Авторы: Преображенская Галина Анатольевна, Огурцова Елена Алексеевна
Должность: заместитель директора по инновационной и экспериментальной работе и начальник научно-методического отдела
Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "Ямальский многопрофильный колледж"
Населённый пункт: город Салехард, ЯНАО
Наименование материала: ДИССЕМИНАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Тема: "МОДЕЛЬ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА"
Раздел: среднее профессиональное
ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж»
Разработчики:
Преображенская Г.А.
заместитель директора по инновационной и экспериментальной работе
Огурцова Е.А.
начальник научно-методического отдела
МОДЕЛЬ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Оценка результатов деятельности образовательных организаций
среднего профессионального образования, как с точки зрения работодателей,
так и с точки зрения органов управления образованием показывает, что
выпускники недостаточно ориентированы на формирование
профессиональных компетенций. Многочисленные опросы работодателей
показывают, что уровень подготовки выпускников колледжей и техникумов
во многом не удовлетворяет требований реального сектора экономики. По
данным российских исследователей профессиональные компетенции у
выпускников начинают формироваться в значительной степени не в
учреждениях профессионального образования, а на рабочих местах, где есть
современные технологии, эффективная организация производства,
высококвалифицированные рабочие.
Вместе с тем, подготовка современных рабочих кадров стала вопросом
национальной безопасности страны. Практически все отрасли экономики
нуждаются в высококвалифицированных кадрах. Ассоциации работодателей
выражают свои требования к специалистам через профессиональные
стандарты, Министерство труда и социального развития опубликовало список
наиболее востребованных и перспективных профессий «ТОП- 50», эти
документы определяют вектора движения профессионального образования.
Противоречие между возросшим уровнем требований российского
рынка труда к содержанию и качеству профессиональной деятельности
рабочих и специалистов и отсутствием эффективных подходов к
моделированию профессиональной квалификации выпускников в
образовательных организациях среднего профессионального образования
должно разрешаться образовательными организациями, работодателями и
учеными в совместной деятельности. В результате такого взаимодействия
должны появиться технологии, программы, учебные пособия и пр., все, что
способствует подготовке в колледжах и техникумах
высококвалифицированных рабочих кадров, востребованных на рынке труда.
То есть должно реализоваться последовательное внедрение в среднем
профессиональном образовании практико-ориентированной модели
обучения.
Существенные характеристики практико-ориентированного
образования, отличающие его от всех других типов образования:
• источник целеполагания – запрос экономической сферы в
квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации;
2
• развитые механизмы социального партнерства (включенность в
деятельность профессиональных образовательных организаций
представителей экономической сферы – непосредственных заказчиков и
потребителей результатов практикоориентированного образования);
• первичность в образовательном процессе практических форм
обучения, ориентированных, прежде всего на формирование конкретных,
стандартных и стандартизируемых компетенций (в рамках реализации
заданных профессиональных функций);
• преимущественное использование в педагогическом процессе
стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения.
В ГБПОУ ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж» разработана
модель практико-ориентированного обучения студентов.
Практико-ориентированное
обучение
направлено
на
подготовку
студентов
к
самостоятельной
профессиональной
деятельности
путем
формирования соответствующей квалификации, востребованной в условиях
реального производства.
П
-
О
П
-
О
о
б
р
а
з
о
в
а
т
е
л
ь
н
а
я
п
р
о
г
р
а
м
м
а
П
-
О
о
б
р
а
з
о
в
а
т
е
л
ь
н
ы
е
т
е
х
н
о
л
о
г
и
и
3
Данная модель первостепенно включает в себя разработку и внедрение
в
образовательный
процесс
практико-ориентированных
программ.
Это
инновационная деятельность, так как программы целенаправленно изменяют
и вносят новые элементы в процесс. И как с любой инновацией, их внедрение
должно
пройти
все
этапы
и
иметь
для
реализации
организационно-
педагогические условия.
Содержание
практико-ориентированной
образовательной
программы
формируется образовательной организацией в соответствии с требованиями
основного
заказчика
–
государства
(Федеральные
государственные
образовательные
стандарты),
требованиями
р а б о т од ат е л е й
(Профессиональные
стандарты),
международными
требованиями
к
профессиональным
компетенциям
(ПК)
и
в
соответствии
с
содержанием
профессиональной
деятельности
в
условиях
реального
производства,
информацию о содержании которой, разработчик программы получает в ходе
модерационного семинара.
Модерация – это методика получения конкретного результата через
организацию интерактивного общения в группе. Модерационный семинар
стал одним из практических источников получения объективной информации
о содержании профессиональной деятельности, требованиях рынка труда к
рабочим и специалистам в конкретном экономическом кластере.
Модерационный семинар проводится следующим образом:
-
Носители
информации
(высококвалифицированные
специалисты,
работающие на производстве) отвечают на вопрос «ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ НА
СВОЕМ РАБОЧЕМ МЕСТЕ?».
-
Модератор
организует
и
ведет
процесс
получения
информации.
Структурирует полученную информацию.
- Потребители информации (разработчики образовательных программ и
учебных
материалов)
получают
информацию
для
дальнейшего
ее
использования. В семинаре участвуют как наблюдатели.
