Автор: Ильгамова Румия Жамиловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №108"
Населённый пункт: город Трёхгорный, Челябинская область
Наименование материала: сценарий урока по математике в 1 классе
Тема: «Сложение и вычитание в пределах 9. Кубик Рубика»
Раздел: начальное образование
Урок математики в 1 классе
( Автор учебника: Л.Г. Петерсон )
Тема: Сложение и вычитание в пределах 9. Кубик Рубика.
Основная цель:
1) Познакомить с головоломкой «кубик Рубика».
2)Закрепить свойства 0, навыки счёта в пределах 9, взаимосвязь между частью и целым.
3)Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
4) Развивать логическое мышление, аналитические способности, внимание, память.
5)Воспитывать культуру поведения на уроке, повышать интерес к головоломкам, любознательность, сообразительность, ответственность.
6)Формирование УУД.
Этап.
Задачи.
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формирование
УУД
Доска
1 этап
Организационный.
Организовать
рабочее место
учащихся,
эмоциональный и
психологический
настрой на урок.
Учитель приветствует детей и обращает внимание на подготовку к
уроку.
-Здравствуйте, ребята!
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Сегодня на урок к нам в гости пришла Ирина
Николаевна. Ей очень интересно посмотреть, как мы с
вами учимся.
Сегодня мы с вами отправляемся в очередное
путешествие по стране Математике.
Проверяют готовность
к уроку.
Психологически и
эмоционально
настраиваются на урок.
Слайд 1
2 этап
Вводно-
мотивационный
Развивать учебно-
познавательную
активность.
-Чтобы путешествие было весёлым и увлекательным
нам следует немного математически размяться.
Устный счёт.
-Счёт до 20 и обратно.
-Сосчитайте от 9 до 15, от 12 до 3.
-Назовите последующее число 3, 14. Как получить
последующее число?
-Назовите предыдущее число 10,17. Как получить
предыдущее число?
-Назовите соседей числа 12, 9.
Выполняют задания
устного счета.
Познавательные
( актуализация
знаний,
последующее,
предыдущее число,
сравнение)
3 этап
Целеполагание
-Ребята, как вы думаете, что нас ждёт в стране
Математике? Для чего мы отправляемся в
путешествие?
-Какие знания нам помогут в путешествии?
- Что такое головоломка?
-Сформулируйте тему урока, над чем мы будем
работать на сегодняшнем уроке?
Отвечают на вопросы.
Формулируют тему
урока.
Регулятивные
(формулирование
темы, целей урока).
4 этап
Актуализация
знаний
Повторить
На урок к нам пришел Незнайка. Он тоже хочет
отправиться с нами в путешествие. Но прежде просит
вас ему помочь. Он выполнял домашнее задание и
боится, что наделал ошибок. Задание было такое:
решить примеры с нулем и сравнить нуль с другими
числами.
- Чтобы работа по проверке была успешной, что
сначала нужно сделать?
Проверим задание Незнайки.
Предлагаю вам выполнить задания, похожие на те, что
выполнял Незнайка самостоятельно.
С
какой
целью
вы
будете
выполнять
самостоятельную работу?
А если выяснится, что вы допускаете ошибки?
Можете
приступать
к
выполнению
самостоятельной работы.
На работу отводится 2 минуты.
Время закончилось. Что вы теперь должны сделать?
Зачем?
Как вы зафиксируете правильность выполнения
каждого задания?
Проверяем. Даю вам 1 минуту.
-Повторить свойства 0.
Проговаривают
правила.
Выполняют проверку с
комментированием.
- Чтобы мы сами себя
проверили, допускаем
ошибки или нет.
- Мы будем над ними
работать.
- Проверить свои
работы по образцу.
- Чтобы выяснить, есть
ли у нас ошибки.
- Поставим «+» рядом с
верно выполненным
заданием, «?» – если
ответ не совпал.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
- Встаньте, пожалуйста, те, кто все сделал правильно.
- Кто допустил 1 ошибку или 2 ошибки?
Самопроверка по
образцу.
Слайд 5
Физминутка
5 этап
Открытие нового
знания
Познакомить с
головоломкой
«кубик Рубика».
