Автор: Бутусова Елена Юрьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №13 им. А. Л. Широких"
Населённый пункт: город Сарапул, Удмуртская Республика
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Строчная буква К"
Раздел: начальное образование
ФИО: Бутусова Елена Юрьевна
Место работы: МБОУ «СОШ №13 им. А. Л. Широких» г. Сарапул
Должность: Учитель начальных классов
Урок письма в период обучения грамоте.
Тема урока: Буква К к, звуки [к], [к
,
]
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: Ознакомление со звуками [к], [к
,
] и буквой К, которая их обозначает.
Планируемые результаты:
Предметные: выделение, сопоставление, характеристика звуков [к], [к
,
];
ознакомление с буквой К к и ее графическими функциями; научиться читать слоги,
слова и предложения с новой буквой.
Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
его строении, свойствах и связях
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи.
Учебный комплект, класс: УМК «Школа России», 1 класс.
Оборудование, технические ресурсы: учебник, проектор, интерактивная доска,
иллюстрации
1.
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Подтянитесь, улыбнитесь,
И тихонько все садитесь.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Вам, друзья, нельзя лениться,
Так как вы - ученики.
Учитель: Ребята, к нам на урок сегодня хочет попасть и принять участие в работе
домашнее животное, в названии которого 1 слог и 3 звука. Подумайте, кто это? (кот)
- Правильно! Сегодня утром ко мне подошел рыжий котик и промяукал:
Я котик умный и веселый,
Но никогда не видел школы.
Возьми меня с собою в класс:
Я помяукаю для вас.
- Пригласим котика к нам на урок? (вывешиваю картинку).
-Да!
2. Повторение, актуализация, развитие речи, целеполагание.
2.1 Повторение, актуализация (выполнение упражнений, направленных на повторение
и связь с ранее изученным); целеполагание (выявление затруднения, коллективное
определение и самоопределение определение деятельности, постановка темы и цели
урока, построение плана деятельности).
- Чтобы он к нам попал, надо выполнить задание. С буквами приключилась беда.
Ночью, пока все спали, налетел ураган и перемешал их. Давайте поможем найти
каждой букве свой домик.
(На доске появляются ранее изученные буквы: а, о, у, ы, и, н, с) и два домика.
-Назовите буквы, которые живут в красном домике (а, о, у, ы, и). Какие звуки они
обозначают? (гласные)
- А в синем домике, какие буквы? (н, с). А они какие звуки обозначают? (согласные).
Как вы поняли, что они согласные? (При произношении согласного звука струя
воздуха во рту встречает преграду).
-Молодцы! Вы отлично усвоили пройденный материал!
- Ребята, смотрите скорее, котик добрался до нашего класса. Что это такое у него в
лапках? Какая-то записка для учеников 1 «…» класса.
- Котик сказал, что это послание от его хозяина – клоуна Куклачева. Ему очень нужна
наша помощь. Давайте скорее прочитаем, что же случилось.
Здравствуйте, ребята! Я клоун Куклачев из театра кошек. Вчера был страшный
ураган, произошло непоправимое. Ветер подхватил всех моих кошек и унес их в
волшебные сказки. Теперь я не могу дать представление для детишек, а они так
любят цирк! Одна надежда на вас. Пожалуйста, отыщите кошек, выполните их
задания и тогда они вернутся ко мне, и я снова смогу выступать! Успехов!
- Ребята, мы поможем клоуну?
-Да!
- Тогда отправляемся на поиски котов. Но идти нам придется не одним, у нас сегодня
будет буква помощница. А какая вы узнаете, когда услышите стихотворение об одном
из сбежавших котиков.
Кот Катал Кругом КлубочеК,
Красный КругленьКий КомочеК.
КаК проКазниК ,КаК чертеноК,
КувырКался наш КотеноК.
- Какие звуки чаще встречаются? [к], [к
,
]
.
- Правильно! Сегодня мы познакомимся с буквой, которая используется на письме для
обозначения этих звуков. Это буква К (ка). Давайте хором повторим ее название.
- Ка.
- Молодцы!
2.2. Развитие связной речи, работа с сюжетной картинкой (беседа, составление
предложений, устного текста по сюжетной картинке, возможно, и выделение слов для
дальнейшего анализа).
-Ребята, кажется я нашла первого кота.
-Смотрите скорее (на экране появляется картинка). Кот в клетке. Как вы думает, в
какую сказку он попал? ( Путаница). А кто автор этой сказки? (Корней Чуковский).
- Правильно, ребята! Теперь, чтобы освободить кота и отправить его к Куклачеву,
нужно выполнить сложное задание. Справимся?
