Напоминание

"Читающий класс"


Автор: Татьяна Александровна Жуланова
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МБОУ "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"
Населённый пункт: город Оса
Наименование материала: Методическая разработка "Проект "Читающий класс" (реализация "Программы воспитания", коллективное творческое дело во внеурочной деятельности в соответсветсвии с ФГОС)
Тема: "Читающий класс"
Раздел: среднее образование





Назад




Жуланова Татьяна Александровна

Педагог – организатор

МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат» г. Оса

Инновационная практика в реализации воспитательного потенциала

классного руководителя: проект «Читающий класс»

Пояснительная записка

Интеллектуальное и нравственное развитие детей и подростков напрямую связано с

получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании личности играют средства

массовой коммуникации и книги. В XXI время статус чтения, его роль, отношение к нему

сильно меняется.

Родился «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность

информации. Стремление к быстрой конкретной информации, недостаточный уровень

знаний ведет к снижению интереса к книге, что мешает формированию активного

гражданского поведения детей и молодёжи.

Работая педагогом – организатором воспитательной деятельности и я вляясь классным

руководителем 8 класса детей с ОВЗ (ЛИН УО) я часто задавала себе вопрос: «Почему дети

не читают книги? Ведь они с удовольствием переписываются в социальных сетях, читая

переписку. Они с радостью читают и учат стихи на праздники в школу. Ребята с интересом

изучают правила новой настольной игры, которые тоже нужно прочесть…»

Рассуждение, что современные дети не читают – не совсем верно. Они увлечены

чтением, когда им интересно. То есть, для «обращения» к книге, нужно спланировать и

организовать интересную, познавательную деятельность, которая будет вызывать стойкий

читательский интерес к художественной литературе. Из опыта работы было отмечено, что

классный коллектив с увлечением участвует в квест – играх, соревнуясь и стараясь быть

лучшими. Таким образом, появилась идея разработки проекта «Читающий класс», который

структурно состоит из общешкольного квеста в течение учебного года.

Цель

проекта:

повышение

уровня

читательской

активности

и

грамотности

обучающихся и родителей, воспитание культуры семейного чтения.

Предполагаемые результаты проекта:

1. Образовательно – воспитательный процесс:

Увеличение доли активных читателей в сети библиотек;

Участие в конкурсах чтецов различного уровня.

Совершенствование деятельности школьной библиотеки;

Организация и проведение мастер классов по созданию закладок, обложек для книг.

Организация и проведение мастер – классов для родителей «Чтение с увлечением»

Уменьшение фактов асоциального поведения детей и подростков;

2. Взаимодействие с социумом:

Расширение

инфраструктуры

чтения

с

учреждениями

«Осинская

городская

библиотека» и «Структурное подразделение МБУ "ОЦК и Д".

3. Жизненное пространство школы:

разработаны новые формы взаимодействия обучающихся, педагогов, родительской

общественности, социальных партнёров;

создание привлекательной образовательной среды в ОО;

позитивно-преобразующее

развитие

культурного

поля

«Читающей

школы»

и

улучшение психологического климата в детско-взрослом сообществе.

Проект «Читающий класс» можно реализовать в любой образовательной организации, а

так же отдельно по возрастным ступеням. Задания (станции) квеста могут быть

адаптированы к условиям конкретной школы, в зависимости от контингента обучающихся,

местонахождения школы, а также данный проект можно реализовать в отдельном классе.

В начале учебного года (2020 – 2021 год) класса был получил «Маршрутный лист «Год

чтения и книги» (Приложение 1), который содержит следующие этапы:

«В гости в библиотеку» (экскурсия в городскую библиотеку, с целью записаться и стать

её посетителем)

«Книжкино здоровье» (ремонт книг в школьной библиотеке, приз – новая книга в класс,

которую нужно прочитать)

«Красивая закладка» (изготовление подарочной закладки и обмен между классами)

«Рождественские чтения» (чтение сказок в школьной библиотеке)

«Семейное чтение – лучшее увлечение» (праздник для родителей)

«Театральная мастерская «По страницам школьных произведений»

По данному маршрутному листу класс продвигался в течение учебного года, и на

каждом этапе дети класса читали книги.

В качестве мониторинга реализации проекта были разработаны опросники для

обучающихся и родителей, поскольку многие события и задания были организованы

совместно с членами семьи.

Результаты опроса по опроснику «Любишь ли ты читать?» (группа 14 человек, 8 класс,

реализующие АООП УО)

Вопросы обучающимся

Ответы

Сентябрь

Март

1

Любишь ли ты читать?

Да – 5 человек

Нет – 9 человек

Да – 12 человек

Нет – 2 человек

2

Сколько времени в день

Нисколько – 1 человек

Нисколько – 0 человек

ты читаешь?

