Напоминание

«Основные принципы работы над некоторыми приёмами игры на трубе, как расширение акустических и красочно-изобразительных возможностей исполнителя».


Автор: Костюченко Павел Валерьевич
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Новомосковск Тульской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Основные принципы работы над некоторыми приёмами игры на трубе, как расширение акустических и красочно-изобразительных возможностей исполнителя».
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГУК ТО «Объединение центров развития искуства,народной

культуры и туризма».

Методическая разработка

: «

Тема

Основные

принципы

работы

над некоторыми приёмами

,

-

игры на трубе как расширение акустических и красочно

».

изобразительных возможностей исполнителя

Разработ

ал и подготовил

преподаватель отдела

«Духовые и ударные инструменты»

Костюченко П.В

2018г.

1

:

Содержание

1.

Введение

2.

Глиссандо

3.

Вибрато

4.

Фруллато

5.

Портаменто

6.

Двойная аппликатура

7.

Вспомогательная атака

8.

Половинный язык

9.

Сурдины

2

Введение

Современное музыкальное искусство ставит перед испонителями на

духовых инструментах все более сложные задачи.Исполнительство и

практика обучения игре на трубе в последние годы сталкиваются с

неоьходимостью

расшифровки

специфических

приёмов

игры,встречающихся в оркестровых партиях и ансамблевой и сольной

литературе.

В

оркестровых

партиях

музыкант

встречается

с

целым

рядом

эффектов,открытием которых музыканты расширили палитру трубы:стали

испоьзовать глиссандо,портаменто,фрулато и др.

Все специальные эффекты делятся на 4 вида:

1.эффекты основанные на натуральном звукоряде такие как snake flip rise

2 эффекты основанные на акустических свойствах трубы глиссандо и

зажимание звука при недожатых клапанах.

3.эффекты на возможности с помощью ослабления или напряжения

губ,понижать или повышать звук smir bend

4 эффекты дублирования основной и дополнительной аппликатуры и

применение сурдин.

Наша задача заключается в раскрытие основных принципов работы над

специфическими приёмами игры на трубе.

Глиссандо

Глиссандо(glissando)-это приём скольженияот одного звука к другому.В

нотной записи обозначается прямой или волнистой линией,идущей через

нотный стан.

Эта линия заменяет лигу,которая при глиссандо не пишется.В том случае

когда глисандирующие звуки надо подчеркнуть атакой языка,под нотой

высталяется акцент,точка или черточка.Хотя приём скольжения не

свойственен

природе

инструментов,имеющих

настройку

звука,при

качественном исполнение в соответствующем месте пьесы,глиссандо

производит значительный художественный эффект.Звучание инструмента

при глиссандл меняется,создаётся спецефическая окраска то гнусавая,то

резкая,то мягкая,но всегда ярко запоминающаяся.Глиссандо применяется в

различных произведениях для выявления их жанровой природы.Например

использование в «Рапсодии в стиле блюз» Дж.Гершвина и «В подражение

Альбенису»

Р.Щедрина(переложение

Т.А.Докшицер).Для

достижения

3

глиссандо

музыканту

необходимы

эластичность

губного

аппарата,правильное дыхание и техника пальцев.Которая заключается в

специфическом

воздействие

на

помповый

механизм:первый

палец

нажимаем

помпу

на

одну

треть

амплитуды,второй

палец

на

половину,третий палец полностью.Таким образом воздух оступает в

дополнительную трубку не вполном объёме,как обычно и возникают

условия для скольжния вверх и вниз.После извлечения звука от которого

начинается скольжение наступает специфическая работа губного аппарата

и дыхания.Для восходящего

скольжения

постепенно увеличивается

напряжение в губах и сила выдоха,а для нисходящего-соответственно

ослабляется и напряжение губ и сила выдоха.Глиссандо применяется как

на узкие интервалы так и на широкие-в пределах полутора-двух

октав.Имеются

некоторые

особенности

исполнения

восходящего

и

нисходящего глиссандо.Глиссандо получется более качественным,когда

длительность исходящего звука является достаточно продолжительной,а

темп умеренным.

Продолжительное звучание начальной ноты дает возможность

Точной подготовки требуемых компонентов исполнительского аппарата-

это подготовка начального звука,позиции пальцев и губ,контроль за

подачей дыхания и скольжением и остановка на конечном звуке.

Выделяются четыре основных типа:

1.глиссандо к ноте или так называемый «подъезд».

2.глиссандо от ноты,т.е. «сброс».

3.глиссандо от ноты вверх,получившего в джазовой практике название

«дойт».

4.глиссандо между нотами,которое так же применяется в классической

музыке.

По способу извлечения глиссандо так же делятся поспособу извлечения:

1.гладкое-когда исполняется на полуприкрытых клапанах при помощи губ

и дыхания.Артикулируется-вниз слогами «ти-у-а»,вверх-слогом «та-у-

и».Записывается гладкой линией.