-Да.
- Вам необходимо составить по этой картинке несколько предложений.
Работа с картинкой.
- Молодцы!
3. Работа над новым материалом (открытие нового знания).
3.1. Выделение и характеристика новых звуков (полный (!) слого-звуковой анализ
слов, выделение, сопоставление и характеристика новых звуков; обязательно (!)
упражнения в слушании и распознавании новых звуков.
-Ребята, посмотрите, в клетку с котом запрягли двух мышек. Как вы думаете, могло ли
быть такое на самом деле? (нет).
-Верно! А где такое возможно? Дам подсказку, слово должно начинать на ту букву,
которая нам сегодня помогает. (кино).
- А теперь поменяйте местами гласные. (кони)
-Правильно, ребята!
- Наш кот выбрался из клетки, однако, чтобы он смог вернуться домой, нам нужно
выполнить вторую часть задания.
- Ребята, скажите, сколько слогов в слове кони? (два). А как вы смогли это понять?
(проскандировали слово). Какой слог ударный? (первый)
- Какой первый звук в этом слове? [к]. Он гласный или согласный? (согласный),
твердый или мягкий (твердый). Звонкий или глухой? (глухой)
- А следующий за ним какой звук? [о]. А он какой? (гласный).
-А третий звук какой? [н
,
].
Охарактеризуйте его (согласный, мягкий, звонкий).
- Каким звуком оканчивается слово? [и]. Какой он? (гласный).
-Здорово! А теперь давайте проделаем такую работу со словом кино. Сколько слогов в
этом слове? (два) Какой слог ударный? (второй)
- Назовите первый звук в слове кино и охарактеризуйте его. ([к
,
] - согласный, мягкий,
глухой).
-А теперь звук, который идет следом за первым [и]. Что мы о нем может сказать?
(гласный).
-А на третьем месте какой звук мы слышим? [н]. Он гласный или согласный?
(согласный, твердый, звонкий).
-Скажите, какой звук на конце слова? [о]. Какой он? (гласный).
-Прекрасно! Ребята, вы справились со всеми заданиями, поэтому котик теперь сможет
вернуться в цирк!
- А сейчас немного отдохнем.
-Ребята, сейчас я буду называть слова, в которых вы услышите звуки [к], [к
,
]. Если
звук твердый, мальчики поднимают две руки вверх, если мягкий, то руки поднимают
девочки (кот, клетка, мышки, спички, кит, карась, ракушка, колесо).
3.2. Знакомство с новой буквой (правильное название, работа над образом буквы,
функция заглавной и строчной)
- Ребята, мы познакомились со звуками [к] и [к
,
]. Как вы думаете, какой буквой они
обозначаются на письме?
- К (ка)
-Давайте узнаем, как она выглядит.
На доске появляется буква Кк.
-Ребята, смотрите, а кто это держит нашу новую букву? (Кот Леопольд). Правильно! А
ведь это тоже кот Куклачева. Давайте скорее выполним следующее задание, чтобы он
смог вернуться домой.
- Посмотрите внимательно на новую букву. На что она похоже?
Работа над образом буквы
- А теперь нарисуйте пальчиком букву К на ладошке соседа, чтобы точно запомнить,
как она пишется!
-Вы справились с заданием! Теперь кот Леопольд вернется к Куклачеву.
- Нам с вами нужно найти еще несколько котов и отправить их домой. Представление
в цирке скоро должно уже начаться. Нужно торопиться!
-Чтобы работать было легче, давайте разомнемся, как кошечки.
Физминутка
Рыжий котик потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапы в стороны развел,
И как будто бы пошел,
Туловищем повертел
И за парту тихо сел.
- Ребята, пока мы с вами делали разминку, я заметила, что кошка, которая пришла к
нам на урок спряталась в уголок и грустит. Пока вы садились за парты, она сказала
мне, что у нее совсем нет клички. Давайте поможем ей и решим, какие клички
подойдут нашей гостье. Если вы услышите кличку, в которой встречаются звуки [к],
[к
,
], хлопните в ладоши (Пушок, Барсик, Кузя, Боря, Вася, Персик, Пушистик, Буся)
Дети выбирают клички
- Ребята, с какой буквы пишутся клички? (с заглавной). А с какой буквы мы напишем
слово кот? (со строчной). Когда еще мы пишем заглавную букву? (названия рек,
фамилии, имена, отчества, названия стран, городов, улиц, в самом начале
предложения). А строчную? (в середине слова, в конце слова, в начале, если слово не
первое в предложении).
