Автор: Комиссарова Любовь Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 19
Населённый пункт: г. Белово Кемеровской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников
Раздел: начальное образование
Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников
связано с формированием индивидуального учебного действия.
В связи с этим, одна из задач учителя начальной школы организовать в классе
деятельность так, чтобы учащиеся могли работать в разных образовательных
пространствах и свободно переходить из одного в другое. Подобный переход должен
стать общим способом работы в классе.
Педагогическими средствами такой работы могут быть: «место сомнений
(тренировки)», «место на оценку», место «помощи»
и место «заданий», урок
и учебное занятие.
Приведу только некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю
формировать
учебные
действия
контроля
и оценки
у младших
школьников
в начальной школе:
— прием «волшебные линеечки» ;
Ребенку предлагается лесенка из ступеней (количество ступеней выбирается
учителем). Ребенок рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным, зная,
что нижняя ступенька соответствует «Я ничего не знаю, ничего не умею», а верхняя –
«Я все знаю, все умею». Данный прием может быть использован на различных этапах
урока.
Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек
можно измерить все что угодно.
Такая оценка:
- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому
ребенка можно оценить как “успешного”);
- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное
продвижение в изучаемом предметном содержании;
- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них
оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
« Линеечки» как педагогический инструмент формирования оценки и самооценки
учащихся впервые вводится в первом классе .
Оценка при помощи линеечек организуется следующим образом. Сначала учитель
задает критерии оценки - названия линеечек. Они должны быть четкими,
однозначными и понятными детям. Каждый критерий обязательно обсуждается с
детьми, чтобы всем было понятно, как оценивать по этому критерию. Учитель и дети
договариваются, например, что на линеечке “почерк” отметка (крестик) ставится
вверху, если написано аккуратно: без помарок и исправлений, все буквы
соответствуют правилам каллиграфии, не выходят за рамки рабочей строки, соблюден
наклон. Внизу крестик ставится, если буквы “пляшут” на строке, много помарок и
исправлений, элементы букв написаны не по образцу, буквы разного размера,
расстояние между элементами не соответствует требованиям. После того, как
обсужден каждый критерий дети свою работу оценивают самостоятельно.
После самооценки наступает очередь оценки учителя.
Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и
учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу
ребенок) означает: “Молодец! Ты умеешь себя оценивать”. В случае завышенной, а
тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз
раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе
добрее или строже.
Такая оценка является ретроспективной (обращенной к прошлому) самооценкой. Она
проще, чем прогностическая оценка предстоящей работы, поэтому формирование
самооценки мы начинаем с нее. И только когда использование линеечек становится
привычной нормой работы класса (по нашим наблюдениям к концу первого класса),
можно переходить к формированию прогностической самооценки (к концу первого-
началу второго класса)
Линеечки можно озаглавить буквами. Таким образом, можно оценивать достижения
учащихся по разным показателям. Только для этого необходимо чётко
сформулировать критерии оценивания и научить детей ими пользоваться.
Первоклассники поначалу долго думают над каждой линеечкой, но при регулярном
самооценивании справляются с этим очень быстро. Но этот прием будет чисто
формальным, если около детского крестика не появится учительский. Поэтому, дав
детям самостоятельное задание, учитель обходит весь класс и в каждой тетради
расставляет свои два крестика. Если самооценка ребенка и учителя совпадают,
учитель просто обводит детский крестик своей красной ручкой. Некоторым детям
учитель комментирует свои оценки индивидуально, некоторые случаи расхождений
учительской и детской оценок обсуждаются со всем классом.
С помощью линеечек можно предельно лаконично оценить все, что подлежит
оцениванию.
« Линеечки» как инструмент оценки и самооценки имеют множество достоинств, и
один существенный недостаток: каждая линеечка в детской тетради расположена под
оцениваемой работой, поэтому ребенку, пишущему в разных тетрадях, трудно
расположить в один ряд и сравнить все линеечки, по которым он оценивал себя. Еще
труднее осуществлять это сравнение на протяжении ряда лет.
