Напоминание

«РОЛЬ РЕПЕРТУАРА В ЛИЧНОСТНОМ ФОРМИРОВАНИИ РЕБЕНКА»


Автор: Пушкарева Ирина Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" ЗУБЦОВСКОГО РАЙОНА
Населённый пункт: Тверская обл. г. Зубцов
Наименование материала: Методическая работа
Тема: «РОЛЬ РЕПЕРТУАРА В ЛИЧНОСТНОМ ФОРМИРОВАНИИ РЕБЕНКА»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ЗУБЦОВСКОГО РАЙОНА

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Доклад на тему:

«

РОЛЬ РЕПЕРТУАРА В ЛИЧНОСТНОМ ФОРМИРОВАНИИ РЕБЕНКА

»

Выполнила: преподаватель

Теоретических дисциплин и хора

И.В. Пушкарева

20

21

г

.

Проблема

личностного

формирования

учащихся

в

учреждениях

дополнительного образования является одной из приоритетных и стоит

достаточно остро. Система массового музыкального воспитания в нашей

стране складывается из двух дополняющих компонентов: обязательные

формы

музыкального

воспитания

и

дополнительные.

Деятельность

музыкальных школ в России способствовала подъему уровня музыкальной

культуры в формировании музыкального вкуса школьников. Но в настоящее

время наметилась тенденция нацеленности многих учащихся школ искусств

на

получение

общего

музыкального

образования.

В

связи

с

этим

характерным

недостатком

большинства

выпускников

является

несформированный и неустойчивый музыкальный вкус и, как результат,

неразборчивость и всеядность музыкальных пристрастий.

В

системе

дополнительного

образования

основными

путями

в

личностном формировании являются следующие: приобщение учащихся к

различным

видам

музыкальной

деятельности;

использование

высокохудожественных

музыкальных

произведений;

музыкально

просветительская работа.

Важное место занимает практическое музицирование. Лишь реальное

общение с музыкой развивает способности к ее анализу, приобретение

навыков в слушании музыки помогает в решении данных проблем. Создавая

необходимые

условия

для

музицирования,

педагоги,

тем

самым,

способствуют развитию музыкального вкуса у детей.

Роль педагога дополнительного образования в учебно–воспитательном

процессе трудно переоценить. Педагог в значительной мере формирует

взгляды убеждения, потребности, вкусы и идеалы у детей и подростков,

воспитывает их характер, содействует пробуждению активного интереса к

музыке, подготавливает к практической музыкальной деятельности.

Настоящим учителем в школе искусств может стать только тот педагог,

которому удается проникнуть в духовный мир ребенка. Без знания психики

ребенка, особенностей его мышления, его интересов, склонностей и

способностей, без глубокой любви к детям становится невозможным учебно–

воспитательный процесс в школе. Следовательно, профессия учителя требует

постоянного

совершенствования

своей

личности,

развития

интересов,

творческих способностей.

Педагогический подход, с учетом уровня музыкального развития,

предполагает

комплексное

использование

личностного,

возрастного

и

индивидуального подходов. Эти принципы в процессе обучения в Детской

школе искусств носят особенно актуальный характер, учитывая, что занятия

проходят в индивидуальной и групповой формах.

Важность правильного выбора репертуара при обучении игре на

фортепиано признается всеми педагогами. О требованиях к его подбору

написаны многочисленные пособия, методические разработки. Разнообразие

нотной литературы в настоящее время позволяет максимально расширить

привычные рамки школьной программы. Очень важно при этом не отойти от

главной задачи, стоящей перед педагогом детской музыкальной школы —

воспитание

всесторонне

развитой

личности,

имеющей

собственное

суждение, музыкальный вкус и профессионально владеющей музыкальным

инструментом.

В традиционной педагогике установлено, что школьный репертуар

должен быть соразмерен с возрастом ребенка. «В младшем возрасте это

должны быть небольшие пьесы-действия с текстом», — писал в известной

многим книге «Путь к музицированию» Лев Аронович Баренбойм [1, с. 28].

В основе репертуара маленького музыканта должна лежать эмоционально-

ассоциативная связь с миром образов, знакомых ему. В старшем возрасте

«восприятие искусства становится активным процессом, в который входит и

эмоциональное

переживание,

и

работа

воображения,

и

мысленное

действование», — писал Б.М. Теплов в работе «Психологические основы

художественного

восприятия»

[3, с. 12].

Таким образом,

педагог,

как

настоящий психолог, всегда в курсе сложностей и возрастных проблем,

возникающих у ученика. Чем он может помочь ему? Только одним: через

музыку разобраться в себе самом. Вместе подобрать такое произведение, в

котором разрешается создавшееся напряжение.

