Автор: Локтионов Андрей Сергеевич
Должность: директор
Учебное заведение: ГБОУ "Царев-Алексеевский кадетский корпус"
Населённый пункт: Белгородская область г. Новый Оскол
Наименование материала: Управления образовательной организацией"
Тема: «Методы управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС»
Раздел: полное образование
Проект № 1. «Методы управления образовательной организацией в условиях
реализации ФГОС»
Выполнил:
Локтионов Андрей Сергеевич
Методы управления образовательной организацией
Цель
Содержание
Формы
Распорядительные методы (административные):
- методы распорядительного воздействия;
- методы организационно-стабилизирующего воздействия;
- методы дисциплинарного воздействия
Управлять организацией с помощью прямого централизованного воздействия,
координировать действия подчиненных.
Организационное воздействие представляет собой совокупность приемов и методов
создания или совершенствования организационных систем управляющих и управляемых
подразделений. В основном оно выступает в форме нормативных актов длительного
действия, достаточно жестко закрепляющие на определенный срок организационные
структуры управления и четко регламентируют порядок, направление и содержание
взаимодействия между структурными подразделениями.
Распорядительное
воздействие –
это
единичные
оперативные
организационные
команды. В отличие от организационных воздействий распорядительные воздействия это
разовые, хотя и повторяющиеся акты, направленные в основном на ликвидацию
отклонений, возникающих в процессе управления
Организационно-распорядительные
методы
управления
–
это
методы
прямого
воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине,
ответственности, власти, принуждении.
Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся
большей частью к конкретным ситуациям.
Положения,
уставы,
регламент,
постановления,
правила,
инструкции,
приказ,
распоряжение, инструктаж
Социально-психологические
методы. Социально-психологические
методы
представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные
отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные
процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к
труду,
воздействуют
на личность с
помощью
психологических
приемов
в
целях
превращения административного задания в осознанный долг, осознанную необходимость.
Управлять образовательной организацией с помощью мотивации, морального воздействия
на людей («Метод убеждения»), формировать в коллективе положительный социально-
психологический климат.
Призваны воздействовать не только на разум, но и на чувства личности, создавать условия
для ее самореализации или самовыражения, проявления способностей и возможностей,
что не только усиливает действенность решения, приказа, распоряжения, но нередко и
заменяет их, побуждает личность действовать так, как надо, подчас долгий период
времени и без вмешательства руководителя
Метод
социальных
норм позволяет
упорядочить
социальные,
отношения
между
коллективами и внутри них на основе таких социальных норм, выработанных обществом,
как гуманность, соучастие, сопереживание, критическое отношение к своим недостаткам,
честность и т.д. Воспитательные методы включают пропаганду и агитацию, убеждение и
воспитание, контроль за деятельностью администрации, участие исполнителей в
управлении. Методы социального регулирования предназначаются для упорядочения и
гармонизации социальных отношений в коллективе.
Методы социального почина и новаторства предназначены для формирования и
поддержания
в
коллективе
наиболее
прогрессивных
социальных
норм.
Методы,
социальной преемственности. Метод морального стимулирования
Психологические методы направлены на регулирование отношений между людьми,
создание оптимального психологического климата в коллективе.
Методы комплектования групп и коллективов позволяют определить оптимальные
соотношения между работниками в, группах. С помощью специального изучения можно
выявить симпатии и антипатии внутри группы, степень психологической совместимости
или несовместимости.
Методы психологического побуждения (мотивации) работников к труду — создание
условий, повышающих привлекательность труда, методы аттракции, в том числе за счет
гуманизации.
Договоры и взаимные обязательства администрации и коллектива, уставы общественных
организаций, порядок учета и очередность удовлетворения социальных потребностей и
интересов. Посвящение в профессию, чествование ветеранов, торжественные собрания,
смотры, конкурсы на лучших по профессии.
Обмен опытом, новаторство, поощрение лучших coтрудников и коллективов.
Экономические
Управление использованием трудовых ресурсов осуществляется путем регулирования
размера фонда заработной платы с учетом выполнения показателей.
Экономические методы - это система приемов и способов воздействия на исполнителей с
помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и
санкции, зарплата). В качестве основных методов управления здесь выступает система
заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с
результатами
деятельности
исполнителя.
Оплату
труда
целесообразно
связать
с
результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности
ОУ.
Важнейшими достоинствами этих методов являются их гибкость и воздействие на людей
через их непосредственные интересы. Экономические методы управления - отношения
субъекта и объекта - договорные - товарно-денежные.
Характеризуются:
1) свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном
процессе;
2) выполнение договорных обязательств.
Методы материальной мотивации, реализующиеся в виде материального вознаграждения
(заработная плата, премия, гранты) в соответствии с количеством и качеством труда или
материальных санкций за недолжное его выполнение.
Выводы:
1. Методы социального управления являются важнейшим средством реализации законов и
принципов
управления.
