Автор: Марочкина Евгения Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОАУ "Лицей №5"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы".
Раздел: среднее образование
Применение инновационных технологий на уроках русского
языка и литературы.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопленные
учеником знания, умения, навыки, но и подготовка школьника как
самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе
современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее
важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной
личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и
подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет правильно организовать
учебный процесс: интересно, увлекательно, но при этом, не превращая в
игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон:
«Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Технология-это совокупность приемов,
применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве.
(Толковый словарь).
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается
часто и сводится к понятию «новшество», «новизна». Между тем, инновация
в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое».
Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце
прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического
портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к
самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной
деятельности в новой ситуации.
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
- использование личностно -ориентированного обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности современного общества
- самостоятельной творческой деятельности.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии
:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке .
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество) ;
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому
языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
- ассоциативный ряд;
- опорный конспект;
- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и
размышления) ;
- мозговая атака;
- групповая дискуссия;
- чтение с остановками и Вопросы Блума;
- кластеры;
- синквейн;
- «Продвинутая лекция» ;
- эссе;
- ключевые термины;
- перепутанные логические цепочки; n
- дидактическая игра;
- лингвистические карты;
- лингвистическая аллюзия (намек) ;
- исследование текста;
- работа с тестами;
- нетрадиционные формы домашнего задания.
Рассмотрим подробнее некоторые приемы:
Прием « чтение с остановками».
Этот прием требует подготовительной работы:
1. Учитель выбирает текст для чтения.
Критерии отбора текста:
- он должен быть неизвестным для данной аудитории (в противном случае
теряется смысл и логика использования приема);
- динамичный, событийный сюжет;
- неожиданная развязка, проблемный финал.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где
следует прервать чтение, сделать остановку.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные
на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Педагог дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками,
внимательно следит за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная
стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и
при восприятии текста «на слух»).
Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к
написанию сочинения-рассуждения, т.к. эта работа предполагает не только
тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть»,
как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на данном этапе.
При работе над частью «С» особую сложность представляет для
обучающихся умение находить проблемы текста (как правило, их
несколько).Поможет в этом составление кластера.
Кластер
-это способ графической организации материала,
позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы,
которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер
является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой
способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий логична и проста:
- посередине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово,
которое является «сердцем» темы, идеи;
- вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи,
факты,образы, подходящие для данной темы,
- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с
ключевым понятием. У каждого из «спутников» появляются новые
«спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши
размышления, определяет информационное поле данной теме.
Все чаще современные учителя стали использовать синквейн
.
(приём технологии развития критического мышления, на стадии
рефлексии).
Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих,
помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд
эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто.
Детям очень нравится.
Почему интересен именно этот прием? Это форма свободного творчества, но
по особым правилам. Технология критического мышления учит осмысленно
пользоваться понятиями и определять свое личное отношение к
рассматриваемой проблеме. Ценность заключается в том, что все это собрано
в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают научные
понятия, применяют знания и умения. Рождаются мысли, развиваются
мыслительные навыки.
Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Для чего используют?
- обогащает словарный запас;
- подготавливает к краткому пересказу;
- учит формулировать идею (ключевую фразу);
- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
- получается у всех.
Приемы постановки вопросов:
- стратегия «Вопросительные слова» (Приложение 2)
Эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые
сведения по теме и ориентируются в ряде базовых понятий, связанных с
изучаемым материалом. «Вопросительные слова» помогают им создать так
называемое «поле интереса».
- «Толстый» и «тонкий» вопрос (Приложение3)
Этот прием используется в следующих обучающих ситуациях:
- для организации взаимоопроса;
- для начала беседы по изучаемой теме;
- для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы.
2. Анализируйте идеи, предположения, тексты.
Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс
мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на
составные части.
ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и
размышления)
V-«уже знал» + -«новое» (-) - думал иначе или не знал ? - не понял,есть
вопросы
Подсчет обозначений и занесение в итоговую таблицу. (Приложение 4).
3. Исследуйте факты, доказательства.
4. Высказывайте свои предложения, мысли, идеи, а также считайтесь с
другими мнениями.
Здесь целесообразно использовать «Ромашку вопросов» или «Ромашку
Блума».
Систематика вопросов, основанная на созданной известным американским
психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей
по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение,
анализ, синтез и оценка), достаточно популярна в мире современного
образования.
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные
уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к
обучения в целом. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в
деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается
положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать
интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее
формируются умения и навыки. Этому способствует создание на
нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и
учителя, и ученика.
Существует несколько классификаций нестандартных уроков и
множество их видов :
- Урок - семинар
- Урок - лекция
- Урок – беседа
- Урок - практикум (Урок – экскурсия; Урок – исследование; Урок – игра )
- Урок - КВН
- Урок - защита проекта
- Урок – диспут
- Урок - конференция
- Урок - театрализованное представление
- Урок – путешествие
- Урок - зачет
Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать
проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения,
активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес,
способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки
русского языка и литературы обеспечивают системный анализ
лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и
нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной
стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с
другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому
найти решение нестандартного вопроса, задания.
Типы домашнего задания
:
- творческая работа;
- лингвистическое исследование текста;
- художественное чтение;
- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
- продолжение неоконченных произведений;
- наблюдение за природой;
- подготовка словарных диктантов;
- составление вопросника к зачету по теме;
- составление конспекта, опорных таблиц;
- письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в
обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли
иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют
мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по
теме.
Говоря о современном уроке, мы не должны забывать об информационных и
коммуникационных технологиях (ИКТ). Использование ИКТ позволяет
погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Управление
обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности
усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из
основных назначений компьютера как средства обучения – организация
работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от
степени совершенства которых и зависит эффективность обучения.
Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера
и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер
учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и
иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на
мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.
Информационные технологии значительно расширяют возможности
предъявления учебной информации. Применение в презентациях цвета,
графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет
воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет
существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают
учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их
способностей, активизации умственной деятельности.
Я применяю компьютер и средства мультимедиа на уроках, во-первых, для
того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в
программе по русскому языку и литературе:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и
навыков;
- обогащение словарного запаса;
- овладение нормами литературного языка;
- знание лингвистических и литературоведческих терминов;
- формирование общеучебных умений и навыков.
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по
формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и
учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью
компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с
помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее,
чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся.
Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания
в современной системе обработки информации.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать
ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные
компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в
настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить
интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся,
сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно
заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и
учителю повысить уровень своих знаний.
Говорить о современном уроке можно много. Как не потеряться в целом
океане технологий, методик, приемов? Как это совместить в рамках одного
урока?
Ответ прост - нужен адаптивный урок.
Адаптивный урок – сочетание элементов различных технологий, создающих
комфортную среду урока.
Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха:
результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно,
так как владеем современными методиками.
. Приложение 1.
Приложение 2.
Что?
Кто?
Когда?
Как?
Почему?
Зачем?
Приложение 3.
?
?
В эту графу мы записываем те вопросы,
на которые предполагается развернутый,
«долгий», обстоятельный ответ.
В эту графу мы записываем вопросы, на
которые предполагается однозначный,
«фактический» ответ.
Толстый.
Тонкий.
Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?
Кто..? Что…? Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
Приложение 4.
V
+
(-)
?
Приложение 5.