Автор: Ковальчук Галина Владимировна
Должность: учитель химии, биологии, географии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 18"
Населённый пункт: с. Новорусановка Спасского района Приморского края
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие критического мышления - стадия вызова
Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
с. Новорусановка
Спасского района Приморского края
«Стадия вызова в технологии развития
критического мышления»
(опыт работы)
Автор: Ковальчук Галина
Владимировна,
учитель биологии, географии,
химии МБОУ «СОШ № 18»
с. Новорусановка
Спасского района
Приморского края
Стадия вызова на уроках: приемы и примеры
Уроки по технологии критического мышления строятся по особому сценарию. И один из
важнейших этапов урока по ТРКМ — этап вызова. Рассмотрим подробнее, что такое стадия
вызова критического мышления, в чем ее особенности и какие приемы используются на этой
стадии.
Особенности критического мышления
Прежде, чем говорить о стадии вызова, вспомним кратко, в чем заключаются особенности
критического мышления. Критическое предполагает не простое усвоение информации, а
осмысленное.
То
есть
ученик
должен
научиться
не
воспринимать
информацию
как
самодостаточную, а относится к ней критически: анализировать, сравнивать, оценивать, выбирать
и нести ответственность за свой выбор. Ничто не воспринимается на веру — все ставится под
сомнение, но при этом ребенок остается открытым для нового знания.
Еще один важный момент: концепция технологии развития критического мышления исключает
пассивность учащихся. Они оказываются максимально вовлеченными в процесс обучения. А роль
учителя стала сводиться к роли координатора, который помогает, подсказывает направление, но
никак не преподносит готовое знание.
Базовая модель урока в рамках технологии развития критического мышления строится
следующим образом:
стадия вызова;
стадия осмысления
;
стадия размышления или рефлексия
.
Сейчас мы поговорим об этапе вызова на уроке.
Стадия вызова на уроке
Этап урока "Вызов" предназначен для того, чтобы вызвать:
вызвать в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном уроке;
интерес к новой теме;
активность учащихся.
Как было раньше? Учитель, начиная урок, сам задает цели и задачи, которые будут решаться на
уроке. Это прописано в его плане, на основании этих целей и задач строится и схема урока.
Учащиеся, по умолчанию, должны знать эти цели и быть с ними согласными. Ну, бывает, что
учитель просто зачитывает цели урока, ставя учеников уже "перед фактом".
В технологии критического мышления делается упор на то, что учащиеся сами будут определять
— что они хотят узнать на этом уроке, для чего это им нужно. Вот этот круг целей и задач и
определяется на стадии вызова.
По сути, вызов является решающим в том смысле, что задает темп и тон урока. Именно на этом
этапе происходит не только повторение пройденного материала (если оперировать привычными
терминами), не только актуализация знаний, но и самое главное — дается положительная
мотивация, формируется интерес.
Еще один важный момент: стадия вызова призвана активизировать всех учащихся. Если раньше
пассивные
ученики
оставались
в
стороне,
предоставляя
возможность
более
активным
поучаствовать в актуализации знаний, то теперь это исключено. Каждый ученик в классе
принимает участие в работе. И задача учителя: помочь систематизировать уже накопленный опыт
по данной теме, увидеть нестыковки, неясности, пробелы и определить круг вопросов, которые
требуют разрешения.
Таким образом, стадия вызова на уроке призвана решать сразу несколько задач:
сформировать положительную мотивацию;
вызвать интерес учащихся к новой теме;
сформировать главные цели урока;
наметить круг вопросов, которые будут решаться на уроке;
активизировать деятельность учащихся, включить их в работу.
Приемы для стадии вызова на уроке
Приемы разные — многие сочетают этапы индивидуальной и групповой работы, что важно для
активизации всех учеников в классе.
Важное условие всех приемов стадии вызова: никакой критики и никакого анализа!
Ученики могут высказывать свои мнения и предположения, не стесняясь, не боясь ошибиться. На
данном этапе идет простой набор всех идей и предложений. А все ошибки, неточности будут
исправляться уже в ходе урока. Именно это позволяет учащимся самим увидеть свои недочеты,
научится строить логические цепочки от "старого к новому" видеть взаимосвязь уже изученного и
нового, учит использовать накопленный опыт для решения новых задач.
