Напоминание

"Особые дети"


Автор: Павлова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№17" города Чебоксары Чувашской Республики
Населённый пункт: г.Чебоксары Чувашская Республика
Наименование материала: Научная статья
Тема: "Особые дети"
Раздел: начальное образование





Назад




Особые дети. Как с ними работать?

В любой семье родители, имеющие детей, часто уверены, что воспитывают ребенка

абсолютно правильно. Тогда откуда же столько невоспитанных детей, не умеющих вести

себя в любых общественных местах: в школе на уроке, в столовой, в автобусе, в театре и

т.д.

Причины могут скрываться в социальной среде воспитания, где он растёт, и

сложности самой личности ребёнка. Начинается всё, безусловно, с семьи, ведь «ребёнок

учится всему, что видит у себя в дому», и значимость этого «института жизни» очевидна.

Ребёнку очень трудно внедряться во взрослый мир, в котором он не всегда находит

понимание, но при этом молниеносно копирует поведение взрослых, далеко не всегда

лучшее. Взаимодействуя со сверстниками и взрослыми в различных условиях, он

приобретает

собственный

опыт,

который

бывает

разным,

положительным

и

отрицательным. Всё плохое запоминается легко, а хорошее надо прививать, взращивать,

постоянно подкреплять и стимулировать, а это огромный труд и ребёнка над собой, и

родителей, и ближайшего окружения: родственников, воспитателей, учителей, ...

Для успешного становления личности ребёнка прежде всего необходимо, чтобы

взрослые воспринимали его как полноправного участника жизни, учитывали его характер,

тип темперамента, осознавали степень своего влияния на формирующуюся личность и

знали стадии развития познавательных процессов. Особого внимания с этой точки зрения

заслуживает изучение психологических особенностей детей, которые сильно отличаются

от своих сверстников, а именно:

дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные),

медлительные дети,

дети с ослабленным здоровьем,

дети со слабой нервной системой,

инертные дети,

демонстративные дети,

тревожные дети,

леворукие дети,

одарённые дети.

Изучить каждую из особенностей подробно, можно используя дополнительную

литературу, а что же следует учитывать родителям, воспитателям и учителям при работе с

такими детьми, когда та или иная особенность уже выявлена и такой ребёнок пришёл в

группу, в класс. Обобщив опыт известных физиологов и психологов, таких, как: Безруких

1

М. М., Акимова М. К., Козлова В. Т., Гиппенрейтер Ю.Б. и др., представилось возможным

составить некоторые советы по работе с «особыми» детьми.

Учёт особенностей детей с синдромом дефицита внимания (гиперактивные)

Рекомендации родителям детей с синдромом дефицита внимания могут быть

следующими:

1.

В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь ситуации успеха. Хвалите

его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте позитивные достижения.

Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2.

Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя», во многих случаях достаточно

будет использовать зрительную стимуляцию.

3.

Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

4.

Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приёма пищи,

выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.

5.

Давайте ребёнку только одно задание (поручайте одну обязанность) на

определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

6.

Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации

внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

7.

Избегайте по возможности скоплений людей, так как пребывание в крупных

магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее

воздействие. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

8.

Во время игр желательно ограничивать ребёнка лишь одним партнёром.

Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля

и нарастанию гиперактивности.

9.

Расходовать избыточную энергию полезно ежедневно и активно на свежем

воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

10.

Учитывайте недостатки поведения ребёнка для планирования коррекции

поведения. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая

неизбежна,

но

может

удерживаться

под

разумным

контролем

с

помощью

перечисленных мер.

Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит

учителям.

Учителям рекомендуется:

1.

По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка с синдромом

дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение.

2

2.

Во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому

может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для

гиперактивного ребенка - в центре класса.

3.

Предоставлять ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к

учителю в случаях затруднения.

4.

Задания, предлагаемые на уроке, писать на доске.

5.

Дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде

последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из

частей, внося необходимые коррективы.

6.

