Напоминание

"Предметы русского быта"


Автор: Кирсанова Светлана Алексеевна
Должность: учитель технологии и изобразительного искусства начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 11"
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: Методическая разработка экскурсионного урока
Тема: "Предметы русского быта"
Раздел: начальное образование





Назад




Воспитание и обучение младших школьников через

музейно-экскурсионную деятельность

Кирсанова Светлана Алексеевна-учитель технологии и изобразительного

искусства начальных классов.

МБОУ «Школа№11» Владивосток

Музей – это смесь искусства и истории,

филологии и басни, документа и романа,

которая посылает нам через многие годы

луч света и доносит уникальные по

ценности опыт и знания.

Ф. Дзери

Музейная школьная педагогика является одним из эффективных средств

воспитания подрастающего поколения, которое осуществляется посредством

музейно-экскурсионной деятельности.

Современная русская культура открыта для активного заимствования извне

во всех сферах. Это приводит к тому, что наши современники, особенно

подрастающее поколение, все больше забывают о своих культурных

традициях. Музейная комната «Славянское наследие» занимается

сохранением и популяризацией этих традиций среди школьников МБОУ

СОШ № 11. Уже семь лет идет процесс формирования музейной коллекции

экспонатов, посвященных тематике славянской народной культуры и быта.

На сегодняшний день музейная комната насчитывает порядка 500

предметов, многие из которых были собраны учащимися школы в рамках

проектно-поисковой работы.

Организация работы музея направлена на духовно-нравственное и

гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Формирует у них любовь к своему народу и его культуре. Школьный музей

призван способствовать возрождению интереса к народным

художественным промыслам, в которых воплощен многовековой опыт

эстетического восприятия мира, сохранены глубокие художественные

традиции, отражающие самобытность культур многонациональной

Российской Федерации.

Учитывая ресурсы нашей музейной комнаты, был разработан ряд

экскурсионных уроков, содержание которых обусловлено тесным

взаимодействием с тематическим планом программы обучения начальных

классов по предметам технология и изобразительное искусство. Уроки

органично охватывают весь образовательный процесс с 1 по 4 классы.

В основе музейных уроков лежит деятельностный подход: дети осваивают

музейное пространство, выполняя творческие задания в стенах музея.

Например, на уроках изобразительного искусства они выполняют рисунки по

темам «Убранство русской избы», «Предметы русского быта», «Народные

промыслы России». На уроках технологии лепят своими руками из

пластилина посуду, повторяя ее традиционные формы; изготавливают

сувениры и расписывают их в канонах народных художественных

промыслов, таких как гжель, городецкая роспись, дымковская игрушка.

Наглядным пособием на таких уроках служат экспонаты музейной комнаты.

Ребята не только видят эти предметы, узнают информацию о них, но у них

так же есть возможность взять некоторые предметы в руки, почувствовать их

вес, ощутить форму, попробовать в эксплуатации. Такая интерактивность

способствует тому, что ребята проявляют живой интерес к полученной

информации, задают много вопросов.

Представляю вашему вниманию один из музейных уроков по

изобразительному искусству.

В тематическом уроке «Предметы русского быта» рассказ пойдет о

музейных экспонатах, повествующих об особенностях русских бытовых

традиций. Эти предметы из музейной коллекции относятся к широкому

временному промежутку. Самые ценные из них были привезены на Дальний

Восток еще семьями русских переселенцев в конце 19 – начале 20 вв. – это

ножная прялка, рубель, гребень, угольные утюги. Остальные предметы

большей частью относятся к советскому времени. Некоторые экспонаты –

новоделы, что тоже имеет большое значение. Они позволяют показать

школьникам, как предметы традиционного русского быта, такие, например,

как посуда из бересты, глиняные горшки, кувшины и кринки, могут быть

органично вписаны и в наш современный быт.

Вести хозяйство на Руси было непросто. В крестьянском доме каждый

предмет домашней утвари есть символ народного быта. Они рассказывают о

том, чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской

деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и

передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси.

