Автор: Потаева Ольга Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБУ ДО РМЭ "Детская школа искусств "Лира"
Населённый пункт: г.Йошкар-Ола
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Работа над вариационным циклом в фортепианном классе ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
Открытый урок « Работа над вариационным циклом в фортепианном классе ДШИ».
Автор: Потаева Ольга Александровна, преподаватель Государственного бюджетного
учреждения дополнительного образования Республики Марий Эл «Детская школа
искусств «Лира» (г. Йошкар-Ола).
Тема урока:
«Работа над вариационным циклом в фортепианном классе ДШИ» на примере вариаций
Н.Любарского на тему русской народной песни «Коровушка».
Цель урока:
Повторение, закрепление и совершенствование знаний и практических навыков на
материале изучаемого произведения.
Задачи урока:
-
образовательные:
закрепление
теоретических
знаний,
совершенствование
практических навыков, формирование грамотного подхода к прочтению нотного
текста;
- развивающие: развитие памяти, внимания, музыкального мышления, навыков
слухового контроля, творческой активности учащейся через различные виды
деятельности;
- воспитательные: воспитание трудолюбия и усидчивости, умения самостоятельно
работать с музыкальным материалом;
Вид урока – практическое занятие.
Тип урока – комбинированный.
Форма урока – индивидуальная.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: два фортепиано, нотный материал.
Урок проводился с учащейся третьего класса фортепианного отделения (10 лет).
План урока:
I. Организационный этап.
II. Основной этап:
Тема
1 вариация
2 вариация
3 вариация
Возвращение темы
III. Заключительный этап.
Ход урока:
I. Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности ученика к уроку, посадка за инструментом.
Сообщение темы и цели урока.
Вступительное слово преподавателя: Важное место в музыкально-исполнительском
развитии ученика-пианиста занимает изучение крупной формы (в т. ч. вариационного
цикла).
Данное занятие – это традиционный урок в фортепианном классе
музыкальной школы, который
содержит различные приемы и методы работы с
вариационной формой. Разумеется, в ходе одного урока невозможно охватить весь
спектр этой работы. Это связано с особенностями строения вариаций, которые
сочетают в себе элементы как крупной, так и малой формы. При изучении
вариационного цикла неизбежно приходится преодолевать трудности, связанные с
достаточно большим объемом музыкального материала и его стилевым и жанровым
разнообразием. Это требует от ученика повышенного внимания, хороших технических
навыков, знания теории и, прежде всего, умения (и желания) работать в классе и дома.
II. Основной этап.
Преподаватель: Слово «вариация» имеет латинское происхождение и означает
«изменение». Вариации в музыке – форма произведения (или его части), которая
состоит из изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений. Сегодня мы
покажем работу с вариациями Н.Любарского на тему русской народной песни
«Коровушка».
Ученик: Играет произведение целиком. Затем, по просьбе преподавателя, еще раз
повторяет только тему вариаций.
Тема.
Преподаватель: Расскажи, пожалуйста, о теме. Какой у нее характер?
Ученик: Певучий, плавный, грустный, ласковый, очень простой и душевный.
Преподаватель: А что использует композитор, чтобы передать этот характер? Какие
средства музыкальной выразительности?
Ученик: Лад – минор, тональность соль-минор, штрих – legato (плавно, связно),
неторопливый темп.
Преподаватель: Все верно. И ровное движение мелодии восьмыми с остановками на
четвертных в основном нисходящее. А изложение – полифоническое: партия правой
руки - главный голос, партия левой руки – подголосок.
Это свойственно
многоголосной русской песне, а в основу темы положена мелодия русской народной
песни «Коровушка».
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ли свежей травки ей нарву.
Кушай вволюшку, коровушка моя!
Ешь ты досыта, Буренушка моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была Буренушка моя,
Чтобы сливочек Буренушка дала!
Покажи, пожалуйста, как ты учила тему.
Ученик: 1. Играет тему и поет текст песни.
2. Играет партию левой руки и поет сольфеджио партию правой руки, играет
партию правой руки и поет сольфеджио партию левой руки.
3. Играет партию правой руки и аккомпанирует себе аккордами в левой руке (s- D- t).
Практическая работа: В медленном темпе проучиваем тему отдельно руками.
Добиваемся хорошего legato (плавного, поющего, без толчков перетекающего из ноты
в ноту). Выстраиваем мотивы (в теме четыре трехтактовых мотива), находим в них
главные (опорные) ноты. Ученик играет главный голос, аккомпанируя аккордами в
левой руке. Отмечаем, что направление (стремление) к опорным нотам в каждом
мотиве поддерживается субдоминантовой гармонией (s), самые яркие, опорные ноты –
доминантовой (D), а окончания – тоникой (разрешение в t). Затем ученик играет двумя
руками так, как написано в нотах (два голоса) с ощущением гармонической поддержки
и выстраивает мелодическую линию в мотивах.
