Напоминание

«Методы управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС»


Автор: Локтионов Андрей Сергеевич
Должность: директор
Учебное заведение: ГБОУ "Царев-Алексеевский кадетский корпус"
Населённый пункт: Белгородская область г. Новый Оскол
Наименование материала: Управления образовательной организацией"
Тема: «Методы управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС»
Раздел: полное образование





Назад




Проект № 1. «Методы управления образовательной организацией в условиях

реализации ФГОС»

Выполнил:

Локтионов Андрей Сергеевич

Методы управления образовательной организацией

Цель

Содержание

Формы

Распорядительные методы (административные):

- методы распорядительного воздействия;

- методы организационно-стабилизирующего воздействия;

- методы дисциплинарного воздействия

Управлять организацией с помощью прямого централизованного воздействия,

координировать действия подчиненных.

Организационное воздействие представляет собой совокупность приемов и методов

создания или совершенствования организационных систем управляющих и управляемых

подразделений. В основном оно выступает в форме нормативных актов длительного

действия, достаточно жестко закрепляющие на определенный срок организационные

структуры управления и четко регламентируют порядок, направление и содержание

взаимодействия между структурными подразделениями.

Распорядительное

воздействие

это

единичные

оперативные

организационные

команды. В отличие от организационных воздействий распорядительные воздействия это

разовые, хотя и повторяющиеся акты, направленные в основном на ликвидацию

отклонений, возникающих в процессе управления

Организационно-распорядительные

методы

управления

это

методы

прямого

воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине,

ответственности, власти, принуждении.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся

большей частью к конкретным ситуациям.

Положения,

уставы,

регламент,

постановления,

правила,

инструкции,

приказ,

распоряжение, инструктаж

Социально-психологические

методы. Социально-психологические

методы

представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные

отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные

процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к

труду,

воздействуют

на личность с

помощью

психологических

приемов

в

целях

превращения административного задания в осознанный долг, осознанную необходимость.

Управлять образовательной организацией с помощью мотивации, морального воздействия

на людей («Метод убеждения»), формировать в коллективе положительный социально-

психологический климат.

Призваны воздействовать не только на разум, но и на чувства личности, создавать условия

для ее самореализации или самовыражения, проявления способностей и возможностей,

что не только усиливает действенность решения, приказа, распоряжения, но нередко и

заменяет их, побуждает личность действовать так, как надо, подчас долгий период

времени и без вмешательства руководителя

Метод

социальных

норм позволяет

упорядочить

социальные,

отношения

между

коллективами и внутри них на основе таких социальных норм, выработанных обществом,

как гуманность, соучастие, сопереживание, критическое отношение к своим недостаткам,

честность и т.д. Воспитательные методы включают пропаганду и агитацию, убеждение и

воспитание, контроль за деятельностью администрации, участие исполнителей в

управлении. Методы социального регулирования предназначаются для упорядочения и

гармонизации социальных отношений в коллективе.

Методы социального почина и новаторства предназначены для формирования и

поддержания

в

коллективе

наиболее

прогрессивных

социальных

норм.

Методы,

социальной преемственности. Метод морального стимулирования

Психологические методы направлены на регулирование отношений между людьми,

создание оптимального психологического климата в коллективе.

Методы комплектования групп и коллективов позволяют определить оптимальные

соотношения между работниками в, группах. С помощью специального изучения можно

выявить симпатии и антипатии внутри группы, степень психологической совместимости

или несовместимости.

Методы психологического побуждения (мотивации) работников к труду — создание

условий, повышающих привлекательность труда, методы аттракции, в том числе за счет

гуманизации.

Договоры и взаимные обязательства администрации и коллектива, уставы общественных

организаций, порядок учета и очередность удовлетворения социальных потребностей и

интересов. Посвящение в профессию, чествование ветеранов, торжественные собрания,

смотры, конкурсы на лучших по профессии.

Обмен опытом, новаторство, поощрение лучших coтрудников и коллективов.

Экономические

Управление использованием трудовых ресурсов осуществляется путем регулирования

размера фонда заработной платы с учетом выполнения показателей.

Экономические методы - это система приемов и способов воздействия на исполнителей с

помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и

санкции, зарплата). В качестве основных методов управления здесь выступает система

заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с

результатами

деятельности

исполнителя.

Оплату

труда

целесообразно

связать

с

результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности

ОУ.

Важнейшими достоинствами этих методов являются их гибкость и воздействие на людей

через их непосредственные интересы. Экономические методы управления - отношения

субъекта и объекта - договорные - товарно-денежные.

Характеризуются:

1) свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном

процессе;

2) выполнение договорных обязательств.

Методы материальной мотивации, реализующиеся в виде материального вознаграждения

(заработная плата, премия, гранты) в соответствии с количеством и качеством труда или

материальных санкций за недолжное его выполнение.

Выводы:

1. Методы социального управления являются важнейшим средством реализации законов и

принципов

управления.

