Автор: Ивонцина Ольга Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 имени А. Ваганова
Населённый пункт: г. Мончегорск Мурманская область
Наименование материала: Фонд оценочных средств
Тема: Контрольная работа по биологии по итогам года в 6 классе
Раздел: среднее образование
Контрольная работа по итогам года
по биологии в 6 классе.
Работа предназначена для итогового контроля учащихся 6 класса, изучающих биологию
по учебнику под редакцией В. В.Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных
растений».
Назначение контрольной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки
учащихся 6 классов в соответствии с требованиями ФГОС. КИМ контрольной работы
позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов
обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования
универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.
КИМ включает два варианта. На выполнение работы по биологии отводится 45 минут
(1урок). Работа состоит из 3 частей, включающих 15 заданий.
Часть I. Включает 10 заданий с выбором 1 варианта ответа из четырех предложенных.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Часть II. Содержит 2 задания:
1 – на умение определять последовательность биологических процессов, явлений, объектов;
1 – на умение устанавливать соответствие.
Правильный ответ оценивается 2 баллами. При наличии не более одной ошибки – 1 балл.
Часть III. Содержит 3 задания:
1 – на умение читать и понимать текст биологического содержания, проводить работу по
восстановлению текста биологического содержания с помощью избыточного перечня
биологических терминов и понятий, оценивается 3 баллами;
1– с развернутой формой ответа, оценивается баллами;
1 – на умение проводить сравнение, в частности сравнивать условия содержания и ухода за
растениями, оценивается в 4 балла.
Полный правильный ответ на задание оценивается 4
баллами: часть 3.1 – 2 балла (в соответствии с критериями), часть 3.2 – 2 балла (в
соответствии с критериями).
Максимальное количество баллов – 24.
Критерии оценивания экзаменационной работы.
Оценка «5» - 20-24 баллов
Оценка «4» - 16-19 баллов
Оценка «3» - 12-15 баллов
Оценка «2» - 0-11 баллов.
№
зада
ния
Проверяемый
элемент
содержания
Проверяемые требования к уровню подготовки
Урове
нь
слож
ности
Кол-
во
балл
ов
Предметные результаты
Метапредметные
результаты
Часть 1
1
Видоизменение
побегов
Умение различать по
изображениям, описаниям
видоизменения побегов,
выявлять отличительные
признаки биологических
объектов
Б
1
2
Зоны корня. Виды
корней
Умение различать по
изображениям, описаниям
виды корней и зоны
корня, выявлять
отличительные признаки
биологических объектов
Б
1
3
Классы цветковых
растений
Умение различать по
изображениям
характерные признаки
Познавательные.
Умение осуществлять
классификацию
Б
1
классов покрытосеменных
растений, выявлять
отличительные признаки
биологических объектов
биологических
объектов (растений) на
основе определения их
принадлежности к
определенной
систематической
группе
4
Строение цветка
Умение различать по
изображениям, описаниям
части цветка, выявлять их
функции
Б
1
5
Функции листа
Умение выявлять
функции листа
Б
1
6
Типы плодов
(Работа с
рисунком)
Умение различать по
изображениям различные
типы плодов
Б
1
7
Распространение
плодов
Умение выявлять
приспособления плодов к
распространению
Познавательные.
Умение устанавливать
взаимосвязи между
особенностями
строения и функциями
органов цветкового
растения
Б
1
8
Строение цветка
(работа с
рисунком)
Умение различать по
изображениям части
цветка
Б
1
9
Внутреннее
строение стебля
Умение выявлять
функции различных слоев
стебля древесного
растения
Б
1
10
Видоизменения
листьев
Умение различать по
описаниям видоизменения
листьев, выявлять
отличительные признаки
биологических объектов
Б
1
Часть 2
1
Классификация
растений
(установление
последовательност
и)
Умение устанавливать по-
следовательность таксоно-
мических единиц в клас-
сификации растений
Б
2
2
Признаки плодов
(установление
соответствия)
Умение устанавливать со-
ответствие между пере-
численными характери-
стиками растений и расте-
ниями, к которым эти ха-
рактеристики относятся
Б
2
Часть 3
1
Особенности
строения и
процессов
жизнедеятельности
покрытосеменных
растений
Умение выделять
существенные признаки
процессов, характерных
для растений
Познавательные.
