Автор: Рыбина Рита Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №2
Населённый пункт: г.о. Лыткарино Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формы организации работы по теме «Древние языческие праздники и их отражение в современной славянской культуре»
Раздел: начальное образование
Формы организации работы по теме «Древние языческие праздники и их
отражение в современной славянской культуре»
Цель: выяснить, какие языческие традиции и обряды сохранились до наших
дней и как они связаны с современной культурой.
Задачи:
выяснить
связи
язычества
с
христианством,
обобщить
и
систематизировать
представления
участников
мастер-класса
о
происхождении
славянских праздников и их связи с природой; способствовать развитию творчества;
содействовать воспитанию уважительного отношения к историческому наследию
своего края.
Оборудование: листы, с изображением календаря славян, горшочки для
гадания,
корзина с катушками ниток, веточка дерева с изображением птичек, птички из
оригами и печёные из теста, модули для венка, цветы из бумаги, клип с
празднованием
Ивана Купала, саше с травами.
Ход мастер-класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
А каких славянских языческих богов знаете вы?
Мы рады видеть всех, кто неравнодушно относится к фольклорной теме в своей
преподавательской практике. Многие думают, что тема традиционна, а значит,
изучена достаточно. Но мы сегодня постараемся показать огромный педагогический
потенциал народного творчества и надеемся удивить вас.
Современные дети любознательны. И в начальной школе они уже так же, как и
их более старшие товарищи, способны оценить практическую и познавательную
значимость того материала, который мы даем им на уроках. То есть мы говорим о
функциональной грамотности. Этого требуют от нас и новые стандарты образования.
Наш мастер-класс универсален: он и для начальных классов, и для детей
средней школы. Не секрет, что дети по-разному воспринимают изучаемый материал:
на слух, путем визуализации, тактильно, на уровне вкусовых ощущений. Мы
предложим вам разные способы и методы вовлечения детей в познавательную
деятельность.
Согласитесь, приступаем мы к изучению темы традиционно:
«Наша страна богата на традиции и праздники. Веками русский народ свято
чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня,
спустя уже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. И это
понятно, ведь традиции – часть богатой истории русского народа, а историю своей
страны необходимо знать.
Говоря о том, что они появились в глубокой древности, тогда, когда ещё не
сложилось государство, люди жили отдельными племенами и верили во множество
богов, мы стараемся подвести к мысли о том, как все это влияло и до сих пор влияет
на наши жизнь и сознание.
Итак, начиная разговор о том, что наши предки обожествляли силы природы и
даже обычные предметы, верили в то, что они обладают сверхъестественной силой,
мы стараемся показать цикличность жизни славян и тесную связь с природой.
Демонстрируем языческий календарь древних славян. Давайте рассмотри его.
Именно он дает детям понять, что каждый праздник – это часть годового цикла,
а не разрозненные события и развлечения. Этот календарь висит в классе или
проецируется на экран, когда мы говорим об очередном празднике цикла.
Древние
славяне жили
по
солнечному
календарю
и
праздники были
ориентированы на Солнце (смену времен года). Эти дни (два солнцестояния и два
равноденствия, показать на календаре) служили точками отсчета для занятия
земледелием, строительством и другими делами.
Основными праздниками у всех древних народов были: приход зимы, весны,
лета и осени.
Логично здесь озадачить детей вопросом:
Так какие же языческие праздники отмечают в современном обществе?
Дети могут назвать их христианские прообразы: Святки (а мы говорим, что
это
день
зимнего
солнцестояния),
Благовещение
(=
праздник
весеннего
равноденствия), Многие вспомнят и языческие: Масленицу (проводы зимы),день
Ивана Купалы (летний солнцеворот), Осенины (праздник осеннего равноденствия).
Начинаем с детьми знакомство со славянской культурой со Святок. Не было
ни одного праздника на Руси, который бы сопровождался таким богатым выбором
обычаев, примет, обрядов. В Святках слились воедино языческий зимний праздник
коляда (так называлось у славян доброе божество мира, которого чествовали 6
января),
сейчас
этому
соответствуют
христианские
Рождество
и
Крещение.
Предлагаем детям познакомиться с тем, как праздновали в языческие времена зимние
праздники.
Одна из форм работы, связанная с вовлечением в активную познавательную
деятельность – интерактивная игра «Гадания». Предваряет подобные формы обычно
рассказ – погружение в ситуативно-деятельностный контекст.
