Напоминание

«Формирование мотивации обучающихся как залог успешного облучения академическому вокалу»


Автор: Исаева Алла Владимировна
Должность: преподаватель по классу вокала
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ им. П.И.Чайковского
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: Методическая статья
Тема: «Формирование мотивации обучающихся как залог успешного облучения академическому вокалу»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Исаева А.В. «Формирование мотивации обучающихся как залог

успешного облучения академическому вокалу»

преподаватель МАУ ДО ДШИ им. П.И.Чайковского

г. Калининград

Работа в сфере дополнительного образования творческая, яркая, но

очень

ответственная.

В

учреждения

дополнительного

образования

дети

приходят не по

принуждению, а по призванию,

и педагогу необходимо

приложить максимум усилий, чтобы поддержать ребенка в его стремлениях,

развить его способности и мотивировать его на регулярные продуктивные

занятия

для

достижения

поставленной

цели.

Но

для

начала

давайте

разберемся, что же из себя представляет дополнительное образование.

Вот как трактует термин «Дополнительное образование» Закон об

образрваении в Российской Федерации»: вид образования, который направлен

на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в

интеллектуальном,

духовно-нравственном,

физическом

и

(или)

профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением

уровня образования (Ст.2 п.14 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»)

Система дополнительного образования Мобильна; Открыта; Способна:

быстро

и

точно реагировать

на

образовательный

запрос

семьи

и

общества;

создавать устойчивую природосообразную и культуросообразную среду

развития;

обеспечивать интеллектуальное и творческое развитие учащихся.

Отличительные черты педагогики дополнительного образования:

создание условий для свободного выбора ребёнком направления и вида

деятельности, профиля программы и времени ее освоения, педагога;

многообразие видов деятельности;

личностно-деятельностный характер образовательного процесса;

личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации

успеха»;

создание условий для личностного развития, позитивной социализации

и профессионального самоопределения.

Именно

исходя

из

этих

позиций

строится

работа

педагога,

преподавателя

в

организации

дополнительного

образования.

Мотивация

ребенка в этом играет большую роль.

Что

же

такое

мотивация

и

какие

виды

мотивации

существуют

проанализируем ниже.

Мотивация (от лат. movēre «двигать») — побуждение к действию;

психофизиологический

процесс,

управляющий

поведением

человека,

задающий его направленность,

организацию, активность и

устойчивость;

способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Виды мотивации:

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с

содержанием определённой деятельности, но обусловленная внешними по

отношению

к

субъекту

обстоятельствами.

Внутренняя

мотивация

(интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а

с самим содержанием деятельности.

Положительная

и

отрицательная

мотивация.

Мотивация,

основанная

на

положительных

стимулах,

называется

положительной.

Мотивация,

основанная

на

отрицательных

стимулах,

называется

отрицательной.

Устойчивая

и

неустойчивая

мотивация.

Устойчивой

считается

мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует

дополнительного подкрепления.

Теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на

мотивацию. В значительной мере их предмет сконцентрирован на анализе

потребностей и их влиянии на мотивацию. Изучение этих потребностей

повлекло за собой появление трех главных направлений:

Содержательные теории мотивации изучают, какие потребности

мотивируют человека к той или иной деятельности, какова их структура, какие

потребности первичны, а какие вторичны, в каком порядке происходит их

удовлетворение. Они изучают цели, к которым стремится человек. Главные

теории данного направления:

теория иерархии потребностей Маслоу; теория Альдерфера;

теория приобретенных потребностей МакКлелланда;

теория двух факторов Герцберга.

Процессуальные теории мотивации акцент делается на объяснении

процесса выбора поведения, способного привести к желаемым результатам.

Процессуальные теории объясняют то, как человек распределяет усилия

для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения.

Основными в этом направлении считаются: теория Врума, теория Адамса,

теория Портера-Лоулера, теория Лока и концепция партисипативного

управления.

Теории в основе которых лежит специфическая картина человека.

Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника, берут за

основу определённый образец работника, его потребности и мотивы. К этим

теориям относятся: теория Мак Грегора и теория Оучи.

Изучив разные теории, я пришла к выводу, что наиболее приемлема для

меня в работе теория, Абрахама Маслоу, и его иерархия потребностей, ярко

представленная в так называемой «Пирамиде Маслоу».

Иерархия потребностей

Именно на этой теории я и строю свою работу с учениками.

Попробуем сейчас разобраться, каким же образом идет работа.

Для начала сделаем небольшую оговорку – уточнение, связанное с

контингентом

обучающихся.

