Автор: Ляшенко Ирина Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 Берёзка"
Населённый пункт: КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, МОСТОВСКИЙ РАЙОН, пгт.МОСТОВСКОЙ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Что такое деньги"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №1 Берёзка»
поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район
«Наш проект «Что такое деньги?».
Воспитатель:
Ляшенко Ирина Викторовна
Добрый день, уважаемые коллеги.
С понятием «Деньги», мы сталкиваемся ежедневно. Деньги! Какое всеми известное
средство. Без денег никак не обойтись, они с нами повсюду. Как много значат в
нашей жизни эти купюры, которые обеспечивают нам жизнь.
В подготовительной к школе группе №8 «Почемучки» один из ребят рассказал, что
его брат коллекционирует купюры разных стран. И ребята заинтересовались, что
такое деньги. Мы с ребятами обсуждали, для чего предназначены эти купюры. Дети
задумались. Но тут Саша и Даша вспомнили, что такие старинные банкноты видели
у бабушки. Ребята попросили рассказать девочек об этих деньгах. Даша сказала, что
эти монеты у бабушки хранятся в мешочке, а у другой бабушки Даши – купюры в
шкатулке старинной. На Детском совете у ребят возник вопрос: как выглядят эти
деньги, какие ещё бывают? Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они
нужны.
Вопросов было много. Так и родилась идея нашего успешного проекта «Что такое
деньги?». Кстати тему проекта ребята сформулировали сами, было много разных
предложений, но путём общего голосования была выбрана тема «Что такое
деньги?».
Предлагаю вам начать знакомство с паспорта проекта:
Как
вы
уже
заметили
главными
участниками
нашего
краткосрочного
познавательно-исследовательского проекта стали мои,
любознательные, юные
почемучки,
конечно,
мы
не
можем
обойтись
без
родителей
(законных
представителей) и педагогов.
Общей целью для детей и для взрослых стала организация познавательно-
исследовательской работы с детьми, обеспечивающую каждому ребенку развитие
познавательной сферы.
Познакомимся с задачами проекта:
Социально- коммуникативное развитие:
1.Совершенствовать умение детей в процессе общения понимать и уважать точку
зрения других и согласовывать собственные интересы с интересами других людей.
2.Продолжаемформировать умение планировать совместную и самостоятельную
деятельность.
3. Развивать умение рационально распоряжаться своим временем.
4.Воспитывать
организованность,
собранность,
точность,
обязательность,
пунктуальность.
Познавательное развитие:
5.Актуализировать представления детей о понятии монеты и купюры;
6. Формировать у детей желание научиться в деньгах;
7.Стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме:
«Что такое деньги?»;
8. Расширять представления детей о том, как складывается семейный бюджет, для
каких целей нужны деньги;
9.
Развивать
исследовательский
интерес,
любознательность.
Творческое
воображение;
10. Дать возможность применять полученные знания на практике;
Речевое развитие:
11.создавать условия для речевого творчества в процессе составлении сказок,
загадок о деньгах;
12.Закреплять умение самостоятельно заполнять «Азбуку проекта»;
13.продолжать формировать предпосылки обучения грамоте через чтение и
звуковой анализ ключевых слов проекта;
14.Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные
категории, развивать творческую активность;
Художественно- эстетическое развитие:
15.Дать возможность применить на практике полученные умения в лепке,
рисовании, аппликации при изготовлении монет, купюр.
16. Продолжать учить анализировать свои творческие результаты, обмениваться с
другими мнениями на эту тему.
17.
Развивать
умение
находить
в
повседневных
предметах
и
материалах
возможность художественного выражения.
18. Продолжать воспитывать желание участвовать в коллективной работе; умение
разбиваться на небольшие группы и согласованно работать.
Физическое развитие:
19.Дать возможность реализовывать потребности в движении через организацию
подвижных игр по теме проекта.
20.способствовать
развитию
у
детей
двигательной
активности,
используя
подвижные игры и физические упражнения;
21.Воспитывать умение играть дружно, проявлять самостоятельность и активность в
играх и упражнениях;
С чего мы начали, конечно, с технологии «Трёх вопросов». Я, как полноправный
участник проекта, предлагаю помощь в записи ответов и предложений детей.
Прежде всего, ребята поделились своим опытом: что они знают о купюрах, монетах,
какие встречали деньги, что ещё хотели бы узнать, каким способом будем находить
информацию.
И затем мы вместе с ребятами стали составлять Лотос-план нашего проекта.
Мои «Почемучки» предлагали огромное количество идей, чем бы им хотелось
заняться в различных Центрах активности по теме проекта. Все предложения и их
авторы записывались в наш Лотос – план. С данным планом мы работали на
протяжении всего проекта, появлялись новые идеи, фиксировали то, что выполнили.
Но обо всем поподробнее.