Умение читать и
понимать текст
биологического
содержания, проводить
работу по
восстановлению текста
биологического
Б
П
?
3
содержания с помощью
избыточного перечня
биологических
терминов и понятий.
2
Отличия растений
и животных.
Признаки
насекомоопыляемы
х растений
(свободный ответ)
Умение выделять
существенные признаки
процессов, характерных
для растений;
аргументировать,
приводить доказательства
различий растений,
животных
Коммуникативные.
Умение осознано
использовать речевые
средства в соответствии
с задачей
коммуникации для
выражения своих
мыслей, владение
письменной речью
П
3
3
Условия
содержания и ухода
за растениями
Освоение приемов
выращивания культурных
растений, ухода за ними
Познавательные.
Умение проводить
сравнение, в частности
сравнивать условия
содержания и ухода за
растениями.
Преобразование
информации из одной
формы в другую.
Анализ объектов в
целяхвыделения
признаков.
Выбор оснований и
критериев для
сравнения
Б
П
?
4
Итоговая контрольная работа по биологии для 6 класса
ВАРИАНТ 1
Часть I.
При выполнении заданий из четырех предложенных вариантов выберите один верный.
1. Клубень и луковица — это
1) органы почвенного питания 3) генеративные органы
2) видоизменённые побеги 4) зачаточные побеги
2. . Рассмотрите рисунок. Что изображено на рисунке под цифрой 1?
1) боковой корень
2) главный корень
3) корневой волосок
4) придаточный корень
3. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
4. Главные части цветка – это:
1. Тычинки и пестик.
2. Лепестки.
3. Чашелистик.
4. Цветоложе.
5. Какую функцию не выполняет лист?
1) опыление 3) фотосинтез
2) газообмен 4) испарение
6. Тип плода, показанный на рисунке.
1) ягода
2) стручок
3) боб
4) коробочка
7. Плоды рябины приспособлены к распространению
1) насекомыми
2) ветром
3) водой
4) птицами
8. На рисунке изображена схема строения цветка. Какой буквой на ней обозначен пестик?
1) А
2) Б
3) В
4) Г
9. Камбий древесного растения
1) обеспечивает рост стебля в длину 3) защищает стебель от повреждений
2) способствует росту стебля в толщину 4) придаёт стеблю прочность и упругость
10. Усики гороха – это
1) видоизмененный лист 3) видоизмененный корень
2) видоизменённый побег 4) видоизмененный стебель
А
Б
В
Г
Часть II.
Ответом к заданиям этой части является последовательность цифр, которые следует
записать в бланк ответов
1.Установите последовательность таксономических единиц в классификации ржи,
начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) отдел Цветковые
2) царство Растения
3) порядок Злаковые
4) семейство Злаки
5) класс Однодольные
6) род Рожь
А
Б
В
Г
Д
Е
2.
Установите соответствие между перечисленными характеристиками растений и растениями, к ко-
торым эти характеристики относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите по-
зицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАСТЕНИЕ
А) питательные вещества семян запасаются в семядолях
Б) имеет корневую систему мочковатого типа
В) не имеет камбия в проводящих пучках
Г) число частей цветка кратно трём
Д) жилкование листьев сетчатое
Е) имеет корневую систему стержневого типа
1) рожь
2) горох
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
Часть III.
1. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для
этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в
тексте.
Дыхание растений
Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения
потребляет _______(А), а выделяет _______(Б). Ненужные газообразные вещества
удаляются из растения. Для этого в листе имеются особые образования – _______(В),
расположенные в кожице.
Список слов:
1) вода
2) кислород
3) углекислый газ
4) фотосинтез
5) устьица
6) чечевичка
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
2. Запишите развернутый ответ.
Укажите не менее трех признаков отличия растений от животных.
3. Отдельный документ
Итоговая контрольная работа по биологии для 6 класса
ВАРИАНТ 2
Часть I.
