Автор: Панфилова Евгения Витальевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ школа № 2 г.Оби Новосибирской области
Населённый пункт: г.Обь Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: “Самостоятельная работа по химии как средство формирования естественно-научной функциональной грамотности учащихся»
Раздел: среднее образование
“Самостоятельная работа по химии как средство
формирования естественно-научной
функциональной грамотности учащихся»
Автор статьи: Панфилова Евгения Витальевна
учитель биологии и химии
высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 2» города Оби Новосибирской области
При разнообразии педагогических технологий, концепций, подходов,
учителю нужно определиться со своей системой обучения так, чтобы
реализовать
социальный
заказ
общества
и
соответствовать
ключевым
направлениям развития общего образования.
В современной, постоянно
меняющейся действительности именно сформированность основополагающих
компетенций
поможет
выпускникам
поддерживать
свою
конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие
качества
личности,
как
инициативность,
способность
самостоятельно,
творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Таким образом,
актуальной проблемой
для меня, как для учителя биологии и химии,
становится
формирование
естественно-научной
грамотности
учащихся,
поскольку именно естественно-научная грамотность (ЕНГ) (по определению,
данному в исследованиях PISA) – это «способность человека занимать
активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными
науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем,
относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него
следующих компетентностей:
1)
Научно объяснять явления;
2)
Понимать основные особенности естественно-научного исследования;
3)
Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для
получения выводов;
Естественные науки школьного курса строится именно на основе научного
метода познания, когда через продуманную систему заданий (в том числе,
рассчитанных на самостоятельную деятельность), у учащихся формируются
следующие умения:
1)
Наблюдать, описывать явления и процессы, формулировать и выдвигать
гипотезы для их объяснения;
2)
Планировать
экспериментальную
практическую
деятельность,
направленную на подтверждение (либо опровержение) гипотезы;
3)
Делать
выводы
по
результатам
мыслительного
или
реального
эксперимента;
Компетенции, лежащие в основе формирования ЕНГ, согласуются с
требованиями
ФГОС
к
предметным,
метапредметным
и
личностным
результатам.
Самостоятельная работа на уроках биологии и химии, а также при
выполнении домашних заданий развивает мышление учащихся, помогает
сделать процесс обучения школьников более продуктивным, учит их
самостоятельно мыслить, критически относится к получаемой информации.
Следовательно, необходимо организовывать самостоятельную учебную
деятельность обучающихся, направленную на формирование УУД.
Личностные УУД формируются при работе, нацеленной на осознание
ценности научного познания, на усвоение нравственно-этических норм.
Познавательные УУД - при выполнении базовых логических действий и
исследовательских действий, при многоступенчатой работе с различной
информацией (умений сравнивать, выделять главное, обобщать,
анализировать, классифицировать, абстрагировать, находить аналогию).
Коммуникативные УУД позволяют сотрудничать во время работы с
одноклассниками, учителем, помогают донести итоги своей работы до
слушателей, формируют коммуникативную культуру, способность к
поддерживающему взаимодействию (фасилитивность), уважение и
терпимость к мнению другого человека.
Регулятивные УУД, показателями которых являются способность к
целеполаганию и самоконтролю, как нельзя лучше формируются при
самостоятельной работе учащихся.
Особое внимание при формировании УУД необходимо уделять
самостоятельной работе учащихся по извлечению, анализу и переработке
учебной информации из различных источников, что позволяет
формировать ,в том числе, читательскую грамотность, без которой
проблематично и формирование естественно-научной грамотности.
Большой интерес у учащихся вызывают групповые формы
самостоятельной работы, которые способствуют формированию навыков
общения и сотрудничества, способности к поддерживающему
взаимодействию. При групповой работе каждый учащийся стремится
показать себя с наилучшей стороны перед одноклассниками, что
стимулирует его познавательную активность. Кроме групповой работы
широко использую фронтальную и индивидуально-дифференцированную .
Необходимым условием продуктивной деятельности каждого ученика
является посильность заданий,которые должны соответствовать его
индивидуальным особенностям восприятия, мышления, памяти , уровню
подготовленности.
В своей практике
использую самостоятельные работы на разных этапах
процесса обучения: при подготовке к восприятию нового материала,
при
изучении теоретических вопросов курса химии, при совершенствовании знаний
и умений, при повторении пройденного. Функции самостоятельной работы
разнообразны: обучающая, контролирующая, стимулирующая познавательную
активность.
При выполнении самостоятельной работы важны следующие умения:
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
абстрагировать,
синтезировать.
