды? Прежде всего
– это:
любовь,
уход,
похвала не только за то, что он сделал, но за то, что он
пытается сделать;
это уважение и внимание, когда вы стремитесь понять, что
хочет от вас ребенок;
это поощрение и безопасность, которое выражается в том,
что дети знают, что вы рядом в тот момент, когда им
трудно.
СТАДИИ АДАПТАЦИИ, КОТОРЫЕ ПРОХОДЯТ ЗАМЕЩАЮЩАЯ
СЕМЬЯ И РЕБЕНОК–СИРОТА
:
Стадия 1 «Знакомство»
(«Медовый месяц»)
Ознакомление
с
домом,
окружением,
изменение
режима.
Опережающая привязанность родителей и детей друг
к другу.
Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю
накопившуюся
потребность
в
любви.
Ребенок
испытывает удовольствие от своего нового положения,
он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет
все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же
начинают называть взрослых папой и мамой. Но
это
совсем не значит, что они уже полюбили, — они только
хотят полюбить новых родителей.
Ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно.
Лихорадочно-возбужденное состояние детей. Они
суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на
чем-то, за многое хватаются.
Реакция на новизну.
Перед ребенком в этот период появляется много новых
людей, которых он не в состоянии запомнить. Иногда он
может забывать, где папа-мама, не сразу скажет, как их
зовут, путает имена, родственные отношения, спрашивает
«Как тебя зовут?», «А что это?» много раз. Причина — не в
его
плохой
памяти
или
в
его
недостаточном
уме.
Такое
происходит либо потому, что 1)
мозг ребенка пока не в
силах запомнить и усвоить ту массу новых впечатлений,
которая обрушилась на него, либо потому, что 2) ему очень
нужно лишний раз пообщаться, подтвердить,
что это действительно его новые родители
.
Воспоминания прошлого
Довольно часто совершенно
неожиданно
и,
казалось
бы,
в
неподходящее время дети вспоминают
биологических
родителей,
эпизоды,
факты
из
прежней
жизни,
начинают
спонтанно делиться впечатлениями. А
вот,
если
специально
спрашивать
о
бывшей
жизни,
некоторые
дети
отказываются
отвечать
или
говорят
неохотно.
Это
не
свидетельствует
о
плохой памяти, а объясняется обилием
впечатлений,
которые
ребенок
не
в
состоянии усвоить.
СТАДИЯ 2 «ВОЗВРАТ В ПРОШЛОЕ» («РЕГРЕССИЯ»)
Проверка родителей «на прочность»
Установление первых детско-родительских отношений, привыкание
членов семьи друг к другу- взаимная адаптация.
Другие люди - другие правила
Ребенок не сразу может приспособиться к новым отношениям, другим
установкам, условиям жизни. Он почти беспрекословно подчинялся правилам,
пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести, как
прежде,
присматриваясь,
что
нравится,
а
что
не
нравится
окружающим.
Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения. На
этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как:
• фиксация на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности;
• чувство беспомощности или чувство зависимости;
•
чрезмерная
озабоченность
своим
здоровьем,
преувеличенные
жалобы,
повышенная чувствительность;
• отказ от всего нового;
• необъяснимые припадки злобы, плача;
• признаки усталости или тревоги, признаки депрессии и т. п.
Психологические барьеры
Обнаруживается несовместимость
темпераментов, черт характера,
привычек родителей и привычек
ребенка.
Разрушение идеалов
У детей, воспитывавшихся в детских домах, за
время
пребывания
в
них
формируется
свой
идеал
семьи, в каждом живет ожидание папы с мамой. С этим
идеалом связывается ощущение праздника, прогулок,
игр. Взрослые же, занятые житейскими проблемами, не
находят
для
ребенка
времени,
оставляют
наедине
с
самим
собой,
считая
го
большим
(«Иди,
поиграй,
займись
чем-нибудь...»).
Либо
чрезмерно
опекают
ребенка, контролируя каждый его шаг.
Дефицит знаний у родителей
Особенно ярко в этот период проявляются: отсутствие знаний
об
особенностях
возраста,
умений
устанавливать
контакт,
доверительные отношения и выбор нужного стиля общения. В этот
период психологи выделяют:
• безрезультатные попытки родителей опереться на свой жизненный
опыт, на то, как их воспитывали;
• разницу во взглядах на воспитание у родителей;
•
влияние
авторитарной
педагогики,
стремление
к
абстрактному
идеалу;
• завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребенку;
• процесс воспитания рассматривается родителями как исправление
врожденных недостатков;
• исчезновение радости общения, естественности отношений;
• возникновение стремления подчинить ребенка себе, своей власти;
• преуменьшение достоинств ребенка;
• начинается сравнение ребенка со сверстниками, которое зачастую не
в его пользу;
• отсутствует чуткое реагирование на малейшие достижения ребенка.