Во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной

«разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

Подробнее изучить следующую проблему помогут книги Безруких М. М., Акимовой

М. К., Козловой В. Т., Гиппенрейтер Ю.Б.

Детям медлительным, с ослабленным здоровьем поможет использование

родителями и учителями некоторых приёмов:

1.

Не ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;

дать достаточно времени на обдумывание и подготовку;

2.

Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме (при достаточной

сформированности навыка письма);

3.

Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой,

разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные

информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;

4.

Лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный

на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность

ученику позаниматься дома;

5.

Путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и

замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. Д.) Нужно формировать у

такого ученика уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности

учиться; эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях

экзаменов, контрольных, олимпиад и т. Д.;

6.

Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно

относится к ним;

7.

Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления

написанного;

3

8.

Следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать

внимание, создавать спокойную обстановку.

Медлительных детей нельзя подгонять, торопить. Это не только бесполезно, но и вредно,

так как ребенок начинает нервничать, что затрудняет правильную ориентировку в

задании, а скорость выполнения действия при этом не меняется.

1.

И учителям, и родителям необходимо найти такие варианты индивидуального

подхода, которые помогли бы ребенку работать в оптимальном для него темпе.

Например, не спеша заканчивать дома работу, которую не удалось выполнить в

классе, работать на уроке по карточкам с индивидуальными заданиями и т. п.

2.

Значительная помощь медлительному школьнику потребуется и со стороны

родителей. Специальные исследования показывают, что систематические занятия,

тренировки могут в определённой мере повысить скорость работы, как у

дошкольников, так и у школьников. Наиболее успешной такая тренировка будет

для детей 4-6 лет.

3.

Исключить длительную напряжённую работу, так как ребёнок быстро устаёт,

теряет

работоспособность,

возрастает

эмоциональное,

нервно-психическое

напряжение, начинает допускать ошибки даже в том, что хорошо умел.

4.

Избегать ситуаций, когда родитель или учитель в высоком темпе о чём-либо

спрашивают и требуют немедленного ответа.

5.

Ребёнок теряется, когда родитель, либо учитель задаёт неожиданный вопрос и

требует на него устного ответа.

6.

Снижается работа после неудачного ответа, оценённого отрицательно.

7.

Не умеет работать в ситуации, требующей отвлечения (реплики, сопутствующие

его непосредственно выполняемой работе).

8.

показывает низкий уровень работы в ситуации, требующей распределения

внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда

во время объяснения учитель одновременно ведёт опрос учащихся по прошлому

материалу, привлекает разнообразный дидактический материал (карты, слайды,

учебник), заставляет делать записи в тетради, следить по учебнику и т. д.).

9.

Усиливать снижение работоспособности будет шум, неспокойная обстановка.

10. Эмоционально не устойчив, такой ребёнок не сможет работать после резкого

замечания, после ссоры с кем-либо и т. д.

11. Под руководством вспыльчивого, несдержанного педагога такие дети показывают

очень низкие результаты.

4

12. Не способен усваивать большой объём материала разнообразный по содержанию

(плохо классифицирует).

Приёмы в работе учителя, облегчающие учебную деятельность

школьников со слабой нервной системой:

1.

Не ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;

дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

2.

Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме (при достаточной

сформированности навыка письма).

3.

Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой,

разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные

информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

4.

Лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный

на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность

ученику позаниматься дома.

5.

Путем правильной тактики опросов и поощрений (словесной оценкой в данный

момент: «молодец», «умница» и т. д.) Нужно формировать у такого ученика

уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться; эта

уверенность

поможет

ученику

в

экстремальных,

стрессовых

ситуациях

контрольных, олимпиад и т. д.

6.

Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно

относится к ним.

7.

Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления

написанного.

8.

Следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать

внимание, создавать спокойную обстановку.

Виды учебных ситуаций, затрудняющих деятельность инертных учащихся:

1.

Учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и способам

решения.

2.