2.клапнное-когда испоняется беспорядочным движением клапанов.состав

нот,входящих в такое глиссандо не имеет значение.Клапаное глиссандо

записывается ломаной линией.

3.смешанное-когда глиссандо гладкое смняется клапанным или наоборот.В

нотной записи такая смена записывается как форшлаг.

4

Определенную трудность вызывает испонение глиссандо на широкие

интервалы.Этот вид глиссандо требует более упорной тренировки и

зависит прежде всего от гибкости губного аппарата и исплнительского

дыхания.К работе над данным приёмом следует приступать после

овладения менее сложным видами глиссандо.Необходимо иметь ввиду,что

глиссандо нужно заниматься регулярно ,но без злоупотребления,т.к.может

нарушится интонация.Работать над эим пиёмом следует при наличии

тщатильного слухового контроля,от которого во многом зависит качество

скольжения.

Вибрато

В поисках новых звуковых возможностей для более выразительного

испонения музыканты-инструменталисты установили,что переодические

незначительные изменения высоты,силы и окраски звука в пределах,не

нарущающих его основной характеристики,придают звуку новые качества-

эмоциональную выразительность,насыщеность,гибкость,приближают его к

звучанию живого человеческого голоса.Полученный звуковой эффект

получил название вибрато.

Вибрато(vibrato)-представляет

собой

переодические

изменения

музыкального

звука

по

высоте,громкости

и

тембру,вызываемые

различными способами(либо пульсацией возбудителя звука и выдыхаемой

струи воздуха,либо движением пальцев правой руки,либо с помощью губ).

В соответствие с акустическими характеристиками вибрато может быть

трёх видов:а)вибрато высоты;б)вибрато громкости;в)вибрато тембра.

В звуках инструмента чаще всего наблюдается преобладание вибрато

какого-либо одного типа,при наличии двух других.Вибрато является

одним из важных выразительных приёмов музыканта-трубача и играет

большую роль в процессе выявления образно-эмоционального содержания

художесвенных сочинений.В зависимости от амплитуды вибрации и

частоты колебаний в секунду разделяют вибрато на две группы:

1.вибрато с незначительной амплитудой.

2.вибрато со значительной амлитудой(изменение интонации

до1/4 тона).

Амплитуда и число колебаний могут изменятся даже на одно звуке,если

этого требует

данная фраза.При занятиях вибрато рекомендуется

учитывать,что для разных регистров комбинация мжду амплитудой и

количеством колебаний будет различной.Например в нижнем регистре

вибрато получается с большей амплитудой и мньшим числом колебании в

единицу

времени,поскольку

губы

находятся

в

относительно

расслабленном

состоянии.В

среднем

регистре

плотность

мышц

5

увеличивается,голосовая щель становится меньше и вибрато будет

средним по амплитуде и числу колебаний.В верхнем регистре губы

испытывают значительное напряжение,голосовая щель предельно мала и

вибрато получается с меньшей амплитудой и большим числом колебании.

В этих случаях вибрато можно добиться сравнительно

легко.Задачей исполнителя является отработка каждого вида вибрато в

различных регистрах с изменением динамики.Источником вибрато служат

колеьания воздушногостолба под воздействием усиления и ослабления

воздушного потока,регулироемого диафрагмой и губами.При тренировке

вибрато от диафрагмы исполнителю не следует помогать губами,ни

колебаниями инструмента рукой и пальцами,осуществляя контроль только

действиями

дыхательной

мускулатуры.Овладев

вибрато

в

срелнем

регистре,можно переходить к работе над нижнем и верхнем регистрах с

применением различных динамических оттенков.Качественного вибрато

можно добиться и при помощи пальцев.Этот способ легче в техническом

плане.Для достижения вибрато с большой амплитудой и большим числом

колебаний движений пальцев должны быстрее и наоборот.

Фруллато

Фруллато (итал. frullato; англ. flutter-tonguing) — жужжащий эффект

тремоло, который на духовых инструментах достигается при помощи

вибрации кончика языка, как при раскатистом "р", или приемом как бы

"полоскания горла" (горловое фруллато). Фруллато легче извлекать на

флейте, валторне и трубе, труднее — на других духовых инструментах. В

нотах обозначается так же, как смычковое тремоло у струнных.Начало

звука при фруллато-атакированное,тремолирующее ведение происходит за

счёт

произношения

повторяющегося

звука

«тррр»,

«фрр».При

осуществлении приёма необходимо постоянно подавать плотную струю

воздуха.Окончание может быть с участием или без участия языка.Для того

чтобы

тремолирование

не

прерывалось,язык

следует

держать

в

определённом

напряжении.Он

должен

как

пружина

,пропуская

воздух,последовательно

тот

отдаляться

от

нёба,то

возвращаться

обратно.Этот приём трудно исполнять в верхнем регистре.Тренировать

этот приём вначале нужно без инструмента произнося звук «фррр» и звук

«тррр». После на мундштуке и на трубе.Фруллато применяют как эффект

фантастики,изображая что-то пугающее или каламбур.

