Автор: Нилова Надежда Ивановна
Должность: руководитель клубного формирования
Учебное заведение: СПб ГБУ "МПЦ "Московский".
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по разработке аранжировок на примере песни Ю.Визбора «А зима будет большая»
Раздел: дополнительное образование
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОЛОДЁЖНО-ПОДРОСТКОВЫЙ ЦЕНТР «МОСКОВСКИЙ»
Подростково – молодёжный клуб «Октябрь»
Методические рекомендации
по разработке аранжировок
на примере песни Ю.Визбора
«А зима будет большая»
Составитель:
руководитель клубного формирования
«Вокальный ансамбль “Formanta”»
Нилова Надежда Ивановна
Санкт- Петербург
2022г.
Вокальный ансамбль "Formanta"– любительский коллектив из
Санкт-Петербурга, объединивший людей, увлеченных вокально-хоровым
искусством. Репертуар коллектива включает музыку русских и
зарубежных композиторов разных эпох и жанров, песни разных народов,
джазовые композиции, спиричуэл, в том числе произведения, которые
редко исполняются в России.
Вокальный ансамбль "Formanta" является лауреатом и дипломантом
международных конкурсов, регулярно дает концерты в Санкт-Петербурге.
В репертуаре вокального ансамбля “Formanta” есть произведения,
которые изначально не были написаны для академического хора. Это
одноголосные народные песни с инструментальным сопровождением,
эстрадные песни, музыка к кинофильмам, инструментальные
произведения. Чаще всего аранжировки делаю я сама, так как, будучи
руководителем ансамбля, хорошо знаю его возможности. Поэтому с
каждым годом аранжировки становятся всё сложнее, ведь коллектив
постоянно развивается.
Прежде чем начать работу над аранжировкой, необходимо изучить
любую доступную информацию о произведении - история создания,
другие произведения авторов, различные варианты исполнения. Этой
информацией безусловно нужно делиться с воспитанниками коллектива,
так как беседа о музыкальном материале помогает лучше проникнуться
образом, заложенным в произведении и помогает в работе над
исполнительскими особенностями.
В качестве примера такой работы возьмём песню Ю.Визбора “А
зима будет большая”. В наши дни в интернете легко можно найти
множество вариантов прочтения этой песни. Несколько из них оказались
наиболее интересными.
Во-первых, исполнение самого Юрия Визбора - одного из самых
ярких представителей бардовской песни. Его тёплый голос, простой
гитарный аккомпанемент, задумчивое, камерное пение создают атмосферу
уюта у ночного костра -можно легко представить потрескивание поленьев
и запах дымка.
Не меньшего внимания заслуживает прочтение песни внучки Юрия
Визбора Варвары Визбор. Есть два варианта исполнения - а капелла и с
инструментальным сопровождением. Варвара привносит что-то из
манеры, характерной для исполнения стилизаций народных песен в
советский период. Это придаёт произведению хрупкость и
прозительность, и при этом ощущение большого пространства, хотя её
исполнение тоже очень камерное, тихое.
Коллектив “Гуляй поле” включили в свою аранжировку
многоголосие и электронные инструменты. Песня звучит очень свободно,
в ней появляется что-то, характерное для группы “Любэ”, даже тембры
голосов похожи.
Стоит обратить внимание на детскую группу “Река”. Это эстрадный
вокал с фортепианным аккомпанементом. Красивая, продуманная партия
фортепиано, хорошо поставленные голоса, включены элементы
двухголосия.
Немного неожиданным оказалось прочтение Ирины Крутовой - в
стиле цыганского романса с фортепианным сопровождением.
Нельзя не упомянуть аранжировку для эстрадного ансамбля а
капелла, которую исполняла женская группа “Эврика” города Балаково.
Красивые гармонии, но спорное исполнение.
Чтобы проиллюстрировать один из возможных вариантов прочтения
произведения, расскажу о работе над собственной аранжировкой песни
“А зима будет большая”. Мне хотелось сохранить тепло от Юрия Визбора
и хрупкость Варвары Визбор. В то же время я чувствовала необходимость
следовать за текстом и показать особое состояние каждого четверостишия.
Первый куплет совершенно прозрачный. Каждая строка начинается с
унисона, от которого по очереди отделяются голоса, образуя аккорд. Это
образ огромного пространства в объятиях снежной зимней тишины.
Во втором куплете показано состояние, характерного для русского
северного ноября - сильный ветер, дождь, сизое небо, непогода. Поэтому
использована насыщенная фактура, элементы полифонии,
дополнительные мелодические проведения в разных голосах, помимо
основной линии.
Третий куплет делится на две части. Первая олицетворяет весну -
октавный ход на форте, перекличка голосов, имитирующая пение птиц.
Вторая - возвращение к предвкушению зимы, к прозрачности, тихой
динамике и, в конечном итоге, к унисону.
Также я постаралась отразить в своей работе традиции русской
хоровой школы - и гармониях, фактуре, мелодических проведениях.
Аранжировка написана для 4-голосного женского состава а капелла.
Это новое произведение в нашем репертуаре, и мы собираемся включить
его в программы предстоящих концертов.