Авторы: Басалаева Марина Ивановна, Марина Ивановна Басалаева
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБУДО НСО "Куйбышевская ДШИ"
Населённый пункт: город Куйбышев, Новосибирская область.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развитие технических навыков в классе гитары»
Раздел: дополнительное образование
Открытый урок пр. Басалаевой М.И. на тему «Развитие
технических навыков в классе гитары» с учащимся
4 кл. Татарниковым Артёмом.
План.
1.Вступительное слово.
2.Практическая часть.
3.Итог.
Цель – формирование и развитие технических навыков – как условие для
лучшего воплощения музыкальных задач.
Задачи: 1.Развитие тактильных навыков ( не смотреть на пр. руку).
2. Повышение техничности исполнения учащимся.
3.Применение технических навыков, преодоление технических трудностей в
нотном материале.
1.Работа
над
развитием
технических
навыков
должна
проводиться
планомерная и систематическая на протяжении всех лет обучения. Она почти
целиком и полностью происходит в рамках изучаемого репертуара.
Исключение составляют гаммы, освоение которых чрезвычайно важно.
Развитие
технических
навыков
у
учащегося
во
многом
определяет
успешность дальнейшего творческого продвижения юных гитаристов – это
связано с необходимостью формирования исполнительского аппарата и
посадки начинающего музыканта, обеспечивающих возможность освоения
им в дальнейшем более сложных технических навыков и свободного
исполнения музыкальных произведений.
Говоря о технике игры на гитаре, подразумевают скорость, точность,
частоту,
динамику,
артикуляцию.
Под
техникой
в широком смысле
подразумевается
вся
совокупность
знаний
и
навыков
в
области
звукоизвлечения, метрической четкости, необходимых для преодоления
технических трудностей исполнения различных музыкальных произведений.
Эти
навыки
и
знания
приобретаются
постепенно,
после
долгих
систематических занятий. Но это ещё не всё. Главное конечно же –
воплощение идей, чувств, интеллекта в звуках. Развитие технических
навыков на практике зависит от всей системы гитарного обучения – как
технического, так и музыкального, художественного. Сколько гитарной
музыки, столько и задач. Следует постепенно и осторожно развивать как
музыкальные, так и технические возможности ученика. Игра на гитаре
должна базироваться на строгой последовательности – от простого к
сложному, избегать мышечных напряжений.
Техническое совершенствование учащихся – гитаристов должно включать в
себя работу над исполнением:
а) Арпеджио
б) Интервалов и аккордов
в) Гамм
г) Тремоло
д) Технического легато и мелизматики
2.Практическая часть. Ход урока.
Главным залогом воспитания технических навыков является правильная
посадка, положение инструмента, постановка рук. Освобождение игрового
аппарата; независимость рук и пальцев (упражнения без инструмента).
а) Арпеджио. Задачи: учить учащегося навыкам и умению работы с
арпеджированной фактурой; учить слуховому восприятию музыки; развить
технику правой руки (нажатие, расслабление); развивать исполнительское
искусство; воспитывать интерес к изучаемому музыкальному произведению,
стремление к совершенству.
Расставить
пальцы(p-6стр.,
i-
3стр.,
m-2стр.,
a-1стр.),
почувствовать
натяжение, сыграть арпеджио с подготовкой пальцев и вернуться назад
одновременно в исходное положение, кончики пальцев находятся рядом,
гитара так спроэктированна, что пальцы будут попадать на нужные струны,
чтобы
не
смотреть
на
пр.
руку.
Покажем
несколько
упражнений
арпеджированной техники и «Allerpo» М. Джулиани.
б) Так как гитара инструмент в значительной степени гармонический, то
необходимо обратить внимание на аккордовую технику. Следует следить за
исполнением всех звуков в аккорде.
в) Хроматические и позиционные гаммы. Отрабатываем позиционные
переходы, пунктирным ритмом. Умение осуществить быстрое перемещение
руки, не нарушая ритма, мелодии, не менее важная задача, чем развитие
беглости пальцев. Всё вместе это и составляет основу техники левой руки.
Для перехода из одной позиции в другую нужно следить за координацией
рук, артикуляцией, амплитудой, используя зрительный и слуховой контроль.
г) Кроме аккордовой техники и на мелкую моторику, для гитары характерны
этюды с применением различных технических приёмов: барре, расгеадо,
тремоло, техническое легато и др.
Этюд
№7
а-moll
М.
Каркасси.
Тремоло
в
переводе
означает
«дрожащий».Тремоло исполняется быстро сменяемыми пальцами(ami,ami и
т.
д.)
Для
выработки
ровного
и
певучего
тремоло
необходима
соответствующая тренировка. Базовая формула p-a-m-i
– выравнивать
громкость всех пальцев:p-a, p-m, p-i,- добиваться связного непрерывного
звука, баланса, ритмичности, слуховой контроль. Присоединение к тремоло
ударов по струнам б.п. обычном способом создаёт впечатление дуэта. Этюд
№7 – исполняется приёмом тремоло, перемежающимся с фигурацией
аккордов, оттеняя каждую четверть на басах.
д) Техническое легато бывает восходящим и нисходящим. Задачи: закрепить
навыки механических движений пальцев левой руки во время исполнения э
того приёма, добиваться качественного воспроизведения звуков.
3.Итог. Техника – это удобство движений, их точность, свободная посадка,
овладение хорошим звуком, музыкальное исполнение, как правило прививает
обучающемуся любовь к занятиям на гитаре, для лучшего воплощения
музыкальных задач.
Список литературы
1.Кузин Ю.П. Азбука гитариста. Инструментальный период. Часть 1.
2.Методическое пособие для преподатвателей ДМШ.Под ред. В.Ф. Калёнова.
- Новосибирск: НМК, 1999.- 55с. с нотн. прил.
3.Школа игры на шестиструнной гитаре/ автор-сост. Т.П. Иванников. -
М.:АСТ; Донецк: Сталкер, 2008. - 223 с.
4.Школа гитариста в 4-ёх частях. - Новосибирск, 2001. -131с.
5.Шесть струн - шесть ступенек. Пьесы для гитары. 3 ступенька. Второй
класс ДМШ/Сост. Ю.П. Кузин. -Новосибирск: Классик-А, 2008. - 36с.