Нажмите на ссылку на названии приема, чтобы получить более подробную информацию и
примеры.
Верно — не верно
. Учитель предлагает несколько утверждений по теме урока. Учащиеся
фиксируют свои ответы, соглашаясь или отрицая услышанное. На стадии рефлексии
необходимо вновь вернутся к этим вопросам и скорректировать свои ответы в связи с
полученной информацией.
Как вариант, можно предложить тест — вопросы с выбором вариантов ответов. Это более
трудоёмкая работа для учителя. И результаты выбора обсуждать сложнее. Проще и быстрее
объяснить, почему вы согласны или не согласны с утверждением, чем выбор одного из
близких по смыслу или значению ответов.
В тех классах, которые раньше не работали в рамках технологии развития критического
мышления, можно рекомендовать использовать на стадии вызова именно этот приём. Ребятам
нужно привыкнуть к роли активных участников учебной деятельности. А в данном случае им
нужно для начала всего лишь поставить «плюсики» и «минусики» напротив утверждений.
Верно — не верно
Тест
1.
Существуют
семейства
двудольных
растений, не имеющие околоцветника.
1. Слой, защищающий верхнюю часть
зуба от механических воздействий, — это
2.
Органические
вещества
могут
перемещаться
от
корней
к
листьям
по
сосудам ксилемы.
3.
Растения
могут
размножаться
как
половым, так и бесполым путём.
4.
Все живые клетки растений содержат
пластиды.
5.
Клетки
растений
получают
энергию
только за счёт фотосинтеза.
6.
Для ракообразных, обитающих на суше,
характерно жаберное дыхание.
7.
Все беспозвоночные используют внешнее
оплодотворение.
8.
У представителей отряда Жесткокрылые
колюще-сосущий ротовой аппарат.
9.
Все клетки животных содержат ядра.
10.
Земноводные получают кислород через
лёгкие, кожу и кишечник.
11.
Рефлекторная
дуга
содержит
по
меньшей мере три нейрона: чувстви- тельный,
вставочный и двигательный.
12.
Наименьшая
линейная
скорость
движения крови у человека наблюдается в
полых венах.
13.
Зона коры больших полушарий мозга,
ответственная
за
кожно-мышечную
чувствительность, расположена в затылочной
части мозга.
14. У человека по лёгочным венам течёт
артериальная кровь.
1) эмаль 2) пульпа 3) цемент 4) дентин
2. Какой орган пищеварительного канала
обладает функциями переваривания пищи?
1) прямая кишка 2) пищевод
3) глотка 4) желудок
3. Переваривание белков в организме че-
ловека начинается под действием
1) веществ, имеющихся в самой пище
2) выделений бактерий толстой кишки
3) ферментов желудка
4) ферментов кишечного сока
4. Интенсивное
всасывание
воды
в
пищеварительном
канале
человека
происходит в
1) прямой кишке 2) желудке
3) тонкой кишке 4) толстой кишке
5. В
процессе
пищеварения
жиры
расщепляются до
1) глюкозы 2) аминокислот
3) белков 4) глицерина и жирных
кислот
6. Желудочный сок начинает выделяться
при
1) действии пищи на рецепторы глотки
2) попадании пищи в кишечник
3) попадании пищи в ротовую полость
4) продвижении пищи по пищеводу
Кластер
— прием, который помогает не только вспомнить все, что относится к теме, но и
систематизировать ЗУН. Задается ключевое слово. Учащиеся называют факты, термины,
даты, относящиеся к этому слову. Затем "гроздья" кластера можно группировать, объединяя
ответы по какому-либо принципу.
Самый, самый….
Инсерт
— эффективный метод, который позволяет выделить из текста важные абзацы и
предложения. Инсерт — это прием маркированного чтения. На полях текста учащиеся
отмечают специальными значками то, что они уже знают, то, что явилось новым, то, что идет
вразрез с их знанием и то, что требует уточнений, пояснений. Таблица, составленная после
прочтения, анализируется в ходе урока и дети возвращаются к ней уже на стадии рефлексии.