Незнайке очень понравилось, как вы умеете работать
самостоятельно. Он решил сделать вам небольшой
подарок – головоломку «Кубик Рубика».
Учитель демонстрирует кубик Рубика.
-Кубик Рубика – это головоломка , представляющая
собой кубик, состоящий из 6 граней. На каждой грани
есть 9 квадратов, окрашенных в 6 разных цветов.
Задача игрока, поворачивая грани, привести его в
такое состояние, когда каждая грань состоит из
квадратов одного цвета.
- Хотите посмотреть, как это делается?
Учитель демонстрирует видео со сборкой кубика Рубика.
-Ребята, если среди вас нашлись такие, кто хочет
научиться собирать кубик Рубика, на одном из занятий
Заниматики я Вам об этом расскажу. А пока
познакомимся с моделями, которые можно собрать с
помощью вычислительных умений.
Познавательные.
Коммуникативны
е
( контроль за
действиями
партнёра,
повторение
алгоритма сборки
кубика).
Регулятивные
(прогнозирование).
Слайд 6
6 этап
Включение новых
знаний в систему.
Совершенствовать
вычислительные
навыков. Учить
контролировать
действия партнёра.
Открываем тетради на с.34.
1) Первую модель кубика вы можете увидеть в №1.
-
На какие две части разбита грань кубика?
-Какое задание нужно выполнить?
Выполните задание самостоятельно. Выделите части и
целое.
2) В математической прописи на с. 35 найдите
строчку:
99 88 77 66
- Как изменяются цифры?
Продолжите ряд, сохраняя закономерность.
Открывают тетради.
-Синие и красные.
- Составить буквенные
равенства.
Выполняют задание.
Выполняют задание.
Познавательные.
Регулятивные
.
Коммуникативны
е.
Слайд 7
Слайд 8
3)
А теперь попробуем по рисунку определить,
какая сумма ему соответствует, и записать выражение
в «окошко».
В №2 вашему вниманию представлены 4 грани кубика.
- По какому признаку разбиты грани кубика?
- Сколько желтых квадратов на первой грани?
- Сколько зеленых квадратов?
- Какое выражение составили по первой грани?
Составим выражения к трем другим граням.
- По цвету.
-6
-3
- 6+3.
Выполняют задание с
комментированием.
Слайд 9
7 этап
Отработка и
применение
новых знаний.
Совершенствовани
е вычислительных
навыков в пределах
9, сложения и
вычитания с 0.
Внимание на экран.
Я приготовила для вас, ребята, необычные грани
кубика. Рассмотрите их. Что-то здесь не так, правда?…
- А что именно?
Найдите такую же грань в тетради на с. 35 в №6.
Нарисуйте фигуру.
Проверим.
Сейчас вам предстоит, ребята, выполнить последнее
задание и вы попробуете себя в роли изобретателя,
создадите часть своего кубика Рубика. Готовы?
Внимание на доску.
На доске - фигуры из №5 и выражения.
Такие же фигуры найдите у себя в тетради на с.35 в
№5.
Внимание задание: найдите выражения, которые
относятся к этому рисунку и объясните, что они
обозначают.
А вот лишние выражения в тетради зачеркните.
В №3 на с.34 есть технологические карты создания
Рассматривают.
- Нет фигуры в 9-ом
квадрате.
Выполняют задание.
Самопроверка по
образцу.
Называют выражение,
объясняют, что оно
обозначает.
Выполняют задание.
- Вычислить и
Познавательные.
Регулятивные
.
Коммуникативны
е.
Моделирование.
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
На доске фигуры и
карточки с
выражениями.
Слайд 13
граней кубика Рубика. Рассмотрите их.
- Что нужно сделать, чтобы создать свой кубик
Рубика?
Выполните задание.
*Задание выполняется в классе, если позволит время, или
выдается на дом.
раскрасить квадраты по
правилу.
8тэтап
Рефлексия
Наш урок подходит к концу. Посмотрите на экран и
продолжите предложения.
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего
урока.
Я рада, что на протяжении всего урока вы были
внимательны.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись
мне, а кто чувствует, что может работать еще лучше –
поаплодировали себе.
Урок окончен. Спасибо за работу!
Регулятивные
.
Слайд 14, 15