Напоминание

Право граждан на благоприятную окружающую среду


Автор: Матвиевская Светлана Михайловна
Должность: Преподаватель Обществознания(включая экономику и право)
Учебное заведение: КГБПОУ"Благовещенский профессиональный лицей"
Населённый пункт: р.п.Благовещенка Алтайского края
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: Право граждан на благоприятную окружающую среду
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение «Благовещенский профессиональный лицей»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

(ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)

на тему

«ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ»

Разработал:

преподаватель

Матвиевская С.М.

Благовещенка 2022

Учебная дисциплина

Обществознание (включая экономику и

право)

Специальность

43.02.15 Поварское и кондитерское дело

Группа

419

Преподаватель

Матвиевская Светлана Михайловна

Место работы

Краевое

государственное

бюджетное

профессиональное

образовательное

учреждение

«Благовещенский

профессиональный лицей»

Тема: «Право на благоприятную окружающую среду»

Цель урока: формирование знаний о праве на благоприятную окружающую

среду, способов ее защиты, соблюдения законодательства об охране окружающей

среды.

Задачи урока

Образовательные:

создать условия для формирования представлений о праве граждан на

благоприятную окружающую среду и способов её защиты;

формирование знаний по соблюдению законодательства об охране

окружающей природы и применять полученные знания в повседневной

жизни

Развивающие:

создать условия для развития умений осуществлять поиск нужной

информации, анализировать ее, выделять главное по теме;

развивать творческий интерес к дисциплине Обществознание (включая

экономику и право)

Воспитывающие:

воспитание бережного отношения к природе

Планируемые результаты:

личностных:

готовность

и

способность

к

саморазвитию

и

самовоспитанию

в

соответствиис общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского

общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

сознательноеотношение

к

непрерывному

образованию

как

условию

успешной профессиональной и общественной деятельности;

метапредметных:

2

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие

стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать

свою

точку

зрения,

использовать

адекватные

языковые

средства,

понятийный аппарат обществознания;

предметных:

сформированость представлений о методах познания социальных явлений и

процессов;

владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,

прогнозировать последствия принимаемых решений;

сформированность навыков оценивания социальной информации, умений

поиска информации в источниках различного типа с целью объяснения и

оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Место проведения:

Кабинет №12

Продолжительность урока:

45 мин

Тип урока:

Усвоение новых знаний

Методическое

и

дидактическое

обеспечение урока:

Карточки с заданиями

Материально-техническое

обеспечение урока:

Важенин А.Г. Обществознание для

профессий

и

специальностей

технического, естественно- научного,

гуманитарного профилей: учебник. -

М.,2017компьютер,

проектор,Земельный

кодекс

РФ,

Лесной кодекс РФ, Водный кодекс

РФ ,Закон «О животном мире» ,Закон

«Об охране окружающей среды»

Межпредметные связи с процессом

обучения

география, история, литература.

3

Структура урока

Название этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающегося

Примечани

е

1.Организационны

й этап (1 мин)

Здравствуйте ребята!

Я рада видеть вниманье ваших глаз.

Я знаю, каждый здесь сидящий-гений,

Но без труда талант не впрок.

Итак, мы начинаем наш урок!

Преподаватель просит старосту группы назвать

фамилии отсутствующих обучающихся.

Ребята, прошу Вас соблюдать порядок в группе,

чтобы все

активно работали на уроке. Каждый

правильный ответ, оценивается в 1 балл (звездочка).

Приветствие, настрой

на урок.

Проверка

отсутствующих.

Слушают

преподавателя.

2.Актуализация

опорных

знаний(3мин)

На прошлом уроке мы изучили право граждан РФ

участвовать в управлении делами государства.

Для проверки пройденного материала проведем

БЛИЦ-опрос “Я сам отвечаю за всё!”

Слушают

преподавателя.

4

За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл

(звездочка).

(Задаются вопросы, ответ дается сразу).

1.

Основной закон государства (Конституция

РФ).

2.

Исполнительная власть в РФ принадлежит

(Правительству РФ).

3.

Всенародное голосование по вопросам

государственного значения (Референдум).

4.

Что необходимо иметь при себе для получения

избирательного бюллетеня? (Паспорт).

5.

Как называется Парламент РФ (Федеральное

Собрание РФ).

6.

Верховный Главнокомандующий

вооруженных сил РФ (Президент).

7.

Имеет ли право голосовать человек с двойным

гражданством? (Имеет право).

8.

Главный избирательный орган страны.

(Центральная избирательная комиссия РФ

(ЦИК)

9.

