Напоминание

"Методическое и дидактическое обеспечение преподавания физической культуры в начальной школе"


Авторы: Балаева Екатерина Александровна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка 4 курса 341 группы и преподаватель физической культуры;теории и методики физического воспитания с практикумом
Учебное заведение: ГБОУ "Педагогический колледж № 10"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Методическое и дидактическое обеспечение преподавания физической культуры в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города

Москвы

"Педагогический колледж № 10"

Статья по физической культуре

на тему : "Методическое и дидактическое обеспечение преподавания

физической культуры в начальной школе"

Подготовила

студентка 341 группы

Балаева Е.А.

Преподаватель

Фалалеева Г.А.

Москва

2017

В

настоящее

время

всё

чаще

поднимаются

проблемы

здоровья

и

здорового

образа

жизни,

особенно

среди

подрастающего

поколения.

Формирование гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное

богатство

и

физическое

совершенство,

является

главной

целью

обучения

школьной физической культуры.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является

двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В

процессе овладения этой функцией укрепляется здоровье, совершенствуются

физические

качества,

осваиваются

определённые

двигательные

действия,

активно

развиваются

мышление,

творчество

и

самостоятельность. Главной

формой физического воспитания школьников является урок. Интересный по

содержанию, глубоко продуманный, проведенный эмоционально, с подъемом,

урок оставляет глубокий след в сознании детей, оказывает большое влияние на

их развитие.

Проектирование

уроков

в

младших

классах

должно

основываться

на

принципе занимательности, который даёт ребятам много нового, интересного,

создает деловое отношение к предмету. В процессе урока физической культуры

решаются

образовательные,

воспитательные

и

оздоровительные

задачи.

Образовательные

задачи

заключаются

в

обучении

детей

выполнению

физических

упражнений,

предусмотренных

нормативами,

в

формировании

определённых умений и навыков. Воспитательные задачи урока базируются на

развитии

у

школьников

внимания,

дисциплинированности,

аккуратности,

бережного отношения к имуществу, чувства дружбы и товарищества, силы

воли, целеустремленности, самостоятельности, настойчивости в преодолении

трудностей. Ещё одна важная воспитательная задача – прививать учащимся

интерес

и

любовь

к

систематическим

занятиям

физической

культурой

и

спортом.

Решению оздоровительных задач способствуют правильное проведение

урока и выполнение санитарно-гигиенических норм. Уже с I класса детей

необходимо знакомить с требованиями к поведению и внешнему виду на уроках

физкультуры

и

стремиться

последовательно

превращать

их

в

навыки

и

привычки. Этим обеспечивается воспитание школьников в духе сознательной

дисциплины,

организованности,

подтянутости.

Очень

полезно

постепенно

вводить в уроки элементарные сведения об организме человека, о его развитии

в процессе занятий физической культурой. По мере накопления таких сведений

можно

вводить

задание

на

самостоятельный

подбор

упражнения

для

укрепления той или иной группы мышц.

Уроки

физкультуры

в

начальных

классах

отличаются

большим

разнообразием упражнений и игр. Но элементы нового вносятся в учебное

занятие только после основательного закрепления изученного. В дальнейшем

следует сочетать упражнения и игры с ритмическими хоровыми действиями,

пением. Введение ритмики, пения и музыки развивает у детей способность

понимать

красоту

согласованных,

дружных

действий,

воспитывает

музыкальный слух.

Одним из важнейших критериев успешности спортивного направления

является

материальная

обеспеченность

и

техническая

оснащённость

учебного процесса.

Для

достижения

спортивных

результатов

сооружено

футбольное

поле,

хоккейный

корт,

а

также

баскетбольная

и

волейбольная

площадки,

полоса

препятствий,

гимнастический

городок,

беговая

дорожка,

тренажеры.

Применение

нестандартного

инвентаря

и

оборудования

позволяет

эффективнее использовать соревновательный метод физического воспитания,

найти

пути

решения

проблемы

развивающего

обучения

на

уроках

и

внеклассных

занятиях,

использовать

вариативный

способ

поточного

дублирования

и

организации

деятельности

школьников

при

групповом

выполнении общеразвивающих упражнений.

Для

организации

и

проведения

внеклассной

работы

по

физической

культуре и спорту в школе создается актив физической культуры. Руководство

активом возлагается на учителя физической культуры. Кроме того, в каждом

классе избираются физкультурные организаторы

Основными

формами

внеклассной

работы

по

физической

культуре

и

спорту

являются

занятия

в

секциях

и

объединениях,

в

спортивных

соревнованиях, участие в прогулках, туристских походах, посещение бассейна

«Бриз», а также праздники физической культуры и спорта.

Спортивные

мероприятия

в

начальных

классах

обычно

посвящаются

каким-либо

знаменательным

датам.

В

программу

таких

праздников,

как

правило,

мы

включаем

парад

участников

и

театрализованное

открытие,

элементы массовой поддержки болельщиков, соревнования, игры, аттракционы,

«кричалки», используем мультимедийное оборудование. Во время церемонии

награждения вручаются призы и грамоты победителям.

В

течение

учебного

года

учащиеся

являются

участниками

и

болельщиками интересных соревнований и конкурсов: русская лапта, мини-

футбол, пионербол, кросс, спортивно-развлекательные игры «Зов Джунглей»,

«Турнир рыцарей». Спортсмены школы занимают призовые места на районных

соревнованиях.

Наблюдается

положительное

воздействие

физкультуры

на

здоровье

подрастающего поколения. Высокая и специально организованная активность,

т.е.

занятия

физическими

упражнениями,

оказывает,

особенно

в

детском

возрасте,

положительное

влияние

на

умственную

работоспособность,

на

развитие

зрительного

восприятия,

внимания

и

некоторых

психических

процессов, а в конечном итоге - на успеваемость школьников.

В школе проведено анкетирование по выбору учащимися спортивных

объединений. Отмечаю, что большее количество детей посещают такие секции,

как:

плавание,

самбо,

футбол

и

волейбол.

По

результатам

проведения

анкетирования

следует,

что

из

68

обучающихся

в

начальной

школе –

64

учащимся нравятся уроки физкультуры. Делаем вывод о том, что основные

спортивные навыки, умения и знания обучающие получают именно на учебных

занятиях.

Качественные

теоретические

знания

учащиеся

подтверждают

на

конкурсах и олимпиадах разных уровней.

Для определения индивидуального стиля здорового образа жизни нами

было проведено анкетирование «Будем здоровы». 38 учеников 3-4-х классов

достигли высокого уровня физического развития.

Спортивные достижения учащихся подтверждаются не только на уроках

физической культуры, но и на районных и областных соревнованиях. Таким

образом, оптимальное создание организационных и методических условий в

образовательном учреждении формирует устойчивый интерес и положительную

мотивацию обучающихся к учебному предмету «Физическая культура».



В раздел образования