Автор: Сидорова Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 64"
Населённый пункт: г Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие одаренности младших школьников
Раздел: начальное образование
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 64»
г Новокузнецк
«Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности»
Педагог:
Сидорова Елена Анатольевна
высшая квалификационная категория
2021-2022 учебный год
1
«Исследовательская позиция ребенка как фактор развития детской одаренности»
Какая должна быть деятельность для развития одаренности ребенка? Наверно, та, к
которой ребенок тяготеет: художественной, естествоведческой, спортивной, социально-
гуманитарной, технической, математической, научно-исследовательской. Одаренные дети
в своем развитии подвержены особому риску. Самая сильная потребность одаренных
детей - накопление и усвоение знаний. Самостоятельная исследовательская практика
детей позволяет активизировать обучение, придав ему творческий характер, и таким
образом
передать
учащемуся
инициативу
в
организации
своей
познавательной
деятельности.
Она рассматривается как важнейший фактор развития творческих
способностей.
Исследовательская позиция в обучении проявляется в следующих основных показателях:
в высоком уровне и широте поисково-исследовательской активности ребенка в
ситуации
неопределенности,
обусловленной
бескорыстной
познавательной
потребностью;
в склонности к продолжительным самостоятельным умственным усилиям в
процессе поиска неизвестного, в настойчивости достижения познавательной цели,
разгадки «тайн мироздания»;
в предпочтении самостоятельных, продуктивных способов познания.
А для этого учителю необходимо:
владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать
исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
уметь организовывать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не
подавляя учеников своим авторитетом;
устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой,
эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной
проблемы;
уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем
выбранных проектов.
Поиск неизвестного
Наибольший эффект на уроках при работе с текстовой задачей может быть достигнут в
результате применения различных приёмов работы над задачей. Мини-исследование,
решение задач различными способами, разбиение текста задачи на смысловые части,
моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка, изменение вопроса задачи,
использование приема сравнения задач и их решений, составление аналогичной задачи с
измененными данными, решение обратных задач. Систематическое использование на
уроках математики данных приёмов работы над текстовой задачей, направленных на
развитие
логического
мышления,
расширяет
математический
кругозор
младших
школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях
окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в
повседневной
жизни.
2
Ситуация новизны, познания в широком смысле слова.
Раздел: Диалог. Монолог.
Тема: Как отличить диалог от монолога.
1.
Предположения детей. Если не знают или неуверенны, решают, где можно
найти ответ (учебник, словарь, интернет, спросить).
2.
Чем-то похожи слова? Чем отличаются? (на что похожи, что напоминают, где
слышали).
- Если узнать что значит моно, диа, лог. поможет узнать значение слов.
3.
Узнать значение слов (в толковом словаре), остальные читаю перевод.
4.
Выслушивают подготовленные ответы.
5.
Сравнивают все ответы. Делают вывод.
6.
Читают в учебнике и слушают запись.
Подойдут
темы:
Подлежащее
и
сказуемое.
Распространенное
и
нераспространенное предложение. Лексическое значение слова. Прямое и
переносное значение слов. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова.
Таким образом, центральным звеном в развитии исследовательской позиции ребенка,
является создание таких занимательно-игровых ситуаций, в которых могла бы проявиться
исследовательская активность ребенка, его познавательная потребность, склонность к
творчеству.
Такая работа способствует развитию самостоятельной логики мышления, которое
позволяет
детям
строить
умозаключения,
приводить
доказательства,
высказывать
суждения, делать выводы. В конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
В своей работе я использую различные формы и методы обучения для развития
логического мышления своих учеников: нетрадиционные уроки («Математический КВН»,
«Урок – сказка»), конкурсы («Урок – олимпиада», «В царстве смекалки», «Блиц – турнир
по математике»), дидактические игры и упражнения: «Что нарисовано?», «Назови
предмет в ряду», «Домино», «Как одним словом можно назвать предметы», «Что здесь
лишнее?
Почему?»
и
др.
Логическое мышление развивают загадки, ситуационные задачи и логические игры:
ребусы, шарады, головоломки. Все они тренируют логическое мышление младших
школьников
и
помогают
получать
новые
мыслительные
навыки.
Они развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать,
делать
выводы,
умозаключения.
Также на уроках математики, для развития логического мышления, используются
различные
творческо-исследовательские
задания:
логические
цепочки,
магические
квадраты,
задачи
в
стихах,
головоломки,
математические
загадки,
кроссворды,
геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом,
комбинаторные
задачи.
Важно помнить, что в младшем школьном возрасте ребенок отличается особой
восприимчивостью по отношению к развитию у него важнейшей мотивационно-
личностной особенности – исследовательской позиции, которая может способствовать
дальнейшему развитию его одаренности.
3