Напоминание

"Строчная буква К"


Автор: Бутусова Елена Юрьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №13 им. А. Л. Широких"
Населённый пункт: город Сарапул, Удмуртская Республика
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Строчная буква К"
Раздел: начальное образование





Назад




ФИО: Бутусова Елена Юрьевна

Место работы: МБОУ «СОШ №13 им. А. Л. Широких» г. Сарапул

Должность: Учитель начальных классов

Урок письма в период обучения грамоте.

Тема урока: Буква К к, звуки [к], [к

,

]

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: Ознакомление со звуками [к], [к

,

] и буквой К, которая их обозначает.

Планируемые результаты:

Предметные: выделение, сопоставление, характеристика звуков [к], [к

,

];

ознакомление с буквой К к и ее графическими функциями; научиться читать слоги,

слова и предложения с новой буквой.

Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,

его строении, свойствах и связях

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и

способам решения новой задачи.

Учебный комплект, класс: УМК «Школа России», 1 класс.

Оборудование, технические ресурсы: учебник, проектор, интерактивная доска,

иллюстрации

1.

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Подтянитесь, улыбнитесь,

И тихонько все садитесь.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Вам, друзья, нельзя лениться,

Так как вы - ученики.

Учитель: Ребята, к нам на урок сегодня хочет попасть и принять участие в работе

домашнее животное, в названии которого 1 слог и 3 звука. Подумайте, кто это? (кот)

- Правильно! Сегодня утром ко мне подошел рыжий котик и промяукал:

Я котик умный и веселый,

Но никогда не видел школы.

Возьми меня с собою в класс:

Я помяукаю для вас.

- Пригласим котика к нам на урок? (вывешиваю картинку).

-Да!

2. Повторение, актуализация, развитие речи, целеполагание.

2.1 Повторение, актуализация (выполнение упражнений, направленных на повторение

и связь с ранее изученным); целеполагание (выявление затруднения, коллективное

определение и самоопределение определение деятельности, постановка темы и цели

урока, построение плана деятельности).

- Чтобы он к нам попал, надо выполнить задание. С буквами приключилась беда.

Ночью, пока все спали, налетел ураган и перемешал их. Давайте поможем найти

каждой букве свой домик.

(На доске появляются ранее изученные буквы: а, о, у, ы, и, н, с) и два домика.

-Назовите буквы, которые живут в красном домике (а, о, у, ы, и). Какие звуки они

обозначают? (гласные)

- А в синем домике, какие буквы? (н, с). А они какие звуки обозначают? (согласные).

Как вы поняли, что они согласные? (При произношении согласного звука струя

воздуха во рту встречает преграду).

-Молодцы! Вы отлично усвоили пройденный материал!

- Ребята, смотрите скорее, котик добрался до нашего класса. Что это такое у него в

лапках? Какая-то записка для учеников 1 «…» класса.

- Котик сказал, что это послание от его хозяина – клоуна Куклачева. Ему очень нужна

наша помощь. Давайте скорее прочитаем, что же случилось.

Здравствуйте, ребята! Я клоун Куклачев из театра кошек. Вчера был страшный

ураган, произошло непоправимое. Ветер подхватил всех моих кошек и унес их в

волшебные сказки. Теперь я не могу дать представление для детишек, а они так

любят цирк! Одна надежда на вас. Пожалуйста, отыщите кошек, выполните их

задания и тогда они вернутся ко мне, и я снова смогу выступать! Успехов!

- Ребята, мы поможем клоуну?

-Да!

- Тогда отправляемся на поиски котов. Но идти нам придется не одним, у нас сегодня

будет буква помощница. А какая вы узнаете, когда услышите стихотворение об одном

из сбежавших котиков.

Кот Катал Кругом КлубочеК,

Красный КругленьКий КомочеК.

КаК проКазниК ,КаК чертеноК,

КувырКался наш КотеноК.

- Какие звуки чаще встречаются? [к], [к

,

]

.

- Правильно! Сегодня мы познакомимся с буквой, которая используется на письме для

обозначения этих звуков. Это буква К (ка). Давайте хором повторим ее название.

- Ка.

- Молодцы!

2.2. Развитие связной речи, работа с сюжетной картинкой (беседа, составление

предложений, устного текста по сюжетной картинке, возможно, и выделение слов для

дальнейшего анализа).

-Ребята, кажется я нашла первого кота.

-Смотрите скорее (на экране появляется картинка). Кот в клетке. Как вы думает, в

какую сказку он попал? ( Путаница). А кто автор этой сказки? (Корней Чуковский).

