Автор: Пушкарева Ирина Валентиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" ЗУБЦОВСКОГО РАЙОНА
Населённый пункт: Тверская обл. г. Зубцов
Наименование материала: Методическая работа
Тема: «РОЛЬ РЕПЕРТУАРА В ЛИЧНОСТНОМ ФОРМИРОВАНИИ РЕБЕНКА»
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ЗУБЦОВСКОГО РАЙОНА
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Доклад на тему:
«
РОЛЬ РЕПЕРТУАРА В ЛИЧНОСТНОМ ФОРМИРОВАНИИ РЕБЕНКА
»
Выполнила: преподаватель
Теоретических дисциплин и хора
И.В. Пушкарева
20
21
г
.
Проблема
личностного
формирования
учащихся
в
учреждениях
дополнительного образования является одной из приоритетных и стоит
достаточно остро. Система массового музыкального воспитания в нашей
стране складывается из двух дополняющих компонентов: обязательные
формы
музыкального
воспитания
и
дополнительные.
Деятельность
музыкальных школ в России способствовала подъему уровня музыкальной
культуры в формировании музыкального вкуса школьников. Но в настоящее
время наметилась тенденция нацеленности многих учащихся школ искусств
на
получение
общего
музыкального
образования.
В
связи
с
этим
характерным
недостатком
большинства
выпускников
является
несформированный и неустойчивый музыкальный вкус и, как результат,
неразборчивость и всеядность музыкальных пристрастий.
В
системе
дополнительного
образования
основными
путями
в
личностном формировании являются следующие: приобщение учащихся к
различным
видам
музыкальной
деятельности;
использование
высокохудожественных
музыкальных
произведений;
музыкально
—
просветительская работа.
Важное место занимает практическое музицирование. Лишь реальное
общение с музыкой развивает способности к ее анализу, приобретение
навыков в слушании музыки помогает в решении данных проблем. Создавая
необходимые
условия
для
музицирования,
педагоги,
тем
самым,
способствуют развитию музыкального вкуса у детей.
Роль педагога дополнительного образования в учебно–воспитательном
процессе трудно переоценить. Педагог в значительной мере формирует
взгляды убеждения, потребности, вкусы и идеалы у детей и подростков,
воспитывает их характер, содействует пробуждению активного интереса к
музыке, подготавливает к практической музыкальной деятельности.
Настоящим учителем в школе искусств может стать только тот педагог,
которому удается проникнуть в духовный мир ребенка. Без знания психики
ребенка, особенностей его мышления, его интересов, склонностей и
способностей, без глубокой любви к детям становится невозможным учебно–
воспитательный процесс в школе. Следовательно, профессия учителя требует
постоянного
совершенствования
своей
личности,
развития
интересов,
творческих способностей.
Педагогический подход, с учетом уровня музыкального развития,
предполагает
комплексное
использование
личностного,
возрастного
и
индивидуального подходов. Эти принципы в процессе обучения в Детской
школе искусств носят особенно актуальный характер, учитывая, что занятия
проходят в индивидуальной и групповой формах.
Важность правильного выбора репертуара при обучении игре на
фортепиано признается всеми педагогами. О требованиях к его подбору
написаны многочисленные пособия, методические разработки. Разнообразие
нотной литературы в настоящее время позволяет максимально расширить
привычные рамки школьной программы. Очень важно при этом не отойти от
главной задачи, стоящей перед педагогом детской музыкальной школы —
воспитание
всесторонне
развитой
личности,
имеющей
собственное
суждение, музыкальный вкус и профессионально владеющей музыкальным
инструментом.
В традиционной педагогике установлено, что школьный репертуар
должен быть соразмерен с возрастом ребенка. «В младшем возрасте это
должны быть небольшие пьесы-действия с текстом», — писал в известной
многим книге «Путь к музицированию» Лев Аронович Баренбойм [1, с. 28].
В основе репертуара маленького музыканта должна лежать эмоционально-
ассоциативная связь с миром образов, знакомых ему. В старшем возрасте
«восприятие искусства становится активным процессом, в который входит и
эмоциональное
переживание,
и
работа
воображения,
и
мысленное
действование», — писал Б.М. Теплов в работе «Психологические основы
художественного
восприятия»
[3, с. 12].
Таким образом,
педагог,
как
настоящий психолог, всегда в курсе сложностей и возрастных проблем,
возникающих у ученика. Чем он может помочь ему? Только одним: через
музыку разобраться в себе самом. Вместе подобрать такое произведение, в
котором разрешается создавшееся напряжение.