Истощение сил
У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами,
не хватает сил, а главное, терпения дождаться, пока ребенок
сделает то, что им нужно.
Псевдорегресс
Иногда в этот период ребенок регрессирует в своем
поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. Он
становится
слишком
требовательным
и
капризным,
предпочитает
играть
с
детьми
младшего
возраста
и
доминировать
над
ними.
Некоторые
дети
проявляют
враждебность к своему новому окружению. Отмечается возврат
вредных привычек.
Страхи детей
Некоторые дети испытывают страх быть обманутыми и
возвращенными
в
детский
дом,
поэтому
они
отказываются
покидать
новый
дом.
Некоторые
длительное
время
боятся
остаться в доме без новых родителей, не отпускают их от себя
ни на минуту, боясь, что те уйдут и не вернутся.
Изменения поведения
Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать
линию
поведения,
которая
удовлетворила
бы
приемных
родителей. Этот поиск не всегда удачен. Чтобы привлечь к
себе
внимание,
ребенок
может
изменять
поведение
неожиданным
образом
(например,
веселый,
активный
ребенок
вдруг
стал
капризным,
часто
и
подолгу
плачет,
начинает драться с родителями или с братом, сестрой (если
они есть), делает назло то, что не нравится им).
Первые «маячки» адаптации
Об успешном преодолении трудностей этого
адаптационного
периода
свидетельствует
изменение
внешнего
облика
ребенка:
изменяется
выражение
и
цвет
лица, оно становится более осмысленным,
чаще появляется улыбка, смех. Ребенок
становится оживленным, более
отзывчивым,«расцветает».
СТАДИЯ 3 «ПРИВЫКАНИЕ» («МЕДЛЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ»)
(ЗАВЕРШАЕТ ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В НОВОЙ СЕМЬЕ)
Первое направление. Дети и родители постепенно начинают
жить
жизнью
обычной
нормальной
семьи,
если
замещающая семья успешно преодолела предыдущий этап,
если родители не испытывают страха перед отягощенной
наследственностью
ребенка
и
готовы
адекватно
воспринимать происходящие в нем возрастные изменения.
Становление адекватного поведения у ребенка:
-ребенок
как-то
неожиданно
повзрослел;
если
раньше
его
привлекали
малыши,
то
теперь
он
покидает
их
игры,
выбирает компании, близкие ему по возрасту;
-у
ребенка
исчезает
напряжение,
он
начинает
шутить
и
обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми;
-ребенок
привыкает
к
правилам
поведения
в
семье
и
в
детском учреждении;
-
ребенок принимает активное участие во всех делах
семьи;
-ребенок без напряжения вспоминает о своей прошлой
жизни;
-поведение
ребенка
соответствует
особенностям
характера и полностью адекватно ситуациям;
-ребенок чувствует себя свободно, становится более
независимым и самостоятельным;
-у многих детей меняется даже внешность, становится
более выразительным взгляд;
-дети
становятся
эмоциональнее;
расторможенные
-
более сдержанными, а зажатые - более открытыми.
Это
и
есть
форма
проявления
благодарности
родителям, принявшим их в свою семью.
Концентрация на настоящем
Приспособившись к новым
условиям, дети реже вспоминают
прошлое. Если ребенку хорошо в
семье,
он
почти
не
говорит
о
прежнем
образе
жизни,
по
достоинству
оценив
преимущества семьи, не хочет в
него
возвращаться.
Дети
дошкольного
возраста
могут
спрашивать взрослых, где они так
долго были, почему так долго его
искали?
Положительные изменения в поведении
Если
ребенок
чувствует
хорошее
отношение к себе, возникает привязанность к
родителям и ответные чувства. Он без труда
выполняет правила и правильно реагирует на
просьбы. Проявляет внимание и интерес ко
всем делам семьи, посильно участвуя в них.
Сам отмечает происходящие с ним изменения,
не
без
иронии
вспоминает
свое
плохое
поведение
(если
оно
было),
сочувствует
и
сопереживает
родителям.
Приемные
дети
в
своем
поведении
уже
не
отличаются
от
ребенка, воспитывающегося у биологических
родителей. Если и появляются проблемы, то
они, как правило, отражают кризисные этапы
возрастного развития, через которые проходит
каждый ребенок.
Второе направление
. Родители не смогли найти
путь
к
сердцу
ребенка
и
установить
доверительные
отношения с ним.