— прием «прогностическая оценка»; (оценка своих возможностей для решения той
или иной задачи) позволяет выявить и уровень самооценки обучающегося, или, как
его называют психологи, уровень притязаний личности. Это разноуровневые задания,
представленные на карточках разного цвета. Ребенку указывается уровень сложности
задания и предлагается выбрать то, которое он сможет выполнить
Прогностическая самооценка позволяет ребенку оценить свои возможности и
результаты.
Также такому оцениванию может предшествовать следующая работа:
1) выбор критерия, по которому оценивается данная работа;
2) самостоятельная работа;
3) сравнение (анализ) выполненной работы с образцом (эталоном);
4) оценивание .
Например, перед выполнением самостоятельной работы просим детей начертить
шкалу оценивания. Детям мы говорим: «Прежде, чем вы приступите к работе,
спрогнозируйте, насколько правильно вы её выполните. Для этого поставьте крестик
карандашом на шкале». Ученик ставит крестик на том уровне, которого, по его
мнению, он достиг. После этого просим детей приступить к выполнению задания.
После выполнения задания дети приступают к проверке. Идёт сравнение (анализ)
выполненной работы с эталоном. Образец для самопроверки может быть либо на
экране, либо на доске или карточке. «После того, как вы проверили, оцените теперь
успешность своей работы в виде крестика на шкале, но уже ручкой». Идёт
оценивание. Если успешность работы и прогноз совпали, то ученик обводит крестик.
«У кого успешность работы оказалась выше прогноза? Совпала? Ниже? У кого всё
правильно?» При проверке ставим свой крестик красного цвета в то место, где, по
нашему мнению, он должен находиться. Если оценка ученика и учителя совпала,
обводим крестик кружком. Получая работу, ученик смотрит, где находится крестик
учителя, есть ли расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку,
адекватно или неадекватно оценил себя. Несовпадение оценок – повод для рефлексии,
которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки. Учитель всегда
должен помнить, что ученик имеет право на ошибку.
Многие учащиеся, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и
завышают свои учебные достижения. В этом случае целесообразно проводить работу в
парах. Такую работу можно проводить двумя способами: 1-й способ оценивания:
сосед по парте оценивает плюсом («+») или знаком сомнения («?») рядом сидящего
ученика сразу же после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою
оценку, указывает недочёты. 2-й способ оценивания: ученик сначала оценивает себя,
затем идёт обмен работами и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик
соседа, либо знак сомнения обводится кружком. Несовпадение оценок фиксируется
знаком рядом.
Кроме того, в методической литературе встречаются следующие приемы:
- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа
действия);
- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных
ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
Прочти и найди задачи с «ловушками»:
1)Папа купил на рынке 2кг яблок, 1кг груш, 5кг картофеля и 3 кг огурцов. Сколько
всего килограммов овощей и фруктов принес папа?
2) Папа купил на рынке 2 кг яблок, 1кг груш, 5 кг картофеля и 3 кг огурцов и разложил
всё купленное в две сумки, чтобы удобнее было нести.
Сколько всего овощей и фруктов купил папа?
3) Папа пошёл в магазин и купил морковь, капусту, баклажаны. Сколько всего
килограммов овощей купил папа?
- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом»
Оценка формируется на основе действий контроля. Чтобы оценить результат своей
деятельности – надо проверить, сравнить его с образцом – это контроль по результату.
Этому этапу, так же нужно детей обучать. Проверять результат своей деятельности
нужно по плану: проверяю себя сам, мой результат, образец, сравниваю, пишу (+) или
( - ). Знак (+) означает, что материал усвоен, (–) нужно обратить внимание.
- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение
существенного в представленной задачи);
- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа
действия»);
- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к
словесному описанию);
- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся
искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить
себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное
задание);
- прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на
их основе разработка проверочных заданий);
- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу
своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями);
- прием «орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и
опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);
- прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего
текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за
продолжительный отрезок времени).