Основные символы государственной власти.

(Флаг, герб, гимн).

10.Выборы депутатов парламента проходят

каждые… (4года).

11.Активным избирательным правом гражданин

обладает, когда ему исполнится (18 лет).

12.Кандидат на пост Президента России должен

постоянно проживать в России не менее… (10

(Задаются по очереди

вопросы, ответ дается

сразу).

1 балл за каждый

правильный ответ).

Слушают

преподавателя.

Отвечают на вопросы.

5

3.Постановка

темы и

целеполагание

(5 мин)

лет).

Сейчас Вашему вниманию я предлагаю

стихотворение

Ефима Шкловского

«

Я обнял

глобус».

Я обнял глобус – шар земной.

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,

Свои лаская берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус – шар земной,

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я:

Слушают

преподавателя.

Отвечают на вопросы.

Высказывают

СЛАЙД №1

6

«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу».

Ребята, подумайте и скажите о чем наш

сегодняшний урок? Подумайте, о каком праве мы

будем говорить?

Верно, об экологическом праве.

Тема урока «Право граждан на благоприятную

окружающую среду»

Запишете в тетрадях число и тему урока

(обучающиеся записывают в тетрадях).

Студенты, как Вы считаете, ваша профессия

взаимосвязана с правом на благоприятную

окружающую среду?

Ответ: Право подразумевает состояние среды

обитания, качество жизни, труда, отдыха,

соответствующие определенным экологическим,

санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим

стандартам, предполагающим пригодную для питья

воду, надлежащий атмосферный воздух.

-А теперь сформулируйте цель урока!

Цель урока:

1.Изучить права граждан на благоприятную

предположения,

названия темы урока.

« Право граждан на

благоприятную

окружающую среду »

Обучающиеся

воспринимают и

записывают число и

тему урока в тетради.

Отвечают на вопрос.

Формулируют цель

урока

:

1.Изучить права

граждан на

благоприятную

окружающую среду и

СЛАЙД №2

7

4.Изучение нового

окружающую среду и способы ее защиты.

2.Изучить соблюдения законодательства об охране

окружающей среды.

Преподаватель:

- Посмотрите, совпала ли наша цель?

Давайте с вами вместе составим план урока.

Предлагайте свои варианты.

Итак, план нашего урока:

1.Дать определение экологического права. Изучить

общую характеристику экологического права.

2.Познакомиться с объектами экологического права.

3.Работа с карточками.

4.Изучить право граждан на благоприятную

окружающую среду.

5.Работа с карточками.

6.Изучить экологическую ситуацию в Алтайском

крае, способы защиты экологических прав и

соблюдение законодательства об охране

окружающей среды.

способы ее защиты.

2.

Изучить

соблюдения

законодательства об

охране окружающей

среды.

Предлагают свои

варианты плана урока.

1.Изучить общую

характеристику

экологического права.

2.Познакомиться с

объектами

экологического права.

3.Изучить право

человека на

благоприятную

окружающую среду.

4.Изучить способы

защиты

экологического права

и соблюдение

законодательства об

охране окружающей

среды

СЛАЙД №3

8

материала.(30 мин)

1.Общая характеристика экологического права.

Запишите

определение

экологического

права

в

тетрадь.

Экологическое право – комплексная отрасль

российского

права,

представляющая

собой

совокупность юридических норм, регулирующих

отношения в области охраны и рационального

использования природных ресурсов.

Ребята ответьте на вопрос:

Какой должна быть окружающая среда?

(благоприятной).

Окружающая среда-это объект экологического

права. Состоит из:

Природные объекты-естественная экологическая

система, природный ландшафт и составляющие их

элементы, сохранившие свои природные свойства.

Как вы думаете, что можно отнести к

естественной экологической системе?

Природно-антропогенные зоны-природный объект,

измененный в результате воздействия человека, или

же объект, созданный человеком, но обладающий

свойствами природного объекта.

Приведите примеры ?(искусственные посадки,

сады, лесополосы и т.д.).

Антропогенные объекты-объекты, созданные

Слушают

преподавателя.

Делают записи в

тетради.

Слушают

преподавателя.

Отвечают на вопросы.

Слушают

преподавателя.

Отвечают на вопросы,

приводят примеры.

СЛАЙД №4

9

человеком и не обладающие свойствами природных

объектов.

Ребята, приведите примеры, антропогенных

объектов? (здания, дороги, инженерные сети и т.д).

Выполнение Задание №1

Соотнесите компоненты окружающей среды к

объектам, которым они относятся.