1.Русская печь сотни лет служила нашим предкам верой и правдой…. И, судя

по всему, послужит еще нам и нашем внукам…

Место на печи-самое теплое в доме, поэтому оно принадлежало малым

детям и старикам. Родители наставляли отроков: «Корми деда на печи-сам

там будешь!»

2.Около печи находилась кутная лавка. На нее ставили ведра с водой,

горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб.

3.Колыбель-чудо из глубины веков, созданное с любовью для самых сладких

снов младенца. Колыбель – зыбку, подвешивали к гибкому шесту на потолке,

снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослым качать эту

колыбель с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной

домашней работы.

В многовековой истории детских колыбелей заключен колоссальный пласт

народной культуры и верований. Все они такие разные по исполнению и

виду имели общее назначение — пестование подрастающего человечка.

4. Один из древнейших предметов кухонной утвари был горшок. В глиняных

горшках, как в термосе, пища долго сохраняла первоначальную температуру,

поэтому не остывала или, будучи охлажденной в погребе, не закисала.

Форма горшков была хорошо приспособлена для варки еды в русской печи.

"Горшок, поставленный в печь, обкладывали вокруг нижней узкой части

дровами или углями. Таким образом, он оказывался охваченным жаром со

всех сторон. В русской избе было очень много разнообразных по форме и

размерам горшков, предназначенных для самых различных целей - варения

каш, похлебок, кипячения воды и т.д. Для того, чтобы вынуть горшок из печи

рядом стояли ухваты. С появлением печи эти предметы стали незаменимыми

в домашнем хозяйстве.

Горшок Братина - посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от

обыкновенного горшка ручками. Ручки к горшку приклеиваются так, чтобы за

них было удобно браться, но они не должны очень сильно выходить за

габариты горшка.

5.Чугунок пришел на смену горшкам, он был незаменим в хозяйстве, но по

весу он более тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла,

который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

6. Кринка - расширяющийся книзу удлинённый глиняный - горшок для

молока. Кринка похожа на широкий глиняный кувшин без ручки и крышки.

Кринка, как правило, имеет форму шарообразную книзу и сужающуюся,

чаще всего, более выпрямленную кверху. Форма горла, его диаметр и

высота рассчитаны на обхват рукой. Кринка — символ деревенской жизни и

натуральной пищи.

7. Кувшин - глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол.

Характерной особенностью его является высокое, довольно широкое горло,

плавно переходящее в округлое тулово. Молоко в таком сосуде дольше

сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны,

который удобно снимать ложкой. Кувшинами дорожили, старались

обращаться с ними бережно и аккуратно. Кувшин формой был похож на

кринку, но с носком и ручкой, иногда имел крышку.

9.Существует легенда, по которой самовар появился в России благодаря

Петру I – он привёз его из Голландии, как диковинное и новаторское

приспособление.

Есть и другая версия, согласно которой родиной самовара является даже не

Тула, а Урал, а создателем его – тульский кузнец Демидов. Отправившись в

далеком 1701 году в поездку на Урал, промышленник Демидов вместе с

искусными- медных дел мастерами положили начало династии самоваров.

Для многих людей традиционный русский быт ассоциируется с чаепитием за

самоваром. Самовар — это не просто бытовая принадлежность, он являлся

символом семейного уюта, благополучия и достатка. История тульского

самовара, кратко описанная во многих источниках, подтверждает то, что

самовары передавались по наследству, входили в приданое невест. Их

выставляли на самое видное место в доме, располагали всегда в центре

стола.

10. Как ни старайся, без сковороды полноценную кухню сложно себе

представить. Поэтому – несколько слов о ней.

Первые сковороды тоже были глиняными. Ныне глиняные сковороды

встречаются разве что в национальных ресторанах. Им на смену давно уже

пришли металлические. Сковорода – родственница кастрюли, а потому, как и

она, может быть чугунной, алюминиевой, из нержавейки. Сковорода может

быть вообще без ручек, с одной или с двумя.