- Правильно, ребята! Теперь, чтобы освободить кота и отправить его к Куклачеву,

нужно выполнить сложное задание. Справимся?

-Да.

- Вам необходимо составить по этой картинке несколько предложений.

Работа с картинкой.

- Молодцы!

3. Работа над новым материалом (открытие нового знания).

3.1. Выделение и характеристика новых звуков (полный (!) слого-звуковой анализ

слов, выделение, сопоставление и характеристика новых звуков; обязательно (!)

упражнения в слушании и распознавании новых звуков.

-Ребята, посмотрите, в клетку с котом запрягли двух мышек. Как вы думаете, могло ли

быть такое на самом деле? (нет).

-Верно! А где такое возможно? Дам подсказку, слово должно начинать на ту букву,

которая нам сегодня помогает. (кино).

- А теперь поменяйте местами гласные. (кони)

-Правильно, ребята!

- Наш кот выбрался из клетки, однако, чтобы он смог вернуться домой, нам нужно

выполнить вторую часть задания.

- Ребята, скажите, сколько слогов в слове кони? (два). А как вы смогли это понять?

(проскандировали слово). Какой слог ударный? (первый)

- Какой первый звук в этом слове? [к]. Он гласный или согласный? (согласный),

твердый или мягкий (твердый). Звонкий или глухой? (глухой)

- А следующий за ним какой звук? [о]. А он какой? (гласный).

-А третий звук какой? [н

,

].

Охарактеризуйте его (согласный, мягкий, звонкий).

- Каким звуком оканчивается слово? [и]. Какой он? (гласный).

-Здорово! А теперь давайте проделаем такую работу со словом кино. Сколько слогов в

этом слове? (два) Какой слог ударный? (второй)

- Назовите первый звук в слове кино и охарактеризуйте его. ([к

,

] - согласный, мягкий,

глухой).

-А теперь звук, который идет следом за первым [и]. Что мы о нем может сказать?

(гласный).

-А на третьем месте какой звук мы слышим? [н]. Он гласный или согласный?

(согласный, твердый, звонкий).

-Скажите, какой звук на конце слова? [о]. Какой он? (гласный).

-Прекрасно! Ребята, вы справились со всеми заданиями, поэтому котик теперь сможет

вернуться в цирк!

- А сейчас немного отдохнем.

-Ребята, сейчас я буду называть слова, в которых вы услышите звуки [к], [к

,

]. Если

звук твердый, мальчики поднимают две руки вверх, если мягкий, то руки поднимают

девочки (кот, клетка, мышки, спички, кит, карась, ракушка, колесо).

3.2. Знакомство с новой буквой (правильное название, работа над образом буквы,

функция заглавной и строчной)

- Ребята, мы познакомились со звуками [к] и [к

,

]. Как вы думаете, какой буквой они

обозначаются на письме?

- К (ка)

-Давайте узнаем, как она выглядит.

На доске появляется буква Кк.

-Ребята, смотрите, а кто это держит нашу новую букву? (Кот Леопольд). Правильно! А

ведь это тоже кот Куклачева. Давайте скорее выполним следующее задание, чтобы он

смог вернуться домой.

- Посмотрите внимательно на новую букву. На что она похоже?

Работа над образом буквы

- А теперь нарисуйте пальчиком букву К на ладошке соседа, чтобы точно запомнить,

как она пишется!

-Вы справились с заданием! Теперь кот Леопольд вернется к Куклачеву.

- Нам с вами нужно найти еще несколько котов и отправить их домой. Представление

в цирке скоро должно уже начаться. Нужно торопиться!

-Чтобы работать было легче, давайте разомнемся, как кошечки.

Физминутка

Рыжий котик потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развел,

И как будто бы пошел,

Туловищем повертел

И за парту тихо сел.

- Ребята, пока мы с вами делали разминку, я заметила, что кошка, которая пришла к

нам на урок спряталась в уголок и грустит. Пока вы садились за парты, она сказала

мне, что у нее совсем нет клички. Давайте поможем ей и решим, какие клички

подойдут нашей гостье. Если вы услышите кличку, в которой встречаются звуки [к],

,

], хлопните в ладоши (Пушок, Барсик, Кузя, Боря, Вася, Персик, Пушистик, Буся)

Дети выбирают клички

- Ребята, с какой буквы пишутся клички? (с заглавной). А с какой буквы мы напишем

слово кот? (со строчной). Когда еще мы пишем заглавную букву? (названия рек,

фамилии, имена, отчества, названия стран, городов, улиц, в самом начале

предложения). А строчную? (в середине слова, в конце слова, в начале, если слово не

первое в предложении).

