Автор: Алёна Викторовна Александрова
Должность: учитель Биологии
Учебное заведение: МБОУ «Средняя школа № 52 имени Героя Советского Союза Г.И. Катарина» городского округа «Город Архангельск»
Населённый пункт: Город Архангельск, Архангельская область
Наименование материала: Статья
Тема: Креативное мышление. Для чего нужно его развивать у школьников?
Раздел: полное образование
Креативное мышление. Для чего нужно его развивать у
школьников?
Александрова Алёна Викторовна, студентка Северного (Арктического)
федерального университета им. М.В. Ломоносова, (г. Архангельск).
Ключевые
слова:
творческий
потенциал,
условия,
креативное
мышление, основное образование, развитие креативного мышления.
Все это время мысли людей отличаются от мыслей других. Они могут
смотреть на реальность, на мир под разными углами. Смотреть на
повседневные вещи и ситуации совершенно по-другому. Нетрадиционное
мышление лежит в основе многих изобретений и научных открытий, и оно
всегда приводило к рождению идей, которые двигают человечество вперед.
Желание проявить свои способности и таланты, реализовать себя во
всех сферах человеческой жизни - это совершенствование, развитие и
выражение своего внутреннего «я». Каждый человек отличается не похож на
других людей. Он думает по-своему. Он очень индивидуален. У него свой
собственный образ мышления и свой собственный уровень психологического
функционирования и развития.
Для того чтобы раскрыть суть понятия "развитие креативного
мышления", необходимо начать с раскрытия основных понятий "мышление",
"развитие мышления" и "креативное мышление".
Мышление
–
это
психический
процесс
обобщенного
и
опосредованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений
действительности, осуществленных для решения познавательных проблем,
систематической ориентации в конкретных ситуациях. Мышление – это
движение идей, показывающих вещи с другой точки зрения, итогом которого
является мысль или идея [1].
Под развитием мышления понимается «сложная динамическая система
количественных
и
качественных
изменений,
которые
происходят
в
интеллектуальной деятельности человека с возрастом и обогащением
жизненного опыта» [4].
Одним из видов мышления является креативное мышление, результат
которого – открытие принципиально нового или усовершенствованного
решения той или иной задачи.
Креативное мышление – это способность человека решать задачи
нестандартным
способом,
находить
новые,
оригинальные,
более
эффективные пути достижения своих целей, способствовать более глубокому
осознанию своего жизненного опыта. Человек, мыслящий креативно при
решении стандартных задач, начинает искать решения по всем возможным
направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Он не
идет известным путем, а старается решить поставленные задачи по-другому:
не так, как большинство людей, не так, как он сам решал их раньше.
В трудах отечественных психологов креативное мышление выступает
как наиболее характерная, специфическая черта мышления, отличающая его
от других психических процессов. Идеи о творческом характере мышления
разрабатывались в трудах Л.С. Выгодского, Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина,
А.Н.
Леонтьева,
Н.А.
Менчинской
и
многих
других.
Среди
работ,
посвященных вопросам развития креативного мышления, следует отметить
работы А.В. Брушлинского, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина,
Я.А. Пономарева, И.В. Серебровой, Л.Ф. Тихомировой, В.С. Шубинского,
Л.М. Фридмана и др.
С внедрением новых федеральных государственных образовательных
стандартов, направленных на развитие личностных качеств, предполагается,
что ученики должны находить оригинальные решения на поставленные
задачи, проявлять инициативу и мыслить нестандартно, творчески.
Креативное мышление лучше формировать с детских лет, чем раньше
это происходит, тем легче раскрыть высокий творческий потенциал ребенка
в будущем.
Начальная школа закладывает базовые задатки развития креативного
мышления.
Формирование креативного мышления должно продолжаться
также в основной и средней школе, но, к сожалению, при проведении уроков
учителя думают только о том, какой будет результат оценочный у
обучающихся. На всех учебных предметах, но в большей степени на
общеразвивающих,
таких
как
технология,
музыка,
изобразительное
искусство, литература и т. п. Часто эти предметы недооценивают и считают
не важными, второстепенными, на которых можно «отдохнуть». Но и на
других школьных предметах может развиваться креативность, такие как
биология, химия, география.
Система образования способна решить главные задачи развития
креативного мышления:
- развитие творческих мыслительных способностей;
- повышение мотивации детей к самостоятельной исследовательской и
творческой деятельности;
- помощь в раскрытии и развитии творческого потенциала самих
учителей.
В идеале, после внедрения ФГОС в образование, развитие креативного
мышления у школьников должно быть само собой разумеющимся, но в
большинстве
российских
школ
господствующим
остается
подход
к
обучению, как к усвоению определенной суммы знаний, направленной на
освоение основных предметов, по которым будут сдаваться экзамены.
Психологи
настаивают
на
необходимости
целенаправленно
формировать креативное мышление у подростков, создавать условия для его
развития.
Н.
Роджерс
и
А.
Маслоу
выделяют
внешние
(обеспечение
психологической
безопасности,
отсутствие
оценивания)
и
внутренние
(открытость личности новому опыту, внутреннее позитивное оценивание
творчества) условия [1].
Е. Торренс и Дж. Гилфорд предлагают в качестве условий: обеспечение
благоприятной атмосферы, воспитание у ребенка осознания ценности
творческих
черт
своей
личности,
образец
креативного
поведения
в
окружающей среде [3].
В.Н.
Дружинин
считает,
что
для
формирования
креативности
необходимы следующие условия: наличие позитивного образца творческого
поведения, социальное подкрепление творческого поведения [2].
Таким образом, креативное мышление развивается только в том случае,
когда ученик не решает все по намеченному шаблону, образцу, а сам ищет
решения, сталкиваясь с трудностями и преодолевая их самостоятельно. Так
же важна рабочая атмосфера, оптимальная для развития креативного
потенциала.
В завершении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что ребёнок немалую
часть собственного времени находится в школе, на уроках или на занятиях
дополнительного образования, поэтому учитель, должен являться образцом
креативного, творческого поведения, создавать комфортную, благоприятную
атмосферу для креативного развития, развивать в ребенке кретивный
потенциал.
Все участники образовательного процесса (преподаватели, педагог-
психолог, администрация школы) должны быть квалифицированными
специалистами, профессионально грамотными, для того чтобы обеспечить
успешное обучение детей в учебном учреждении.
Не надо забывать, что школы, педагоги, администрация школы, отдел
образования, все созданы для учеников. Их интересы, развитие их личности и
воспитание должны быть превыше всего.
Список использованных источников:
1. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж.
Гилфорда и Дж. Рензулли): Методическое руководство. – СПб.: ГП
«ИМАТОН», 1997.
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер,
2002.
3. Торранс Э.П. Научные представления о креативности и факторы,
влияющие на ее рост. «Творчество и обучение», 1965.
4. Утёмов В.В. Педагогика креативности: Прикладной курс научного
творчества: Учебное пособие / В.В. Утёмов, М.М. Зиновкина, П.М. Горев. –
Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013.