11.Ч пельник

а

(сковор дник

о

) — кухонная принадлежность. Представляет

собой крюк с упором на деревянном черенке, предназначенный для

захватывания сковороды, не имеющей ручки и потому пригодной для

установки в печь или духовку. Чапельник - слово образовано от диалектного

чапать значит «хватать, цапать».

12 Простые русские люди с незапамятных временна на Руси ели щи да кашу

деревянными ложками из деревянной посуды и были здоровы до самой

старости.

В старину русские люди носили ложку при себе, за поясом или за голенищем

сапога. Без своей ложки в гости не ходили. Если же в дом приходил гость, то

хозяин ложки ему не подавал, а ждал, когда тот достанет свою ложку.

Ложки на Руси вырезали из дерева - липы. Ложки получались легкими,

удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с

выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Ложки

изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники.

13.Самая ранняя находка ковша на территории России датируется II

тысячелетием до н. э. Малые ковши-черпаки служили для зачерпывания

воды из больших ведер или кадушек. Они выдалбливались из капа (корня

дерева) и представляли собой чашу на поддоне овальной формы. Рукоять

плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного

характера - прорезной петлей внизу.

14. Туес, иначе его называют Бурак. Этот небольшой сосуд из бересты,

поражающий простотой и мудростью конструкции, изобретен очень давно.

Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера,

Урала и Сибири.

Больше всего ценится то, что вода, молоко или квас долго остаются в нем

холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет. Оттого и был исстари

туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз

приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит

солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным.

Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. Такое

свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества

тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух, причем верхний слой

покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи.

Береста имеет высокую прочность и почти не поддается гниению.

15. Плетение из лозы - одно из самых древних ремесел. Оно возникло

намного раньше гончарного дела и занимало значительное место в жизни

древнего человека. Из ветвей древесных растений возводили жилища,

хозяйственные постройки, делали изгороди, детские колыбели, кузова саней

и повозок, мебель, детские игрушки и посуду. А самыми распространенными

изделиями из лозы были корзины.

На Руси плетение корзин было довольно обычным делом. Почти каждый

16.Рубель и скалка — древние приспособления для стирки и глажки.

По завершению стирки и сушки белье гладили при помощи рубеля. Он имел

вид прямоугольной доски с зазубринами с одной стороны. Вещи аккуратно

наматывали на скалку, сверху клали рубель и катали. Таким образом,

льняная ткань размягчалась и разравнивалась.

17. На смену рубелю в России появился чугунный утюг.

Первые утюги были угольные. В такой утюг раскаленные угли помещали

внутрь корпуса с двойным дном. Утюгом нужно было постоянно

размахивать, чтобы угли снова разгорались. Угли могли высыпаться из

боковых отверстий, испачкать и прожечь одежду. А учитывая, что вес утюга

был как вес современной гантели-можно понять, какими сильными тогда

были люди! У утюга был еще один недостаток. Шел дым, и хозяйка угорала

от запаха угарного газа.

Позже появились цельнометаллические или «цельнолитые» утюги. Даже

ручка была сделана из металла. Такой утюг разогревали на плите целых пол

часа, а потом им гладили. Утюг был очень тяжелый и быстро остывал.

18. Гребень похож на тот гребешок, которым на Руси девушки расчёсывали

волосы. Однако не совсем, гребень для чесания шерсти большего размера.

Вообще для шерсти были чески – это на деревянной основе часто набитые

гвозди небольшого размера. Такими ческами удобно было работать с

шерстью, не только чесать, но и чистить её. Таким гребнем могли чесать и

лен, который также использовали в ткачестве.

19.Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так

же называли «пряслице», от слова «прясть». Популярными были прялки-

донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с

вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась

резьбой или росписью. В начале 14 века в Европе появились первые

самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу

и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити,

а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был

проще и быстрее, что значительно облегчало работу.

Задание: по завершении экскурсионной части урока, ученики приступают к

выполнению его практической части – выполнение рисунка по теме

«Предметы русского быта».



В раздел образования