У ребенка усугубляются прежние недостатки
личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность)
или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление
к бродяжничеству). А также то, что уже отмечалось выше:
мстительность
или
демонстрация
беспомощности,
требование
чрезмерного
внимания
или
упрямство,
негативизм.
В подростковый период у такого ребенка могут
наблюдаться
различные
негативные
реакции
по
отношению к своим приемным родителям. Ребенок может
изменить
свое
отношение
к
приемным
родителям,
критиковать
их,
особенно
когда
испытывает
обиду.
Подросток
может
начать
демонстрировать
отрицание
ценностей, обычаев усыновителей.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДИНАМИКУ
ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ
возрастом
ребенка:
чем
старше
ребенок,
тем
выше
вероятность
возникновения
сложностей
в
процессе
адаптации;
характерологическими
и
личностными
чертами
детей.
Дети
раннего
возраста
с
«трудным
темпераментом»,
младшие
школьники
и
подростки
с
выраженными
характерологическими
чертами
и
акцентуацией характера, безусловно, являются «группой
риска» для успешности протекания адаптации к приемной
семье.
Эффективность
адаптации
будет
определяться
соответствием семейной среды и поведения родителей
наследственным конституциональным и приобретенным
особенностям ребенка;
историей развития ребенка
.
Если ребенок попал в детское учреждение из семьи, то
в
ходе
адаптации
к
приемным
родителям
он
постоянно
будет
сравнивать
новый
семейный
уклад,
традиции,
правила,
отношение
к
нему
взрослых
со
своей
прежней
семьей. В случае, когда ребенок был «изъят» в детское
учреждение из асоциальной и алкогольной семьи вследствие
лишения родительских прав, скорее всего, сравнение будет
в пользу новой семьи.
Если же ребенок потерял семью по причине смерти и
гибели
родителей,
то
весьма
вероятен
протест
против
всего
уклада
новой
семьи,
как
проявление
острой
аффективной реакции на не пережитое горе.
Дети-сироты, вовсе не имеющие опыта проживания в
семье, столкнутся с проблемой освоения тех норм и правил
поведения в семье, которые «домашние дети» буквально
впитывают с молоком матери, и попытаются привнести в
новую
семью
опыт
прежних
детдомовских
отношений,
далеко не всегда адекватно отвечающих нормам взаимного
уважения, принятия и кооперации;
продолжительностью
знакомства
с
приемными родителями.
Чем лучше узнают друг друга члены будущей
семьи,
тем
легче
будет
решать
проблемы,
связанные с адаптацией. Имеет значение не только
время
знакомства
и
количество
встреч,
но
и
содержание
общения,
его
эмоциональная
насыщенность, взаимная ориентация партнеров на
личность друг друга. Аффективный и деловой опыт
отношений
ребенка
с
приемными
родителями
в
период
знакомства
создает
основу
для
развития
семейного
взаимодействия
и
лучшего
познания
друг друга;
психологической
готовностью
родителей
к
принятию ребенка.
Очевидно, что именно приемным родителям
принадлежит инициатива в создании новой семьи,
как правило, именно они определяют правила и
нормы
ее
жизни.
Поэтому
степень
психологической
готовности
родителей
к
выполнению
воспитательной
функции,
учет
и
уважение индивидуальности ребенка, принятого в
семью,
и,
соответственно,
готовность
к
сотворчеству
в
развитии
новой
семьи
будет
увеличивать
скорость
и
успешность
психологической адаптации;
возможностью сохранения ребенком системы прежних
социальных и межличностных отношений.
Существуют две противоположные позиции в вопросе о
целесообразности сохранения ребенком контактов с детским
учреждением.
Первая позиция - «уйти от прошлого» - настаивает на
необходимости как можно скорее покончить с «тяжелым
прошлым», забыть его как кошмарный сон, и строить новую
жизнь
и
новые
отношения
с
«чистого
листа».
Отсюда
требование
–
прекратить
все
прежние
контакты
и
отношения.
Дополнительным
аргументом
сторонников
позиции разрыва с прошлым является сохранение тайны
приемной семьи.
Чем скорее забудет ребенок свое детдомовское
прошлое, чем меньше вероятность случайной встречи с
ним, тем более надежно можно сохранить тайну , считают
сторонники такой позиции.
Вторая
позиция
настаивает
на
сохранении
ребенком
сети
прежних
социальных
и
межличностных отношений – прежней школы и
класса друзей, круга общения – в силу того, что
кардинальное
изменение
условий
жизни
ребенка
даже в условиях обретения им новой семьи, делает
задачу психологической адаптации ребенка крайне
сложной.
Сохранение социальной поддержки
облегчает
процесс
адаптации
и
повышает
уровень
толерантности
детей
к
неизбежным
«нештатным» воздействиям.