Нужно сказать о большой ответственности, которая ложится на плечи
педагога. Ведь воспитание невозможно без глубокого психологического
анализа
ученика
как
личности,
без
учета
его
неповторимой
индивидуальности. Опытный педагог учитывает не только пианистические и
музыкальные задачи при выборе пьес, но и особенности его характера,
интеллект, артистизм, темперамент и наклонности ребенка. Именно в них,
как в зеркале отражаются его душевная организация и сокровенные желания.
К
примеру,
если
вялому
и
медлительному
ребенку
предложить
эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать должного
успеха на экзамене. Но, в классном порядке, проигрывать с ним такие вещи
стоит, а на концерт же — выносить более спокойные. И наоборот:
подвижному и возбудимому ребенку надо рекомендовать более сдержанные,
философские произведения.
Составляя репертуарный план ученика любого возраста, необходимо
постоянно поддерживать его заинтересованность в обучении. Стремление
детей разучить то или иное понравившееся произведение, даже не
соответствующее
уровню
их
музыкального
развития
и
техническим
возможностям понятно в силу их неопытности. Если это созвучно
душевному состоянию ребенка, пусть играет! Выразив себя и выплеснув
эмоции, он поостынет, не потеряв интереса к занятиям.
Выбирая концертную или экзаменационную программу, каждый педагог
следит за тем, чтобы в ней использовался только «высокий» репертуарный
уровень, побуждающий к творческим поискам «высоких» художественных
образов. Ведь именно работа над такими пьесами занимает большую часть
рабочего времени в классе, формируя музыкальный вкус и профессионализм
юного пианиста.
В настоящее время, когда в музыкальную школу приходят обучаться
дети различной степени одаренности, педагогам приходится включать в
работу пьесы для домашнего музицирования. Без доступных и доставляющих
удовольствие
родителям
произведений,
невозможно
представить
себе
современные детские сборники, где пусть в облегченном изложении
продолжается знакомство с лучшими образцами классической, джазовой и
популярной музыки. Эти сборники могут быть использованы для домашних
вечеров и праздников, тем самым создавая положительную мотивацию
к занятиям у менее способных детей. Такой репертуар можно использовать,
например, на выступлениях перед родителями, либо на концертах в детском
саду. Целая серия нотной литературы «Музицирование для детей и
взрослых»
под
редакцией
Ю.В. Барахтина
издана
для
любителей
музицирования.
Затронув
выше
вопросы
возрастной
психологии,
нельзя
обойти
вниманием такое понятие как «фактор времени», связанное с завышением
репертуара. Завышение репертуара часто приводит к психологическим
травмам. Это относится и к самым талантливым детям. Причина часто в том,
что по причине малого возраста не учтена сложность образной стороны
пьесы или оттого, что душа ребенка еще не готова к осмыслению сложного
комплекса чувств. С таким успехом, например, восьмилетний ребенок читал
бы «Войну и мир» Л.Н. Толстого. В том, что при необдуманном завышении
репертуара ставятся перед детьми второстепенные задачи, при этом упуская
из виду их музыкальное развитие — ошибка неопытного педагога. «Фактор
времени» заключается в том, что просто надо подождать и ни в коем случае
не торопить ребенка внутренне, психологически не готового к восприятию
непонятной для него музыки.
«Завышение
репертуара
позволительно
в
редчайших
случаях
сверходаренности,
но
тогда
это
уже
не
будет
завышением.
Для
подавляющего же большинства усложнять репертуар порочно, как желание
некоторых
педагогов
блеснуть
своими
достижениями
за
счет
детей...» [2, с. 19].
Количество пьес находящихся у ребенка в работе — разное. Все пьесы
должны быть интересны, понятны по содержанию. Дети нуждаются в
свежести репертуара, их утомляет однообразие. Грамотно подобранный
репертуар поможет педагогу осуществить дифференцированный подход к
обучению учащихся, отличающихся по музыкальным способностям и другим
индивидуальным данным.
«От любого произведения искусства, будь это картина художника,
создание резца скульптора или вдохновенное исполнение музыканта, мы
получаем впечатление праздничности человеческих действий. Прочтенный в
тексте, каждый нотный знак должен быть услышан в воображении, а затем
уже выполнен. Тогда игра пианиста, становится творческим актом, который
превращает мир звуковых представлений в реальное звучание» [3, с. 11].
Список литературы:
1.Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М.: Советский композитор,
1979. С. 28-29.
2.Смирнова Т.И. Методические рекомендации. М., 2002. С. 19-20.
3.Теплов Б.М. Психологические основы художественного восприятия.
Л.,
1947.
С. 11-12.
Пожалуйста,
не
забудьте
правильно
оформить
цитату:
Ульянова
Е.А.
РОЛЬ
РЕПЕРТУАРА
В
ЛИЧНОСТНОМ
ФОРМИРОВАНИИ РЕБЕНКА // Личность, семья и общество: вопросы
педагогики и психологии: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ.
конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК, 2011.