В

моем

классе

есть

обучающиеся

разных

возрастных групп – это и младшие школьники, впервые пришедшие в этом

учебном году в школу искусств,

Есть группа ребят – младших школьников, продолжающих обучение, но

обучавшихся ранее у другого педагога;

Следующая

группа

обучающиеся

средних

классов,

также

ранее

занимавшиеся у другого вернее у других педагогов – их у ребят было уже двое.

И последняя группа – взрослые ребята, у которых тоже был опыт работы

с другими педагогами.

Все

эти

обстоятельства

накладывают

особые

обязательства

и

предъявляют

особые – повышенные

требования к организации учебного

процесса и формированию мотивации к обучению.

И здесь давайте также сделаем одно уточнение: можно ли применять в

полной мере термин «мотивация» ко всем перечисленным группам?

Исходя из

формулировки понятия

«Мотива

́

A

ция» как

побуждения к

действию, способность человека деятельно удовлетворять свои потребности,

я совершенно уверена в возможности оперировать данной терминологией, при

этом здесь речь должна идти только о разных механизмах, применяемых

технологиях

на

разных

этапах

и

с

разными

категориями

обучающихся,

конечно, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Итак, проанализируем формирование мотивации у малышей. Опираясь

на пирамиду Маслоу и ее 7 ступеней, мы понимаем, что в рамках школы в этом

возрасте уместно говорить об удовлетворении мотивационных потребностей,

начиная со 2 ступени: Безопасность – Любовь/Принадлежность к чему-

либо

–Уважение/признание

Познание,

понимая,

что

1-я

ступень

физиологические потребности мы в своей работе не затрагиваем. Вы спросите

– а причем здесь безопасность? Отвечу и очень уверенно: безопасность

ребенка у нас всегда должна стоять на первом месте. Это и психологический

комфорт, психологическая и физическая безопасность это и сохранение, и

укрепление здоровья, это и вопросы охраны детского голоса! Без выполнения

этих

требований,

без

создания

позитивного

настроя

и

комфортной

психологической обстановки, создания атмосферы доверия между педагогом

и учеником, а также атмосферы взаимопонимания и доверия с родителями

ребенок не сможет раскрыться и быть максимально свободным на уроке, а это

очень важно для работы с голосом!

Рядом с Безопасностью находятся позиции: Любовь/Принадлежность к

чему-либо и Уважение/признание.

Соблюдение этих 3-х позиций, этих мотивационных потребностей и

создает тот самый микроклимат, который поможет ребенку быть уверенным,

что он способен, у него есть все возможности раскрыть себя, а педагог ему в

этом обязательно поможет.

Это относится не только к обучающимся данной возрастной группы, оно

обязательно к выполнению в работе со всеми учениками любого возраста,

обладающих разными и вокальными/музыкальными данными.

Следуя

далее,

создав

атмосферу

безопасности,

любви,

уважения,

психологического

комфорта,

можно

говорить

о

следующих

уровнях

мотивационных потребностей: «познание», «эстетические» и

«самоактуализация»,

которые

иногда

объединяют

и

называют

«Потребностью

в

самовыражении»

или

«Потребность

в

личностном

росте» применительно к старшим ученикам.

Этап

познания

у

младших

детей

я

бы

разделила

на

несколько

небольших

ступеней

и

начала

с

формирования

интереса,

затем

следует

изучение собственных возможностей, и, наконец, развитие своих физических

возможностей

применительно

к

вокальной

работе,

развитие

голосового

аппарата, закрепление вокальных навыков. Причем этот процесс непрерывный

и нелинейный. Этапы развития и этапы закрепления идут постоянно, интерес

формируется

и

постоянно

развивается

в

процессе

развития

вокальных

навыков, т.е. это процесс взаимообратный и взаимодополняемый.

Этап познания у старших учеников, собственно, такой же. Здесь я бы

сделала только одну ремарку: так как средние и старшие ученики пришли ко

мне уже имея опыт занятия вокалом с другими педагогами, и обладали

некоторыми

знаниями

об

особенностях

вокальной

работы,

не

всегда

перешедшими в навыки, то здесь больший упор мы делаем на формировании

интереса к академическому пению, каждый раз открывая все новые и новые

возможности голоса – будь то увеличение диапазона, объема и плотности

дыхания, или нахождение новой окраски звука, не присущей ранее этому

ученику,

выбор

произведения

повышенной

сложности,

относительно

изучаемых ранее, а также иные маленькие «открытия», которые совершаем с

учеником на каждом уроке. И здесь, конечно, этапы открытий, этапы развития

и

этапы

закрепления

также

идут

постоянно,

этот

процесс

такой

же

взаимообратный и взаимодополняемый.

