Автор: Воронцова Ирина Александровна
Должность: преподаватель дисциплин "история" и "основы философии"
Учебное заведение: ГБПОУ "Машиностроительный колледж"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Методологические аспекты проблемного обучения на уроках истории в рамках ФГОС третьего поколения"
Раздел: среднее профессиональное
Методологические аспекты проблемного обучения на уроках
историив рамках ФГОС третьего поколения
Воронцова Ирина Александровна
преподаватель дисциплин
«История» и «Основы философии»
КБПОУ «Пермский машиностроительный колледж»
Разработка Федерального государственного образовательного стандарта
РФ третьего поколения, является следствием интеграции образовательного
пространства России и Европы, в рамках подписания Болонской декларации.
В
связи
с
этим
перед
разработчиками
ФГОС,
перед
педагогическим
сообществом
России
поставлена
задача
подготовки
квалифицированных
специалистов, соответствующих современному спросу рынка работодателей
не только Российского, но и международного уровня.
Моя задача, задача педагога, преподавателя, работающего в системе
среднего
профессионального
образования,
помочь
студенту
приобрести
необходимые компетенции, научить разрешению нестандартных ситуаций и
проблем,
умению
брать
на
себя
ответственность,
вырабатывать
перспективное видение и коммуникативные навыки. Это качества, которыми
должен обладать современный специалист, самостоятельный, уверенный в
собственных
силах,
конкурентоспособный
на
арене
социально-
экономического пространства.
В соответствии со ФГОС третьего поколения, акцент в современном
преподавании ставится на самостоятельную деятельность студента, которая
способствует умению приобретения знаний, исследованию проблем, поиску
альтернативных
решений,
формированию
мотивации
достижения
успеха,
обеспечивает
особый
тип
мышления,
глубину
убеждений,
прочность
усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности.
Особенность данной технологии заключается в создании проблемных
ситуаций,
в
осознании,
принятии
и
разрешении
этих
ситуаций
в
ходе
совместной деятельности обучающихся и преподавателя, при оптимальной
самостоятельности
первых
и
под
общим
направляющим
руководством
последнего.
Многолетний
опыт
показывает,
что
в
работе
с
проблемными
ситуациями, оптимальными являются следующие этапы:
- создание проблемной ситуации и формулирование проблемы;
- выдвижение гипотез и выбор плана решения на основе известных способов
или поиск нового решения;
- реализация плана решения;
-проверка
правильности
решения
с
систематизацией
полученной
информации.
Изначально,
работаю
над
постановкой
проблемного
вопроса,
отвечающего следующим требованиям:
- сложность, сопряжение с противоречиями;
- увлекательность, не лишенная научного подхода; емкость, способность
охватить широкий круг вопросов;
-
расположенность
к
научному
спору
на
базе
различных
толкований;
создание затруднения, необходимого для решения проблемы.
Следующий
шаг
-
это
перевод
проблемного
вопроса в
проблемную
ситуацию через углубление самой проблемы; поиск разных граней решения;
сопоставление разных вариантов ответа.
Затем
идет
определение
формы
решения
проблемных
ситуаций,
разработка
вопросов
и
заданий,
с
учетом
уровня
развития
студентов,
характера исторического материала, педагогических целей.
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет
вовлечь
студентов
в
активный
познавательный
процесс,
изменяя
роль
преподавателя. Не репродуктивное, восприятие прошлого и настоящего, а
выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта,
события. Его переосмысление возможны только при использовании метода
проблемного
обучения,
который
обеспечивает
высокую
мотивацию
и
самостоятельность обучающихся.
В
своей
педагогической
практике
я
столкнулась
с
определенными
трудностями проблемного обучения:
- огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и
индивидуального подхода к работе со студентами;
-
совершенствование
и
оттачивание
приемов,
форм
и
методов
педагогического искусства;
- рефлексирование своих действий при подготовке обучаемых к работе с
проблемными
ситуациями
и
поиске
способов
их
решения,
сталкивании
противоречий
и
изложении
различных
точек
зрения
по
определенной
проблеме.
Все это, конечно, требует огромных временных затрат и энергии, но при
грамотном подходе и знании методики данной технологии, трудоемкость
работы
можно
уменьшить.
Так
необходимо
отметить
ряд
условий
для
успешного применения проблемного обучения:
-
проблемные
ситуации
должны
отвечать
целям
формирования
системы
знаний;
- быть доступными для студентов;
- должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;
- задания должны быть таковыми, чтобы обучаемый не мог выполнить их
опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного
анализа проблемы и нахождения неизвестного.
Таким
образом,
на
основании
вышеизложенного
материала,
можно
сделать следующие выводы. Проблемное обучение – это тип развивающего
обучения, которое реализует следующие задачи:
- формирует у студентов необходимую систему знаний, умений и навыков;
- помогает обучаемым достигать высокого уровня развития, способствует
самообучению, самообразованию;
-
формирует
особый стиль
умственной
деятельности,
исследовательскую
активность
и
самостоятельность,
что
полностью
соответствует
компетентностному подходу современного профессионального образования
в
рамках
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
третьего поколения.