Таким образом,
- период адаптации в разных семьях проходит по-
разному,
- особенности периода адаптации зависят от многих
причин, связанных как с членами приемной семьи, так
и характером и поведением самого приемного ребенка.
Специалистам при работе с семьей и ребенком в
этот период необходимо учитывать все эти причины.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
1
. Проблемы, связанные с прошлым жизненным опытом
ребенка
У каждого приемного ребенка есть своя «история», и
каждая «история» накладывает свой отпечаток на жизнь и
развитие ребенка. У ребенка была или есть кровная мама, и
никакая другая не сможет её заменить. Если рассматривать
ребенка
«отказника»,
то
у
него
давно
уже
сложился
идеальный образ матери и это тоже его «история».
Ребенок, живя в кровной семье, видел модель
поведения
своих
родителей
и
эта
модель
поведения
и
жизни для него единственно правильная. От этой модели
будут
зависеть
нормы
поведение
и
успешность
развития самого ребенка в приемной семье.
На успешность адаптации и благополучность проживания
ребенка в приемной семьей могут влиять, пережитые им:
1) насилие
По статистике более 80% детей, оставшихся без
попечения
родителей,
пережили
физическое
насилие
в
кровной семье.
Насилие становится нормой жизни ребенка, и по его
представлению
свидетельствует
о
проявление
любви
со
стороны родителей. В приемной семье в адаптационный период
ребенок, переживший насилие, будет провоцировать родителей
всеми известными ему способами, побуждая их совершать
физическое
насилие
в
отношении
себя.
Если
родители
отказываются наказывать ребенка, он начинает думать, что его
не любят, и откровенно требует наказания.
Такое поведение ребенка пугает родителей, они начинают
сомневаться
в
своем
выборе
и
отзываться
о
детях
как
о
психически
неполноценных,
а
это
всего
лишь
естественная
реакция на новые условиям проживания.
2) агрессия
Ребенок, переживший насилие, считает
физическое наказание нормой своей жизни, его
поведение носит агрессивный характер. У такого
ребенка
снижена
самооценка
и
высок
уровень
личностной
тревожности.
Агрессивные
действия
направлены
в
большинстве
случаев
на
детей
младших
по
возрасту
или
физически
слабых.
Наиболее ярко агрессивное поведение проявляется в
играх детей.
В некоторых случаях агрессия становится
личностной чертой ребенка, в свою очередь, избивая
сверстника в детском саду или в школе, такие дети
получают удовольствие.
3) сексуальное развращение
Катя Р. 8 лет. Девочка проживала в одной комнате с мамой, с
бабушкой и их сожителями, спала на грязном полусгнившем
диване, без постельного белья, в комнате без окон, топившейся
по- черному. Комната находилась на втором этаже, лестница,
ведущая на второй этаж, отсутствовала, чтобы девочке попасть
в комнату, ей надо было карабкаться наверх по коробкам.
При
помещении
Кати
в
приемную
семью,
в
адаптационном
периоде
специалисты
столкнулись
с
проблемами сексуального характера. Девочка, приходя утром в
комнату приемных родителей, постоянно советовала, как надо
спать ночью. Все её игры имели сексуальный подтекст. Девочка
постоянно просила кровных сыновей приемной мамы жениться
на ней и готовила для этого постель. В другие игры играть
отказывалась.
Почти все дети из неблагополучных семей в той или иной
мере
проявляют
сексуализированное
поведение,
как
отпечаток прошлой жизни.
4) последствия, связанные с пребыванием ребенка в
государственном учреждении
Все дети, находящиеся в государственных
учреждениях
испытывают
на
себе
последствия
материнской
депривации,
которые
особенно
ярко
проявляются
в
адаптационный
период.
К
таким
последствия можно отнести:
- высокий уровень личностной тревожности
На начальных этапах адаптации ребенка к новым
условиям
среды
уровень
тревожности
резко
повышается,
в
этот
период
наблюдаются
обострение
симптомов
невротизации:
энуреза,
онанизма,
раскачивания ребенка перед сном, и т.д. К завершению
адаптационного
периода
уровень
личностной
тревожности ребенка снижается, но остается в пределах
высоких показателей.
- нарушение привязанности
Те дети, которые имели опыт проживания в семьях,
имеют и опыт формирования привязанностей, но в связи с
тем,
что
многие
хорошо
помнят
кровных
родителей,
процесс
формирования
привязанности
к
приемным
родителям проходит долго и сложно. Дети - отказники не
помнят
своих
родителей,
у
них
отсутствует
чувство
привязанности к кому-либо
и поэтому для них процесс
формирования привязанностей не менее долгий и не менее
сложный.