Дерево предсказаний
. На доске — изображение дерева. Его ветви — это направления
размышлений. Листья — мнения и предположения учащихся.
Толстые и тонкие вопросы
— не только помогают актуализировать знания по теме, но и
учат расставлять приоритеты и составлять разные типы вопросов. Тонкие вопросы для этого
приема — максимально конкретные, требующие четких и кратких ответов: Что? Когда? Где?
Почему?
Толстые
вопросы
предполагают
размышление,
аргументацию,
приведение
доказательств и примеров: Объясните, почему..?, В чем различие..? Что, если..?
Инвентаризация. Учащиеся в начале урока тезисно записывают то, что им известно по теме.
В дальнейшем список обсуждается в парах и по ходу урока пополняется или корректируется.
Таблица "ЗХУ"
. Ученик вспоминает все, что он знает по теме и записывает свои мысли в
таблицу:
Я это знаю
Хочу узнать
Узнал на уроке
На стадии вызова заполняются первые две колонки. Третья пополняется фактами и сведениями во
время урока. А на этапе рефлексии учащиеся проводят анализ таблицы.
Таблицу ЗХУ легко использовать уже в начальной школе. Для облегчения систематизации знаний
учитель может задавать наводящие вопросы. Например, на уроках чтения:
Какие произведения этого писателя вы знаете?
Что интересного в его рассказах?
АНТАРКТИДА
Что вы хотите узнать о нем? И т.д.
На уроке химии:
- встречаетесь ли вы в быту с солями и кислотами?
- где они находят применение?
Прогнозирование по иллюстрации. Учащимся предлагается рисунок или иллюстрация. Они
выдвигают свои теории и предположения о том, что изображено и как это связано с темой
урока. Например, на уроке географии в 7 классе: что это за животное? Какой материк мы
сегодня буем изучать? Почему?
Ассоциации
. Называется тема урока или предлагается рисунок. Учащиеся высказывают свои
мнения — какие ассоциации вызывает эта тема? Например, озвучивается слово: Кислота.
Какие ассоциации вызывает это слово? Где мы можем встретить это слово? и т.д.
Мозговой штурм
— один из вариантов создания "банка идей". Собираются и записываются
все мнения учащихся, даже самые фантастические. Например: Гипотезы происхождения
жизни на Земле. Никакой критики! Затем следует этап коллективного обсуждения, в ходе
которого в каждом из предположений пытаются найти рациональное зерно. Оставляются в
банке только самые перспективные по версии учащихся идеи.
Корзина идей
— в условную "корзину" тезисно записываются все соображения и
предположения учащихся по заявленной теме. В ходе урока все мнения корректируются и
либо остаются в корзине, либо выбрасываются из нее. На этапе рефлексии учащиеся вновь
возвращаются в корзине и систематизируют накопленные ЗУН.
Перепутанные
цепочки.
Учитель
предлагает
ряд
перепутанную
последовательность
событий, действий. Ученики должны восстановить правильную последовательность.
Например, пищевая цепочка лиса- пшеница – беркут мышь.
Ключевые слова. Учитель перечисляет ключевые слова, относящиеся к новой теме.
Учащиеся пытаются предположить, о чем пойдет речь на уроке, какие вопросы будут
рассматриваться. Например: полулунные клапаны, желудочек, аорта, малый круг и т.д.
Бортовой журнал
. Учащиеся заполняют таблицу:
Что я знаю по теме
Что я узнал нового
Это осталось непонятным
Прием рассчитан на весь урок, на стадии вызова заполняется только первая колонка.
Отсроченная догадка
. По названию темы или по ключевым словам учащиеся высказывают
предположение: какой вопрос будет главным на уроке. К догадке возвращаются в конце
урока, проверяя правильность предположений.
Круги по воде. Ключевое слово или понятие записывается в столбик. И на каждую букву
учащиеся предлагают существительные или словосочетания по теме.