-Здорово, ребята! Мы с вами помогли еще одной кошке и теперь она может вернуться

к клоуну.

3.3. Чтение слогов (чтение с опорой на букву гласного, договаривание до целых слов).

- У нас с вами следующее задание. На этот раз от кота Матроскина. Откройте учебник

на странице 49. Давайте прочитаем слоги. Сначала сверху вниз, а потом снизу вверх.

Дети хором читают слоги.

- А теперь нам нужно придумать слова, чтобы начинались на эти слоги. Я начинаю: ка

– картина. Теперь вы.

- Замечательно! Вы справились, а значит, еще один кот вернулся домой.

4.1. Чтение слов с пометами (включая элементы грамматико-офографической

пропедевтики, развитие речи).

- Ребята, сейчас нас ждет самое сложное испытание. Смотрите, кого мы нашли.

На слайде картинка (кот-ученый на дубе).

-Чтобы помощь ученому коту вернуться в цирк, нам нужно выполнить целых два

задания. Готовы?

-Да!

- Отлично! Откройте учебник на странице 50. Сейчас мы будем по цепочке читать

слова. Будьте внимательны!

- Прочитайте первое слово (сок), а теперь слово, которое находится под ним (соки).

Чем эти слова похожи? Чем отличаются?

-Теперь читаем второе слово сверху (сок), а теперь слово под ним (сук). Заметили, что

у них общего? Как из слова сок можно получить слово сук? (заменить гласную о на у).

- Читаем верхнее слово из правого столбика. А теперь слово под ним.

- Назовите слова, в которых один слог (сок, сук), два слога (соки, окно), три слога

(окуни). Какой слог в слове окуни ударный? А в слове соки?

-Замечательно! А теперь посмотрите на экран. Перед вами несколько предложений.

Прочитайте их, где необходимо замените картинки словами.

- Скажите, что было у Сони? А у Нины?

- Молодцы! А что было у Ани и у Сани? (коса). Какое это слово? (многозначное).

Какое значение оно может иметь?

4.2. Чтение предложений, текста (чтение, перечитывание, выборочное чтение,

формальный

и

смысловой

анализ

текста,

включая

озаглавливание,

элементы

грамматико-офографической пропедевтики, развитие речи).

- Мы с вами слоги читали, слова читали, предложения читали. Осталось самое сложно

– прочитать текст. Кот ученый сказал мне, что утром, пока шел к дубу, встретил

удивительную птичку, а вот как она называется, забыл. Давайте поможем ему узнать.

Дети читают текст и озаглавливают его.

- Ребята, скажите, что было у сосны? (сук) Кто сидел на суку? (кукушка). Какой звук

она издает? (ку-ку). Давайте вспомним, какие звуки издают другие животные (курица,

лягушка, ворона, утка).

-Вы прекрасно с правились с таким сложным заданием. Теперь кот- ученый вернется

домой.

Физминутка

5.

Закрепление (включение новых знаний в систему изученных):

чтение,

выполнение занимательных упражнений, включение новой буквы в ленту букв.

-Ребята, сейчас мы с вами должны выполнить задание от Чеширского кота.

- Прочитайте слова и найдите к ним подходящие схемы. Для каких снов схем нет?

-Отлично! Мы с вами помогли еще одному коту.

- Нам с вами осталось отыскать последнюю кошечку. Посмотрите на страницу 51.

Кажется, это она.

- Чтобы помочь ей, вам нужно понять, что изображено на каждом рисунке и составить

рассказ о сереньком котенке.

Дети составляют рассказ

- Какой замечательный рассказ у нас получился! Вы справились со всеми заданиями,

а, значит, все коты вернулись к Куклачеву, и он сможет дать свое представление в

цирке.

-Вы сегодня отлично поработали. Давайте вспомним, с какими звуками мы

познакомились сегодня на уроке? [к], [к

,

]

.

А звуки гласные или согласные? Какой

буквой обозначаются эти звуки на письме? Все верно. Давайте дополним ленту букв

еще одной.

6. Рефлексивное подведение итогов урока.

- Расскажите, что на уроке вам понравилось больше всего? Какое задание показалось

самым трудным?

- Ребята, сейчас вам необходимо оценить свою работу на уроке. Для этого раскрасьте

мордочку кошечки соответствующим цветом.

- Те, кто считают, что на уроке было понятно и интересно, раскрашивают мордочку

кошки зеленым карандашом. Те, у кого возникли трудности – желтым. Те, кто ничего

не понял, раскрашивают красным.

Дети раскрашивают

-Молодцы, ребята! Вы сегодня отлично поработали!



В раздел образования