Автор: Марков Владимир Маркелович
Должность: Преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №54" г. Чебоксары
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: Цифровые технологии на уроках ОБЖ
Тема: Основы безопасности жизнедеятельности
Раздел: полное образование
Урок с использованием современных компьютерных технологий
в 8-м классе "Пожары и взрывы"
Стрелков Константин Евгеньевич, преподаватель-организатор ОБЖ
Статья отнесена к разделу: Преподавание ОБЖ
Учебные вопросы:
1. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах.
2. Общие сведения о взрыве.
3. Общие сведения о пожаре.
4. Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия.
5. Основные поражающие факторы пожара и взрыва.
6. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.
7. Пожары и паника.
Цель. По окончании изучения темы, учащиеся должны:
а) знать:
правила безопасного поведения при пожарах и взрывах;
основные мероприятия по защите населения от пожаров и взрывов;
б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от пожаров и взрывов;
в) иметь представление о последствиях пожаров и взрывов, мерах, принимаемых по защите от них
населения.
Основное содержание урока.
Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах. Понятие о пожаро-взрывоопасном объекте.
Промышленные предприятия, относящиеся к пожаро- взрывоопасным объектам.
Общие сведения о взрыве. Классификация взрывов: подземные, наземные, воздушные,
подводные и надводные. Механизм образования ударной волны при воздушном и наземном
взрывах. Зоны действия взрыва: зона действия детонационной волны, зона действия воздушной
ударной волны и ее подзоны. Действие взрыва на здания, сооружения и оборудование. Полные,
сильные, средние и слабые разрушения при взрыве, характеристика разрушений.
Общие сведения о пожаре. Понятие о пожаре. Процесс горения, условия его возникновения и
прекращения.
Классификация веществ и материалов по группам возгораемости. Классификация пожаров: по
внешним признакам горения (наружные, внутренние, одновременно наружные и внутренние,
открытые и закрытые) по месту возникновения.
Понятие об отдельных и массовых пожарах. Три стадии развития пожара: начальная, разгорание,
завершающая. Условия, способствующие распространению пожара. Линейное и объемное
распространение пожара.
Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных
предприятиях. Причины возникновения взрывов на взрывоопасных предприятиях, в жилых и
общественных зданиях.
Основные поражающие факторы пожара и их воздействие на людей. Вторичные поражающие
факторы пожара.
Основные и вторичные поражающие факторы взрыва. Действие поражающих факторов на людей.
Характеристика поражения людей при взрывах.
Использование первичных средств пожаротушения при небольшом загорании; правила
безопасного поведения при эвакуации из горящего здания.
Правила безопасного поведения при пожаре в общественном здании в т.ч. при эвакуации через
задымленный коридор при надвижении огненного вала.
Правила безопасного поведения при опасной концентрации дыма и повышении температуры: если
невозможно выйти к лестничной клетке (выходу); если есть балкон (лоджия).
Правила безопасного поведения при спасении пострадавших.
Правила безопасного поведения при взрыве в квартире, в т.ч. если человек оказался в завале и
при этом получил травму или не имеет возможности выбраться.
Оказание помощи человеку, на котором загорелась одежда.
Паника во время пожара. Понятие о панике. Паническое бегство, как процесс вынужденной
эвакуации. Механизм панического бегства. Предотвращение паники. Правила безопасного
поведения при панике во время пожара в общественном месте, в т.ч. при отсутствии видимости.
Заключение. Повторить основные положения и проверить, как понята тема.
Вопросы для проверки полученных знаний.
1.
На каких промышленных объектах чаще всего происходят пожары и взрывы?
2.
Что представляет собой взрыв? Какими особенностями он характеризуется?
3.
Как классифицируются взрывы в зависимости от среды, в которой они происходят?
4.
Назовите зоны действия взрыва и дайте им характеристику.
5.
Расскажите о сущности процесса горения. При каких условиях он протекает? Каков
механизм прекращения горения?
6.
Назовите группы возгораемости веществ и материалов. Дайте характеристику каждой
группе.
7.
Чем отличаются наружные пожары от внутренних, скрытые от открытых? Приведите
примеры отдельных и массовых пожаров.
8.
Какие условия способствуют распространению пожара? В чем разница между линейным и
объемным распространением пожара?
9.
Назовите основные причины пожаров в жилых, общественных зданиях и на промышленных
предприятиях.
10.
Назовите основные причины взрывов в жилых зданиях и на промышленных предприятиях.
11.
Назовите основные поражающие факторы пожара и дайте им характеристику.
12.
Какие поражающие факторы взрыва вы знаете?
13.
Расскажите о видах поражения людей при взрывах. Дайте им характеристику.
14.
Расскажите о правилах безопасного поведения при пожарах и взрывах.
15.
Как вы будете действовать, если увидите, что на человеке загорелась одежда?
16.
Чем характеризуются пожары в зданиях, где находится большое количество людей?
17.
Чем опасна паника? Когда возникает паническое бегство?
18.
Объясните механизм вынужденного движения людей. Назовите факторы опасности при
вынужденной эвакуации.
Вопросы теста "Пожары и взрывы" (Приложение 1)
Ответы на тест "Пожары и взрывы" (Приложение 2)
Презентаия "Воспитание безопасности разума" (Приложение 3)
Презентация "Урок пожаробезопасности" (Приложение 4)
Видеоклип "Первая помощь при ожегах" (Приложение 5)
Видеоклип "Пожар" (Приложение 6)