- несформированность эмоционально-волевой сферы
Незрелость эмоционально-волевой сферы формируют
проблемы поведенческого характера. Несформированность
внутреннего
локуса
контроля,
т.е.
неумение
контролировать свои чувства, эмоции и поведение - одна из
главных
проблем
адаптационного
периода
проживания
ребенка в принимающей семье.
- собственничество
В
начальный
период
адаптации
чувство
собственничества выражено особенно ярко. Ребенок ведет
себя
обособленно,
все
свои
вещи
держит
при
себе,
конфетами и подарками отказывается делиться с близкими,
считает, что все только для него, и мама тоже. На этой почве
возникают конфликты с кровными детьми, в том числе и
ревность.
- привлечение внимания к себе
Как в кровной семье, так и в государственном
учреждении ребенку всегда не хватало внимания со стороны
взрослых. Придя в семью, ребенок пытается обратить на
себя внимание всеми известными ему способами. Он хочет,
чтобы все внимание было уделено ему одному. В начальный
период адаптации ребенок стремится понравиться, завоевать
расположение, показать себя с лучшей стороны.
- проблемы, связанные со здоровьем детей
Немало проблем доставляет приемным
родителям здоровье детей, а точнее его отсутствие.
Многие
дети
имеют
сложные
хронические
заболевания,
обусловленные
асоциальным
поведением их кровных родителей.
Итак, сопровождение в период адаптации
должно быть направлено на поддержку ребенка, на
его
умение
строить
положительные
взаимоотношения со всеми, кто его окружает. Оно
должно
быть
длительным,
постоянным
и
систематичным, необходим четкий план по развитию
и реабилитации ребенка в приемной семье.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ В АДАПТАЦИОННЫЙ
ПЕРИОД
дефицит знаний о психологических особенностях детей-
сирот;
безрезультатные попытки родителей опереться на свой
положительный
жизненный
опыт
в
воспитании
собственных детей;
преобладание
авторитарного
стиля
воспитания
приемного ребенка и стремление к абстрактному идеалу;
завышенные требования к ребенку;
выбор неправильного стиля воспитания, направленного
на исправление врожденных недостатков ребенка;
преуменьшение достоинств ребенка;
сравнение
ребенка
со
сверстниками
и
(или)
с
кровными
детьми,
которое
зачастую
не
в
пользу
приемного ребенка;
отсутствие
чуткого
реагирования
на
малейшие
достижения ребенка;
проблемы
в
воспитании
приемного
ребенка,
связанные с отсутствием личного опыта воспитания
кровных детей;
проблемы, связанные с особым образом жизни и
мировоззрением верующих приемных семей.
Определив проблему, стоящую перед
конкретной
семьей
специалисты
службы
сопровождения
ставят
перед
приемными
родителями те или иные задачи:
повышение
родительской
компетентности
через
обучение;
формирование
умения
оказать
своевременную
поддержку приемному ребенку в трудных ситуациях;
формирование
умения
адекватной
оценки
возможностей приемного ребенка;
выстраивание
доверительных
отношений
между
ребенком и своими кровными детьми;
выстраивание
комфортных
отношений
между
приемным
ребенком
и
другими
членами
семьи
(бабушки, дедушки, тети и т.д.);
формирование
умения
чутко
реагировать
на
малейшие
достижения ребенка и в последующем опираться на них;
перераспределение обязанностей внутри семьи;
организация режима дня понятного для приемного ребенка и
доступного для его исполнения;
поддержание
уверенности
родных
детей
в
прочности
их
положения, любви к ним, соблюдения их интересов;
оказание помощи приемному ребенку в социализации в среде
сверстников (детский сад, школа и т.д.);
формирование
умений
устанавливать
контакт
с
приемным
ребенком
и
выбирать
оптимальный
стиль
воспитания
и
общения.
Для решения всех этих задач и преодоления множества
проблем
в
период
адаптации
приемным
родителям
необходимо
понимание,
терпение,
выдержка,
а
также
постоянное сотрудничество со специалистами и общение с
такими же приемными родителями.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОСТЬ
АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
На успешность адаптации ребенка в семье влияют:
факторы, связанные с личностными особенностями
самого
ребенка
(к
ним
относятся
последствия
депривации, негативный прошлый жизненный опыт);
факторы, связанные с личностными особенностями
замещающих родителей (мотив принятия ребенка в
семью, стили воспитания);
факторы,
связанные
с
социальным
окружением
приемной семьи (отношение близких родственников,
членов
семьи,
соседей,
педагогов,
медицинских
работников к приемному ребенку, сотрудничество со
специалистами, сопровождающими семью).
ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЛИЧНОСТНЫМИ
ОСОБЕННОСТЯМИ САМОГО РЕБЕНКА
К данной группе факторов относятся
психическое,
эмоциональное,
умственное ,
физическое развитие ребенка-сироты.
ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЛИЧНОСТНЫМИ
ОСОБЕННОСТЯМИ ЗАМЕЩАЮЩИХ РОДИТЕЛЕЙ
К этой группе факторов можно отнести
мотивы принятия ребенка в семью,
стили семейного воспитания.
Мотивы принятия ребенка в семью:
1. Мотив, удовлетворяющий потребность в
продолжении рода.
Как правило, причины принятия ребенка в
семью связаны с бесплодием супругов,
безуспешно пытающихся на протяжении ряда лет
с помощью лечения решить эту проблему.
Факторами
риска
в
воспитании
приемного
ребенка в данном случае выступают разногласия
супругов в желании усыновить ребенка, во взглядах
на воспитание, страх «дурной наследственности»,
предвзятое
восприятие
индивидуально-
психологических особенностей приемного ребенка.
Все
это
приводят
к
тому,
что
замещающие
родители
пугаются
различных
негативных
поведенческих проявлений ребенка в период его
адаптации к проживанию в семье, склонны всю
ответственность за свои неудачи в деле воспитания
перекладывать
на
ребенка,
объясняя
все
«дурной
наследственностью». В последствии в этой семье не
складываются
детско-родительские
отношения,
возникает риск возврата ребенка в интернатное
учреждение.
Основной
проблемой
замещающих
родителей
является недостаток информации о детях - сиротах,
об
их
поведенческих
и
характерологических
особенностях,
способах
взаимодействия
с
детьми,
отсутствие
собственного
родительского
опыта,
педагогическая
некомпетентность.
Поэтому,
необходимо восполнить эти пробелы, предоставить
таким родителям исчерпывающую информацию
по
различным
вопросам
воспитания
детей
и
особенностям
их
поведения
вообще
и
в
адаптационный
период,
в
частности,
показать
наиболее
приемлемые
способы
взаимодействия
с
детьми,
давать
психолого-педагогические
консультации
по
всем
интересующим
вопросам.
Только так возможно предупредить нежелательный
исход – возврат ребенка в интернатное учреждение.
2. Мотив «смысла жизни»
Приемный
ребенок
придает
осмысленность
существованию
родителей,
позволяет
определить
жизненные цели и задачи.
Здесь существует опасность в том, что
замещающие родители будут иметь склонность к
идеализации приемного ребенка. И после того,
как пройдет первый период адаптации и ребенок
станет
познавать
границы
дозволенного
в
семье,
когда в его поведении наметится регресс, родители
могут испытать сильное разочарование. Но имеется
и
позитивный
момент,
который
выражается
в
готовности родителей преодолеть все трудности
адаптационного периода.
3. Мотив преодоления одиночества.
Ребенок рассматривается как значимый партнер, с которым
можно установить отношения близости и доверия, источник
положительных
эмоциональных
переживаний,
опора
в
старости.
Подобная
мотивация
превалирует
у
одиноких
людей,
по
разным
причинам
не
сумевшим
создать
или
сохранить семью.
Факторами риска в этом случае являются 1) чрезмерность
и
неадекватность
ожиданий
в
отношении
личностных
качеств ребенка (чуткости, доброты, заботливости и т.д.),
2)возраст усыновителей (предпенсионный и пенсионный),
не
позволяющий
полностью
реализовать
воспитательную
функцию в период высокой профессиональной и социальной
активности , 3)отсутствие опыта в воспитании детей. Все
это,
как
и
в
предыдущем
случае,
может
привести
к
разочарованию в ребенке, особенно велика эта опасность в
период адаптации ребенка к проживанию в семье.
4. Альтруистическая мотивация.
Стремление
защитить
ребенка,
оказать
ему
помощь
и
содействовать
в
создании
благоприятных
условий
развития,
«вырвать» ребенка из «ужаса» детского дома. Этот вид мотивации
представляется
особенно
важным,
поскольку
в
данном
случае
приемный
родитель
фокусом
своих
усилий
делает
благополучие
и
интересы
ребенка,
а
не
удовлетворение
собственных интересов и потребностей.
Опасность такого вида мотивации кроется в стремлении
родителя из самых благих намерений построить асимметричные
отношения
с
ребенком,
в
которых
ребенку
неосознанно
навязывается роль «потребителя» тех условий, которые создает
для
него
родитель
-
благодетель.
При
такой
потворствующей
гиперпротекции ребенок выучится только брать, ничего, не
отдавая
взамен.
