Напоминание

"Леворукий ребенок в школе как педагогическая проблема"


Автор: Яремчук Алина Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4 им.Ф.И.Толбухина"
Населённый пункт: город Симферополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Леворукий ребенок в школе как педагогическая проблема"
Раздел: начальное образование





Назад




ЛЕВОРУКИЙ РЕБЁНОК В ШКОЛЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ПРОБЛЕМА.

До

недавнего

времени

леворукость

представляла

серьезную

педагогическую проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда

наносили вред здоровью детей (неврозы и невротические состояния).

В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких

детей и сейчас они пишут удобной для них рукой. Теперь в современной школе

леворукие дети могут спокойно приспосабливаться к "правостороннему" миру, и

на ровне с праворукими обучатся в школе.

Проблема леворукости как проявление асимметрии полушарий головного

мозга рассматривалась в трудах многих ученых. Глубоко исследованы её

физиологические Н.Н. Брагина, Г.Л. Дейч, Т.А. Доброхотова, М.Г. Князева, С.

Спрингер

и психологические аспекты В.Л. Бианки, И.В. Ефимова, А.В.

Семенович, Э.Г. Симерницкая, Е.Д. Хомская, разработаны.

Выготский Л.С. говорил: « Только, то обучение в детском возрасте

хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Обучать

ребёнка тому, чему он не способен обучаться, так же бессмысленно, как обучать

его тому, что он умеет самостоятельно делать» [ 1, c.53].

Леворукость

это

индивидуальная

особенность

ребенка,

которую

необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Эти особенности проявляются в формировании высших психических

функций,

в приспособлении к различным условиям внешней среды, и в

обучении.

Очень важно определить направление «рукости» ребенка до начала

обучения: в детском саду или при приеме в школу.

Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее

использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений,

возникающих у леворуких при переходе к систематическому школьному

обучению.

Вопрос о переучивание леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен

решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и

психологических

особенностей,

адаптационных

возможностей

организма

и

личных установок ребенка [ 2, c.31].

У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно

медленнее и более болезненно.

Эти дети нуждаются в специальных занятиях.

К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики

обучения леворуких детей. Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные

действия так же, как и правши. Леворукость нельзя считать причиной отклонений

в развитии, так как это отражение межполушарной асимметрии, отличное от

праворуких распределением

функций между правым и левым полушариями

головного мозга.

Многие

педагоги

и

родители

упускают

этап

кропотливой

подготовительной работы и предъявляют непосильные для леворукого ребенка

требования. .

В работе с леворукими детьми в школе и дома следует соблюдать ряд

условий, на которых

мы

остановимся:

Основные организационно-методические условия в работе с леворукими

детьми:

1)Необходимость оказания помощи левше организации своего рабочего

места;

2)не

следует

требовать

от

левши

правонаклонного

письма,

более

целесообразным для них будет писать прямо;

3)исключить требование от ребёнка безотрывного письма;

4)раскладывать на элементы, любые двигательные действия объясняя пошагово,

каждый элемент ученик должен выполняться осознанно;

5)проводить работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им

причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку

преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются и сохранить

психическое и физическое здоровье ребенка.

Названные условия определяют особенности работы с леворукими

детьми,

не

следует

заниматься

самовольным,

насильственным

переучиванием.

При подготовке леворукого ребенка к школе для успешной его адаптации

необходимо

учитывать

три

направления

работы,

которые

выражаются

в

пропедевтической, развивающей и коррекционной помощи со стороны родителей,

педагогов, воспитателей, школьного психолога и логопеда. Только при такой

многоуровневой и всесторонней помощи наш леворукий ребенок сможет успешно

адаптироваться в школьную среду.

Литература.

1. Безруких М. М. Леворукий ребенок / М.М. Безруких.- Тетрадь для

занятий с детьми. Методические рекомендации.- М.: Вентана - Граф, 2001.

- 380 с.

2.

Чижова С.Л. Если ребёнок левша / С.Л. Чижова. - Как наиболее

эффективно развивать таланты вашего ребёнка.- М.: Эксмо, 2007.- 267 с.



В раздел образования