Нужно сказать о большой ответственности, которая ложится на плечи

педагога. Ведь воспитание невозможно без глубокого психологического

анализа

ученика

как

личности,

без

учета

его

неповторимой

индивидуальности. Опытный педагог учитывает не только пианистические и

музыкальные задачи при выборе пьес, но и особенности его характера,

интеллект, артистизм, темперамент и наклонности ребенка. Именно в них,

как в зеркале отражаются его душевная организация и сокровенные желания.

К

примеру,

если

вялому

и

медлительному

ребенку

предложить

эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать должного

успеха на экзамене. Но, в классном порядке, проигрывать с ним такие вещи

стоит, а на концерт же — выносить более спокойные. И наоборот:

подвижному и возбудимому ребенку надо рекомендовать более сдержанные,

философские произведения.

Составляя репертуарный план ученика любого возраста, необходимо

постоянно поддерживать его заинтересованность в обучении. Стремление

детей разучить то или иное понравившееся произведение, даже не

соответствующее

уровню

их

музыкального

развития

и

техническим

возможностям понятно в силу их неопытности. Если это созвучно

душевному состоянию ребенка, пусть играет! Выразив себя и выплеснув

эмоции, он поостынет, не потеряв интереса к занятиям.

Выбирая концертную или экзаменационную программу, каждый педагог

следит за тем, чтобы в ней использовался только «высокий» репертуарный

уровень, побуждающий к творческим поискам «высоких» художественных

образов. Ведь именно работа над такими пьесами занимает большую часть

рабочего времени в классе, формируя музыкальный вкус и профессионализм

юного пианиста.

В настоящее время, когда в музыкальную школу приходят обучаться

дети различной степени одаренности, педагогам приходится включать в

работу пьесы для домашнего музицирования. Без доступных и доставляющих

удовольствие

родителям

произведений,

невозможно

представить

себе

современные детские сборники, где пусть в облегченном изложении

продолжается знакомство с лучшими образцами классической, джазовой и

популярной музыки. Эти сборники могут быть использованы для домашних

вечеров и праздников, тем самым создавая положительную мотивацию

к занятиям у менее способных детей. Такой репертуар можно использовать,

например, на выступлениях перед родителями, либо на концертах в детском

саду. Целая серия нотной литературы «Музицирование для детей и

взрослых»

под

редакцией

Ю.В. Барахтина

издана

для

любителей

музицирования.

Затронув

выше

вопросы

возрастной

психологии,

нельзя

обойти

вниманием такое понятие как «фактор времени», связанное с завышением

репертуара. Завышение репертуара часто приводит к психологическим

травмам. Это относится и к самым талантливым детям. Причина часто в том,

что по причине малого возраста не учтена сложность образной стороны

пьесы или оттого, что душа ребенка еще не готова к осмыслению сложного

комплекса чувств. С таким успехом, например, восьмилетний ребенок читал

бы «Войну и мир» Л.Н. Толстого. В том, что при необдуманном завышении

репертуара ставятся перед детьми второстепенные задачи, при этом упуская

из виду их музыкальное развитие — ошибка неопытного педагога. «Фактор

времени» заключается в том, что просто надо подождать и ни в коем случае

не торопить ребенка внутренне, психологически не готового к восприятию

непонятной для него музыки.

«Завышение

репертуара

позволительно

в

редчайших

случаях

сверходаренности,

но

тогда

это

уже

не

будет

завышением.

Для

подавляющего же большинства усложнять репертуар порочно, как желание

некоторых

педагогов

блеснуть

своими

достижениями

за

счет

детей...» [2, с. 19].

Количество пьес находящихся у ребенка в работе — разное. Все пьесы

должны быть интересны, понятны по содержанию. Дети нуждаются в

свежести репертуара, их утомляет однообразие. Грамотно подобранный

репертуар поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к

обучению учащихся, отличающихся по музыкальным способностям и другим

индивидуальным данным.

«От любого произведения искусства, будь это картина художника,

создание резца скульптора или вдохновенное исполнение музыканта, мы

получаем впечатление праздничности человеческих действий. Прочтенный в

тексте, каждый нотный знак должен быть услышан в воображении, а затем

уже выполнен. Тогда игра пианиста, становится творческим актом, который

превращает мир звуковых представлений в реальное звучание» [3, с. 11].

Список литературы:

1.Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М.: Советский композитор,

1979. С. 28-29.

2.Смирнова Т.И. Методические рекомендации. М., 2002. С. 19-20.

3.Теплов Б.М. Психологические основы художественного восприятия.

Л.,

1947.

С. 11-12.

Пожалуйста,

не

забудьте

правильно

оформить

цитату:

Ульянова

Е.А.

РОЛЬ

РЕПЕРТУАРА

В

ЛИЧНОСТНОМ

ФОРМИРОВАНИИ РЕБЕНКА // Личность, семья и общество: вопросы

педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ.

конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2011.



В раздел образования