Напоминание

"Работа над вариационным циклом в фортепианном классе ДШИ"


Автор: Потаева Ольга Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБУ ДО РМЭ "Детская школа искусств "Лира"
Населённый пункт: г.Йошкар-Ола
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Работа над вариационным циклом в фортепианном классе ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Открытый урок « Работа над вариационным циклом в фортепианном классе ДШИ».

Автор: Потаева Ольга Александровна, преподаватель Государственного бюджетного

учреждения дополнительного образования Республики Марий Эл «Детская школа

искусств «Лира» (г. Йошкар-Ола).

Тема урока:

«Работа над вариационным циклом в фортепианном классе ДШИ» на примере вариаций

Н.Любарского на тему русской народной песни «Коровушка».

Цель урока:

Повторение, закрепление и совершенствование знаний и практических навыков на

материале изучаемого произведения.

Задачи урока:

-

образовательные:

закрепление

теоретических

знаний,

совершенствование

практических навыков, формирование грамотного подхода к прочтению нотного

текста;

- развивающие: развитие памяти, внимания, музыкального мышления, навыков

слухового контроля, творческой активности учащейся через различные виды

деятельности;

- воспитательные: воспитание трудолюбия и усидчивости, умения самостоятельно

работать с музыкальным материалом;

Вид урока – практическое занятие.

Тип урока – комбинированный.

Форма урока – индивидуальная.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: два фортепиано, нотный материал.

Урок проводился с учащейся третьего класса фортепианного отделения (10 лет).

План урока:

I. Организационный этап.

II. Основной этап:

Тема

1 вариация

2 вариация

3 вариация

Возвращение темы

III. Заключительный этап.

Ход урока:

I. Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности ученика к уроку, посадка за инструментом.

Сообщение темы и цели урока.

Вступительное слово преподавателя: Важное место в музыкально-исполнительском

развитии ученика-пианиста занимает изучение крупной формы (в т. ч. вариационного

цикла).

Данное занятие – это традиционный урок в фортепианном классе

музыкальной школы, который

содержит различные приемы и методы работы с

вариационной формой. Разумеется, в ходе одного урока невозможно охватить весь

спектр этой работы. Это связано с особенностями строения вариаций, которые

сочетают в себе элементы как крупной, так и малой формы. При изучении

вариационного цикла неизбежно приходится преодолевать трудности, связанные с

достаточно большим объемом музыкального материала и его стилевым и жанровым

разнообразием. Это требует от ученика повышенного внимания, хороших технических

навыков, знания теории и, прежде всего, умения (и желания) работать в классе и дома.

II. Основной этап.

Преподаватель: Слово «вариация» имеет латинское происхождение и означает

«изменение». Вариации в музыке – форма произведения (или его части), которая

состоит из изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений. Сегодня мы

покажем работу с вариациями Н.Любарского на тему русской народной песни

«Коровушка».

Ученик: Играет произведение целиком. Затем, по просьбе преподавателя, еще раз

повторяет только тему вариаций.

Тема.

Преподаватель: Расскажи, пожалуйста, о теме. Какой у нее характер?

Ученик: Певучий, плавный, грустный, ласковый, очень простой и душевный.

Преподаватель: А что использует композитор, чтобы передать этот характер? Какие

средства музыкальной выразительности?

Ученик: Лад – минор, тональность соль-минор, штрих – legato (плавно, связно),

неторопливый темп.

Преподаватель: Все верно. И ровное движение мелодии восьмыми с остановками на

четвертных в основном нисходящее. А изложение – полифоническое: партия правой

руки - главный голос, партия левой руки – подголосок.

Это свойственно

многоголосной русской песне, а в основу темы положена мелодия русской народной

песни «Коровушка».

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ли свежей травки ей нарву.

Кушай вволюшку, коровушка моя!

Ешь ты досыта, Буренушка моя!

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была Буренушка моя,

Чтобы сливочек Буренушка дала!

Покажи, пожалуйста, как ты учила тему.

Ученик: 1. Играет тему и поет текст песни.

2. Играет партию левой руки и поет сольфеджио партию правой руки, играет

партию правой руки и поет сольфеджио партию левой руки.

3. Играет партию правой руки и аккомпанирует себе аккордами в левой руке (s- D- t).

Практическая работа: В медленном темпе проучиваем тему отдельно руками.

Добиваемся хорошего legato (плавного, поющего, без толчков перетекающего из ноты

в ноту). Выстраиваем мотивы (в теме четыре трехтактовых мотива), находим в них

главные (опорные) ноты. Ученик играет главный голос, аккомпанируя аккордами в

левой руке. Отмечаем, что направление (стремление) к опорным нотам в каждом

мотиве поддерживается субдоминантовой гармонией (s), самые яркие, опорные ноты –

доминантовой (D), а окончания – тоникой (разрешение в t). Затем ученик играет двумя

руками так, как написано в нотах (два голоса) с ощущением гармонической поддержки

и выстраивает мелодическую линию в мотивах.