6

Портаменто

Портаменто(portamento)-итальянский термин,который переводится как

«перенося».Это приём легкого глиссандирования на одном звуке или

скользящего соединения соседних звуков взят из практики вокалистов.Не

следует злоупотреблять этим приёмом т.к. частое повторение может

привести оттенок вульгарности в исполнение.Обозначается прямой чертой

так

же

как

и

глиссандо.Портаменто

очень

сложный

приём

для

исполнения.Им могут пользоваться только профессиональные музыканты

с сильным аппаратом и правильным дыханием.

Двойная аппликатура

Давно известно,что одна и та же нота на трубе может быть взята разными

аппликатурами.Этот приём приобрёл широкое применение в джазовой

музыке.Чаще всего используется в исполнение трелей.Так же для игры

полиритмических фраз на одной ноте.

Вспомогательная

атака

Под вспомогательной атакой подразумевается двойное или тройное

стаккато,применяемое

при

исполнение

пассажей

в

очень

быстром

темпе.Сущность данного вида атаки заключается в попеременной работе

кончика языка и задней части его спинки,выполняющих поочередно роль

клапана при выдыхание струи воздуха.Для исполнения двойного стаккато

первый звук производится кончиком языка с произношением слога «ту»,

«та», «ти»,а второй с помощью спинки языка с произношением слога «ку»,

«ка», «ки».При тройном стаккато первые два звука произносятся слогом

«та», «ту», «ти»,а третий слог «ка», «ку», «ки».

В работе над вспомогательной атакой нужно добиваться одинаковой

чёткости

всех звуков.Первые упражнения нужно играть в очень

медленном

темпе.Особенно

внимательно

нужно

следить

за

равномерностью произношения звуков.Они должны быть одинаковыми по

силе,длительности и тембру.Особое внимание необходимо обращать на

ритмическую точность произношения звуков.Приступать к занятиям над

вспомогательной атакой можно лишь тогда когда ученик усвоил основной

вид.Когда у него сформировался ясный,устойчивый тембр.Сначала приём

нужно отрабатывать в очень медленном темпе,постепенно увеличивая

скорость.

7

Половинный язык

Половинный язык(«да-дл», «да-дз», «тал-л-лда»)используется в джазовой

музыке,чтобы

наглядно

демонстрировать

артикуляционную

технику

применяют вспомогательную вокальную артикуляции слогами: «ду-би».

«да-ди», «дап», «дат».Однако эти слоги не совсем отражают реальное

положение языка во время игры,лишь только помогают лучше понять саму

идею артикуляции. «Половинный язык» наряду с ярко выраженной

артикуляционной

технологии также можно отнести и к технологии

акцентировки джазовых украшении

Сурдины

Сурдина — болванка из дерева, картона или металла, вставляющаяся в

раструб и закрывающая его, оставляя лишь небольшое пространство для

прохода

воздуха.

Звук

инструмента

с

сурдиной

становится

чуть

резковатым и звенящим. Существуют несколько разновидностей сурдин

разной формы («груша», «грибок» и др.), по-разному влияющих на тембр

инструмента. Обычно исполнитель сам выбирает, какую сурдину нужно

поставить, чтобы достичь требуемого эффекта, но иногда нужный тип

сурдины указывается композитором.

8

Список используемой литературы:

1.C.Баласанян «Школа игры на трубе» Москва «Музыка» 1988г.

2.Белый Е.Н. «Лексика джаза .Основы джазового исполнительства на

трубе» www

.

partita

.

ru

3.Докшицер Т.А. «Путь к творчеству».Издательский дом «Муравей»

Москва 1999г.

4.Савин Е.А. «Современное искусство игры на трубе» методический

альбом.

5.Степурко О. «Трубач в джазе» Москва «Советский композитор»

6.Усов Ю.А. Методика обучения игре на трубе. Москва «Музыка»1984г.

7.Усов Ю.А. Ежедневные упражнения трубача.Сборник статей.Методика

обучения

игре

на

духовых

инструментах.Выпуск

4.Издательство

«Музыка»1976г.

8.К.Андерсен Методика игры на трубе.Калифорния,США.1973г.

9.

Ягудин

Ю.О.

О

развитие

выразительности

звука.Сборник

статей.Методика

обучения

игре

на

духовых

инструментах.Вапуск

3.Издательство «Музыка»1971г.

10.Д.Гибсон «Учебник трубача».Нью Йорк,1967г.

9



В раздел образования