Автор: Федюкова Дарья Александровна
Должность: Педагог-психолог ГБУ РЦ ГО г.Уфы РБ
Учебное заведение: Государственное Бюджетное Учреждение "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья" Городского Округа город Уфа Республика Башкортостан
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с расстройством аутистического спектра
Раздел: дополнительное образование
Психологические нарушения – нарушение восприятия у детей, связанное с
недостаточностью
раздражителей
и
информации,
ребенок
не
может
правильно ориентировать в окружающей среде, за счёт этого страдает и
эмоционально-волевая сфера, например процессы саморегуляции.
Психологическая направленность
Сенсорная комната — это организованное пространство, воздействующее на
органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние. В комнате
размещается
безопасное
(без
твердых
поверхностей,
острых
углов)
оборудование, созданное специально, чтобы стимулировать ощущения.
Благодаря такой среде ребенок прислушивается к своим ощущениям, учится
контролировать.
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:
—развитие
и
коррекция
нарушенных
функций
(осуществляется
при
выполнении
упражнений,
заданий,
способствующих
развитию
сенсомоторики, психических функций);
—коррекция эмоционально-волевой сферы (происходит при выполнении
релаксационных упражнений, способствующих уменьшению состояния
тревожности,
снятию
эмоционального
напряжения,
утомляемости,
повышению саморегуляции).
Целью
психологического
сопровождения
в
сенсорной
комнате
является сохранение и укрепление психофизического и эмоционального
состояния здоровья детей с ментальными нарушениями в условиях
мультисенсорной среды,
оказание системной комплексной психолого-
педагогической помощи в процессе интеграции.
Задачи психологического сопровождения:
1. Определение индивидуальных особенностей детей с ментальными
нарушениями.
2. Определение и создание специальных условий, способствующих
адаптации и социализации детей с ментальными нарушениями.
3. Оказание помощи в адаптации, социализации детей с ментальными
нарушениями.
4. Оказание консультативной и информационной помощи по психолого-
педагогическим вопросам развития детей с ментальными нарушениями.
5. Мониторинг динамики развития детей с ментальными нарушениями.
Основные
направления психологического
сопровождения
детей
с
ментальными нарушениями в условиях сенсорной комнаты:
Формы проведения занятий: Диагностика, беседа, коррекционно-
развивающее занятие,
консультирование родителей.
- Диагностика -
заключается в проведении первичного и повторного
обследования ребенка, в рамках комплексного изучения развития ребенка с
ментальными нарушениями.
- Беседа – является одним из наиболее ценных методов обучения. Она
используется для начала, усиления или подведения итогов занятий. Беседа
сближает педагога с ребенком, обеспечивает воспитательно-образовательный
эффект, мотивирует детей к занятиям.
- Коррекционно-развивающее занятие. Занятие ведется в игровой форме. Во
время занятий ребенок с ментальными нарушениями находятся в сенсорной
среде, где воздействие разных стимулов (свет, звук, запах и т.д) поставляют
информацию в центральную нервную систему и являются основным
фактором, воздействующим на мозг ребенка. Мозг активизируется через
стимуляцию
базовых
органов
–
зрения,
слуха,
обоняния,
осязания,
вестибулярных и других рецепторов.
Интерактивность применительно к сенсорной комнате - это новый вид
виртуальной реальности. Взаимодействуя с интерактивным оборудованием,
ребенок «погружается» в сенсорное пространство. Например, в сухом
бассейне создается эффект «плавания» в цветной воде и т.п.
- Консультирование родителей – обеспечивает оказание помощи родителям
(законным представителям) в вопросах воспитания и развития ребёнка,
предполагает разработку рекомендаций в соответствии с возрастными и
индивидуально-психологическими особенностями детей.