Все

их

многообразие

(экономические,

социальные,

психологические, организационно-административные и др.) является эффективным

только тогда, когда субъект управления на основе системного анализа использует ту их

совокупность, которая необходима в данной конкретной управленческой ситуации,

представляющей комплекс сложных явлений (экономических, социальных, политических

и духовно-культурных).

2. Одной из главных задач современной системы управления является создание

благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые

появляются только с расширением инициативы и ответственности каждого субъекта

самоуправления, более широкого использования методов саморазвития и самоуправления.

3. Для достижения этих целей необходимо более широкое применение научных методов

управления

(моделирования,

программирования,

эксперимента,

информационных

технологий и т. п.).

4. Успешное достижение руководителем образовательного учреждения целей и задач

управления зависит от ряда определенных субъективных и объективных обстоятельств,

которые условно можно разделить на три группы:

фактор личности руководителя, важнейшими составляющими которого являются:

степень его подготовленности и профессионализма, целевые установки и ценностные

ориентации и потребности;

морально-психологический климат в коллективе: стиль взаимоотношений, степень

заинтересованности членов коллектива в общении;

материально-техническое обеспечение, гигиенические и эстетические условия, в которых

протекает деятельность.

Проект № 2. Проведение SWOT-анализа (выявление сильных и слабых сторон,

возможностей и угроз) деятельности образовательной организации (на примере

МАОУ «Лицей №7 г. Черняховска»).

Сильные стороны организации

Слабые стороны организации

Лицей является единым общеобразовательным учреждением со всеми входящими в его

состав структурными подразделениями и имеет структуру, интегрирующую дошкольное

образование, начальное, основное и среднее общее образование, а также дополнительное

образование.

Наличие в Лицее профессиональной команды педагогов, имеющих регалии местного,

областного и всероссийского уровня.

Регулярно проводятся декады педагогического мастерства, методических объединений.

Педагоги возглавляют методические объединения города.

Педагогический коллектив профессиональный и творческий.

Педагоги постоянно участвуют в городских, областных и всероссийских конкурсах.

Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит

обмен опытом.

Сформирована система школьного самоуправления.

В Лицее созданы все условия для выполнения ФГОС НОО, СОО, ООО.

Выстроена система работы с одаренными и талантливыми детьми.

Проводятся

элективные

курсы,

индивидуальные

консультации,

внутришкольные

олимпиады,

региональные

и

муниципальные

научно-практические

конференции,

участие

в

интеллектуальных играх, выездных проектах. Сотрудничество с Центром развития

одаренных детей.

Служба медиации осуществляет свою деятельность на основании №273-ФЗ от 29.12.2012

года «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС основного образования и

«Стандартами восстановительной медиации» от 2009 года, Федерального закона № 193-

ФЗ от 27.07.2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с

участником посредника (процедуре медиации)».

Реализация физико-математического образования.

Лицейский сайт, электронный журнал.

Дистанционное обучение.

Коллектив стареет. Редко обновляется коллектив молодыми специалистами.

Применение некоторыми педагогическими работниками традиционных устаревших

подходов к образовательному процессу.

Внешние возможности

Угрозы

Российское движение школьников (РДШ) — общественно-государственная детско-

юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и

воспитании школьников.

Сохранение и дальнейшее развитие системы стимулирования учащихся и педагогов в их

стремлении к достижениям и успехам, грантовая поддержка талантливых детей и

педагогов.

Сохранение постоянного состава педагогического коллектива в течение максимально

возможного

времени.

Переподготовка

педагогов

необходимой

квалификации,

в

соответствии с потребностями рынка образовательных услуг.

Максимальное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей учащихся,

родителей и социума.

Недостаточное финансирование отрасли образования для ее развития.

Несоответствие мотивации учащихся и потребностей общества.

Отсутствие дошкольного обследования детей, поступающих в школу, диагностирования

ПМПК.

Влияние образа жизни семьи. Неблагополучная ситуация в социуме относительно

вредных привычек. Нездоровый образ жизни некоторых семей.

Вопросы:

Какие возможности предоставляет внешняя среда для дальнейшего развития сильных

сторон организации?

Как можно компенсировать слабые стороны организации с учетом возможностей внешней

среды?

Ответы:

Привлечение родителей и детей к участию в деятельности Лицея, обсуждению в принятии

решений при планировании дальнейших мероприятий, для более точного удовлетворения

социального заказа.

Участие в муниципальных и региональных, всероссийских мероприятиях, проводимых

другими социальными структурами, а так же общественными организациями (например, с

органами МВД – профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, с органами

социальной защиты - занятия с детьми с ограниченными возможностями).

Сохранение и дальнейшее развитие системы стимулирования учащихся и педагогов в их

стремлении к достижениям и успехам, грантовая поддержка талантливых педагогов.

Сохранение постоянного состава педагогического коллектива в течение максимально

возможного

времени.

Переподготовка

педагогов

необходимой

квалификации,

в

соответствии с потребностями рынка образовательных услуг. С помощью всевозможных

конференций и семинаров привлекать внимание к профессии «учитель».



В раздел образования