Учитель подает материал в достаточно высоком темпе, неясна последовательность

вопросов, обращенных к классу.

3.

Время работы ограничено, невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой;

4.

Требуется частое отвлечение (на реплики учителя, ответ или вопрос другого

учащегося).

5

5.

Требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой.

6.

Оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания.

7.

Выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.

Приёмы в работе учителя, облегчающие учебную деятельность учащихся с

инертной нервной системой

1.

Не требовать от них немедленного включения в работу: их активность в

выполнении нового вида задания возрастает постепенно.

2.

Следует помнить, что инертные дети не могут проявлять высокую активность в

выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в

такой ситуации.

3.

Не нужно требовать от инертного ученика быстрого изменения неудачных

формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа; они чаще

следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизаций.

4.

Поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации

(например, от дел, которыми они были заняты на перемене), не следует проводить

их опрос в начале урока.

5.

Нужно избегать ситуаций, когда от инертного ученика требуется быстрый устный

ответ на неожиданный вопрос; инертным необходимо предоставить время на

обдумывание и подготовку.

6.

В момент выполнения задания не следует их отвлекать, переключать внимание на

что-либо другое.

7.

Нежелательно

заставлять

инертного

ученика

отвечать

новый,

только

что

пройденный материал; следует отложить опрос до следующего раза, дав

возможность позаниматься дома.

Проблемой изучения демонстративных детей занимались а. Л. Венгер, а. Е. Личко

к. Леонгард, манова-томова в. С. И др.

Таким детям желательно найти возможность для самореализации.

Некоторые приёмы при работе с демонстративными детьми

1.

Лучшее место для проявления демонстративности – сцена.

2.

Таким детям подходят различные виды художественной деятельности, в частности

изобразительная. Социально одобряемые способы привлечения к себе внимания

окружающих вытесняют негативные формы поведения, преобладавшие у ребенка

6

ранее (подчеркивание достоинств выполненной работы, организация выставок,

запись отзывов и т. п.).

3.

Рекомендуется включение учеников в детские группы (в том числе учебные),

деятельность которых чётко регламентирована. Отклоняющихся форм поведения

можно избежать при наличии конкретных требований и обязанностей, включении в

коллективную деятельность со сверстниками. Выработка адекватных способов

общения со сверстниками, принятие демонстративного ребенка одноклассниками

способствуют сглаживанию его отрицательных черт.

4.

Снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения

демонстративного ученика, который нарушает дисциплину. Задача взрослого очень

трудная, – не замечать реплик, глупых шуток, отдельных мелких проступков,

обходиться без нотаций и назиданий. Если очередную выходку нельзя оставить

безнаказанной, делать замечание или наказывать нужно как можно менее

эмоционально.

Большие сложности возникают у родителей (при определённом стиле семейного

воспитания), воспитателей и учителей с тревожными детьми. Как отмечают в своих

трудах А.Л.Венгер, А. М. Прихожан, Б. И. Кочубей, Е. В. Новикова, особенно обостряется

личностная тревожность в период подготовки к школьному обучению.

Советы родителям

1)

Исключить авторитарный стиль общения, сочетающийся с высоким уровнем

притязаний. Требования, предъявляемые ребёнку, должны быть ему не только

понятны, но и приняты им, т.е. не должно быть внутреннего противоречия.

2)

Возлагаемые ожидания родителей не всегда могут оправдываться в силу

индивидуальных

особенностей

каждого

ребёнка,

поэтому

надо

адекватно

оценивать его возможности и способности и планировать работу по достижению

большой цели, начиная с малой, спокойно и методично;

3)

Тревожные родители будут непроизвольно воспроизводить это качество в своём

ребёнке, проявляя гиперопеку. Таким взрослым следует больше контролировать и

вовремя останавливать себя, не переусердствовать. В каждом конкретном случае

ситуации следует анализировать и корректировать собственное поведение.

Рекомендации учителям

1.

