Напоминание

Урок-взгляд, посвящённый творчеству В.П. Астафьева «Природа – чудо из чудес».


Автор: Калашникова Татьяна Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ РО "Ростовская специальная школа-интернат №38"
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок-взгляд, посвящённый творчеству В.П. Астафьева «Природа – чудо из чудес».
Раздел: начальное образование





Назад




Урок-взгляд, посвящённый творчеству В.П. Астафьева

«Природа – чудо из чудес».

…И был бы человек счастлив тем,

что есть мир прекрасный вокруг него,

и назначение его на земле – творить добро.

В Астафьев

(слайд)

Предварительная работа: конкурс рисунков, создание книжки с научно-

познавательным текстом о животных.

Оборудование: портрет В.П. Астафьева, выставка книг В. Астафьева,

выставка рисунков, раздаточный материал (пазлы, деформированный текст),

зеленый уголок, музыка Ю. Антонова «Родные места», голоса птиц.

Цели урока:

− обучающая: формировать духовно-нравственные понятия; развивать

умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы

на вопросы текстом; обогащать и развивать устную речь обучающихся;

− развивающая: развивать творческие способности, умение

эмоционально реагировать на чтение; развивать навыки

выразительного чтения; учить анализировать поступки героев,

ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков;

учить планировать свое действие с поставленной задачей и условиями

ее реализации;

− воспитывающая: воспитать интерес к творчеству писателей-

натуралистов, содействовать бережному отношению к природе.

Задачи:

− предметные: учить анализировать литературное произведение, давать

характеристику героям рассказа, а так же работать над правильным и

выразительным чтением;

− метапредметные:

познавательные: развивать умения самостоятельно выделять и

формировать познавательную цель; строить речевое

высказывание в устной форме; устанавливать причинно-

следственные связи; делать обобщение; искать и выделять

необходимую информацию; применять наблюдение для

информационного поиска; моделировать информацию.

коммуникативные: формировать умение строить устное

высказывание; выслушивать разные точки зрения; учитывать и

координировать позиции других людей; отличные от

собственных в сотрудничестве; аргументировать свою позицию;

осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую

помощь в сотрудничестве;

регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в

сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную

задачу; осуществлять контроль по результату и способу

действия;

− личностные: формировать внутреннюю положительную позицию

школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-

познавательные мотивы учебно-познавательный интерес.

Планируемые результаты:

− предметные: на ученик будет анализировать литературное

произведение, давать характеристику героям рассказа, учиться читать

бегло и выразительно, развивать речь;

− метапредметные:

познавательные: ученик получит возможность учиться добывать

информацию; строить логические рассуждения; искать

причинно-следственные связи.

коммуникативные: ученик получи возможность учиться

выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать

в сотрудничестве позиции других людей, отличные от

собственных; аргументировать свою позицию; осуществлять

взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в

сотрудничестве;

регулятивные: ученик получит возможность учиться составлять

простейший план действий; проявлять познавательную

инициативу в учебном сотрудничестве;

− личностные: ученик получит возможность формирования умения

оценивать свою деятельность; адекватного понимания причин

успешности (неуспешности) учебной деятельности; устойчивого

учебно-познавательного интереса к способам решения новых задач.

Звучит музыка о родной природе

«Родные места» Ю. Антонов (слайд)

Учитель: Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работою нашей довольны остались,

Пусть этот урок нас порадует всех,

И каждый из нас ощутит свой успех.

Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях,

шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса

звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу.

У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы

слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!

«Где же эта страна?» спросите вы… она не за морями, не за горами, а рядом с

нами!

Что это за страна?

(Ответы детей)

Как вы предлагаете ее назвать?

Путешествуя сегодня по этой замечательной стране, мы узнаем еще

несколько познавательных историй.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «природа»?

(Ответы детей)

Кто кроме художников и композиторов описывает красоту природы?

(Ответы детей)

Удивителен и разнообразен животный мир. О многих его представителях вы

читали у разных авторов.

Звери, птицы, растения проживут и без нас, а мы без них обязательно

погибнем (В. Астафьев).

(Рассматриваем выставку книг, рисунков)

Кому мы посвятим сегодня наш урок?

Что вы видите на рисунках?

Какие рассказы и какого писателя вы прочитали к этому уроку?

Какие главные темы этих произведений?

(Сообщение Ксении)

Сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном человеке, прекрасном

писателе, В.П. Астафьеве уроженце Сибири. Любовь к Родине, родной природе,

способность особенно сильно чувствовать, особенно зорко видеть, замечать то,

что скрыто от взгляда ленивого и равнодушного, характерно для него и его

творчества. Удивительным даром он обладает «рисовать словами», так как

художник рисует карандашом.