Таким образом, стадия вызова в рамках уроков ТКМ выполняет сразу несколько функций:
мотивационную (пробуждает интерес к теме, побуждает к работе с новой информацией),
информационную
(заставляет
вспомнить
то,
что
уже
известно
по
заявленной
теме),
коммуникационную (предполагает бесконфликтный обмен мнениями и предположениями).
Многие приемы стадии вызова предполагают возвращение к ним на стадии рефлексии или
размышления, что делает урок цельным.
СТРУКТУРА
· Проблемную ситуацию на стадии "Вызов" постарайтесь создать таким образом, чтобы ученик
испытал острое чувство удивления или затруднения, осознал противоречие, тогда Ваш ученик
сможет самостоятельно сформулировать вопрос или проблему.
· При осмыслении нового материала обращайтесь к жизненному опыту учащихся: им будет
понятнее и интереснее
ПРИЁМЫ
«Много – не есть хорошо». Урок не резиновый, поэтому одно из правил – это использовать не
более двух приемов на одной стадии и подводить итог каждому приему, использованному в уроке.
Не перегружать урок приёмами. В противном случае работа будет неэффективной.
· Использовать методы и приемы в соответствии с возрастом учеников.
· После каждого приема должно следовать обсуждение (подведение итога)
· Для эффективной реализации целей урока следует тщательно продумывать и выбирать методы и
приемы для каждой стадии урока (вызов, осмысление содержания, рефлексия).
· Разрабатывая урок, помните, что важно не количество приёмов ТРКМ, а их качество и уместный,
логичный переход от одного к другому;
· Опишите основные своего урока в "традиционном" виде и постарайтесь подобрать к каждому из
них подходящие приемы ТРКМ. В результате можно составить таблицу.
·
Используемые
приёмы
должны
соответствовать
содержанию
материала
и
органично
вписываться в ход урока. Они должны помочь усвоить материал, а не запутать ученика.
· При составлении урока тщательно обдумать приёмы.
· Предусмотреть применение форм и приёмов, которые позволили бы включиться в урок всем
учащимся
· Использование приёмов графического представления информации.
· На первых уроках в ТРКМ при использовании приёмов и стратегий технологии развития
критического мышления обучающимися, можно предложить работу в парах или малых группах,
т.к. при самостоятельной работе многие ребята могут просто не справиться и это их может только
оттолкнуть от участия в процессе.
· Ни в коем случае не нужно перегружать урок излишним количеством приемов
ПРИНЦИПЫ
- Создайте ситуацию, в которой учащиеся смогут самостоятельно сформулировать интересующие
их вопросы и определить: для чего я буду изучать новый материал, что именно мне нужно узнать,
чтобы ответить на собственный вопрос.
-Изучая новую тему, мотивируйте учащихся на определение тех конкретных жизненных задач, для
решения которых им могут пригодиться приобретённые знания и умения.
- Формулировать вопрос, мотивирующий учащихся к неоднозначным ответам.
- Дать учащимся возможность самостоятельно делать выводы, самим оценивать свою
деятельность.
- Продумывать вопросы, которые должны стимулировать деятельность учащихся к поиску, к
добыванию знаний
- Урок строится так, чтобы большую часть информации дети открыли сами, а не выслушали из уст
умного учителя.
-
Обязательно нужно включать активные формы работы - в парах, в группах, чтобы
осуществлялось взаимодействие.
- Учите детей формулировать и задавать вопросы, а не только отвечать на них.
- Дети должны быть главными действующими лицами на уроке.
- Все свои предположения обучающиеся должны аргументировать.
- Помните, что цель и практическую значимость темы должны открыть дети.
- Ученики обязательно должны проговорить или записать возникшие мысли, так как только в
этом случае к ним придёт осознание того, чему они научились. При работе в ТРКМ перед глазами
детей должен быть «зрительный ряд». Все мысли, ответы, ключевые слова нужно записать и
прочитать. Помнить, что это технология развития критического мышления через чтение и письмо.
- Давайте возможность высказаться не одному учащемуся, а всем желающим.