1 час – 5 человек

2 часа – 8 человек

1 час – 1 человек

2 часа – 13 человек

3

Какие

источники

информации

ты

предпочитаешь?

(книги

или

электронные

издания).

Книги – 2 человека

Электронные издания –

12 ч

Книги – 9 человек

Электронные издания -

5 ч

4

Согласны

ли

вы

с

утверждением

«Свободный

доступ

в

Интернет

сделает

ненужным библиотеки?»

Да – о человек

Нет – 14 человек

Да – о человек

Нет – 14 человек

Вывод: благодаря систематическому чтению художественной литературы в книжных

изданиях у обучающихся увеличилось время, посвящённое чтению книг, в качестве

источника информации дети стали выбирать книгу, что в общем дало положительную

оценку процессу чтения.

Вопросы анкеты для родителей «Традиции семейного чтения» (Приложение 2) в

октябре вызвали затруднения, многие родители не обсуждали прочитанные книги и фильмы,

не могли порекомендовать книги детям для прочтения. В течение года 6 семей (из 14

контрольной группы) стали регулярно посещать библиотеку в выходные дни и к марту их

затруднения исчезли. Две семьи из сельской местности приняли в акциях, проводимых в

сельских библиотеках. Таким образом, семьи обучающихся активизировались и стали чаще

читать в кругу семьи.

Обучающиеся школы приняли участие в конкурсах чтецов различных уровней для

детей с ОВЗ и заняли призовые места. В школе появились объемные фигуры книг, которые

стали частью развивающей среды школы.

В качестве перспективы совершенствования и развития проекта «Читающая школа»

рассматриваем его продолжение в летне - оздоровительную компанию на одной из площадок (Тема

лагеря «Научно – игровая площадка»). Для расширения масштаба проекта рассматриваем (после

снятия ограничений) взаимодействие с воспитанниками детского сада. Для них обучающиеся школы

будут приносить «Читательский рюкзачок» с книгами, а далее обмениваться информацией о

прочитанном под контролем взрослых.

Развитие в России информационного общества – задача настоящего и будущего, но

одно совершенно ясно – жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Читающие

дети – это грамотные дети, читающая семья – читающая Россия!

Приложение 1

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ «ГОД ЧТЕНИЯ И КНИГИ»

Приложение 2

МЕСЯЦ

МЕРОПРИЯТИЕ

ОТМЕТКА

ОБ

УЧАСТИИ

(кол-во

человек)

1

ОКТЯБРЬ

«В ГОСТИ В

Б И Б Л И О Т Е К У »

2

НОЯБРЬ

«КНИЖКИНО

З Д О Р О В Ь Е »

3

ДЕКАБРЬ

«КРАСИВАЯ ЗАКЛАДКА»

4

ЯНВАРЬ

«РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ЧТЕНИЯ»

5

ФЕВРАЛЬ

«СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ – ЛУЧШЕЕ

УВЛЕЧЕНИЕ»

6

МАРТ

ТЕАТРАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ

«ПО СТРАНИЦАМ ШКОЛЬНЫХ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ»

Анкета для родителей «Традиции семейного чтения»

1.

На Ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению,

или эта тема не актуальна в наше время?

2.

По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?

3.

На Ваш взгляд, семейное чтение – это: (нужное отметить) – литература,

интересующая всех членов семьи или ее части; – обсуждение прочитанного всей

семьей или ее частью; – чтение вслух для всех членов семьи; – книги для каждого

члена семьи отдельно; – когда все члены семьи заняты чтением.

4.

Задает ли Ваш ребенок вопросы, если ему не понятны слова или какая- либо ситуация

в произведении? Да. Нет. Иногда

5.

В состоянии ли Ваш ребенок связно и понятно пересказать историю, описать какой-

либо фрагмент из книги? Да. Нет. Не всегда

6.

Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные фильмы? Да. Нет.

Иногда

7.

Вспомните книгу (-и) Вашего детства (возраст 9-10 лет), которая произвела на Вас

сильное впечатление

8.

Как Вы думаете, будут ли книги Вашего детства интересны Вашему ребенку, если Вы

предложите ему почитать? Да. Нет. Не знаю

9.

Есть ли среди книг современных авторов, которые читает Ваш ребенок, такие,

которые вызывают у Вас недоумение, кажутся странными или неинтересными? Да.

Нет. Название:

10. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Да. Нет.

11. Если Вас не затруднит, назовите несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и

Вашей семьи (2–3 книги)

12. Сколько поколений собирает эту библиотеку?

13. Если возможно, укажите последнюю приобретенную Вами книгу. Отвечал (-а) на

вопросы: мама, папа, другой член семьи.



В раздел образования