Итак (КСЕНИЯ)

Цель нашего урока – поучиться у мастера слова тому, как он описывает

природу, какие слова находит для птиц и дверей.

Дети

: (слайд) Матвей К. Матвей О, Николай Ч.

Был полон зал,

Все замерли и ждали,

Что к ним на встречу выйдет

Исполин,

Что загремят на пиджаке медали,

И долго будет говорить один.

Но вдруг с трудом поднялся

К нам на сцену

Седой, как лунь, сутулый человек.

Сомнений нет, он жизни знает цену,

Кружил его, мотал двадцатый век.

Он говорил, и чудилась царь-рыба,

Босое детство, белые снега,

Большая жизнь – неписанная книга,

Поклон последний – память на века.

Учитель:

Эти стихотворные строки посвящены Виктору Петровичу Астафьеву,

замечательному русскому писателю, которому 1 мая 2022 года исполнилось бы 98

лет со дня рождения, он ушел от нас в 2001 году, оставив после себя книги,

вошедшие в золотой фонд русской и мировой литературы.

Учитель:

Итак, дорогие гости, ребята, мы отправляемся в удивительную литературную

страну … и сейчас начнем перелистывать ее страницы.

На страницах рассказов В.П. Астафьева каждый может найти собственные

находки.

Перелистаем страницы его жизни и творчества.

Страница 1. (слайд)

Есть замечательная русская пословица «Доверяй да проверяй». Готовясь к

сегодняшнему уроку, вы кое-что, читали о жизни и творчестве В.П. Астафьева.

Давайте проверим ваши знания. А если вы услышите о чем-то впервые,

постарайтесь запомнить.

Веришь ли ты, что отчество писателя Астафьева Иванович? (нет,

Петрович)

Веришь ли ты, что родное село В.П. Астафьева называется Овсянка?

(да, это село находится в Красноярском крае)

Веришь ли ты, что будущий писатель был сиротой? (да, его мама

утонула в реке, когда мальчику было всего лишь 7 лет)

Веришь ли ты, что дедушка писателя был профессором? (нет, он был

крестьянином)

Веришь ли ты, что мальчика воспитывала тетя? (нет, в раннем детстве

его воспитывали дедушка и бабушка)

Веришь ли ты, что бабушку писателя звали Елизаветой? (нет, ее звали

Катерина Петровна)

Веришь ли ты, что писатель был детдомовцем? (да, несколько лет

будущий писатель жил в детском доме)

Веришь ли ты, что писатель воевал на фронте7 (да, во время Великой

Отечественной войны В.П. Астафьев добровольцем ушел на фронт)

Веришь ли ты, что В.П. Астафьев на фронте был генералом? (нет, он

был рядовым: сначала шофером, потом связистом)

Веришь ли ты, что в девятнадцать лет он стал инвалидом? (да, на

передовой он был тяжело ранен, контужен, и комиссован с фронта по

состоянию здоровья)

Веришь ли ты, что в последние годы писатель жил на берегу великой

русской реки Волга? (нет, он жил в родном селе Овсянка на берегу

Енисея)

Веришь ли ты, что В.П. Астафьев писал только рассказы о детстве?

(нет, он писал и о природе, и о Великой Отечественной войне, и об

обществе; мы обязательно прочитаем и другие его произведения, когда

вы станете чуть старше)

Страница 2.(слайд)

«Самый внимательный читатель»

Читая произведения В.П. Астафьева, вы, наверное, обратили внимание, что

писатель, в своих рассказах о детстве, часто писал о животных. Это не случайно.

Ведь в детстве особенно остро ощущается кровная связь с живой и неживой

природой. Попробуйте вспомнить рассказы, в названиях которых встречается

упоминание о животных («Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Капалуха»,

«Конь с розовой гривой»).

Где самая большая полынья? (у Караульного быка)

Что вскрикивала коротко и властно мать (быть всем вместе. Держаться ближе

ко мне!»)

Как звали двоюродного брата? (Кеша)

Сколько яиц было в гнезде, какого цветов? (четыре: рябоватые, светло-

коричневые)

Куда выгоняли колхозный скот на летнюю пастьбу? (на луга)

Она всё нам отдает. Все, каждую капельку (это как наша мама)

Где вылупился Скрип? (в темной норке и удивленно пискнул)

Что сделала мама- стрижиха, когда Скрип попытался отнять мошку у брата?