Важно

помнить,

что

развитию

тревожности

младших

школьников

способствует авторитарный стиль общения учителя с классом, ориентация педагога не

на индивидуальную, а на социальную норму, «наклеивание ярлыков» на детей, этой

норме не соответствующих.

7

2.

Учителя, оценивая результаты учебной работы школьников, не должны

противопоставлять детей друг другу, важно сравнивать результаты одного ученика,

полученные в разное время, т. е. его индивидуальное продвижение в освоении

материала.

3.

Для создания ситуации успешности должны быть чётко заданы критерии

любой деятельности, подлежащей оцениванию. Тогда у младшего школьника будет

формироваться умение самостоятельно оценивать свои действия, постепенно произойдёт

ориентация с внешней оценки на внутреннюю, запоминаться будут удачи, успех,

благоприятные события.

4.

По отношению к учителям они занимают инфантильную позицию: отметка

для них не «мерило» предметных знаний и умении, а прежде всего выражение

отношения педагога. Чтобы изменить данную ситуацию, прежде всего необходимо

обеспечить им достижение успеха!!! А поскольку главное - не сам по себе успех, а

реакция на него, родители и учителя не должны сильно заострять внимание на

неудачах и отдельных ошибках. Следует поощрять малейшие позитивные сдвиги в

учебной работе, а замечания делать в особой форме: «Ты молодец. У тебя получается

очень хорошо. Но пока ещё получилось не до конца. В следующий раз ты наверняка

сделаешь ещё лучше, чем сейчас».

5.

Развивать у детей навыки общения со взрослыми и сверстниками, игровые

навыки, умение анализировать учебную деятельность, относиться к своим успехам как к

результату собственных усилий и не бояться ошибок.

6.

Установить чёткую систему требований к учебной деятельности и

поведению детей, анализировать трудные ситуации и способы их разрешения.

Изучением проблемами леворуких детей занимались Микадзе Ю. В., Безруких М. М.,

Корсакова Н. К., Крылов Д. Н., Кулакова Т. П и др.

Какие важные индивидуальные особенности леворукого ребёнка необходимо

учитывать в процессе обучения и воспитания?

1.

Сниженная способность зрительно-двигательной координации – дети плохо

справляются с задачами на срисовывание графических изображений, с трудом

удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк.

2.

Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности

при анализе пространственных соотношений: искажение формы и пропорции фигур при

графическом изображении; зеркальность письма; пропуск, перестановка букв, смешение

8

на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при определении

при определении расположения предметов в пространстве.

3.

Особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания:

для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его «по

полочкам».

4.

Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.

5.

Речевые нарушения: ошибки звуко-буквенного анализа.

6.

Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей являются их

эмоциональная

чувствительность,

ранимость,

тревожность,

обидчивость,

раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость,

что является фактором, осложняющим адаптацию к школе.

На протяжении I класса (а возможно, и более продолжительное время) леворукие

школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных занятий.

В работе с леворукими детьми следует учитывать определённые особенности

выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма.

1.

Постановка техники письма у левшей специфична: следует ставить руку так,

чтобы строка была открыта.

2.

Рекомендуется правонаклонный разворот тетради и прямое (безнаклонное)

письмо.

3.

Способы держания ручки: обычный, как у правшей, или, когда рука

расположена над строчкой и изогнута в виде крючка.

4.

При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот

вариант начертания букв, который ему удобен.

5.

Требовать от левши безотрывного письма категорически нельзя.

6.

В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за партой.

7.

Парта

ребёнка

должна

быть

размещена

таким

образом,

чтобы

информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Последнее может быть

несовместимым с первым, поскольку обычное для левшей расположение рабочего места

слева в ряду у окна целесообразно при ведущем правом глазе. Тем не менее, учет

ведущего глаза при размещении учеников в классе имеет существенное значение.

Было бы заблуждением считать, что одарённые дети не испытывают никаких

трудностей. Они, безусловно, могут блистать в одних сферах деятельности, но

испытывать неудачи в других. Наиболее частые причины школьных трудностей

одарённых детей могут заключаться в следующем:

9

1.