Кроме
того,
такие
родители
полагают,
что
ребенок должен быть им благодарен за «спасение» из детского
дома
и
очень
огорчаются,
когда
не
получают
ожидаемой
признательности и благодарности. Это приводит к ухудшению
детско-родительских отношений, затруднению процесса взаимной
адаптации.
5. Мотив компенсации утраты собственного ребенка.
Родители, пережившие смерть ребенка, стремятся как можно
скорее восполнить жизненную пустоту и смысловой вакуум
усыновлением ребенка. Это один из самых опасных мотивов.
Идеализация
прошлого
и
постоянное
сравнение
родителями своего собственного и усыновленного ребенка,
осуществляемое как на осознанном, так и на неосознанном
уровне,
приводят
к
разочарованию,
дистанцированию,
отчужденности и даже отказу от усыновления.
Обычно усыновители стремятся взять в семью ребенка,
максимально похожего на собственного сына или дочь – того
же возраста, пола, той же внешности. Сходство в этих случаях
не помогает, а, напротив, осложняет принятие ребенка-сироты,
который,
естественно
по
всем
показателям
будет
в
глазах
родителей
уступать
их
родному
ребенку.
Поэтому
рекомендуется принимать в семью ребенка другого пола и
более младшего возраста, чем родной ребенок.
6. Мотив стабилизации супружеских отношений.
Данная
мотивация
является
деструктивной,
поскольку, в этом случае, ребенок выступает, в
первую
очередь,
как
средство
налаживания
«давших
трещину»
супружеских
отношений.
Воспитание
приемного
ребенка,
со
своими
проблемами и трудностями развития, станет скорее
еще одним поводом для конфликтов и охлаждения,
чем для сплочения супругов, что может привести и
к
распаду
семьи,
и
к
возврату
ребенка
в
интернатное
учреждение.
Вместе
с
тем,
при
определенных
условиях,
вариант
объединения
супругов на почве общей цели воспитания также
возможен.
7. Прагматический мотив улучшения материального и
жилищного положения.
Несомненно,
данная
мотивация
является
самой
деструктивной
и
тщательно
скрывается
замещающими
родителями. Трудно предугадать, как будут складываться
детско-родительские отношения в данной семье и как будет
проходить адаптационный процесс, т.к., в данном случае,
возможно все: от пренебрежения основными нуждами и
потребностями
ребенка,
эмоционального
отвержения
до
формирования
привязанности
друг
к
другу,
как
положительного
исхода
процесса
адаптации
ребенка
в
замещающей семье.
Таким образом, учет мотивации принятия ребенка
в
семью
позволяет
прогнозировать
успешность
взаимной
адаптации
родителей
и
детей
и
корректировать,
в
случае
необходимости,
как
психологическую
готовность
супругов,
так
и
детско-
родительское взаимодействие.
Компоненты
психологической
готовности
замещающих
родителей
к
принятию
на
воспитание
ребенка:
мотивационную готовность;
психолого-педагогическую
компетентность
в
вопросах
развития
и
воспитания
детей
(информированность
о
возрастно-психологических
особенностях
детей,
целях,
задачах
и
методах
воспитания,
знание
и
понимание
того,
какое
влияние
оказывает
социальная
и
семейная
депривация
на
психическое
развитие
ребенка
в
разные
возрастные
периоды);
адекватность
когнитивного
образа
приемного
ребенка
(информированность
усыновителей
об
истории
развития
ребенка,
его
родителях и родственниках, основных жизненных событиях и характере
переживания
их
ребенка,
знание
индивидуально-личностных
особенностей приемных детей, их интересах, привычках, «сильных» и
«слабых» сторонах; информированность о круге общения ребенка, его
друзьях);
эмоционально-волевую
готовность
(настойчивость
в
преодолении
трудностей
воспитания,
эмоциональная
стабильность,
толерантность
к
проявлению дезадаптивного поведения, развитая эмпатия, центрация на
интересах ребенка, а не на собственных желаниях).
ФАКТОРЫ, СВЯЗАННЫЕ С СОЦИАЛЬНЫМ
ОКРУЖЕНИЕМ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ
1 фактор. Успешность адаптации ребенка в приемной
семье зависит от отношения социального окружения семьи:
близких родственников,
знакомых,
соседей,
педагогов,
медицинских работников к факту принятия ребенка.
Часто социальное окружение к приемным детям
относится негативно, выступая категорически против
приема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей в семьи, мотивируя это тем, что все эти дети с
плохой наследственностью и в будущем повторят судьбу
своих родителей.
2 фактор. Складывающиеся отношения между
приемными
родителями
и
специалистами,
оказывающими помощь в воспитании, обучении и
коррекции поведения детей.