Объекты

Состоят из:

Природный

Природно-антропогенный

Антропогенный

здания, лес, дороги, инженерные сети,

искусственные посадки, бор, лесополосы, море,

водопады, небоскребы, пещеры, роща, дамбы,

горы, фонтаны, земля, недра, почва, вода,

атмосферный воздух растительный, животный мир,

озоновый слой атмосферы и околоземное

космическое пространство.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Один обучающийся работает у доски.

Проверка заданий.

Ребята, скажите, какие государственные

заповедники и национальные парки есть в

Алтайском крае?

Выполняют задание

индивидуально.

Проверяют

правильность

выполнения задания.

Получают баллы за

каждый правильный

ответ.

Отвечают на вопросы

Слушают

преподавателя.

СЛАЙД №5

СЛАЙД №6

СЛАЙД №7

СЛАЙД №8

10

В Алтайском крае функционирует 116 особо

охраняемых природных территорий (ООПТ)

краевого значения

35 государственных природных заказников, -

79 памятников природы, природные парки «Ая» и

«Предгорье Алтая». Общая их площадь на

22.02.2022 составляет 758,3 тыс. га, в том числе

заказников – 659,1 тыс. га.

Обратите внимание на стенд. Это

«Государственные заповедники и национальные

парки Алтайского края» Вы можете в полном

объеме познакомиться с Алтайскими заповедниками,

получить полную информацию о каждом из них с

помощью cuarcode. Как Вы это понимаете?

Ребята, с информацией Вы сможете ознакомиться на

перемене, а сейчас прошу внимания, мы продолжаем

наш урок.

Эти объекты являются основой жизнедеятельности

граждан, поэтому государство проводит

целенаправленную экологическую политику,

направленную на:

- обеспечение экологической безопасности;

-предотвращение вредного воздействия людей и

заводов на окружающую среду;

Отвечают на вопрос.

Слушают

преподавателя.

СЛАЙД №9

11

-внедрение в производство экологических

технологий;

-восстановление нарушенных экосистем;

-формирование экологической культуры граждан.

2.Право

человека

на

благоприятную

окружающую среду.

Преподаватель: Ребята, как вы считаете,

кто занимается охраной природы?

Верно, занимаются государственные и местные

органы власти, промышленные предприятия,

общественные организации, отдельные граждане.

Государство издает законы, направленные на охрану

природы. Назовите эти законы?

Конституция РФ

Земельный кодекс РФ

Лесной кодекс РФ

Водный кодекс РФ

Закон «О животном мире»

Закон «Об охране окружающей среды»

Молодцы!!

Ребята,

посмотрите

в

раздаточный

материал,

Выписки из конституции.

Ядром

конституционных

основ

охраны

Отвечают на вопрос.

Получают 1 бал за

правильный

ответ(звездочка).

Читают материал,

ищут необходимую

информацию.

Отвечают на вопросы.

СЛАЙД №10

СЛАЙД №11

12

окружающей среды является статья 42 Конституции

РФ,

закрепляющая

три

самостоятельных

экологических права: (найдите и назовите их, время

0,5 мин)

-право на благоприятную окружающую среду;

-право на достоверную информацию о ее состоянии;

-право

на

возмещение

ущерба,

причиненного

здоровью

или

имуществу

экологическим

правонарушением.

Молодцы!!

Прочитайте, материал и найдите :

–Что

подразумевает

Конституционное

право

каждого

гражданина

на

благоприятную

окружающую среду? (время 0.5 мин)

Ответ: Конституционное право каждого гражданина

на

благоприятную

окружающую

среду,

подразумевает: состояние среды обитания, качество

жизни,

труда,

отдыха,

соответствующие

определенным

экологическим,

санитарно-

эпидемиологическим,

гигиеническим

стандартам,

предполагающим

пригодную

для

питья

воду,

надлежащий атмосферный воздух, кондиционные

Читают материал,

ищут необходимую

информацию.

Отвечают на вопросы

Смотрят на экран.

СЛАЙД №12

13

продукты питани

я,

рекреационные условия. К этой

подгруппе экологических прав относится наличие

земель соответствующего качества, на которых либо

над или под которыми находятся все остальные

природные ресурсы соответствующего качества -

компоненты окружающей среды.

Давайте с вами посмотрим 10 самых загрязненных

городов России:

( у Вас на столах лежит материал по этим городам,

по желанию, можете прокомментировать, несколько

из них.

Самые экологически чистые крупные города России

ЗАДАНИЕ №2

Используя текст Конституции РФ, перечислите

Экологические права и обязанности граждан

(оформите в виде таблицы) карточка №2

(проверка задания на слайде)

3.Способы защиты экологических прав.

