Авторы: Балаева Екатерина Александровна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка 4 курса 341 группы и преподаватель физической культуры;теории и методики физического воспитания с практикумом
Учебное заведение: ГБОУ "Педагогический колледж № 10"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Методическое и дидактическое обеспечение преподавания физической культуры в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города
Москвы
"Педагогический колледж № 10"
Статья по физической культуре
на тему : "Методическое и дидактическое обеспечение преподавания
физической культуры в начальной школе"
Подготовила
студентка 341 группы
Балаева Е.А.
Преподаватель
Фалалеева Г.А.
Москва
2017
В
настоящее
время
всё
чаще
поднимаются
проблемы
здоровья
и
здорового
образа
жизни,
особенно
среди
подрастающего
поколения.
Формирование гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное
богатство
и
физическое
совершенство,
является
главной
целью
обучения
школьной физической культуры.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является
двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В
процессе овладения этой функцией укрепляется здоровье, совершенствуются
физические
качества,
осваиваются
определённые
двигательные
действия,
активно
развиваются
мышление,
творчество
и
самостоятельность. Главной
формой физического воспитания школьников является урок. Интересный по
содержанию, глубоко продуманный, проведенный эмоционально, с подъемом,
урок оставляет глубокий след в сознании детей, оказывает большое влияние на
их развитие.
Проектирование
уроков
в
младших
классах
должно
основываться
на
принципе занимательности, который даёт ребятам много нового, интересного,
создает деловое отношение к предмету. В процессе урока физической культуры
решаются
образовательные,
воспитательные
и
оздоровительные
задачи.
Образовательные
задачи
заключаются
в
обучении
детей
выполнению
физических
упражнений,
предусмотренных
нормативами,
в
формировании
определённых умений и навыков. Воспитательные задачи урока базируются на
развитии
у
школьников
внимания,
дисциплинированности,
аккуратности,
бережного отношения к имуществу, чувства дружбы и товарищества, силы
воли, целеустремленности, самостоятельности, настойчивости в преодолении
трудностей. Ещё одна важная воспитательная задача – прививать учащимся
интерес
и
любовь
к
систематическим
занятиям
физической
культурой
и
спортом.
Решению оздоровительных задач способствуют правильное проведение
урока и выполнение санитарно-гигиенических норм. Уже с I класса детей
необходимо знакомить с требованиями к поведению и внешнему виду на уроках
физкультуры
и
стремиться
последовательно
превращать
их
в
навыки
и
привычки. Этим обеспечивается воспитание школьников в духе сознательной
дисциплины,
организованности,
подтянутости.
Очень
полезно
постепенно
вводить в уроки элементарные сведения об организме человека, о его развитии
в процессе занятий физической культурой. По мере накопления таких сведений
можно
вводить
задание
на
самостоятельный
подбор
упражнения
для
укрепления той или иной группы мышц.
Уроки
физкультуры
в
начальных
классах
отличаются
большим
разнообразием упражнений и игр. Но элементы нового вносятся в учебное
занятие только после основательного закрепления изученного. В дальнейшем
следует сочетать упражнения и игры с ритмическими хоровыми действиями,
пением. Введение ритмики, пения и музыки развивает у детей способность
понимать
красоту
согласованных,
дружных
действий,
воспитывает
музыкальный слух.
Одним из важнейших критериев успешности спортивного направления
является
материальная
обеспеченность
и
техническая
оснащённость
учебного процесса.
Для
достижения
спортивных
результатов
сооружено
футбольное
поле,
хоккейный
корт,
а
также
баскетбольная
и
волейбольная
площадки,
полоса
препятствий,
гимнастический
городок,
беговая
дорожка,
тренажеры.
Применение
нестандартного
инвентаря
и
оборудования
позволяет
эффективнее использовать соревновательный метод физического воспитания,
найти
пути
решения
проблемы
развивающего
обучения
на
уроках
и
внеклассных
занятиях,
использовать
вариативный
способ
поточного
дублирования
и
организации
деятельности
школьников
при
групповом
выполнении общеразвивающих упражнений.
Для
организации
и
проведения
внеклассной
работы
по
физической
культуре и спорту в школе создается актив физической культуры. Руководство
активом возлагается на учителя физической культуры. Кроме того, в каждом
классе избираются физкультурные организаторы
Основными
формами
внеклассной
работы
по
физической
культуре
и
спорту
являются
занятия
в
секциях
и
объединениях,
в
спортивных
соревнованиях, участие в прогулках, туристских походах, посещение бассейна
«Бриз», а также праздники физической культуры и спорта.
Спортивные
мероприятия
в
начальных
классах
обычно
посвящаются
каким-либо
знаменательным
датам.
В
программу
таких
праздников,
как
правило,
мы
включаем
парад
участников
и
театрализованное
открытие,
элементы массовой поддержки болельщиков, соревнования, игры, аттракционы,
«кричалки», используем мультимедийное оборудование. Во время церемонии
награждения вручаются призы и грамоты победителям.
В
течение
учебного
года
учащиеся
являются
участниками
и
болельщиками интересных соревнований и конкурсов: русская лапта, мини-
футбол, пионербол, кросс, спортивно-развлекательные игры «Зов Джунглей»,
«Турнир рыцарей». Спортсмены школы занимают призовые места на районных
соревнованиях.
Наблюдается
положительное
воздействие
физкультуры
на
здоровье
подрастающего поколения. Высокая и специально организованная активность,
т.е.
занятия
физическими
упражнениями,
оказывает,
особенно
в
детском
возрасте,
положительное
влияние
на
умственную
работоспособность,
на
развитие
зрительного
восприятия,
внимания
и
некоторых
психических
процессов, а в конечном итоге - на успеваемость школьников.
В школе проведено анкетирование по выбору учащимися спортивных
объединений. Отмечаю, что большее количество детей посещают такие секции,
как:
плавание,
самбо,
футбол
и
волейбол.
По
результатам
проведения
анкетирования
следует,
что
из
68
обучающихся
в
начальной
школе –
64
учащимся нравятся уроки физкультуры. Делаем вывод о том, что основные
спортивные навыки, умения и знания обучающие получают именно на учебных
занятиях.
Качественные
теоретические
знания
учащиеся
подтверждают
на
конкурсах и олимпиадах разных уровней.
Для определения индивидуального стиля здорового образа жизни нами
было проведено анкетирование «Будем здоровы». 38 учеников 3-4-х классов
достигли высокого уровня физического развития.
Спортивные достижения учащихся подтверждаются не только на уроках
физической культуры, но и на районных и областных соревнованиях. Таким
образом, оптимальное создание организационных и методических условий в
образовательном учреждении формирует устойчивый интерес и положительную
мотивацию обучающихся к учебному предмету «Физическая культура».