Напоминание

«Развитие технических навыков в классе гитары»


Авторы: Басалаева Марина Ивановна, Марина Ивановна Басалаева
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБУДО НСО "Куйбышевская ДШИ"
Населённый пункт: город Куйбышев, Новосибирская область.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развитие технических навыков в классе гитары»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытый урок пр. Басалаевой М.И. на тему «Развитие

технических навыков в классе гитары» с учащимся

4 кл. Татарниковым Артёмом.

План.

1.Вступительное слово.

2.Практическая часть.

3.Итог.

Цель – формирование и развитие технических навыков – как условие для

лучшего воплощения музыкальных задач.

Задачи: 1.Развитие тактильных навыков ( не смотреть на пр. руку).

2. Повышение техничности исполнения учащимся.

3.Применение технических навыков, преодоление технических трудностей в

нотном материале.

1.Работа

над

развитием

технических

навыков

должна

проводиться

планомерная и систематическая на протяжении всех лет обучения. Она почти

целиком и полностью происходит в рамках изучаемого репертуара.

Исключение составляют гаммы, освоение которых чрезвычайно важно.

Развитие

технических

навыков

у

учащегося

во

многом

определяет

успешность дальнейшего творческого продвижения юных гитаристов – это

связано с необходимостью формирования исполнительского аппарата и

посадки начинающего музыканта, обеспечивающих возможность освоения

им в дальнейшем более сложных технических навыков и свободного

исполнения музыкальных произведений.

Говоря о технике игры на гитаре, подразумевают скорость, точность,

частоту,

динамику,

артикуляцию.

Под

техникой

в широком смысле

подразумевается

вся

совокупность

знаний

и

навыков

в

области

звукоизвлечения, метрической четкости, необходимых для преодоления

технических трудностей исполнения различных музыкальных произведений.

Эти

навыки

и

знания

приобретаются

постепенно,

после

долгих

систематических занятий. Но это ещё не всё. Главное конечно же –

воплощение идей, чувств, интеллекта в звуках. Развитие технических

навыков на практике зависит от всей системы гитарного обучения – как

технического, так и музыкального, художественного. Сколько гитарной

музыки, столько и задач. Следует постепенно и осторожно развивать как

музыкальные, так и технические возможности ученика. Игра на гитаре

должна базироваться на строгой последовательности – от простого к

сложному, избегать мышечных напряжений.

Техническое совершенствование учащихся – гитаристов должно включать в

себя работу над исполнением:

а) Арпеджио

б) Интервалов и аккордов

в) Гамм

г) Тремоло

д) Технического легато и мелизматики

2.Практическая часть. Ход урока.

Главным залогом воспитания технических навыков является правильная

посадка, положение инструмента, постановка рук. Освобождение игрового

аппарата; независимость рук и пальцев (упражнения без инструмента).

а) Арпеджио. Задачи: учить учащегося навыкам и умению работы с

арпеджированной фактурой; учить слуховому восприятию музыки; развить

технику правой руки (нажатие, расслабление); развивать исполнительское

искусство; воспитывать интерес к изучаемому музыкальному произведению,

стремление к совершенству.

Расставить

пальцы(p-6стр.,

i-

3стр.,

m-2стр.,

a-1стр.),

почувствовать

натяжение, сыграть арпеджио с подготовкой пальцев и вернуться назад

одновременно в исходное положение, кончики пальцев находятся рядом,

гитара так спроэктированна, что пальцы будут попадать на нужные струны,

чтобы

не

смотреть

на

пр.

руку.

Покажем

несколько

упражнений

арпеджированной техники и «Allerpo» М. Джулиани.

б) Так как гитара инструмент в значительной степени гармонический, то

необходимо обратить внимание на аккордовую технику. Следует следить за

исполнением всех звуков в аккорде.

в) Хроматические и позиционные гаммы. Отрабатываем позиционные

переходы, пунктирным ритмом. Умение осуществить быстрое перемещение

руки, не нарушая ритма, мелодии, не менее важная задача, чем развитие

беглости пальцев. Всё вместе это и составляет основу техники левой руки.

Для перехода из одной позиции в другую нужно следить за координацией

рук, артикуляцией, амплитудой, используя зрительный и слуховой контроль.

г) Кроме аккордовой техники и на мелкую моторику, для гитары характерны

этюды с применением различных технических приёмов: барре, расгеадо,

тремоло, техническое легато и др.

Этюд

№7

а-moll

М.

Каркасси.

Тремоло

в

переводе

означает

«дрожащий».Тремоло исполняется быстро сменяемыми пальцами(ami,ami и

т.

д.)

Для

выработки

ровного

и

певучего

тремоло

необходима

соответствующая тренировка. Базовая формула p-a-m-i

– выравнивать

громкость всех пальцев:p-a, p-m, p-i,- добиваться связного непрерывного

звука, баланса, ритмичности, слуховой контроль. Присоединение к тремоло

ударов по струнам б.п. обычном способом создаёт впечатление дуэта. Этюд

№7 – исполняется приёмом тремоло, перемежающимся с фигурацией

аккордов, оттеняя каждую четверть на басах.

д) Техническое легато бывает восходящим и нисходящим. Задачи: закрепить

навыки механических движений пальцев левой руки во время исполнения э

того приёма, добиваться качественного воспроизведения звуков.

3.Итог. Техника – это удобство движений, их точность, свободная посадка,

овладение хорошим звуком, музыкальное исполнение, как правило прививает

обучающемуся любовь к занятиям на гитаре, для лучшего воплощения

музыкальных задач.

Список литературы

1.Кузин Ю.П. Азбука гитариста. Инструментальный период. Часть 1.

2.Методическое пособие для преподатвателей ДМШ.Под ред. В.Ф. Калёнова.

- Новосибирск: НМК, 1999.- 55с. с нотн. прил.

3.Школа игры на шестиструнной гитаре/ автор-сост. Т.П. Иванников. -

М.:АСТ; Донецк: Сталкер, 2008. - 223 с.

4.Школа гитариста в 4-ёх частях. - Новосибирск, 2001. -131с.

5.Шесть струн - шесть ступенек. Пьесы для гитары. 3 ступенька. Второй

класс ДМШ/Сост. Ю.П. Кузин. -Новосибирск: Классик-А, 2008. - 36с.



В раздел образования