-Здорово, ребята! Мы с вами помогли еще одной кошке и теперь она может вернуться
к клоуну.
3.3. Чтение слогов (чтение с опорой на букву гласного, договаривание до целых слов).
- У нас с вами следующее задание. На этот раз от кота Матроскина. Откройте учебник
на странице 49. Давайте прочитаем слоги. Сначала сверху вниз, а потом снизу вверх.
Дети хором читают слоги.
- А теперь нам нужно придумать слова, чтобы начинались на эти слоги. Я начинаю: ка
– картина. Теперь вы.
- Замечательно! Вы справились, а значит, еще один кот вернулся домой.
4.1. Чтение слов с пометами (включая элементы грамматико-офографической
пропедевтики, развитие речи).
- Ребята, сейчас нас ждет самое сложное испытание. Смотрите, кого мы нашли.
На слайде картинка (кот-ученый на дубе).
-Чтобы помощь ученому коту вернуться в цирк, нам нужно выполнить целых два
задания. Готовы?
-Да!
- Отлично! Откройте учебник на странице 50. Сейчас мы будем по цепочке читать
слова. Будьте внимательны!
- Прочитайте первое слово (сок), а теперь слово, которое находится под ним (соки).
Чем эти слова похожи? Чем отличаются?
-Теперь читаем второе слово сверху (сок), а теперь слово под ним (сук). Заметили, что
у них общего? Как из слова сок можно получить слово сук? (заменить гласную о на у).
- Читаем верхнее слово из правого столбика. А теперь слово под ним.
- Назовите слова, в которых один слог (сок, сук), два слога (соки, окно), три слога
(окуни). Какой слог в слове окуни ударный? А в слове соки?
-Замечательно! А теперь посмотрите на экран. Перед вами несколько предложений.
Прочитайте их, где необходимо замените картинки словами.
- Скажите, что было у Сони? А у Нины?
- Молодцы! А что было у Ани и у Сани? (коса). Какое это слово? (многозначное).
Какое значение оно может иметь?
4.2. Чтение предложений, текста (чтение, перечитывание, выборочное чтение,
формальный
и
смысловой
анализ
текста,
включая
озаглавливание,
элементы
грамматико-офографической пропедевтики, развитие речи).
- Мы с вами слоги читали, слова читали, предложения читали. Осталось самое сложно
– прочитать текст. Кот ученый сказал мне, что утром, пока шел к дубу, встретил
удивительную птичку, а вот как она называется, забыл. Давайте поможем ему узнать.
Дети читают текст и озаглавливают его.
- Ребята, скажите, что было у сосны? (сук) Кто сидел на суку? (кукушка). Какой звук
она издает? (ку-ку). Давайте вспомним, какие звуки издают другие животные (курица,
лягушка, ворона, утка).
-Вы прекрасно с правились с таким сложным заданием. Теперь кот- ученый вернется
домой.
Физминутка
5.
Закрепление (включение новых знаний в систему изученных):
чтение,
выполнение занимательных упражнений, включение новой буквы в ленту букв.
-Ребята, сейчас мы с вами должны выполнить задание от Чеширского кота.
- Прочитайте слова и найдите к ним подходящие схемы. Для каких снов схем нет?
-Отлично! Мы с вами помогли еще одному коту.
- Нам с вами осталось отыскать последнюю кошечку. Посмотрите на страницу 51.
Кажется, это она.
- Чтобы помочь ей, вам нужно понять, что изображено на каждом рисунке и составить
рассказ о сереньком котенке.
Дети составляют рассказ
- Какой замечательный рассказ у нас получился! Вы справились со всеми заданиями,
а, значит, все коты вернулись к Куклачеву, и он сможет дать свое представление в
цирке.
-Вы сегодня отлично поработали. Давайте вспомним, с какими звуками мы
познакомились сегодня на уроке? [к], [к
,
]
.
А звуки гласные или согласные? Какой
буквой обозначаются эти звуки на письме? Все верно. Давайте дополним ленту букв
еще одной.
6. Рефлексивное подведение итогов урока.
- Расскажите, что на уроке вам понравилось больше всего? Какое задание показалось
самым трудным?
- Ребята, сейчас вам необходимо оценить свою работу на уроке. Для этого раскрасьте
мордочку кошечки соответствующим цветом.
- Те, кто считают, что на уроке было понятно и интересно, раскрашивают мордочку
кошки зеленым карандашом. Те, у кого возникли трудности – желтым. Те, кто ничего
не понял, раскрашивают красным.
Дети раскрашивают
-Молодцы, ребята! Вы сегодня отлично поработали!