Влияние социально-экономических и национально-культурных условий. Этим

влиянием объясняют трудности, с которыми сталкиваются одарённые дети из

семей

с

низким

социально-экономическим

и

образовательным

статусом,

неблагоприятным климатом и социально-культурным окружением. В ряде стран в

эту подгруппу включают одарённых девочек, на развитие которых могут оказывать

сильное влияние национальные, культурные и социальные стереотипы окружения.

Однако успехи одарённых детей могут наблюдаться и при неблагоприятном

семейном климате, тогда как благополучие в семье такие успехи отнюдь не

гарантирует.

Кроме

того,

неуспевающие

дети

часто

моделируют

поведение одного из родителей.

2.

Высокий риск появления проблем в учебе существует у одарённых детей с

физическими ограничениями (нарушениями зрения, слуха, речи, движений),

некоторыми болезнями, недостаточным питанием. В то же время серьёзные

физические дефекты могут служить и стимулом к высшим достижениям.

Проблемы

диагностики

и

развития

этих

детей

в

значительной

степени

определяются характером их ограничений.

3.

В особую группу выделяют одаренных детей с трудностями освоения базовых

навыков (чтения, письма, счета), родного или иностранного языка, математики или

других областей знаний, умений и навыков, с эмоциональными и поведенческими

проблемами. Этих детей называют неспособными к учению, хотя в их развитии не

обнаруживается функциональных или органических нарушений.

Особую остроту приобретают школьные проблемы у детей с высоким творческим

потенциалом. Творческая энергия, доминирующая в жизни таких детей, определяет

независимость и нестандартность их поведения. Если школа игнорирует и даже

враждебно воспринимает творческие способности и интересы детей, трудно ожидать

высокой мотивации к учению и, соответственно, заметных успехов в ней.

Для одарённых детей разрабатываются индивидуальные программы. Сам же учитель,

исходя из индивидуальных особенностей детей своего класса, может составлять рабочую

программу, в которой для данной группы детей должны согласовываться четыре

взаимосвязанных аспекта обучения:

высокий уровень обучения в области опережающего развития;

развивающее обучение в областях развития, соответствующего возрасту;

коррекционное обучение в области имеющихся трудностей;

адаптивное обучение, позволяющее временно или постоянно обходить имеющиеся

препятствия для достижения успеха в значимых для развития одарённости.

10

Такие программы должны создаваться единой командой в составе родителей, психологов

- специалистов по диагностике и обучению одаренных детей, по диагностике и коррекции

школьной неуспеваемости, учителя (учителей) и самого ребёнка. На практике такое едва

ли достижимо.

Весьма эффективным для решения многих личностных и межличностных проблем,

связанных с неадекватной самооценкой, отсутствием уверенности в себе, эмоциональной

неустойчивостью, нарушениями в поведении и т.д., является объединение одарённых в

отдельные группы в рамках основного или дополнительного курса обучения. Учёными

доказано, что учащиеся, понимающие свои слабые и сильные стороны, способны лучше

планировать свои действия и принимать ответственность за своё учение.

Таким образом, учитывая особенности детей, выстраивая свои отношения на

основе специальных знаний и понимания, что и как надо сделать, проявляя терпение, и

родители, и воспитатели, и учителя смогут выстроить правильные взаимоотношения с

ребёнком, став для него мудрым наставником, другом и помощником.

Список использованной литературы

1.

Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома / М.М. Безруких. 2-е изд., перераб.

-- Екатеринбург: У-фактория, 2009.

2.

Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. -- М.: Ювента, 2010.

3.

Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться. –

СПб.,2000.

4.

Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Как? – М., 2007.

5.

Петрова Л.И. Адаптация ребёнка в современном мире. – М., 2007.

6.

Семенович А.В.Эти невероятные левши. М.: ВЛАДОС, 2009.

7.

Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1996.

8.

Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки два разных мира. – СПб., 1998.

11



В раздел образования