Комментируют ,неско

лько обучающихся.

Смотрят на экран.

Выполняют задание на

карточках. Работают с

Выпиской из

Конституции РФ.

Проверка задания на

слайде.

Слушают

преподавателя.

Записывают

определение в тетрадь.

Слушают

преподавателя.

СЛАЙД №13

СЛАЙД №14

СЛАЙД №15

14

Экологические преступления – преступления,

посягающие, на здоровую окружающую среду и ее

отдельные элементы.

Ребята, экологическая обстановка в мире и в нашей

стране вызывает растущую тревогу, ожесточённую

полемику на научных заседаниях, в кабинетах

власти, на встречах с общественностью.

Давайте с вами рассмотрим экологическую ситуацию

в Алтайском крае. Это очень актуальная тема,

которая касается непосредственно всех нас.

У вас на рабочем столе, раздаточный материал на эту

тему. С помощью этого материала давайте разберем

следующие вопросы.

1. На территории Алтайского края можно выделить

очаги с высокой экологической напряженностью,

назовите эти крупные города?

2.С чем связано загрязнение окружающей среды в

районах этих городов?

3.Какие Органы контролируют состояние

окружающей среды в Алтайском крае?

4.Назовите предприятия, которые являются

Находят информацию,

готовятся отвечать.

Отвечают на вопросы

СЛАЙД № 16

СЛАЙД №17

15

основной причиной загрязнения воздуха?

5.Какая ситуация на водоочистных станциях

Алтайского края?

6.Какая обеспокоенность вызывает о состояние

лесов в Алтайском регионе?

7.Что Вы можете сказать о здоровье населения,

какие заболевания.

Ребята, выполним задание устно.

ЗАДАНИЕ №4

Гоголевский герой Городничий, порываясь срочно, к

приезду чиновника из Петербурга, благоустроить

город, приказывает разметать старый забор. И вдруг

вспоминает: «Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле

того забора навалено на сорок телег всякого сору.

Что за скверный народ: только где-нибудь поставь

памятник или просто забор, черт их знает откудова и

нанесут всякой дряни!

Как вы думаете, живучи ли подобные традиции?

Аргументируйте свое мнение.

Можно

ли

подобное

поведение

считать

экологическим правонарушением?

Читают задание,

отвечают на вопросы,

высказывают свои

мнения.

Отвечают на вопросы.

Слушают

преподавателя.

Отвечают на вопросы.

СЛАЙД №18

16

Ребята, как Вы думаете, какие способы защиты

экологических прав существуют?

1.Совершенствование

законодательной

природоохранной базы.

2.Сохранение национальных природных богатств

страны.

3.Обеспечение экологической безопасности.

4.Борьба

с

радиоактивными

и

химическими

загрязнениями

на

территории

России

и

в

омывающих ее водах.

Ребята, существует Статья 75. Виды

ответственности за нарушение законодательства

в области охраны окружающей среды

Что мы с вами должны знать?

Какая

ответственность

устанавливается

законодательством?

За нарушение законодательства в области охраны

окружающей среды устанавливается имущественная,

дисциплинарная, административная и уголовная

ответственность в соответствии с

Отвечают на вопросы.

Имущественная,

дисциплинарная,

административная и

уголовная

ответственность в

соответствии с

законодательство

Слушают

преподавателя.

17

Закрепление

полученных

знаний.

(2мин)

Рефлексия.(1 мин)

Выставление

оценок. Домашнее

законодательством.

Преподаватель: Люди помните, что Земля – это не

массивный гигант, а скорее хрупкий елочный шарик.

Быть или не быть человечеству, останется ли

зеленой и цветущей наша планета или же

превратится в безжизненную пустыню – зависит от

нас.

Так что мы можем сделать?скажет любой из

вас.

Правила просты: закрывать кран с водой,

экономить электричество, по газонам не ходить,

ветки не обламывать, убирать за собой мусор,

больше ходить пешком и меньше пользоваться

транспортом, подкармливать птиц зимой, не

причинять вред животным.

сегодня мы узнали...

было трудно…

Отвечают на вопрос

Подсчитывают баллы.

Записывают в тетрадь

домашнее задание.

СЛАЙД №19

СЛАЙД №20

18

задание.(2мин)

мы поняли, что…

мы научились…

было интересно узнать, что…

Подсчет балов. Выставление оценок.

Написать эссе на тему: «Природа не признает шуток;

она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга;

ошибки же и заблуждения исходят от людей».

ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК!

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35



В раздел образования