(долбанула Скрипа по голове)

Где был папа стрижонка? (его сшибли из рогатки мальчишки, упал в воду и

его унесло)

Сколько врагов у маленьких проворных стрижей? (быстрый сокол, черная

гадюка, клювастая ворона)

Что подумал Скрип, когда мальчишки во второй раз попытались его достать

из норки? (Шалишь, братцы мальчишки! И вообще, совесть надо иметь?»)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Страница 3. (работа в группах) (слайд)

Каждая группа получает карточку с отрывком рассказа В.П. Астафьева и

готовит выразительное чтение, и ответы на вопросы.

Презентация своей работы.

Карточка №1. (из рассказа «Гуси в полынье»)

Но вот закружилась поземка, потащило ветром снег по реке, и зазвенели

тонкие льдинки, сдерживая порывы ветра; возле них, как у щитков, образовались

сугробы. Только на быстрине, на самой стремнине, где торосы высоки и льдины

крепки что сталь, всю зиму торчат они, зеленоватые, сверкающие на солнце.

− О какой реке идет речь? Как называется произведение?

− Какие слова подбирает автор, чтобы написать образ зимней реки?

Карточка №2. (Из рассказа «Стрижонок Скрип»)

И все стрижи с криком «тиу!» высыпали из норок и набрасывались на врага.

Пусть этот враг хоть сокол, хоть коршун, хоть кто, пусть он хоть в сто раз больше

стрижей, они все равно не боялись его. Дружно налетали стрижи, все как один.

Коршун и ворона скорей-скорей убирались в лес, а гадюка пряталась под камень и

со страху шипела.

− Какова главная мысль этого произведения?

− Какой еще эпизод из этого произведения доказывает, что стрижи –

народ дружный?

Карточка №3. (Из рассказа «Капалуха»)

… металась в стороне. Крылья у нее все еще разброшены, и она мела ими

землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих

будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от

неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец

взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у

нее голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещет

кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую

каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам.

− О какой птице идет речь?

− Почему ребятишки не взяли яйца?

Учитель:

Обобщая сказанное учениками, отмечаем еще раз бережную и трепетную

любовь писателя к природе, желание подглядеть и понять ее тайны, воспеть ее

красоту.

Какое качество нужно иметь писателю для того, чтобы видеть все, что

происходит в природе?

(ответы детей)

Произведения Астафьева – это его жизнь. В них щедро раскрывается сердце

писателя. И всегда видно, за что ратует и против чего восстает Астафьев – добрый

художник. А добрый художник в каждом сердце найдет отклик, отзовется

трепетным звуком.

Страница 4. (слайд)

«Составь пословицу»

Несомненно, образ бабушки писателя, с любовью изображенный в рассказах,

вам очень запомнился. Катерина Петровна является в произведении, как и в

жизни, носителем русской национальной идеи: идеи добра, терпимости, любви к

людям. Все ее поступки просты и мудры. И в речи ее часто встречаются яркие,

образные, запоминающиеся слова и выражения. Использует она и пословицы –

кладезь народной мудрости

Несчастье, бросай, не, в, друга (не бросай друга в несчастье).

Погибай, товарища, а, выручай, сам (Сам погибай, а товарища выручай)

Мила, дела, тому, и, кто, добрые, жизнь, любит (Кто любит добрые дела,

тому и жизнь мила)

Все, за, один, за, одного, всех (Один за всех, все за одного)

Стой, за, бой, выиграешь, друг, друга (Друг за друга стой – выиграешь бой)

Дерево, без, человек, друзей, корней, что, без. ( Человек без друзей, что

дерево без корней).

Страница 5. (слайд)

Природа – чудо из чудес. Сохранить это чудо для потомков – наш святой

долг.

Возьмите, пожалуйста, конверты, соберите пазлы.

(звучит музыка. Песня о земной красоте)

Что вы видите перед собой?

(ответы детей)

Слайды (Гусь в полынье, Капалуха, Стрижонок Скрип)

Молодцы!

Звучат голоса птиц.

Да, верно, дорогие ребята перед вами иллюстрации к произведениям В.П.

Астафьева.

Рефлексия.

Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели,

услышали, и я верю, что сердечно каждого из вас почувствовало и как жилось

нашим героям. И я думаю, что это встреча с творчеством великого русского

писателя была не последней. И еще один вопрос:

Скажите, а о чем вас заставили задуматься рассказы Астафьева?

(ответы детей)

Какое задание больше всего понравилось?

(ответы детей)

С каким настроением уходим с урока?

(ответы детей)

Чему научили нас произведения В.П. Астафьева?

(ответы детей)

Люби и охраняй природу! ( Слайд)

Будь честным!

Помогай людям!

Не бросай друга!

Все вместе, твори добро!

И позвольте закончить наш урок замечательным стихотворением: (слайд)

Берегите Землю, берегите!

Берегите эту Землю, эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Музыка. (слайд)



В раздел образования