Для каждого вида умений мной разработаны самостоятельные работы,
основанные на определенном виде деятельности:
умения
Задания для самостоятельной работы
1.Умение анализировать:
Выделять главное
Сравнивать
Сопоставлять
Проводить
диалектическое
исследование(видет
ь плюсы и минусы)
Задания
на
анализ
и
переработку
информации
учебника,
дополнительной
литературы
(
выделить
главную
мысль,
составить план, конспект, написать тезисы,
выразить содержание учебного материала
тремя
предложениями,
придумать
30
вопросов к изучаемой теме);
Задания
экологического
характера
(найти
плюсы
и
минусы
в
использовании
определенных
химических
производств,
средств бытовой химии, написать эссе на эту
тему);
Задания на сравнение различных способов
решения экспериментальных и расчетных
задач;
Оценить
ответ
одноклассника,
написать
рецензию на ответ, выступление;
Составление
алгоритмов
(действий
при
выполнении лабораторных опытов, решения
задач различных типов)
различные
вычисления
по
химическим
формулам
(
сравнение
массовых
долей
элементов
в
веществах,
вычисление
относительной
молекулярной
массы
вещества, определение массы элемента по
известной массе сложного вещества и т.д.);
составление
сравнительных
характеристик
различных объектов (химических элементов,
веществ, частиц микромира и т.д.);
2.Умение обобщать:
Определять теоретическое
значение
Определять практическое
значение
Делать выводы
Задания,
требующие
логического
завершения, вывода, обобщения;
закончить
неоконченное
предложение,
вставить пропущенные слова, фразы, знаки,
формулы;
написать реферат, эссе, статью;
задания,
затрагивающие
межпредметную
интеграцию и жизненный опыт учащегося;
решение экспериментальных и расчетных
задач,
предполагающих
самостоятельный
выбор рационального способа решения;
3.Умение
систематизировать:
Строить
графики,
таблицы, схемы
классифицировать
систематизация
объектов
изучения
в
зависимости
от
признака
классификации
(определение
типа
реакций
по
разным
признакам);
составление названий веществ;
Построение
таблиц,
отражающих
химические свойства, области применения
веществ и т.д.;
Задания на кодирование и декодирование
информации;
Построение
схем
различных
химических
производств;
Составление опорных схем и графических
конспектов к учебному материалу;
Разработка
алгоритма
действия,
решения
задачи и т.д.;
4.Умение абстрагировать:
Отвлекаться
от
частных
свойств
предметов
и
явлений
Выделять
существенные
признаки
Задания
на
систематизацию
объектов
изучения
(частицы
микромира,
атомы,
молекулы ит.д.);
Задания на прогнозирование свойств веществ
различных
классов,
мыслительный
эксперимент ;
выполнение
взаимообратных
действий
(обратные задачи);
перевод с русского языка на «химический» и
обратно;
творческие задания, требующие мысленного
перевоплощения
(написать
химическую
сказку
от
имени
какого-то
химического
элемента;
сочинение-
автобиографию
от
имени великого химика);
5.Умение синтезировать:
Исследовать
явление
в
целостности
Исследовать
взаимные
связи
частей
составление разных видов формул;
составление названий веществ;
задания на обобщение, составление итоговых
опорных схем по изученному материалу;
задания,
прослеживающие
генетические
связи между различными классами веществ ;
решение логических цепочек;
составление задач по краткому условию;
самостоятельное
составление
расчетных
задач заданного типа;
закончить
неоконченное
предложение,
вставить пропущенные слова, фразы
Каждая самостоятельная работа, являясь элементом системы. тесно
связана со всеми другими ее элементами. Такая связь создается
благодаря тому, что все формы работы учащихся подчиняются единым
принципам:
Направленность заданий на формирование системы знаний основных
фактов, понятий, свойств, химических законов в их логической связи и
взаимообусловленности;
Подчиненность целям развития предметных и надпредметных умений,
компетенций;
В системе самостоятельных работ должно прослеживаться усложнение
заданий как по содержанию, так и по совокупности используемых приемов
мыслительной деятельности;
Каждое задание в системе направлено на достижение определенных
дидактических целей;
Для любой самостоятельной работы характерно различное сочетание этих
четырех признаков.
Комбинируя признаки
я
конструирую
систему
самостоятельных работ для конкретной темы.Так, например, работа по
экспериментальному решению задач к теме: может выполняться фронтально
(или в группах), для закрепления знаний (или для контроля) и носить
частично-поисковый ( или исследовательский) характер.
Необходимо отметить, что важным
условием для формирования
функциональной
грамотности
у
учащихся
является
создание
оптимальных психолого-педагогических условий, ситуации успеха для
каждого.