Преподаватель: Важно, чтобы тема не исполнялась однообразно. Тема – это целое
предложение,
которое
необходимо
динамически
выстроить
и
найти
в
нем
кульминацию. Например (показ на фортепиано): первый мотив можно сыграть тихо и
спокойно; второй – более настойчиво, с динамическим подъемом; третий мотив
исполнить ярко (кульминация предложения); в четвертом мотиве вернуться в
первоначальное настроение. В этом случае тема прозвучит цельно и выразительно.
Ученик: Играет медленно, с остановками, а затем в темпе, стараясь динамически
выстроить
тему,
достичь
целостности
в
исполнении.
Попутно
добивается
качественного legato, слышания параллельных голосов, выразительного исполнения.
1 вариация.
Ученик: Играет первую вариацию.
Преподаватель: Какие изменения произошли в первой вариации?
Ученик: Появился новый штрих – staccato (отрывисто) и на смену восьмым пришли
триоли.
Преподаватель:
Поэтому движение стало более энергичным и, соответственно,
изменился характер музыки. Он стал скерцозным, т.е. стал…
Ученик: Игривым, шутливым.
Преподаватель: А осталась ли тема или хотя бы ее элементы?
Ученик: Да, начала мотивов и окончания.
(Чтобы это стало более очевидным для слуха, можно поиграть партию правой руки на
legato и, как вариант, поиграть основную мелодию первой вариации, аккомпанируя
аккордами в левой руке (s – D – t).
Преподаватель: Давай сыграем вдвоем, в ансамбле. Я буду играть тему, а ты – первую
вариацию. (Играем в ансамбле, одновременно тему и первую вариацию). Звучит
достаточно необычно, но интересно. (Играем вдвоем еще раз. При этом преподаватель
играет тему в трехдольном размере. В этом варианте ансамбль звучит достаточно
органично и благозвучно. Первая вариация очень украшает тему и как бы оплетает
кружевом ее мелодию).
Преподаватель: Основной штрих в этой вариации – staccato (отрывистое исполнение).
Исполнение этого штриха может быть разным.
Практическая работа: Играем в медленном темпе отдельно руками. Работаем над
штрихом. Staccato в первой вариации легкое, короткое и острое. Легкий удар и
быстрый отскок. Пальцы собраны в «домик» (но не поджаты), кончики направлены
строго вниз, в клавиши. Плечи и локти свободные, движение кисти как при легком
постукивании по твердой поверхности (вспоминаем курочек, клюющих зернышки;
важно не играть крупным движением от локтя, это – ошибка). Ученик играет двумя
руками, добивается качественного исполнения staccato. Далее работаем с мотивами.
Ищем опорные ноты и выстраиваем мотивы так же, как делали это в теме. Работаем в
медленном темпе, с остановками. Важно хорошо интонировать мелодию и следить,
чтобы грань между мотивами была понятной и внятной. Далее ученик играет в темпе,
контролирует исполнение staccato, добивается выразительного исполнения.
2 вариация.
Преподаватель:
Что происходит во второй вариации? Как изменяется характер
музыки?
Ученик:
Появились
шестнадцатые,
движение
увеличилось,
характер
стал
беспокойным и взволнованным. (Играет вторую вариацию).
Преподаватель:
В этой вариации большое значение имеет то, как левая
рука
исполняет свою партию. Она отмечает начало каждой доли, держит темп, выстраивает
мотивы в непрерывном движении шестнадцатых. Она – дирижер. В нотах партия
левой руки выделена определенным штрихом – staccato-partamento.
Практическая работа: Работаем над штрихом в партии левой руки. Этот штрих не
легкий и острый, как в первой вариации. Движение кисти здесь более тяжелое и
вязкое. Играем и как будто ставим точку на каждой ноте (вспоминаем, как начинается
гроза: с больших, тяжелых, жирных капель). Ученик играет партию левой руки в
темпе, следит за исполнением штриха, стремится к опорным нотам в мотивах, слушает
разрешения. Далее работаем двумя руками в медленном темпе. Правая рука легко
подхватывает левую (с
места,
от клавиши) и
заполняет
долю
до конца
шестнадцатыми. Движения правой руки очень экономные, работают только цепкие
пальцы. Исполнение должно быть ровным, гладким. (Можно поиграть с остановками,
используя метод перегруппировки). Обращаем внимание на последние такты в
мотивах – здесь есть несколько переходов мелодии из руки в руку. Проучиваем эти
такты отдельно. Здесь важно играть гибко и ловко, сделать кистевую передачу из руки
в руку минимальной и не заваливаться на пятый палец в левой руке. Далее ученик
играет вариацию в среднем темпе, следит за ровным звуковедением и качественным
исполнением штриха в левой руке.