Рассказываем, что ещё в глубокой древности возникли Святочные гадания.
Человек считал, что можно узнать будущее, заглянув в прошлое, или узнать свою
судьбу по разным приметам. Гадали обычно по вечерам, когда собирались на
посиделки и сходки после весёлых дневных игр и забав на свежем воздухе.
Существовали различные способы гадания: гадание башмачком, гадание
снегом, гадание под окном, гадание на курицах, гадание на воске.
Помните, как об этом говорится в балладе Жуковского “Светлана”.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдные.
Спрашиваем: а сами хотите погадать? Дети , конечно, согласны. А вы?
Чтобы погрузится в атмосферу святочных гаданий, начнём с гадания на
горшочках.
Приглашаются несколько человек для гадания.
Гадание на горшочках:
Выносится лавка, на которой стоят горшки. Участники выходят по очереди и
выбирают горшки.
Все: Хлебу да соли долг век, слава!
Барышне нашей
Боле того.
Кому мы спели,
Тому добро.
Кому вынется, скоро сбудется,
Скоро сбудется, не минуется!
Значения предметов
Колечко!
Сей, матушка, мучицу, пеки пироги,
К тебе будут гости,
Ко мне – женихи.
Полотенце!
Полотенце далеко расстилается, кому станется, тому сбудется.
Ждет тебя дорога, путешествие.
Лента!
Через поле идучи,
Русу косу плетучи,
Шелком переплетаючи,
Златом перевиваючи.
Лента – к богатству, прибыли.
Булка.
Мышь по горнице бежит,
Каравай в дом тащит.
В твоем доме достаток будет, благополучие.
Деревянная щепка!
Кому эта щепка достанется,
Тому сбудется, не минуется,
тому жить богато, Ходить хорошо.
А щепка деревянная – к крепкому здоровью, хорошей жизни.
Пуговица!
Ой, ходил жучок по завалинке,
Выносил добро по мочалинке.
Жить тебе в большой семье счастливой жизнью.
Не менее интересно гадание на клубочках.
В корзинку можно положить всё, что угодно. У меня в корзинке разноцветные
клубочки. Посмотрите, что я вас не обманываю. Каждый цвет клубочка что-то
обозначает: красный – любовь, зелёный – денежки, желтый – исполнение всех
желаний, белый – трудится, трудится и трудится. Ну что, гости дорогие,
доставайте клубочки. (Корзинка закрыта сверху полотенцем)
Объясняем, что такими были на Руси святки - с ряжением, гаданием,
праздничным гулянием.
Весной мы снова обращаемся к годовому циклу древних.
В это время можно начать подготовку к очередным праздникам. К такому
празднику предлагаем заранее готовиться с детьми, так как это сложное обрядовое
действо, сопровождающееся инсценировкой.
Следующий значимый праздник для наших предков - встреча Весны
( Весеннее равноденствие)
Празднованию по традиции предшествует объяснение.
Следует знакомство с тем, как назывался праздник пробуждения природы в
язычестве.
Это
Великодень,
чему
в
христианской
традиции
соответствует
Благовещение. А начинаться он может так:
Дети:
Солнышко-вёдрышко!
Выйди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Ещё малых ребят.
Солнышко-ведрышко,
Прогляни, просвети!
На яблоньку высокую,
На веточку зеленую,
На грушицу кудрявую,
Березку кучерявую!
Девушка Весна:
Раньше люди с нетерпением ждали весеннего тепла и
солнышка. Приход весны старались ускорить. Люди не могли объяснить явлений
природы. Они думали. Что весна уходит далеко за три моря, и если ее не позвать, то
может и не вернуться. Люди верили, что Земля на Зиму засыпает, поэтому чтобы ее
разбудить подражали движению природы: водили хороводы, жгли костры, рубили
проруби и проводили веселую масленичную неделю в играх и плясках.
Дети: Солнышко на горе,
Отогрей меня скорей.
Солнышко, солнышко, красное вёдрышко
Высоко взойди, далёко, посвети …
Девушка Весна: Поэтому и обращались с призывами и песнями к Весне, такие
песни назывались « веснянками». В них люди обращались еще и к вестникам Весны-
птицам. Дети вставали на возвышенности,
забирались на пригорки, подражали
птичьему гомону.
Страна у нас большая: на Кубани уже клубника цветёт, а в Сибири снег идёт.
Весна приходит в разные сроки, птицы прилетают в разное время, потому и закликали
их с марта и до самой, бывало, Троицы.
