Напоминание

Технология проблемного обучения младших школьников


Автор: Яйлоян Илона Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 656 им. А. С. Макаренко"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Технология проблемного обучения младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Технология проблемного обучения младших школьников (на уроках

русского языка, математики, литературного чтения и др.)

Не пытайтесь объяснить ребёнку то,

до чего он может додуматься сам.

Давайте возможность каждому ребёнку

сделать своё маленькое открытие .

Э.И. Александрова

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который

может учиться самостоятельно.

Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне

обучения, о формировании у школьников умения учиться.

Для формирования умения учиться, самостоятельно добывать знания, часто на

уроках

создаются

проблемные

ситуации.

Проблема

должна

быть

доступной пониманию учащихся.

Суть технологии проблемного обучения заключается в том, что ребенок не получает

готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности под

руководством учителя, в результате чего происходит творческое овладение знаниями,

навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Важнейшие задачи проблемного урока:

1) развитие мышления и способностей учеников, развитие творческих умений;

2)

усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и

самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем

при традиционном обучении;

3)

воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и

разрешать нестандартные учебные проблемы.

Важно, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание

разобраться: «Как разрешить это противоречие?», «Чем это объяснить?»

М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения:

1. Проблемное изложение знаний.

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.

3. Исследовательский метод обучения.

И.Я. Лернер – активный исследователь в области проблемного обучения – утверждает,

что «проблемное обучение не может и не должно стать ни единственной, ни

преобладающей системой обучения. Если бы школа стала на этот путь, оказалось бы, что

молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания

окружающего мира, который человечество прошло на протяжении своей истории…

Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает

проблемный материал».

Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и

воспроизведения знаний.

Структура проблемного урока:

I. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока и его задачи

II. Поиск решения

Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез

III. Выражение решения

Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.

IV. Реализация продукта

Представление продукта учителю и классу.

Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является

проблемная ситуация. «Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно

поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором

подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного».

К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие.

Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением или с удивлением.

Собственно, поэтому и проблемные ситуации бывают двух типов: возникшие с

удивлением и возникшие с затруднением.

Проблемные ситуации, возникшие с затруднением, появляются тогда, когда нужно

выполнить задание, но это невозможно осуществить. Для создания проблемной

ситуации по, вызывающей затруднение, учитель может использовать приём, когда даётся

задние ученикам либо вообще невыполнимое, либо такое, которое не знакомо ученикам и

не имеет сходства с ранее решенными заданиями. Данные приёмы хорошо подходят для

уроков русского языка и математики.

Примеры создания проблемных ситуаций, возникших с затруднением:

Например, на уроке математики в начальной школе при изучении темы «Деление чисел».

Ученикам, когда они уже умеют умножать числа, даётся задание разложить поровну 20

яблок на 4 тарелки. У детей возникает проблемный вопрос: как это сделать?

В основе проблемных ситуаций « с затруднением» лежит противоречие между

необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя. Ученикам дается

практическое задание, либо не выполнимое вообще, либо не похожее на все предыдущие.

3-ий класс, урок русского языка. Тема: «Сложные слова».

Исправить ошибки в словах и обозначить орфограммы: варабей, лисник, мухолофка. При

проверке выясняется, что у одних уч-ся 1 корень в слове мухоловка, а у других – два.

- А что, существуют слова с двумя корнями?

- Какой вопрос возникает? (Сколько корней в слове мухоловка?)

Выясняют значение слова (ловит мух), рассказ, показ иллюстрации.

-Как же быть? (Подобрать однокоренные слова)

- Давайте подберем однокоренные слова к слову мух (подбирают), теперь к слову ловит.

Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове 1 или 2 корня? Как бы вы назвали

такие слова? (трудные, двукоренные, сложные)

- Почему их назвали сложные? (сложили 2 корня)

- Сформулируйте тему урока.

- Нарисуйте схему сложных слов.

В этой ситуации вопрос (Сколько корней в слове мухоловка?) не совпадает с темой

урока – сложные слова. После столкновения двух разных мнений

учащихся идет

побуждающий диалог, который переходит в подводящий от проблемы диалог, а далее по

учебнику сравниваем, правильно ли открыли новый материал.

Проблемные ситуации “с удивлением”.

Один из приёмов: одновременное предъявление классу противоречивых фактов.

2 класс. Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.

Учитель: Выполните вычисления по следующей программе:

1) Из числа 8 вычесть 3.

2) К полученной разности прибавить 4.

Итак, 8 – 3 + 4 = 9

Учитель: Выполни вычисления по следующей программе:

1) К числу 3 прибавить число 4.

2) Из числа 8 вычесть полученную сумму.

Итак, 8 – 3 + 4 = 1 (Предъявление двух противоречивых фактов).

Учитель: Ребята, сравните выражения (Побуждение к осознанию противоречия).

Ученики: Выражения одинаковые, а результаты разные.

Проблемное обучение не сводится к тренировке учащихся в умственных действиях. Это

активизация умственных действий. Оно заключается в том, что ученик, анализируя,

сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из

него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при

помощи ранее усвоенного и новое применение прежних знаний.

Все ли обучение должно быть проблемным?

Обучение не может считаться

развивающим, если не используются закономерности проблемного обучения (принцип

проблемности, проблемная ситуация). Проблемный тип обучения не решает всех

образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей

системы

обучения,

включающей

разные

типы,

способы,

организации

учебно-

воспитательного процесса. Но также система обучения не может быть подлинно

развивающей без проблемного обучения.

Всем ли учащимся доступно проблемное обучение? Практически всем. Однако уровень

проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в

зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их

обученности методам проблемного обучения и т.д.

Дети становятся более активными, заинтересованными. Они не боятся свободно

высказывать свое мнение, даже если оно и неверное. Знания, добытые методом проб и

ошибок, самостоятельно, - наиболее прочные.



В раздел образования