Преподаватель: Покажи, пожалуйста, как еще можно проучить вторую вариацию.
Ученик: 1. Играет аккордами. (Можно собрать партии обеих рук в аккорды и поиграть
в подвижном темпе. В этом варианте становится явно слышна тема (начала мотивов) в
верхнем голосе.)
2. Играет партию левой руки как написано в нотах, а партию правой руки собирает в
интервалы. (В этом варианте мелодия звучит на слабую долю (на «и».)
3. Играет одновременно партию левой руки и мелодию (верхний голос аккордов и
интервалов).
(В этой вариации нет авторских указаний по поводу какого-либо выделения мелодии
темы. Ведущая здесь – левая рука.)
3 вариация.
Ученик: Играет третью вариацию.
Преподаватель: Третья вариация самая яркая, энергичная, праздничная, солнечная.
Она – кульминация всего произведения. Первая фраза этой вариации полностью
повторяет первую фразу темы (за исключением последней ноты), но с существенными
изменениями. Какие это изменения? Сделай, пожалуйста, сравнительный анализ
первых фраз темы и третьей вариации.
Ученик: Тема написана в миноре, а вариация – в мажоре. Тональность темы – соль-
минор, вариации – соль-мажор (уточняем, что это одноименные тональности). Тема
исполняется штрихом legato, а вариация – staccato. Тема неторопливая, динамически
негромкая, характер – спокойный и задумчивый. Третья вариация исполняется в
быстром темпе, forte (громко), характер – веселый, энергичный, танцевальный. (Играет
первые фразы темы и третьей вариации.)
Преподаватель: Теперь разберем вторую фразу. Это новый музыкальный материал,
простой мотив, который повторяется четыре раза. И, чтобы эти четыре мотива не
звучали однообразно, нам предлагают сделать crescendo и accelerando, то есть…
Ученик: Постепенно увеличить силу звука и ускорить темп.
Практическая работа: Работаем со второй фразой. Играем первый мотив на piano и
каждые следующие три такта делаем crescendo: p – mp – mf – f. Accelerando начинаем с
третьего мотива. Проучиваем вторую фразу, придерживаясь этого плана, а затем
ученик исполняет всю вариацию. Важно ровно распределить crescendo во второй фразе
и правильно выбрать начальный темп вариации, чтобы качественно исполнить
accelerando. В этом случае кульминация прозвучит действительно ярко и убедительно.
Возвращение темы.
Преподаватель: И после этого праздника и веселья звучит знакомая тема: певучая и
задумчивая, в основной тональности соль-минор, в первоначальном темпе Andante (не
спеша). Поэтому нужно очень быстро переключиться на другое настроение и на
другой штрих.
Практическая работа:
Ученик играет первый мотив, который заканчивается не
разрешением в тонику, а неожиданным появлением VI ступени (прерванный оборот).
Этот эпизод следует проинтонировать особенно выразительно и как бы удивиться
звучащему «ми-бемоль» в левой руке. Далее работаем со вторым мотивом. Уточняем
аппликатуру, проучиваем отдельно руками. В правой руке добиваемся максимального
legato, в окончании (секста «си бемоль» – «соль») учимся легко подхватывать «си
бемоль» кончиком первого пальца, а основной вес оставлять в третьем пальце («соль»
первой октавы). Проучиваем со словами песни (связь с дыханием). В левой руке
присутствует
достаточно
большой
скачок
вниз.
Чтобы
сгладить
прерывание
мелодической линии, используем замедление темпа, удлиняем снятие «до» вторым
пальцем и низко над клавиатурой переносим левую руку в квинту («соль» - «ре»).
Окончание берем мягко, но цепко (кончиками пальцев). Ученик играет второй мотив
двумя руками, добиваясь ровного, плавного звуковедения и, затем, исполняет тему
целиком.
III. Заключительный этап.
Домашнее задание:
Проработать каждый раздел
произведения предложенными
приемами. В теме выстроить мотивы и предложение; в первой вариации поработать
над штрихом и направлением в мотивах; вторая вариация - работа над штрихом в
партии левой руки и ровным звуковедением при игре двумя руками; третью вариацию
нужно учиться исполнять ярко, смело и энергично, а возвращение темы играть
качественным legato, не теряя плавности и гибкости в окончании.
Список использованной литературы:
1. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М., «Музыка», 1970.
2. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. – М., «Кифара», 2002.
Нотный материал:
1. «Альбом ученика – пианиста». Хрестоматия 3 класс. Учебно-методическое пособие./
Составители: Цыганова Г.Г., Королькова И.С. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007.