При выполнении заданий из четырех предложенных вариантов выберите один верный.
1. Какой из изображённых органов является видоизменённым побегом?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
2. Всасывающая зона корня состоит из клеток
1) эпидермиса 3) корневых волосков
2) корневого чехлика 4) сосудистых
3. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Однодольные растения?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
4. На рисунке изображена схема строения цветка. Какой буквой обозначена часть цветка,
участвующая в половом размножении растений?
1) А
2) Б
3) В
4) Г
5. Фотосинтез протекает в клетках
1) корней подорожника
2) мякоти плода зрелой груши
3) семян капусты
4) листьев бузины чёрной
6. Укажите рисунок, на котором изображён плод ягода.
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
7. Каким образом происходит распространение плодов и семян у клёна?
1) насекомыми
2) ветром
3) водой
4) млекопитающими
8. На рисунке изображена схема строения цветка. Какой буквой на ней обозначена тычинка?
1) А
2) Б
3) В
4) Г
А
Б
В
Г
9. По какой части древесного стебля происходит передвижение растворённых органических
веществ из листьев ко всем органам?
1) камбий
2) сердцевина
3) древесина
4) луб
10. Колючки кактуса – это
1) видоизмененный лист 3) видоизмененный корень
2) видоизменённый побег 4) видоизмененный стебель
Часть II.
Ответом к заданиям этой части является последовательность цифр, которые следует
записать в бланк ответов.
1. Установите последовательность таксономических единиц в классификации клевера,
начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) отдел Покрытосеменные
2) семейство Бобовые
3) порядок Бобовоцветные
4) царство Растения
5) класс Двудольные
6) род Клевер
А
Б
В
Г
Д
Е
2.
Установите соответствие между перечисленными характеристиками растений и растениями, к кото-
рым эти характеристики относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите пози-
цию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАСТЕНИЕ
А) питательные вещества семени запасаются в эндосперме
Б) цветок имеет пятичленное строение
В) корневая система стержневого типа
Г) опыляется ветром
Д) имеет камбий в проводящих пучках
Е) имеет параллельное жилкование листьев
1) пшеница
2) паслён
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Г
Д
Е
Часть III.
1. Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для
этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в
тексте.
Жизнедеятельность растения
Растение получает воду в виде почвенного раствора благодаря наличию у корня
_______(А). Наземные части растения, главным образом _______(Б), напротив, через
особые клетки – устьица – удаляют значительное количество воды. При этом вода
необходима не только для _______(В), но и как исходный материал для образования
органических веществ.
Список слов:
1.
испарение
2.
корневой чехлик
3.
корневой волосок
4.
лист
5.
цветок
6.
дыхание
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
2. Запишите развернутый ответ.
Укажите не менее трех признаков насекомоопыляемых растений.
3. Отдельный документ
ОТВЕТЫ
Часть I.
За верное выполнение каждого из заданий выставляется один балл.
Вариант 1
Вариант 2
№
задания
Ответ
1
2
2
4
3
2
4
1
5
1
6
2
7
4
8
2
9
2
10
1
Часть II.
За верный ответ на каждое из заданий выставляется 2 балла. При наличии не более одной
ошибки – 1 балл.
№
задания
Ответ
1
215346
2
211122
Часть III.
За верный ответ на каждое из заданий выставляется 3 балла.
1.
№
задания
Ответ
1
235
2.
Укажите не менее трех признаков
отличия растений от животных.
Правильный ответ:
1) в клетках есть целлюлоза
2) растут в течение всей жизни
3) используют солнечную энергию для
создания органических веществ
2.
Укажите
не
менее
четырех
признаков
насекомоопыляемых
растений.
№
задания
Ответ
1
4
2
3
3
4
4
4
5
4
6
4
7
2
8
3
9
4
10
1
№
задания
Ответ
1
415326
2
122121
№
задания
Ответ
1
341
Правильный ответ:
1) крупные одиночные цветки
2) мелкие цветки собраны в соцветия
3) яркая окраска лепестков венчика
4) наличие нектара, аромата
5) крупная, липкая, шероховатая пыльца,
хорошо прилипающая к телу насекомого