Школьникам даётся задание написать работу. После выполнения работы им
говорится, что есть возможность сделать поправки (карандашом зелёного цвета),
причём наличие или отсутствие поправок не будет влиять на общую оценку работы.
На следующий день сообщается, что есть возможность ещё раз вернуться к тексту и
улучшить его (поправки карандашом синего цвета). Составление поправок по ходу
работы позволяет выявить разные формы самоконтроля, свидетельствует о
потребности ученика в улучшении своей работы. Ошибки в работе не исправляются, а
лишь подчёркивается слово, в котором сделана ошибка или на полях той строки, где
допущена ошибка, ставиться пометка (для более сильных учеников). Задача ученика
не просто обнаружить свою ошибку, но и проанализировать, почему она была
допущена, и записать объяснение на полях. Поля в тетрадях увеличены.
- прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но
и задать нужный вопрос учителю: «я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос
учителю»).
В первом классе ребенок способен оценить себя по критериям, выработанным
совместно с учителем, сопоставить свою оценку с оценкой учителя, выяснить
причины разногласия. На данном этапе важна индивидуальная работа учителя с
ребенком по коррекции формирования умений.
Во втором классе учащиеся при правильной работе учителя способны уже
самостоятельно определять критерии по учебной деятельности, определять готовность
и предъявлять результат своей деятельности. Ученик может определить границу своих
возможностей, границу своего «знания – не знания» через прогностическую оценку.
А в третьем классе ребенок может определить соответствие своих знаний заявленным
уровнем и определить те критерии, которые его подвели в том или ином виде
деятельности. Ученик по тексту работы может определить сформированность каких
умений проверяет эта работа, подобрать материал для отработки тех умений, уровень
оценки которых не соответствует высокому.
Четвертый класс дает возможность совершенствовать контрольно-оценочную
деятельность ребенка по отслеживанию своего роста.
Итоговая аттестация учащихся основана на анализе оценок всех критериев за учебный
год (накопительная система). При такой системе накапливаются не отметки за работы
учащихся, а содержательная информация о них. Все это составляет так называемый
«портфель» ученика. В могут входить
тетрадь личных открытий;
творческая тетрадь;
тетрадь достижений;
дневник роста (или мониторинг уровня усвоения умений, знаний, навыков);
дипломы, награды и т.п.
Педагогическим средством, направленным на решение задачи контрольно-оценочной
самостоятельности, можно также отнести нижеприведённые приёмы.
Работа с «картой знаний» учащихся.
«Карта знаний», с одной стороны, является для учащихся средством удержания
логики разворачивания предметного содержания в течение учебного года, с другой
стороны, становится местом фиксации (в начальной школе коллективного пути, в
основной школе – индивидуальные образовательные маршруты (траектории) с
указанием
«мест
открытий»,
«мест-ловушек
(трудностей)»,
«мест-вопросов»,
«возвратных ходов» и т.п. Имея такую карту в конце учебного года, учащиеся могут
пробовать восстанавливать по ней свой путь движения в учебном материале.
Подобная работа является началом долгого пути к созданию индивидуальной
образовательной программе в старшей школе через построения индивидуальных
образовательных траекторий в основной школе.
Кроме того карты знаний помогают систематизировать и закрепить знания
учащихся.
Учитель представляет часть карты, предлагая учащимся достроить её, распределив
части речи с учётом морфологических признаков. Дополнить карту можно примерами.
Для самореализации ученику уже в начальных классах необходимо иметь правильную
мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует
самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы
преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Поэтому родители и
педагоги должны помочь ему раскрыть свой внутренний потенциал.
Таким образом, перечисленные выше некоторые педагогические приёмы организации
образовательного процесса, проверенные на практике могут достаточно эффективно
помочь учителю начальных классов формированию действий контроля и оценки у
учащихся как основы для становления умения учиться в основной школе.