Автор: Лендыл Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №78
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: презентация
Тема: "Н.А.Некрасов. Стихотворение "На Волге"
Раздел: среднее образование
Урок литературы в 5 классе
Н.А. Некрасов. Стихотворение
«На Волге»
Картина И.Е. Репина «Бурлаки»
Бурла́
к — наёмный рабочий в России XVI — начала XX
веков, который, идя по берегу , тянул при помощи бечевы
речное судно против течения.
Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по
«большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа
бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне
тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела
от силы попутного или встречного ветра. При попутном
ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который
значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп
движения бурлакам помогали песни.
«Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ…»
Н.А. Некрасов.
Тема урока: Н.А. Некрасов.
Стихотворение «На Волге»
Цель
урока:
Расширение
представлений
учащихся
о
тематическом
разнообразии
лирики
русского
поэта
Н.А.
Некрасова.
Умение
понимать
тему,
идею
произведения
.
Биография Некрасова Николая
Алексеевича (1821 — 1877)
Николай Алексеевич Некрасов
родился 28 ноября (10 декабря по
н. ст.)1821г.в местечке Немирове
Подольской губернии. Он был
третьим ребенком в семье. Мать —
Елена Андреевна, урожденная
Закревская, малороссийская
дворянка. Отец — Алексей
Сергеевич Некрасов, небогатый
помещик, армейский офицер.
Через три года после
рождения сына он, выйдя в
отставку майором,
навсегда переселился в
свое родовое поместье в
Я
рославском имении
Грешневе, которое
находилось недалеко от
Волги. Грешнево
находилось на равнине,
среди бесконечных лугов и
полей. Здесь, в деревне,
поэт провел свое детство.
Усадьба в Грешнёве
Ярославль. Общий вид и река Волга.
Река Волга в жизни поэта.
Детские воспоминания поэта связаны с Волгой,
которой он посвятил много стихов. Здесь он
впервые увидел глубокое человеческое страдание.
Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал
стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль
реки
, «
п
очти пригнувшись головой
/
К ногам,
обвитым бечевой
»
.
Они стонали от непосильной работы.
Ребенок начал задумываться над жестокостью
жизни. Рано ему открылась картина народного
бедствия.
Мы обратились к словарю Владимира Ивановича Даля и выяснили:
1
.
Бурлаки
– наемные рабочие, которые надевали на себя лямки и, идя по
берегу, тянули баржи. Так было с 16 по 19 века. В 20 веке, с бурным
развитием машинного судоходства, с появлением мощных самоходных
грузовых пароходов и теплоходов, бурлаки исчезли как класс.
2. Бечева
– прочная толстая веревка, канат;
3. Расшива –
небольшое судно;
4. Баржа
– это грузовое судно без паруса и весел, которое берется в на
буксир пароходом.
В старое время груз обычно перевозили на баржах,
расшивах
(небольших
судах), к которым привязывали длинные веревки. Их концы прикрепляли к
петлям-лямкам..
5. Лапти
– это обувь бедняков.
Словарная работа
Группа 1.
- О чем поэт рассказывает в первой строфе?
-Поясните слова:
О, Волга! После многих лет
Я вновь принес тебе привет…
- Найдите во второй строфе слова,
характеризующие реку. Какие эпитеты
использует поэт?
Работа в группах
2 группа
.
- Что привлекло внимание поэта? (3 строфа)
- Какими предстают бурлаки взору поэта?
Какие эпитеты использует поэт?
Работа в группах
3 группа.
– Как меняется отношение поэта к Волге
после того, как он услышал разговор
бурлаков?
- Какие эпитеты использует поэт?
- Почему он называет Волгу «рекою рабства и
тоски»?
Работа в группах
Анализ высказывания Н.А. Некрасова:
«Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ…»
Варианты:
1.
Выучить наизусть отрывок из стихотворения.
2.
Описать волжскую природу; выразить свое
понимание главной мысли стихотворения.
3.
Составить рассказ о том, что изображено на картине
Репина «Бурлаки на Волге».
Подведение итогов, домашнее задание
Письменный ответ по карточке по вариантам:
1 вариант- «Поэт в начале стихотворения изображает….,
в финальной части появляется образ…..»
2 вариант – «В начале стихотворения разворачивается
…..картина, наше внимание невольно
останавливае……. Образ, потом происходит резкая
перемена: поэт изображает…… и его чвства становятся
понятны нам».»
Рефлексия