Таким
образом,
обеспечивается
формирование
квалификации
востребованной на рынке труда.
Для
того чтобы можно было в действительности сформировать у
студента
требуемые
компетенции
необходимо
изменить
сложившуюся
практику
искусственного
разделения
профильных
и
непрофильных
дисциплин, которая приводит к естественному снижению интереса студентов
из-за того, что студенты не понимают, зачем нужны получаемые ими знания,
и
какова
их
роль
в
выбранной
предметной
области
и
с фере
профессиональной деятельности, то есть в учебном процессе недостаточно
представлена возможность практического применения полученных знаний на
практике.
Качество
будущих
выпускников
определяется
качеством
всех
элементов процесса их подготовки. Стоит отметить, что при всей важности
правильного
планирования
результатов
обучения
и
содержания
4
образовательных
программ,
не
менее
ответственным
является
выбор
адекватных технологий их реализации.
Иными словами, необходимо использовать те формы организации и
методы активизации образовательной деятельности преподавателей и
студентов, которые в оптимальном сочетании будут наиболее эффективными
для достижения запланированных результатов обучения – компетенций
выпускников.
Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности
в решении практической задачи. Это и является деятельностно-
компетентностным подходом к обучению будущего конкурентоспособного
специалиста.
При деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада
ЗНАНИЯ — УМЕНИЯ — НАВЫКИ дополняется новой дидактической
единицей: ЗНАНИЯ — УМЕНИЯ — НАВЫКИ — ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном
учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней
обучения и далее способствовать поэтапному формированию
профессиональных компетенций личности студента.
1 этап – Смысловой
Адаптация к образовательному пространству. Использование
профессионально - ориентированных технологий обучения и методик
моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на
основе использования возможностей контекстного (профессионально
направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин
формирует у студентов культурные запросы и потребности, понимание
сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к
ней устойчивого интереса.
2 этап – Ценностный
Начало специализации, укрепление и углубление профессиональных
интересов студентов. Самостоятельность в определении задач
профессионального и личностного развития.
Задания лабораторно-практических работ должны быть нацелены на
индивидуальную поисковую деятельность, где студент не просто закрепляет
основные теоретические положения учебного материала, а учится
прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции
по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно
организовывать свою деятельность. Выполнение лабораторно-практических
работ организуется с использованием ИКТ.
3 этап - Практический - формирование профессионального опыта
студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной,
производственной и преддипломной практики.
Непосредственное знакомство с профессиональной деятельностью в
период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной
5
практики, готовность к дифференцированной оценке уровня своего
профессионализма и активность позиции.
В период освоения учебных дисциплин/междисциплинарных курсов
студенты разрабатывают проекты в малых группах по 5-6 человек, где в
основу работы положен диалог. Диалог является средством выявления
проблемы и путей ее решения. На этом этапе выполняется полный цикл
исследовательской деятельности: от изучения предметной области и
выделения проблемы до ее реализации.
Результатом учебной практики является разработанный под
руководством специалистов программный продукт для решения небольших
по объему задач, выбранных из круга актуальных проблем. Кроме
практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными
задачами производства, их постановкой, решением, документированием и
презентацией.
4 этап – Заключительный
Готовность организовывать собственную деятельность, выбирать
типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество.
К заключительному этапу обучения относится:
- производственная практика по виду профессиональной деятельности,
сдача экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю;
- преддипломная практика и защита дипломного проекта (работы).
На данном этапе решаются следующие задачи: формирование
практического опыта профессиональной деятельности на базе конкретного
производства, освоение профессиональных и общих компетенций по виду
профессиональной деятельности; проверка возможностей самостоятельной
работы будущего специалиста в условиях конкретного производства; сбор и
подготовка материалов к сдаче экзамена (квалификационного) по освоению
вида профессиональной деятельности, написание курсовой работы (проекта).
Во время преддипломной практики студенты выполняют конкретные
задания, соответствующие должностным обязанностям рабочего
(служащего), могут приниматься на работу на вакантные должности.
Необходимо
широкое
использование
практико-ориентированных
технологий
обучения
с
активным
вовлечением
работодателя
и
решением
фактических производственных задач уже на этапе обучения.
Обеспечить требуемую квалификацию подготовки кадров можно только
с помощью современных средств обучения. Одним из основных средств
обучения являются учебники и учебные пособия.
Традиционные учебные пособия недостаточно
практикоориентированы и потому не полностью выполняют задачу
формирования профессиональных компетенций выпускников.
Необходимо разработать технологию перевода требований
работодателей к уровню сформированности содержанию профессиональных
компетенций.
6
Первым шагом в этой работе является проведение структурного
анализа ФГОС СПО и Профессионального стандарта:
- ФГОС СПО предъявляет требования к освоению 1) Вида
Профессиональной Деятельности (ВПД) и формированию
2)Профессиональных компетенций (ПК);
-
Профессиональный
стандарт
предъявляет
требования
к
1)Обобщенным трудовым функциям, 2) Трудовым функциям, 3) Трудовым
действиям.