- Обязательно подводить детей к тому, чтобы после каждого этапа урока они делали выводы
самостоятельно
- Завершая занятие, следует настроить учащихся на тему следующих занятий. Хорошо, если Вы
оставили учеников заинтригованными, чтобы разрешить интригу на следующем уроке.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Определить, какой результат учитель ждет от урока.
- Тема урока должна прослеживаться в течение всего урока.
- Урок должен стать звеном целой цепочки уроков, а не "единственным бриллиантом".
- Цели обучения должны быть конкретными и чёткими. Их также как и рефлексию формулируют
и озвучивают учащиеся.
- Начатое задание необходимо довести до конца, прокомментировать и подвести итог.
- Схемы и таблицы должны заполнять сами дети.
- Необходимо учить детей работе с различными источниками информации.
- Алгоритмы последовательности действий учащихся должны быть точными и понятными.
-
Виды
деятельности
учащихся
должны
быть
познавательными,
практическими,
исследовательскими.
-
Одно из главных условий проведения хорошего урока - переход учителя из позиции
"натаскивателя знаний" в позицию "невидимого дирижёра".
- Урок должен быть завершён: от чего начинали, к тому же возвращаемся и им же завершаем.
Урок заканчиваем тем, что учащиеся ощущают потребность прийти на следующий урок, чтобы
постичь все то интересное и полезное, чего они не успели узнать.
- Разработать "скелет" урока, используя известные приемы ТРКМ. Затем подобрать и разработать
задания, направленные на результат.
- Разрабатывать ни один урок, а сразу серию уроков по одной теме (если на одну тему отводится
более одного урока).
В
конспекте
можно
выделить три
фазы
1.
На
фазе вызова:
обозначена
тема
-
желательно
детьми,
есть
мотивация
учащихся
2. На фазе осмысления есть самостоятельная работа учащихся по приобретению нового знания
3. На фазе рефлексии есть оценка деятельности или новой информации, обмен мнениями,
логический
переход
к
новым
темам
-
Соблюдение
принципа: учитель-
координатор,
а
не
источник
знаний
- Есть описание, как конкретно используется каждый приём (что делает ученик, что делает
учитель)
- Каждый приём работает на тему урока (не надо составлять кластер про животных на уроке
русского
языка)
-
Каждый
приём
должен
быть завершён
- Использование каждого приёма должно быть осмысленным (не просто приём ради приёма)
-
Приёмы
должны
быть
между
собой согласованы
-. Количество используемых приёмов должны быть разумным (не более трёх)
Несколько советов
Перечислены не все методы и приёмы организации стадии вызова. Но перечисленные уже
проверены практикой и могут быть применены на уроках по любому предмету. Учитель может
использовать какой-то «фирменный», созданный им самим приём. Главное в технологии развития
критического
мышления —
не средства,
а идеология.
Всё,
что
способствует
активной
самостоятельной целеполагающей деятельности учащихся на стадии вызова, что придаёт
осмысленный характер их деятельности на уроке, имеет право на существование.
Нужно только иметь в виду, что выбранная вами форма работы должна предполагать возврат
к сформулированным целям и проблемам на стадии рефлексии. То есть она должна давать
возможность оценить то, что было достигнуто. То, что узнали и чему научились ваши
воспитанники.
Необходимо помнить об ограниченности времени урока. Определять продолжительность каждого
из его этапов. И, по крайней мере, на первое время, иметь «план Б» — запасной вариант действий
в том случае, если что-то пошло не так.
Работа учащихся связана с письмом. Ребята заполняют таблицы, составляют графические схемы
и так далее. Это можно делать в тетрадях. Но можно использовать и отдельные листы. На них
легче разместить объёмный материал, можно организовать (с помощью степлера) дополнительное
пространство. Да и психологически проще что-то вычёркивать или по ходу дела дописывать
на листах. Как-то мы привыкли, что рабочая тетрадь — это святое: там должен царствовать
порядок. Листы можно сохранять в файлах или папках. В конце концов, для закрепления
материала, можно аккуратно перенести в тетрадь итоговый вариант.