Все
их
многообразие
(экономические,
социальные,
психологические, организационно-административные и др.) является эффективным
только тогда, когда субъект управления на основе системного анализа использует ту их
совокупность, которая необходима в данной конкретной управленческой ситуации,
представляющей комплекс сложных явлений (экономических, социальных, политических
и духовно-культурных).
2. Одной из главных задач современной системы управления является создание
благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые
появляются только с расширением инициативы и ответственности каждого субъекта
самоуправления, более широкого использования методов саморазвития и самоуправления.
3. Для достижения этих целей необходимо более широкое применение научных методов
управления
(моделирования,
программирования,
эксперимента,
информационных
технологий и т. п.).
4. Успешное достижение руководителем образовательного учреждения целей и задач
управления зависит от ряда определенных субъективных и объективных обстоятельств,
которые условно можно разделить на три группы:
фактор личности руководителя, важнейшими составляющими которого являются:
степень его подготовленности и профессионализма, целевые установки и ценностные
ориентации и потребности;
морально-психологический климат в коллективе: стиль взаимоотношений, степень
заинтересованности членов коллектива в общении;
материально-техническое обеспечение, гигиенические и эстетические условия, в которых
протекает деятельность.
Проект № 2. Проведение SWOT-анализа (выявление сильных и слабых сторон,
возможностей и угроз) деятельности образовательной организации (на примере
МАОУ «Лицей №7 г. Черняховска»).
Сильные стороны организации
Слабые стороны организации
Лицей является единым общеобразовательным учреждением со всеми входящими в его
состав структурными подразделениями и имеет структуру, интегрирующую дошкольное
образование, начальное, основное и среднее общее образование, а также дополнительное
образование.
Наличие в Лицее профессиональной команды педагогов, имеющих регалии местного,
областного и всероссийского уровня.
Регулярно проводятся декады педагогического мастерства, методических объединений.
Педагоги возглавляют методические объединения города.
Педагогический коллектив профессиональный и творческий.
Педагоги постоянно участвуют в городских, областных и всероссийских конкурсах.
Педагогический состав регулярно посещает курсы повышения квалификации, происходит
обмен опытом.
Сформирована система школьного самоуправления.
В Лицее созданы все условия для выполнения ФГОС НОО, СОО, ООО.
Выстроена система работы с одаренными и талантливыми детьми.
Проводятся
элективные
курсы,
индивидуальные
консультации,
внутришкольные
олимпиады,
региональные
и
муниципальные
научно-практические
конференции,
участие
в
интеллектуальных играх, выездных проектах. Сотрудничество с Центром развития
одаренных детей.
Служба медиации осуществляет свою деятельность на основании №273-ФЗ от 29.12.2012
года «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС основного образования и
«Стандартами восстановительной медиации» от 2009 года, Федерального закона № 193-
ФЗ от 27.07.2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с
участником посредника (процедуре медиации)».
Реализация физико-математического образования.
Лицейский сайт, электронный журнал.
Дистанционное обучение.
Коллектив стареет. Редко обновляется коллектив молодыми специалистами.
Применение некоторыми педагогическими работниками традиционных устаревших
подходов к образовательному процессу.
Внешние возможности
Угрозы
Российское движение школьников (РДШ) — общественно-государственная детско-
юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и
воспитании школьников.
Сохранение и дальнейшее развитие системы стимулирования учащихся и педагогов в их
стремлении к достижениям и успехам, грантовая поддержка талантливых детей и
педагогов.
Сохранение постоянного состава педагогического коллектива в течение максимально
возможного
времени.
Переподготовка
педагогов
необходимой
квалификации,
в
соответствии с потребностями рынка образовательных услуг.
Максимальное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей учащихся,
родителей и социума.
Недостаточное финансирование отрасли образования для ее развития.
Несоответствие мотивации учащихся и потребностей общества.
Отсутствие дошкольного обследования детей, поступающих в школу, диагностирования
ПМПК.
Влияние образа жизни семьи. Неблагополучная ситуация в социуме относительно
вредных привычек. Нездоровый образ жизни некоторых семей.
Вопросы:
Какие возможности предоставляет внешняя среда для дальнейшего развития сильных
сторон организации?
Как можно компенсировать слабые стороны организации с учетом возможностей внешней
среды?
Ответы:
Привлечение родителей и детей к участию в деятельности Лицея, обсуждению в принятии
решений при планировании дальнейших мероприятий, для более точного удовлетворения
социального заказа.
Участие в муниципальных и региональных, всероссийских мероприятиях, проводимых
другими социальными структурами, а так же общественными организациями (например, с
органами МВД – профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, с органами
социальной защиты - занятия с детьми с ограниченными возможностями).
Сохранение и дальнейшее развитие системы стимулирования учащихся и педагогов в их
стремлении к достижениям и успехам, грантовая поддержка талантливых педагогов.
Сохранение постоянного состава педагогического коллектива в течение максимально
возможного
времени.
Переподготовка
педагогов
необходимой
квалификации,
в
соответствии с потребностями рынка образовательных услуг. С помощью всевозможных
конференций и семинаров привлекать внимание к профессии «учитель».