Автор: Мосолова Галина Алексеевна
Должность: преподаватель по классу вокала
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ им. П.И.Чайковского
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: методическая статья
Тема: «Обучение и воспитание начинающего ученика7- 8 лет на уроках вокала»
Раздел: дополнительное образование
Мосолова Г. А. «Обучение и воспитание начинающего ученика7- 8 лет на уроках
вокала»
МАУ ДО ДШИ им. П.И. Чайковского г. Калининград педагог по классу вокала
Обучение пению очень сложный процесс, протяжённый во времени, требующий
многих
усилий, ошибки
педагога,
дефекты преподавания, особенно на
раннем этапе
обучения пению, могут нанести, к сожалению, непоправимый ущерб ученику.
Педагог, работающий с детьми, должен обладать целым комплексом различных
дарований, обладать чувством юмора, фантазией и главное -любовь к детям. Работа с
детьми может быть успешной только тогда, когда педагог понимает особенности детского
возраста, это внимание к душевному состоянию ребенка. Очень важно для ребенка и для
педагога, освободить ученика от отрицательных эмоций, создать атмосферу душевного
комфорта. Найти правильную линию общения, с одним можно ласково разговаривать, с
другим все богатство эмоционально окрашенной речи, с третьим-быть на его уровне.
Педагог должен стремиться раскрепостить ребёнка. В нем всегда должен присутствовать
педагогический оптимизм.
Занятия
музыкой,
особенно
пением,
улучшает
характер
ребёнка,
благотворно
воздействует на психику, делая его душу благотворной, сочувствующей, пение обладает
целебными свойствами.
С первых уроков следует обратить внимание на звукоизвлечение, брюшное дыхание,
опору
звука,
правильную
речь,
которая
зависит
от
положения
рта
и
произношения
согласных и гласных, то есть, как говорю, так и пою. Голос — это инструмент, поэтому
постоянный контроль со стороны педагога очень важен. Обязательно следить, чтобы не
было мышечных напряжений связок, и если есть, то устранять. Если преподаватель сам
легко и свободно владеет своим голосом может передать это ребенку. Голос-это душа плюс
энергетика.
Урок вокала должен начинаться с упражнений, потому что в формировании звука
задействованы многие группы мышц. Распевка у певца – это та же разминка у спортсмена.
Как и спортсмену, певцу необходимо разогреть мышцы, тем самым подготовив их к
дальнейшим профессиональным нагрузкам.
C первых уроков работаем над дыханием. Постановка правильного дыхания – это то,
с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать?
Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт
к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это
нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в
компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его
свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.
На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных
упражнений:
следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи;
при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение
вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более
интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох
должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.
Обязательно делать дыхательную зарядку. Дыхательные упражнения:
1.
Вдыхать цветок (сирень);
2.
Чашка кофе с молоком (пенку сдуваем);
3.
3 свечи затушить (вдох, выдох);
4.
Диафрагма-разогреть звук (фф);
5.
Пилить бревно (ссс-ссс);
6.
Пулемёт стреляет (тртр произносить быстро);
7.
Лай собак (ав, ав на диафрагме);
8.
Языком работать (в щечку, вверх, вниз,);
9.
Рот закрыть (разогрев резонаторов) на «М», «Н»;
Упражнения на интонирование
Поём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
Поём нисходящую гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до)
Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, до-до).
В этой части упражнений необходимо уделять большое внимание формированию звука,
певческому дыханию и атаке звука. Так же в этой части отрабатываются дикционные
трудности, четкость и краткость произнесения согласных звуков.
1. Упражнение на развитие головного резонирования и выравнивание гласных при
смене высоты тона. При открытии рта на звук «йа» необходимо следить за поднятием
небной занавески, так называемого «зевка», а так же за округлостью гласной И, избавляться
от «уплощения» этой гласной. Следует продвигаться по полутонам вверх до появления
характерного «прижатого звука» и так же спускаться вниз до зоны грудного резонирования.
2.
Упражнение,
направленное
на
сглаживание
регистров.