Преподаватель: Важно, чтобы тема не исполнялась однообразно. Тема – это целое

предложение,

которое

необходимо

динамически

выстроить

и

найти

в

нем

кульминацию. Например (показ на фортепиано): первый мотив можно сыграть тихо и

спокойно; второй – более настойчиво, с динамическим подъемом; третий мотив

исполнить ярко (кульминация предложения); в четвертом мотиве вернуться в

первоначальное настроение. В этом случае тема прозвучит цельно и выразительно.

Ученик: Играет медленно, с остановками, а затем в темпе, стараясь динамически

выстроить

тему,

достичь

целостности

в

исполнении.

Попутно

добивается

качественного legato, слышания параллельных голосов, выразительного исполнения.

1 вариация.

Ученик: Играет первую вариацию.

Преподаватель: Какие изменения произошли в первой вариации?

Ученик: Появился новый штрих – staccato (отрывисто) и на смену восьмым пришли

триоли.

Преподаватель:

Поэтому движение стало более энергичным и, соответственно,

изменился характер музыки. Он стал скерцозным, т.е. стал…

Ученик: Игривым, шутливым.

Преподаватель: А осталась ли тема или хотя бы ее элементы?

Ученик: Да, начала мотивов и окончания.

(Чтобы это стало более очевидным для слуха, можно поиграть партию правой руки на

legato и, как вариант, поиграть основную мелодию первой вариации, аккомпанируя

аккордами в левой руке (s – D – t).

Преподаватель: Давай сыграем вдвоем, в ансамбле. Я буду играть тему, а ты – первую

вариацию. (Играем в ансамбле, одновременно тему и первую вариацию). Звучит

достаточно необычно, но интересно. (Играем вдвоем еще раз. При этом преподаватель

играет тему в трехдольном размере. В этом варианте ансамбль звучит достаточно

органично и благозвучно. Первая вариация очень украшает тему и как бы оплетает

кружевом ее мелодию).

Преподаватель: Основной штрих в этой вариации – staccato (отрывистое исполнение).

Исполнение этого штриха может быть разным.

Практическая работа: Играем в медленном темпе отдельно руками. Работаем над

штрихом. Staccato в первой вариации легкое, короткое и острое. Легкий удар и

быстрый отскок. Пальцы собраны в «домик» (но не поджаты), кончики направлены

строго вниз, в клавиши. Плечи и локти свободные, движение кисти как при легком

постукивании по твердой поверхности (вспоминаем курочек, клюющих зернышки;

важно не играть крупным движением от локтя, это – ошибка). Ученик играет двумя

руками, добивается качественного исполнения staccato. Далее работаем с мотивами.

Ищем опорные ноты и выстраиваем мотивы так же, как делали это в теме. Работаем в

медленном темпе, с остановками. Важно хорошо интонировать мелодию и следить,

чтобы грань между мотивами была понятной и внятной. Далее ученик играет в темпе,

контролирует исполнение staccato, добивается выразительного исполнения.

2 вариация.

Преподаватель:

Что происходит во второй вариации? Как изменяется характер

музыки?

Ученик:

Появились

шестнадцатые,

движение

увеличилось,

характер

стал

беспокойным и взволнованным. (Играет вторую вариацию).

Преподаватель:

В этой вариации большое значение имеет то, как левая

рука

исполняет свою партию. Она отмечает начало каждой доли, держит темп, выстраивает

мотивы в непрерывном движении шестнадцатых. Она – дирижер. В нотах партия

левой руки выделена определенным штрихом – staccato-partamento.

Практическая работа: Работаем над штрихом в партии левой руки. Этот штрих не

легкий и острый, как в первой вариации. Движение кисти здесь более тяжелое и

вязкое. Играем и как будто ставим точку на каждой ноте (вспоминаем, как начинается

гроза: с больших, тяжелых, жирных капель). Ученик играет партию левой руки в

темпе, следит за исполнением штриха, стремится к опорным нотам в мотивах, слушает

разрешения. Далее работаем двумя руками в медленном темпе. Правая рука легко

подхватывает левую (с

места,

от клавиши) и

заполняет

долю

до конца

шестнадцатыми. Движения правой руки очень экономные, работают только цепкие

пальцы. Исполнение должно быть ровным, гладким. (Можно поиграть с остановками,

используя метод перегруппировки). Обращаем внимание на последние такты в

мотивах – здесь есть несколько переходов мелодии из руки в руку. Проучиваем эти

такты отдельно. Здесь важно играть гибко и ловко, сделать кистевую передачу из руки

в руку минимальной и не заваливаться на пятый палец в левой руке. Далее ученик

играет вариацию в среднем темпе, следит за ровным звуковедением и качественным

исполнением штриха в левой руке.

