Напоминание

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с расстройством аутистического спектра


Автор: Федюкова Дарья Александровна
Должность: Педагог-психолог ГБУ РЦ ГО г.Уфы РБ
Учебное заведение: Государственное Бюджетное Учреждение "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья" Городского Округа город Уфа Республика Башкортостан
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с расстройством аутистического спектра
Раздел: дополнительное образование





Назад




Психологические нарушения – нарушение восприятия у детей, связанное с

недостаточностью

раздражителей

и

информации,

ребенок

не

может

правильно ориентировать в окружающей среде, за счёт этого страдает и

эмоционально-волевая сфера, например процессы саморегуляции.

Психологическая направленность

Сенсорная комната — это организованное пространство, воздействующее на

органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние. В комнате

размещается

безопасное

(без

твердых

поверхностей,

острых

углов)

оборудование, созданное специально, чтобы стимулировать ощущения.

Благодаря такой среде ребенок прислушивается к своим ощущениям, учится

контролировать.

Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:

—развитие

и

коррекция

нарушенных

функций

(осуществляется

при

выполнении

упражнений,

заданий,

способствующих

развитию

сенсомоторики, психических функций);

—коррекция эмоционально-волевой сферы (происходит при выполнении

релаксационных упражнений, способствующих уменьшению состояния

тревожности,

снятию

эмоционального

напряжения,

утомляемости,

повышению саморегуляции).

Целью

психологического

сопровождения

в

сенсорной

комнате

является сохранение и укрепление психофизического и эмоционального

состояния здоровья детей с ментальными нарушениями в условиях

мультисенсорной среды,

оказание системной комплексной психолого-

педагогической помощи в процессе интеграции.

Задачи психологического сопровождения:

1. Определение индивидуальных особенностей детей с ментальными

нарушениями.

2. Определение и создание специальных условий, способствующих

адаптации и социализации детей с ментальными нарушениями.

3. Оказание помощи в адаптации, социализации детей с ментальными

нарушениями.

4. Оказание консультативной и информационной помощи по психолого-

педагогическим вопросам развития детей с ментальными нарушениями.

5. Мониторинг динамики развития детей с ментальными нарушениями.

Основные

направления психологического

сопровождения

детей

с

ментальными нарушениями в условиях сенсорной комнаты:

Формы проведения занятий: Диагностика, беседа, коррекционно-

развивающее занятие,

консультирование родителей.

- Диагностика -

заключается в проведении первичного и повторного

обследования ребенка, в рамках комплексного изучения развития ребенка с

ментальными нарушениями.

- Беседа – является одним из наиболее ценных методов обучения. Она

используется для начала, усиления или подведения итогов занятий. Беседа

сближает педагога с ребенком, обеспечивает воспитательно-образовательный

эффект, мотивирует детей к занятиям.

- Коррекционно-развивающее занятие. Занятие ведется в игровой форме. Во

время занятий ребенок с ментальными нарушениями находятся в сенсорной

среде, где воздействие разных стимулов (свет, звук, запах и т.д) поставляют

информацию в центральную нервную систему и являются основным

фактором, воздействующим на мозг ребенка. Мозг активизируется через

стимуляцию

базовых

органов

зрения,

слуха,

обоняния,

осязания,

вестибулярных и других рецепторов.

Интерактивность применительно к сенсорной комнате - это новый вид

виртуальной реальности. Взаимодействуя с интерактивным оборудованием,

ребенок «погружается» в сенсорное пространство. Например, в сухом

бассейне создается эффект «плавания» в цветной воде и т.п.

- Консультирование родителей – обеспечивает оказание помощи родителям

(законным представителям) в вопросах воспитания и развития ребёнка,

предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и

индивидуально-психологическими особенностями детей.



В раздел образования