Напоминание

"Методологические аспекты проблемного обучения на уроках истории в рамках ФГОС третьего поколения"


Автор: Воронцова Ирина Александровна
Должность: преподаватель дисциплин "история" и "основы философии"
Учебное заведение: ГБПОУ "Машиностроительный колледж"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Методологические аспекты проблемного обучения на уроках истории в рамках ФГОС третьего поколения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методологические аспекты проблемного обучения на уроках

историив рамках ФГОС третьего поколения

Воронцова Ирина Александровна

преподаватель дисциплин

«История» и «Основы философии»

КБПОУ «Пермский машиностроительный колледж»

Разработка Федерального государственного образовательного стандарта

РФ третьего поколения, является следствием интеграции образовательного

пространства России и Европы, в рамках подписания Болонской декларации.

В

связи

с

этим

перед

разработчиками

ФГОС,

перед

педагогическим

сообществом

России

поставлена

задача

подготовки

квалифицированных

специалистов, соответствующих современному спросу рынка работодателей

не только Российского, но и международного уровня.

Моя задача, задача педагога, преподавателя, работающего в системе

среднего

профессионального

образования,

помочь

студенту

приобрести

необходимые компетенции, научить разрешению нестандартных ситуаций и

проблем,

умению

брать

на

себя

ответственность,

вырабатывать

перспективное видение и коммуникативные навыки. Это качества, которыми

должен обладать современный специалист, самостоятельный, уверенный в

собственных

силах,

конкурентоспособный

на

арене

социально-

экономического пространства.

В соответствии со ФГОС третьего поколения, акцент в современном

преподавании ставится на самостоятельную деятельность студента, которая

способствует умению приобретения знаний, исследованию проблем, поиску

альтернативных

решений,

формированию

мотивации

достижения

успеха,

обеспечивает

особый

тип

мышления,

глубину

убеждений,

прочность

усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности.

Особенность данной технологии заключается в создании проблемных

ситуаций,

в

осознании,

принятии

и

разрешении

этих

ситуаций

в

ходе

совместной деятельности обучающихся и преподавателя, при оптимальной

самостоятельности

первых

и

под

общим

направляющим

руководством

последнего.

Многолетний

опыт

показывает,

что

в

работе

с

проблемными

ситуациями, оптимальными являются следующие этапы:

- создание проблемной ситуации и формулирование проблемы;

- выдвижение гипотез и выбор плана решения на основе известных способов

или поиск нового решения;

- реализация плана решения;

-проверка

правильности

решения

с

систематизацией

полученной

информации.

Изначально,

работаю

над

постановкой

проблемного

вопроса,

отвечающего следующим требованиям:

- сложность, сопряжение с противоречиями;

- увлекательность, не лишенная научного подхода; емкость, способность

охватить широкий круг вопросов;

-

расположенность

к

научному

спору

на

базе

различных

толкований;

создание затруднения, необходимого для решения проблемы.

Следующий

шаг

-

это

перевод

проблемного

вопроса в

проблемную

ситуацию через углубление самой проблемы; поиск разных граней решения;

сопоставление разных вариантов ответа.

Затем

идет

определение

формы

решения

проблемных

ситуаций,

разработка

вопросов

и

заданий,

с

учетом

уровня

развития

студентов,

характера исторического материала, педагогических целей.

Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет

вовлечь

студентов

в

активный

познавательный

процесс,

изменяя

роль

преподавателя. Не репродуктивное, восприятие прошлого и настоящего, а

выработка личной гражданской позиции через собственное открытие факта,

события. Его переосмысление возможны только при использовании метода

проблемного

обучения,

который

обеспечивает

высокую

мотивацию

и

самостоятельность обучающихся.

В

своей

педагогической

практике

я

столкнулась

с

определенными

трудностями проблемного обучения:

- огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и

индивидуального подхода к работе со студентами;

-

совершенствование

и

оттачивание

приемов,

форм

и

методов

педагогического искусства;

- рефлексирование своих действий при подготовке обучаемых к работе с

проблемными

ситуациями

и

поиске

способов

их

решения,

сталкивании

противоречий

и

изложении

различных

точек

зрения

по

определенной

проблеме.

Все это, конечно, требует огромных временных затрат и энергии, но при

грамотном подходе и знании методики данной технологии, трудоемкость

работы

можно

уменьшить.

Так

необходимо

отметить

ряд

условий

для

успешного применения проблемного обучения:

-

проблемные

ситуации

должны

отвечать

целям

формирования

системы

знаний;

- быть доступными для студентов;

- должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;

- задания должны быть таковыми, чтобы обучаемый не мог выполнить их

опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного

анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Таким

образом,

на

основании

вышеизложенного

материала,

можно

сделать следующие выводы. Проблемное обучение – это тип развивающего

обучения, которое реализует следующие задачи:

- формирует у студентов необходимую систему знаний, умений и навыков;

- помогает обучаемым достигать высокого уровня развития, способствует

самообучению, самообразованию;

-

формирует

особый стиль

умственной

деятельности,

исследовательскую

активность

и

самостоятельность,

что

полностью

соответствует

компетентностному подходу современного профессионального образования

в

рамках

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

третьего поколения.



В раздел образования