Большую роль на раннем этапе познания – формирование интереса –

играет и репертуар. Он естественно, должен соответствовать индивидуальным

возможностям и особенностям каждого ученикам – голосовым, физическим,

психологическим, а также его эстетическим потребностям, и это уже новая

очередная мотивационная ступень! Образовательная программа по классу

сольного

пения

нашей

школы

предполагает

знакомство

и

исполнение

разнообразного репертуара

русской

и

зарубежной

классики,

народной

музыки,

произведений современных

авторов.

Выбирая произведения для

каждого

ученика

в

первую

очередь

мы

смотрим

на

его

вокальные

возможности, психологическую готовность и, конечно, на настрой самого

ученика на то или иное произведение. Если эти три фактора сходятся, тогда

вероятность того, что работа над этим репертуаром будет успешным и пойдет

на

пользу

как

для

развития

вокальных

навыков,

так

и

для

развития

музыкальности, эмоциональности, что тоже очень важно, и в конечном счете

будет мотивировать на все новые и новые достижения ученика.

И вот, говоря о достижениях, мы перешли к следующей очередной

мотивационной ступени – этапу «самоактуализации», который вместе с

этапом познания и этапом эстетических потребностей, как мы уже отметили

ранее, иногда объединяют и называют «Потребностью в самовыражении»

или «Потребностью в личностном росте». Самовыражение – одно из

ключевых мотивационных звеньев. Не удовлетворив или не в полной мере

удовлетворив

эту

потребность,

сложно

добиться

высоких

результатов

в

учебной деятельности. Так

же

как

писателю

невозможно писать

в

стол

художнику хранить свои холсты в студии, где их никто не видит, музыканту,

исполнителю, певцу очень сложно обойтись без предъявления результатов

своего труда. И здесь, конечно, используются самые разнообразные формы –

концерты, спектакли, а если этого недостаточно, то есть форма отрытых

уроков с участием детей, родителей. Я в своей деятельности часто практикую

совместные уроки с участием нескольких детей, на которых они слушают друг

друга, анализируют, радуются возможности показать себя, получить оценку

своих друзей и в свою очередь услышать, оценить и поддержать своих

соучеников. При этом необязательно это будут дети одного возраста. Даже

лучше если это разновозрастные группы, где младшие слушают и учатся у

старших, а старшие в свою очередь анализируют работу малышей и соотносят

ее с той работой, которую провели они сами, таким образом отмечая свой

собственный рост и развитие. А малыши, слушая пение старших, видят

возможности роста для себя, отмечают, к чему они должны стремиться. Для

детей это своеобразная игра, и часто такие совместные уроки я провожу как-

бы непреднамеренно, в этом случае дети чувствуют себя на них свободно и

непринужденно.

Еще один из мотиваторов – совместное музицирование педагога и

ученика.

Для

детей

это

очень

важный

стимул

и

очень

большая

ответственность. Конечно, это требует особой подготовки ученика – умение

держать свою партию в дуэте, добиваться слияния голосов. Пока мне

удалось создать только два таких дуэта, и даже принять участие в конкурсе,

заняв с учениками призовые места. И буквально вчера на одном из очередных

занятий

я

применила

эту

технологию

еще

с

одной

ученицей,

которой

требовалось поднять уровень своей самооценки, и нужно сказать, ребенок был

буквально окрылен таким событием и

надеюсь,

мне

удалось

сформировать

в

данном

случае

мотивацию

на

дальнейшую плодотворную работу.

Особой мотивационной строкой стоят конкурсы. Несмотря на то, что это

очень сильный мотиватор, не каждый из учеников по тем или иным причинам

готов принимать в них участие. В этом нет ничего страшного, есть много иных

мотивационных вбросов, о которых я уже сказала выше.

Уважаемые

коллеги!

Формирование

мотивации

обучающихся

на

продуктивную творческую

работу

нужно

начинать

уже

с

самой

первой

встречи.

И

состоять

это

может,

казалось

бы,

из

самых

незначительных

мелочей, одной из которых может быть вручение ученикам папки для нот, в

которую

они

в

течение

периода

обучения

будут

складывать

изучаемые

произведения,

формируя

свой

собственный

репертуарный

сборник.

На

титульном листе этого своеобразного личного нотного сборника каждый

ученик получил творческое напутствие, благодаря чему шаг навстречу друг

другу был сделан. И мы продолжаем идти вместе по ступенькам развития,

познания, творчества, создавая ту самую «ситуацию успеха», о которой нам

говорят

документы,

регламентирующие

деятельность

в

сфере

дополнительного образования и следуя нашему общему с детьми девизу:

Ты с музой творчества вперед иди,

Она поможет тебе в пути!

Скрипичный ключ трет в сказку дверь,

Трудись и в свои силы верь!



В раздел образования