Преподаватель: Покажи, пожалуйста, как еще можно проучить вторую вариацию.

Ученик: 1. Играет аккордами. (Можно собрать партии обеих рук в аккорды и поиграть

в подвижном темпе. В этом варианте становится явно слышна тема (начала мотивов) в

верхнем голосе.)

2. Играет партию левой руки как написано в нотах, а партию правой руки собирает в

интервалы. (В этом варианте мелодия звучит на слабую долю (на «и».)

3. Играет одновременно партию левой руки и мелодию (верхний голос аккордов и

интервалов).

(В этой вариации нет авторских указаний по поводу какого-либо выделения мелодии

темы. Ведущая здесь – левая рука.)

3 вариация.

Ученик: Играет третью вариацию.

Преподаватель: Третья вариация самая яркая, энергичная, праздничная, солнечная.

Она – кульминация всего произведения. Первая фраза этой вариации полностью

повторяет первую фразу темы (за исключением последней ноты), но с существенными

изменениями. Какие это изменения? Сделай, пожалуйста, сравнительный анализ

первых фраз темы и третьей вариации.

Ученик: Тема написана в миноре, а вариация – в мажоре. Тональность темы – соль-

минор, вариации – соль-мажор (уточняем, что это одноименные тональности). Тема

исполняется штрихом legato, а вариация – staccato. Тема неторопливая, динамически

негромкая, характер – спокойный и задумчивый. Третья вариация исполняется в

быстром темпе, forte (громко), характер – веселый, энергичный, танцевальный. (Играет

первые фразы темы и третьей вариации.)

Преподаватель: Теперь разберем вторую фразу. Это новый музыкальный материал,

простой мотив, который повторяется четыре раза. И, чтобы эти четыре мотива не

звучали однообразно, нам предлагают сделать crescendo и accelerando, то есть…

Ученик: Постепенно увеличить силу звука и ускорить темп.

Практическая работа: Работаем со второй фразой. Играем первый мотив на piano и

каждые следующие три такта делаем crescendo: p – mp – mf – f. Accelerando начинаем с

третьего мотива. Проучиваем вторую фразу, придерживаясь этого плана, а затем

ученик исполняет всю вариацию. Важно ровно распределить crescendo во второй фразе

и правильно выбрать начальный темп вариации, чтобы качественно исполнить

accelerando. В этом случае кульминация прозвучит действительно ярко и убедительно.

Возвращение темы.

Преподаватель: И после этого праздника и веселья звучит знакомая тема: певучая и

задумчивая, в основной тональности соль-минор, в первоначальном темпе Andante (не

спеша). Поэтому нужно очень быстро переключиться на другое настроение и на

другой штрих.

Практическая работа:

Ученик играет первый мотив, который заканчивается не

разрешением в тонику, а неожиданным появлением VI ступени (прерванный оборот).

Этот эпизод следует проинтонировать особенно выразительно и как бы удивиться

звучащему «ми-бемоль» в левой руке. Далее работаем со вторым мотивом. Уточняем

аппликатуру, проучиваем отдельно руками. В правой руке добиваемся максимального

legato, в окончании (секста «си бемоль» – «соль») учимся легко подхватывать «си

бемоль» кончиком первого пальца, а основной вес оставлять в третьем пальце («соль»

первой октавы). Проучиваем со словами песни (связь с дыханием). В левой руке

присутствует

достаточно

большой

скачок

вниз.

Чтобы

сгладить

прерывание

мелодической линии, используем замедление темпа, удлиняем снятие «до» вторым

пальцем и низко над клавиатурой переносим левую руку в квинту («соль» - «ре»).

Окончание берем мягко, но цепко (кончиками пальцев). Ученик играет второй мотив

двумя руками, добиваясь ровного, плавного звуковедения и, затем, исполняет тему

целиком.

III. Заключительный этап.

Домашнее задание:

Проработать каждый раздел

произведения предложенными

приемами. В теме выстроить мотивы и предложение; в первой вариации поработать

над штрихом и направлением в мотивах; вторая вариация - работа над штрихом в

партии левой руки и ровным звуковедением при игре двумя руками; третью вариацию

нужно учиться исполнять ярко, смело и энергично, а возвращение темы играть

качественным legato, не теряя плавности и гибкости в окончании.

Список использованной литературы:

1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М., «Музыка», 1970.

2. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. – М., «Кифара», 2002.

Нотный материал:

1. «Альбом ученика – пианиста». Хрестоматия 3 класс. Учебно-методическое пособие./

Составители: Цыганова Г.Г., Королькова И.С. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007.



В раздел образования