Напоминание

Методические рекомендации по разработке аранжировок на примере песни Ю.Визбора «А зима будет большая»


Автор: Нилова Надежда Ивановна
Должность: руководитель клубного формирования
Учебное заведение: СПб ГБУ "МПЦ "Московский".
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по разработке аранжировок на примере песни Ю.Визбора «А зима будет большая»
Раздел: дополнительное образование





Назад




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОЛОДЁЖНО-ПОДРОСТКОВЫЙ ЦЕНТР «МОСКОВСКИЙ»

Подростково – молодёжный клуб «Октябрь»

Методические рекомендации

по разработке аранжировок

на примере песни Ю.Визбора

«А зима будет большая»

Составитель:

руководитель клубного формирования

«Вокальный ансамбль “Formanta”»

Нилова Надежда Ивановна

Санкт- Петербург

2022г.

Вокальный ансамбль "Formanta"– любительский коллектив из

Санкт-Петербурга, объединивший людей, увлеченных вокально-хоровым

искусством. Репертуар коллектива включает музыку русских и

зарубежных композиторов разных эпох и жанров, песни разных народов,

джазовые композиции, спиричуэл, в том числе произведения, которые

редко исполняются в России.

Вокальный ансамбль "Formanta" является лауреатом и дипломантом

международных конкурсов, регулярно дает концерты в Санкт-Петербурге.

В репертуаре вокального ансамбля “Formanta” есть произведения,

которые изначально не были написаны для академического хора. Это

одноголосные народные песни с инструментальным сопровождением,

эстрадные песни, музыка к кинофильмам, инструментальные

произведения. Чаще всего аранжировки делаю я сама, так как, будучи

руководителем ансамбля, хорошо знаю его возможности. Поэтому с

каждым годом аранжировки становятся всё сложнее, ведь коллектив

постоянно развивается.

Прежде чем начать работу над аранжировкой, необходимо изучить

любую доступную информацию о произведении - история создания,

другие произведения авторов, различные варианты исполнения. Этой

информацией безусловно нужно делиться с воспитанниками коллектива,

так как беседа о музыкальном материале помогает лучше проникнуться

образом, заложенным в произведении и помогает в работе над

исполнительскими особенностями.

В качестве примера такой работы возьмём песню Ю.Визбора “А

зима будет большая”. В наши дни в интернете легко можно найти

множество вариантов прочтения этой песни. Несколько из них оказались

наиболее интересными.

Во-первых, исполнение самого Юрия Визбора - одного из самых

ярких представителей бардовской песни. Его тёплый голос, простой

гитарный аккомпанемент, задумчивое, камерное пение создают атмосферу

уюта у ночного костра -можно легко представить потрескивание поленьев

и запах дымка.

Не меньшего внимания заслуживает прочтение песни внучки Юрия

Визбора Варвары Визбор. Есть два варианта исполнения - а капелла и с

инструментальным сопровождением. Варвара привносит что-то из

манеры, характерной для исполнения стилизаций народных песен в

советский период. Это придаёт произведению хрупкость и

прозительность, и при этом ощущение большого пространства, хотя её

исполнение тоже очень камерное, тихое.

Коллектив “Гуляй поле” включили в свою аранжировку

многоголосие и электронные инструменты. Песня звучит очень свободно,

в ней появляется что-то, характерное для группы “Любэ”, даже тембры

голосов похожи.

Стоит обратить внимание на детскую группу “Река”. Это эстрадный

вокал с фортепианным аккомпанементом. Красивая, продуманная партия

фортепиано, хорошо поставленные голоса, включены элементы

двухголосия.

Немного неожиданным оказалось прочтение Ирины Крутовой - в

стиле цыганского романса с фортепианным сопровождением.

Нельзя не упомянуть аранжировку для эстрадного ансамбля а

капелла, которую исполняла женская группа “Эврика” города Балаково.

Красивые гармонии, но спорное исполнение.

Чтобы проиллюстрировать один из возможных вариантов прочтения

произведения, расскажу о работе над собственной аранжировкой песни

“А зима будет большая”. Мне хотелось сохранить тепло от Юрия Визбора

и хрупкость Варвары Визбор. В то же время я чувствовала необходимость

следовать за текстом и показать особое состояние каждого четверостишия.

Первый куплет совершенно прозрачный. Каждая строка начинается с

унисона, от которого по очереди отделяются голоса, образуя аккорд. Это

образ огромного пространства в объятиях снежной зимней тишины.

Во втором куплете показано состояние, характерного для русского

северного ноября - сильный ветер, дождь, сизое небо, непогода. Поэтому

использована насыщенная фактура, элементы полифонии,

дополнительные мелодические проведения в разных голосах, помимо

основной линии.

Третий куплет делится на две части. Первая олицетворяет весну -

октавный ход на форте, перекличка голосов, имитирующая пение птиц.

Вторая - возвращение к предвкушению зимы, к прозрачности, тихой

динамике и, в конечном итоге, к унисону.

Также я постаралась отразить в своей работе традиции русской

хоровой школы - и гармониях, фактуре, мелодических проведениях.

Аранжировка написана для 4-голосного женского состава а капелла.

Это новое произведение в нашем репертуаре, и мы собираемся включить

его в программы предстоящих концертов.



В раздел образования