Весну закликали несколько раз.
Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама
природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему.
Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее
подходящими.
Одна
из
таких
дат
–
22
марта. Второй
раз
Весну
звали-
закликали именно в этот день. Он совпадает с астрономическим днем весеннего
равноденствия – днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени
суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и
тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходят… В этот день на Руси
праздновали праздник Жаворонки.
Наши предки думали, что возвращение птиц ускорит приход Весны, поэтому
девушки одевали платья с изображением птиц, на деревья вешали птичек из лоскутов,
а хозяйки пекли птичек из теста.
Дети: Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас весь поела!
***
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
***
Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!
Вирсавия: Выпекали птичек разных: где-то их звали жаворонками, где-то-
куликами, где-то грачевниками. Ещё и выглядели они по-разному.
Девушка Весна: Жаворонков насаживали на палочки и бегали по деревне. Да
и предсказывали погоду при помощи печеного жаворонка : Если бросить жаворонка с
пригорка и он упадет на клювик- это к плодородному лету, а если на хвостик- жди
неурожая. Давайте попробуем так же , как и наши предки выпустить своих птичек и
предсказать погоду в этом году( раздаются птички, сделанные из бумаги в технике
оригами, проводится черта на полу в классе, за эту черту нужно пустить птичку
и далее посмотреть, как она упала). Раздать детям и взрослым.
В наше время христиане празднуют праздник Благовещения 7 апреля, в честь
ознаменования благой вести о рождении Спасителя выпускают голубей.
Дети ушли.
Уважаемые коллеги!
Продолжая рассказ об обрядовых традициях солнечного цикла, я хочу
предложить свой мастер – класс по декоративно – прикладному творчеству.
Декоративно-прикладное творчество — это одно из наиболее важных направлений
в вопросе воспитания детей. Сегодня мы увидим, что результат этого творчества
можно применить на практике.
Наше солнце продолжает свое движение и послушайте, о каком празднике
пойдёт речь.
Клип Ночь Ивана Купала (1 часть)
Седьмое июля - самый длинный день. После него дни идут на убыль. Это день
летнего солнцестояния - солнцеворот по-старому – один из поворотных пунктов года.
В этот день православная церковь празднует рождество Иоанна Предтечи.
Иоанна ещё называют Крестителем, так как он крестил Иисуса Христа в реке
Иордан. Христиане называли это праздник «светлым торжеством», «денницей Солнца
Правды».
На Руси праздник РОЖДЕСТВО
́
ИОА
́
ННА ПРЕДТЕ
́
ЧИ слился с языческим
праздником славян Купало, знаменующим летний солнцеворот, и стал отмечаться в
народе как день Ивана Купалы.
В настоящее время этот старорусский праздник стал забытым и лишь в
немногих загородных детских лагерях отмечается, как день Нептуна. Я помню, что
когда я была маленькой, видела как игрался этот праздник среди взрослых и молодёжи
и в конце праздника они друг друга обливали водой из вёдер, тазов и все смеялись и
никто не на кого не обижался. Поэтому я решила вас познакомить с этим весёлым,
озорным праздником.
День Ивана Купала – праздник мистический, загадочный, но, в то же время,
весёлый, полный всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий и все они были
связаны с водой, огнем и травами. В загадочную купальскую ночь собирают целебные
травы, прыгают через костер, устраивают игры и пляски, умываются росой, купаются
в водоёме, гадают, пытаясь узнать свою судьбу.
В старину на Руси говорили, что Ивана Купала - праздник добра и здоровья,
богатства и почестей. А говорили так, потому что в эту ночь многие травы и растения
приобретают целебную и магическую силу. Люди собирают лечебные травы и
пользуются ими весь год.
Предлагаю Вам побыть настоящими знатоками лекарственных трав.
Цель этой игры- познакомить детей с лекарственными растениями.
“Волшебный мешочек (угадай траву по запаху)”.
Ход игры: Сначала показываются картинки трав –должны угадать растение,
а потом кратко рассказывается о его пользе (дать понюхать).
Игроки разбиваются на 2 команды. На подносы выкладываются мешочки,
заполненные
сухими
лекарственными
растениями.
Один
из
играющих
берет
понравившийся мешочек, нюхает, затем описывает лекарственное растение, по его
мнению, находящееся там. После этого проверяют, правильно ли определил игрок
растение, заглянув в мешочек,передает ход следующему игроку.