Приемным родителям необходимо учитывать,
что
возникающие
проблемы
с
ребенком
требуют
немедленного
вмешательства
специалистов.
В
случае замалчивания данных проблем, они будут
усугубляться, что приведет к кризису в отношениях
между семьей и ребенком, а это, в свою очередь,
может повлечь возврат ребенка в государственное
учреждение. Только сотрудничество на равных
условиях
приемных
родителей
и
специалистов,
поможет
достигнуть
успеха
в
трудном
деле
воспитания приемного ребенка.
3
фактор.
Микроклимат
внутри
приемной
семьи.
Семья
должна
быть
единой,
крепкой,
объединяющей всех членов общими интересами и
устоями, и определяющая роль в этом принадлежит
взрослым
членам
семьи,
в
первую
очередь,
родителям.
Типичные
ошибки
многих
приемных
родителей 1) противопоставление ими кровных
детей и приемных. Зачастую к приемным детям
родители
предъявляют
завышенные
требования.
Вместо того, чтобы адаптировать ребенка к жизни в
семье,
они
начинают
их
учить
писать,
считать,
читать,
часто
не
обращая
внимания
на
эмоциональную
сторону
их
взаимоотношений
с
ребенком.
2) родители ждут от детей благодарности,
привязанности
к
ним,
но
ничего
подобного
они
не
получают.
Это связано с тем, что ребенку еще нужно время, чтобы
убедиться,
что
новая
семья
его
не
предаст,
как
когда-то
предали кровные родственники, поэтому он испытывает своих
приемных родителей на прочность, на любовь. Если приемные
родители
начинают
терять
терпение,
ребенок
готов
уйти.
«Значит, - думает он, - я им не нужен». Взрослые в этой
ситуации думают иначе: «Гены, наследственность, кровные
родители - другими дети быть не могут».
Как бы чувствуя такое отношение со стороны членов
приемной семьи, дети «пускаются во все тяжкие»: начинают
убегать из дома, воровать, проявляют агрессивность во всех
своих
поступках,
нежелание
учиться
и
многое
другое.
Поэтому, для приемных родителей важно иметь большое
терпение
и
уважение
по
отношению
к
чувствам
и
поступкам приемных детей.
4 фактор. В создании имиджа приемной семьи
играют
средства
массовой
информации.
Они
зачастую
однобоко освещают проблему жизнеустройства детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
часто
вынося
на
суд
общественности
только
отрицательные
моменты
из
жизни
приемных
семей,
раздувая факты жестокого обращения к детям именно в
этих семьях.
В результате, у обывателей складывается
впечатление,
что
приемные
родители
-
это
люди,
которые
заинтересованы
только
в
своей
личной
выгоде, а не в детях. Да, такие случаи есть, но их
единицы,
в
основном
приемные
родители
имеют
активную жизненную позицию, понимают проблемы
детей-сирот.
ВЫВОДЫ
изоляция
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
от
семьи,
сверстников,
социального
окружения
недопустима, она послужит только тому, что став взрослыми,
эти
дети
будут
чувствовать
себя
изгоями,
не
смогут
адаптироваться и стать полноправными членами общества;
период
адаптации
детей-сирот
в
приемных
семьях
довольно сложен и труден, как для детей, так и для приемных
родителей, и если он будет осложняться недоброжелательным
отношением
со
стороны
социального
окружения,
то
это
повлечет
увеличение
количества
возвратов
детей
в
государственные учреждения;
к приему ребенка в семью должны быть подготовлены не
только приемные родители, но и то социальное окружение,
которое будет вокруг ребенка, в особенности воспитатели,
учителя, которые будут непосредственно работать с ним;
приемным
родителям
необходимо
стремиться
к
пониманию личностных особенностей и проблем
таких детей и своим поведением не усугублять их;
специалистам, сопровождающим приемную семью,
уделять
как
можно
больше
внимания
работе
с
социальным
окружением
семьи
на
предмет
их
осознанности данной проблемы и понимания каждого
ребёнка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации;
сотрудничество
приемных
родителей
со
специалистами крайне необходимо
и оно должно
осуществляться
на
протяжении
всего
времени
проживания
ребенка в семье,
между ними должны
установиться
доверительные
отношения,
которые
помогут детям адаптироваться к жизни в нормальных
условиях.
Следует помнить о том, что все эти
дети, перенесшие жизненные невзгоды,
станут взрослыми, выйдут в
самостоятельную жизнь и небезразлично
всем какими они будут в той жизни:
озлобленными на весь свет либо
признательными за то, что им сделали
взрослые люди в их прежней жизни.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