Вторым шагом необходимо провести декомпозицию компетенций и
выразить
их
в
определенных
задачах,
решение
которых
приведет
к
формированию Профессиональных компетенций.
На
основании
результатов
данной
деятельности, Ткачевой
Галиной
Викторовной,
методистом
ГБОУ
СТ,
к.п.н.,
член-кор.
Академии
профессионального
образования,
был
разработан
Алгоритм
выполнения
трудового
действия.
Данный
алгоритм
был
положен
в
основу
создания
практико-ориентированного учебного пособия.
Алгоритм выполнения трудового действия
Необходимые знания для выполнения трудового действия
Необходимые умения для выполнения трудового действия
Риски при выполнении трудового действия
Такая система обучения охватывает с одной стороны подготовку к
непосредственной практической деятельности, с другой стороны
ориентирована на совершенствование личности, способностей к
самореализации, а так же помогает осознавать социальную значимость своей
профессии, принимать решения в нестандартных ситуациях, работать в
команде, использовать новые технологии, ориентироваться в современных
часто сменяемых технологиях профессиональной деятельности.
Оценивание учебных достижений обучающихся является сегодня одной
из самых важных проблем в педагогической теории и практике. Обучение
может быть результативным только тогда, когда учебный процесс
контролируется, когда обучающиеся постоянно видят результат своей
П
р
и
е
м
Р
е
з
у
л
ь
т
а
т
в
ы
п
о
л
н
е
н
и
я
п
р
и
е
м
а
О
б
е
с
п
е
ч
е
н
и
е
д
л
я
в
ы
п
о
л
н
е
н
и
я
п
р
и
е
м
а
В
о
п
р
о
с
ы
п
р
и
в
ы
п
о
л
н
е
н
и
и
п
р
и
е
м
а
П
о
д
с
к
а
з
к
и
д
л
я
о
т
в
е
т
о
в
н
а
в
о
п
р
о
с
ы
п
р
и
в
ы
п
о
л
н
е
н
и
и
п
р
и
е
м
а
П
о
с
л
е
д
с
т
в
и
я
н
е
п
р
а
в
и
л
ь
н
о
п
р
и
н
я
т
о
г
о
р
е
ш
е
н
и
я
7
образовательной деятельности. Плохая организация контроля может стать
одной из причин снижения качества образования в целом, снизил
познавательную активность, интерес к будущей профессии/ специальности.
Оценка результатов обучения - процедура определения соответствия
индивидуальных образовательных достижений обучающихся и выпускников
профессионального образования требованиям потребителей образовательных
услуг.
Оценка качества подготовки выпускников в новой компетентностно-
методологической парадигме профессионального образования требует
разработки принципиально новых технологий оценивания приобретаемых
обучающимися характеристик, формирующих их компетенции, создания
новых систем оценки компетенций.
Основными формами оценки качества подготовки выпускников в
предложенной модели практико-ориентированного образования являются:
государственная итоговая аттестация (защита ВКР/демонстрационный
экзамен); олимпиадное движение WSR; независимая сертификация
квалификаций/профессиональная общественная аккредитация.
В рамках данной модели необходимо более активное участие
работодателей в работе колледжа по подготовке современных специалистов,
включая предоставление колледжу возможности для проведения стажировок
преподавателей, производственных практик студентов, получения ими
разрядов по рабочим профессиям, использования материальной базы,
создания условий для работы базовых кафедр на территории предприятий. И
перспективное направление такого взаимодействия - развитие практико-
ориентированных образовательных технологий.
В
целом,
можно
сказать,
что
п р а кти ко -о р и е н ти р о ва н н ы е
образовательные технологии позволят:
- существенно сократить период адаптации выпускника к условиям
производства;
- приобрести выпускникам опыт командной и самостоятельной работы
по решению реальных заданий и проектов, формирующих у них способности
видеть проблемы и находить пути их решения, в том числе нестандартные, а
также опыт публичного представления результатов своей работы;
-
обеспечить
участие
работодателей
в
подготовке
специалистов
из
производственной сферы, что, в свою очередь, позволит оперативно узнавать
изменения запросов работодателей;
- наполнить образовательные программы последними достижениями в
соответствующей области техники и технологии.
В результате реализации представленной модели, внедрение которой в
образовательный процесс позволит формировать уровень квалификации
выпускников, максимально приближенный к требованию рынка труда.
8
Литература
1.
Кузьминская А. В. Формирование общих и профессиональных
компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в
профессиональных образовательных организациях // Молодой ученый. —
2014. — №16. — С. 349-351.
2.
Елтунова И.Б. МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ // Современные проблемы науки
и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: s://science-educationru/article/view?id=17261 (дата обращения:
19.04.2017)
3.
Эффективность взаимодействия образовательных учреждений и
бизнес-среды: теория, методология, практика [Текст]: колл. монография / Т.
Н. Бондаренко [и др.]; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. А. П. Латкина. -
Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. - 188 с.
4.
Современные проблемы науки и образования [Электронный
ресурс]: многопредмет. научн. журн. – Электрон. науч. жур: Изд. дом
«АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ», 2015 .