Напоминание

Способы формирования положительной мотивации в условиях реализации ФГОС НОО.


Автор: Татьяна Юрьевна Зуева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №147
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Способы формирования положительной мотивации в условиях реализации ФГОС НОО.
Раздел: начальное образование





Назад




Способы формирования положительной мотивации в условиях

реализации ФГОС НОО.

Статью подготовила: учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 147

Красногвардейского района

г. Санкт-Петербурга

Зуева Татьяна Юрьевна

Человек – это существо, которое постоянно стремится к познанию еще

неизвестных ему предметов или явлений внешнего мира, все действия

реализуются под влиянием каких-либо мотивов. Любознательность особенно

характерна для детей. Но зачастую, учителя сталкиваются с тем, что в

процессе обучения у школьников отсутствует тяга к получению знаний.

Отсутствие мотивации к обучению значительно затрудняет процесс

формирования универсальных учебных действий (далее УУД). Поэтому,

учителю необходимо обращать внимание на эту проблему, диагностировать

актуальный уровень развития мотивации ребенка и подбирать методы,

формы и способы организации деятельности, обеспечивающие

формирование положительных мотивов к учению.

Важность этого аспекта указывается и в нормативно-правовой базе,

поэтому, актуальность нашего исследования обусловлена требованиями к

личностным результатам обучения, предъявляемым федеральным

государственным образовательным стандартом начального общего

образования (далее ФГОС НОО): «Личностные результаты освоения

основной образовательной программы начального общего образования

должны отражать принятие и освоение социальной роли обучающегося,

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного

смысла учения».

Таким образом, цель исследования – определить особенности

мотивации младших школьников к обучению в условиях реализации ФГОС

начального общего образования.

Методы исследования: теоретические методы (анализ психолого-

педагогической и методической литературы); методы обработки и

интерпретации данных; эмпирические методы: эксперимент.

Для того, чтобы определить педагогические условия формирования

положительной мотивации младших школьников, необходимо выяснить

актуальный уровень развития мотивационных аспектов детей.

В исследовании приняли участие 30 обучающихся 3 класса.

Для достижения цели были проведены исследования при помощи

методики диагностики структуры учебной мотивации по М.В. Матюхиной,

методики диагностики мотивации по Н.Г. Лускановой.

Результаты исследования структуры учебной мотивации младшего

школьника в 3 классе:

В ходе проведенного исследования было выявлено, что 30%

обучающихся обладают высоким уровнем школьной мотивации, они набрали

по 25-30 баллов, это говорит о том, что данная группа детей отличаются

наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно

выполнять все предъявляемые школой требования.

Хорошей школьной мотивацией обладают 45% обучающихся, они

набрали по 20-24 балла. Эти дети успешно справляются с учебной

деятельностью. 15% обучающихся набрали 15-19 баллов – это средний

уровень школьной мотивации. Такие дети имеют положительное отношение

к школе, но школа привлекает их внеучебной деятельностью. 10%

обучающихся набрали 10-14 баллов. Это говорит о том, что данная группа

детей обладает низким уровнем школьной мотивации. Детей с негативным

отношением к школе не выявлено.

У 83% обучающихся выявлены мотивы саморазвития. У 89%

обучающихся) выявлен мотив позиции школьника. У 78% обучающихся

выявлены мотивы достижения успеха. У 33% обучающихся выявлены

внешние мотивы учения.

Все исследования были проведены на детях одного класса. Исходя из

результатов данной группы обучающихся, можно сделать вывод о том, что у

большинства учеников сформирована хорошая школьная мотивация, то есть,

детям удается успешно справляться с учебной деятельностью. К

дополнительным мотивам данной группы учеников, в большей степени,

относятся мотивы саморазвития, достижения успеха и позиция школьника,

что является наиболее распространенным результатом для детей этого

возраста.

Результаты исследований оказались положительными, однако уровень

мотивации школьников необходимо ежедневно поддерживать и развивать.

Для этого учителем должен быть реализован системно-деятельностный

подход и использованы современные технологии обучения.

На уроках и занятиях должны активно сменяться формы работы, так

как смена деятельности помогает избежать утомляемости обучающихся,

которая влияет на мотивацию к учению. Так же, учителю необходимо

применять различные методы обучения: словесные, наглядные,

практические. Основной объем информации ребенок воспринимает через

органы зрения, поэтому в начальной школе наглядность должна

использоваться по максимуму. Это может быть реализовано с помощью

современных информационно-коммуникационных средств обучения.

Презентации должны быть яркими и динамичными, способными удержать

непроизвольное внимание ребенка, облегчить усвоение материала. В

развитии мотивации младшего школьника, так же, большое значение имеет

дидактическая игра, она активизирует познавательную деятельность детей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мотивация к обучению

является важнейшим фактором, влияющим на уровень качества

формирования УУД младшего школьника, и её необходимо регулярно

развивать и поддерживать с помощью различных образовательных

технологий, которыми учитель должен владеть.



В раздел образования