Материалы для игры: 5 мешочка: ромашка; мята; крапива, подорожник,
тысячелистник
1)
Ромашка аптечная.
Отваром, ромашки полощут больное горло.
2)
Подорожник.
Подорожник
-
умеет
залечивать
разные
раны,
помогает при ушибах и укусах. Случится такое - укусит вас пчела, приложите к
месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет.
3)
Тысячелистник.
Отвар, тысячелистника поможет, если болит живот.
4)
Мать-и-мачеха.
Отвар из мать-и-мачехи, поможет вылечить кашель.
5)
Крапива.
Отваром, крапивы ополаскивают волосы, чтобы они
хорошо росли и были шелковистыми.
6)
Мята.
В народной медицине настой мяты используют для
повышения аппетита, от головной боли. А крепкий отвар мяты пьют как
успокаивающий чай.
С этого дня можно было готовить березовые веники, которыми парятся в бане.
Большинство обрядов на праздник, девушки проводили с венком на голове.
Венок - плетеное украшение из живых трав и цветов. Каждая травинка и цветок
имели свое значение и подбирались, как зашифрованное послание или желание.
Венками и веночками девушки украшали себя, деревья, потом дома и хозяйственные
постройки. Во время праздника венок чаще всего уничтожали. Его бросали в реку,
сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома. Иногда венок сохраняли,
чтобы в дальнейшем использовать для лечения или защиты огородов и полей от града
и насекомых.
Сегодня и мы соберём венок, но его мы будем делать не только ради поделки.
Вы хорошо знаете, что современным детям важно понимать практическое применение
своего творчества. Поэтому надо объяснить, что каждый изготавливает себе часть
костюма – венок на День народной культуры. Посмотрите как выглядят ребята в этот
день.(фото).И вы сегодня у нас на празднике. Давайте соберём свой венок.
Изготовление венков.
Клип Ночь Ивана Купала (2часть) - --Музыка???
(здесь рассказать о значении каждого цветка в венке)
Ромашка. Ромашки вплетают в купальские венки девочки. Она является
символом девичьей чистоты и непорочности. Так же считается, что ромашка
защищает девушек от покушения на свою невинность. В магии часто применяется в
ритуалах на привлечение денег и любви.
Красный мак. Красный мак встречается в венках замужних женщин, сирот и
обездоленных женщин преклонного возраста. Он несет хорошие изменения в жизнь
девушки, а так же является символом плодовитости. В процессе сбора цветов мака
следует рассказать ему, для чего вы его срываете, какую миссию он должен
выполнить. Так как мак имеет много функций, он должен знать конкретно свою
задачу. Цветок способствует рождению детей, улучшению судьбы или обретению
покоя.
Василек. Этот цветочек дарит нежность, гибкость и любовь мужского пола. Он
делает женщину более женственной и утонченной.
Посмотрите какие красивые венки у вас получились. Теперь вы можете пойти
на нашу этно-перемену с элементом народного костюма.
Существовало поверье, что в полночь на Купалу расцветает папоротник. Ровно
в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-
красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания
исполнятся.
Мы уверены , что посетив наше мероприятие вы тоже нашли свой цветок
папоротника.
Итог:
Вот
и
подошел
к
концу
наш
мастер-класс.
Предлагаем
вам
провести рефлексию настроения, эмоционального состояния и рефлексию
деятельности.
Рефлексия Древних славян.
В
древности
наши
предки
использовали
особенное,
невербальное
общение. С помощью пальцев рук.
Каждый палец что-то обозначал:
Указательный – слушай меня;
Большой – поддержи меня;
Указательный и средний вместе – иди за мной;
Мизинец – я первый;
Безымянный, указательный и средний – пожелай мне удачи.
«Мысль» - указательный (я приобрел знания ).
«практика» - указательный и средний (я применю это на практике).
«Состояние духа» - большой (мое настроение улучшилось).
«активность» - мизинец (я был активен).
«результат» - безымянный (у меня всё получилось).
Такую рефлексию можно использовать на уроках и занятиях, и не только
при изучении фольклора.
Мы надеемся, что представленный мастер-класс станет одним из
«кирпичиков» в «фундаменте» вашего профессионального роста в вопросах
приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к истокам
народной культуры. Чем раньше ребенок почувствует свою общность с Родиной,
с ее культурой и историей, тем быстрее он научится чтить память о своих
предках, тем охотнее будет обращаться в дальнейшем к опыту и знаниям людей,
живших много лет назад.