Автор: Татьяна Юрьевна Зуева
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №147
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Способы формирования положительной мотивации в условиях реализации ФГОС НОО.
Раздел: начальное образование
Способы формирования положительной мотивации в условиях
реализации ФГОС НОО.
Статью подготовила: учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 147
Красногвардейского района
г. Санкт-Петербурга
Зуева Татьяна Юрьевна
Человек – это существо, которое постоянно стремится к познанию еще
неизвестных ему предметов или явлений внешнего мира, все действия
реализуются под влиянием каких-либо мотивов. Любознательность особенно
характерна для детей. Но зачастую, учителя сталкиваются с тем, что в
процессе обучения у школьников отсутствует тяга к получению знаний.
Отсутствие мотивации к обучению значительно затрудняет процесс
формирования универсальных учебных действий (далее УУД). Поэтому,
учителю необходимо обращать внимание на эту проблему, диагностировать
актуальный уровень развития мотивации ребенка и подбирать методы,
формы и способы организации деятельности, обеспечивающие
формирование положительных мотивов к учению.
Важность этого аспекта указывается и в нормативно-правовой базе,
поэтому, актуальность нашего исследования обусловлена требованиями к
личностным результатам обучения, предъявляемым федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего
образования (далее ФГОС НОО): «Личностные результаты освоения
основной образовательной программы начального общего образования
должны отражать принятие и освоение социальной роли обучающегося,
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения».
Таким образом, цель исследования – определить особенности
мотивации младших школьников к обучению в условиях реализации ФГОС
начального общего образования.
Методы исследования: теоретические методы (анализ психолого-
педагогической и методической литературы); методы обработки и
интерпретации данных; эмпирические методы: эксперимент.
Для того, чтобы определить педагогические условия формирования
положительной мотивации младших школьников, необходимо выяснить
актуальный уровень развития мотивационных аспектов детей.
В исследовании приняли участие 30 обучающихся 3 класса.
Для достижения цели были проведены исследования при помощи
методики диагностики структуры учебной мотивации по М.В. Матюхиной,
методики диагностики мотивации по Н.Г. Лускановой.
Результаты исследования структуры учебной мотивации младшего
школьника в 3 классе:
В ходе проведенного исследования было выявлено, что 30%
обучающихся обладают высоким уровнем школьной мотивации, они набрали
по 25-30 баллов, это говорит о том, что данная группа детей отличаются
наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно
выполнять все предъявляемые школой требования.
Хорошей школьной мотивацией обладают 45% обучающихся, они
набрали по 20-24 балла. Эти дети успешно справляются с учебной
деятельностью. 15% обучающихся набрали 15-19 баллов – это средний
уровень школьной мотивации. Такие дети имеют положительное отношение
к школе, но школа привлекает их внеучебной деятельностью. 10%
обучающихся набрали 10-14 баллов. Это говорит о том, что данная группа
детей обладает низким уровнем школьной мотивации. Детей с негативным
отношением к школе не выявлено.
У 83% обучающихся выявлены мотивы саморазвития. У 89%
обучающихся) выявлен мотив позиции школьника. У 78% обучающихся
выявлены мотивы достижения успеха. У 33% обучающихся выявлены
внешние мотивы учения.
Все исследования были проведены на детях одного класса. Исходя из
результатов данной группы обучающихся, можно сделать вывод о том, что у
большинства учеников сформирована хорошая школьная мотивация, то есть,
детям удается успешно справляться с учебной деятельностью. К
дополнительным мотивам данной группы учеников, в большей степени,
относятся мотивы саморазвития, достижения успеха и позиция школьника,
что является наиболее распространенным результатом для детей этого
возраста.
Результаты исследований оказались положительными, однако уровень
мотивации школьников необходимо ежедневно поддерживать и развивать.
Для этого учителем должен быть реализован системно-деятельностный
подход и использованы современные технологии обучения.
На уроках и занятиях должны активно сменяться формы работы, так
как смена деятельности помогает избежать утомляемости обучающихся,
которая влияет на мотивацию к учению. Так же, учителю необходимо
применять различные методы обучения: словесные, наглядные,
практические. Основной объем информации ребенок воспринимает через
органы зрения, поэтому в начальной школе наглядность должна
использоваться по максимуму. Это может быть реализовано с помощью
современных информационно-коммуникационных средств обучения.
Презентации должны быть яркими и динамичными, способными удержать
непроизвольное внимание ребенка, облегчить усвоение материала. В
развитии мотивации младшего школьника, так же, большое значение имеет
дидактическая игра, она активизирует познавательную деятельность детей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что мотивация к обучению
является важнейшим фактором, влияющим на уровень качества
формирования УУД младшего школьника, и её необходимо регулярно
развивать и поддерживать с помощью различных образовательных
технологий, которыми учитель должен владеть.