Выполняя
упражнения
на
сглаживание регистров, следует особое внимание уделить ровности звука, избегать скачков
гортани и сохранять высокую позицию звука в головных резонаторах. Звук И формируется
округло с мягкой аккуратной атакой звука. Практика показывает, что при движении вниз
наиболее
сложно
сохранить
высокую
позицию
звука
и
его
объем,
поэтому
данные
упражнения следует выполнять только сверху вниз.
3.
Упражнение
на
сглаживание
регистров
и
выравнивание
гласных.
В
данном
упражнении следует обратить внимание не только на округлое формирование всех гласных
и точную атаку, но и на снятие второго звука с помощью дыхательного толчка, избегая
акцентирования слабой доли.
4. Упражнение на единообразный уклад ротовой полости при формировании гласных.
Следует четко формировать гласную губами, не меняя уклада внутри, не опуская небную
занавеску.
Так
же
немаловажную
роль
в
этом
упражнении
играет
плотный
поток
выдыхаемого воздуха и правильное распределение дыхания. У------------- О-------------А-----
--------Э---------------И------------
Для начинающих вокалистов рекомендуется подставлять сонорную согласную М, с
требованием произносить её быстро, не закрывая рта. Также обращать особое внимание на
равномерный выдох без толчков.
Со 2 класса обучения необходимо давать легкие «Вокализы» на легато, протяжные, чтобы
ребёнок умел тянуть звук, следить за дыханием, ртом, подбородком.
Первостепенной задачей вокального обучения является формирование правильных
приемов певческой деятельности с последующим их доведением до автоматизма, то есть
основных вокальных навыков. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения
пению, но и беречь голос ребенка. Системная работа позволяет учесть физиологические и
вокальные
особенности
каждого
ребенка
и
использовать
индивидуально-
дифференцированный подход к способностям детей.
Репертуар
должен
подбираться в
соответствии
с
принципами: художественная
ценность
и
эстетическая
значимость
музыкальных
произведений,
доступность
для
исполнения, педагогическая целесообразность.
Изучив психолого-педагогические особенности детей 7-8 лет можно сделать вывод,
что в основе постановки детского певческого голоса должна лежать последовательная
отработка двух ведущих звеньев певческого процесса: возрастного и индивидуального.
Главная задача преподавателя в работе с детьми младшего школьного возраста - создание
наилучших
условий
для
раскрытия
и
реализации
способностей
детей
с
учетом
индивидуальности каждого ребенка.
Таким образом, развитие вокальных способностей детей 7- 8 лет в условиях детской
школы искусств — это целостный процесс, охватывающий многообразные формы учебной
деятельности.
Список использованной литературы
1.
Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей. М.: ВЛАДОС, 2004. 130 с.
2.
Ануфриева Е.Н. Вокальное развитие детей младшего школьного возраста в условиях
дополнительного образования //Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2012.
3.
Апраксина О.А., Орлова Н.Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с
ними. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 10. М., 1971. 22 с.
4.
Асеев В. Г. Возрастная психология: учеб. пособие. Иркутск: ИГПИ ДРОФА, 2009.
456 с.
5.
Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной методологии ч.3.М., 1937. 169 с.
6.
Баранова С.В., Настроение здоровья. – М.: ЦПФС “Единение”, 2007. 176 с.
7.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение,
1998. 464 с.
8.
Бонфельд М. Музыкальное мышление ребёнка: специфические черты. Сб. науч. мат-
лов. Петрозаводск, 2001. 73с.
9.
Буланов В.Г. Как пение способствует развитию различных и весьма полезных
качеств личности. Екатеринбург, 2003. 16с.
10.
Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1997. 415 с.
11.
Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н.Б. Гонтаренко.
– Изд. 3-е.-Ростов н/д: Феникс, 2007, 155с.
12.
Дмитриев. Л.Б. Основы вокальной методики. М., 1968. 675 с.
13.
Емельянов
В.В.
Фонопедический
метод
формирования
певческого
голосообразования:
Методические
рекомендации
для
учителей
музыки.
-
Новосибирск, Наука, 1991, 165с.
14.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. - СПб., Лань, 1997. 190 с.
15.
Жданова Т.А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов
младших школьников в детском хоре. В кн.: Музыкальное воспитание детей в
школе, вып. 13. М., 1978. 267 с.
16.
Орлова Н.Д. О детском голосе. – М., 1966. 56 с.