На 1 этапе, или как мы его привыкли называть – организационный.
Мы с ребятами и их родителями находили информацию о том, историю о создании
денег, узнавали, зачем людям нужны деньги, что такое семейный бюджет, как
можно потратить деньги с пользой, как можно сэкономить деньги, из чего
изготавливают деньги, подбирали экспонаты для нашей групповой выставки
«Коллекция денег».
И мы с вами плавно переходим ко 2 этапу нашего проекта – Практическому.
Реализацию нашего проекта мы начали с составлении «Азбуки проекта». Кратко
хочу Вас познакомить с данной технологией, которая применяется именно в
комплексной
программе
«Вдохновение».
«Азбука
проекта»
используется
педагогами для поддержки познавательного интереса и развития предпосылок
грамотности. В «Азбуке проекта» дети рисуют (в младшем дошкольном возрасте) и
пишут (в старшем дошкольном возрасте) буквы и опорные слова, соответствующие
теме проекта. Работа над «Азбукой проекта» является добровольной, дети
включаются в нее исходя из собственных потребностей и интересов. Затем из азбуки
проекта у нас появляются Опорные (ключевые) слова реализуемого проекта «Что
такое деньги?», как зрительные опоры, находятся повсюду в группе и используются
нами для развития предпосылок грамотности у детей.
Мы все с вами знаем, что ребёнок не поймет ту или иную информацию, не поверит
взрослому, пока сам не попробует. И мы начали изучать купюры, монеты, учились
определять какая сумма денег на этой купюре или монете и т.д.
У нас закипела работа:
1. Подбирали необходимую литературу и наглядно-информационный материал;
Собирали разные интересные экспонаты в контактный музей копилок, ширмы для
игр, коллекции старинных монет.
2. Читали научную и художественную литературу по данной теме.
3. Знакомились с пословицами, поговорками о деньгах.
6. Разгадывали загадки.
7. Смотрели мультфильмы: «Профессор Почемучки», «Уроки тётушки совы»,
«Азбука денег», познавательные краткометражные фильмы: «История российских
денег».
Создавали для ребят и вместе с ребятами Тематические карточки
для
образовательной деятельности в «Центре грамоты и речи» и «Центре математики».
Данные карточки ребята могут рассматривать виды денег, закрашивать, штриховать
купюры, сравнивать, считать, копировать буквы и слова, обсуждать изображения с
другими детьми. С помощью карточек можно на доступном уровне рассказать детям
об изучаемой теме. Тематические карточки также являются обязательными для
реализации
любых
образовательных
проектов
по
комплексной
программе
«Вдохновение».
Мы на протяжении всего проекта устраивали консультации и практикумы
для родителей: «Стоит ли давать карманные деньги детям», «Финансовая
грамотность в ДОО в группе Почемучки» и др.
И конечно много исследовали: создавали банкомат, купюры, монеты, узнавали, как
устроен банкомат, почему на каждой купюре свой номер и изображение и др.
Реализуя детскую идею, детский замысел, музыкальный руководитель Касьянова
Елена Александровна вместе с ребятами подготовила русскую народную сказку»
Муха – Цокотуха, где ребята участвовали сами в ролях , угадывали песни и мелодии
о финансовой грамотности, а в завершении мероприятия устроили весёлый
музыкальный флешмоб «Я рисую свою мечту».
А как было интересно и увлекательно на спортивных занятиях. Наши ребята
предложили инструктору по ФК свои упражнения: «По дорожкам финансовой
грамотности», «Поезд монет», «Монеты и рубли». На физкультурных занятиях
ребята сами контролировали своё время при выполнении упражнений и спортивных
игр. Придумали свою спортивную игру «Угадай, сколько стоит мой товар?».
Говоря об успешности проекта, я могу утвердительно сказать:
-у ребят повысился уровень познавательной активности, они научились определять
какая сумма на купюре, монете;
-дети стали контролировать свои действия в экономии денег;
-мои маленькие почемучки заметили, что оказывается можно контролировать доход
и расход семьи, хочу и надо;
Но самым приятным моментом в нашем проекте, лично для меня, стал факт
осознания родителями пользы правильно распределить бюджет, ребята стали
понимать, что такое расход и доход, и откуда берутся деньги. В завершении
проекта дети осознали и внутренне приняли результаты своего труда. Да вы не
ослышались, именно труда. Ведь контролировать свои действия – это огромный и
тяжелый труд. Все свои приобретенные знания и опыт ребята закрепили в создании
собственной книги «Мир финансовой грамотности».
В заключении, хочу сказать, что данный проект очень нужен в современном
обществе, в котором всё определяет денежный эквивалент и чем раньше мы начнём
детей с финансовой грамотности, тем легче им в будущим им будет правильно и
разумно использовать свои денежные средства.
Спасибо за внимание.