Автор: Яремчук Алина Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4 им.Ф.И.Толбухина"
Населённый пункт: город Симферополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Леворукий ребенок в школе как педагогическая проблема"
Раздел: начальное образование
ЛЕВОРУКИЙ РЕБЁНОК В ШКОЛЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА.
До
недавнего
времени
леворукость
представляла
серьезную
педагогическую проблему. Детей приучали писать правой рукой. Отсюда
наносили вред здоровью детей (неврозы и невротические состояния).
В последние годы школа отказалась от практики переучивания леворуких
детей и сейчас они пишут удобной для них рукой. Теперь в современной школе
леворукие дети могут спокойно приспосабливаться к "правостороннему" миру, и
на ровне с праворукими обучатся в школе.
Проблема леворукости как проявление асимметрии полушарий головного
мозга рассматривалась в трудах многих ученых. Глубоко исследованы её
физиологические Н.Н. Брагина, Г.Л. Дейч, Т.А. Доброхотова, М.Г. Князева, С.
Спрингер
и психологические аспекты В.Л. Бианки, И.В. Ефимова, А.В.
Семенович, Э.Г. Симерницкая, Е.Д. Хомская, разработаны.
Выготский Л.С. говорил: « Только, то обучение в детском возрасте
хорошо, которое забегает вперёд развития и ведёт развитие за собой». Обучать
ребёнка тому, чему он не способен обучаться, так же бессмысленно, как обучать
его тому, что он умеет самостоятельно делать» [ 1, c.53].
Леворукость
–
это
индивидуальная
особенность
ребенка,
которую
необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Эти особенности проявляются в формировании высших психических
функций,
в приспособлении к различным условиям внешней среды, и в
обучении.
Очень важно определить направление «рукости» ребенка до начала
обучения: в детском саду или при приеме в школу.
Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее
использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений,
возникающих у леворуких при переходе к систематическому школьному
обучению.
Вопрос о переучивание леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен
решаться строго индивидуально с учетом индивидуальных физиологических и
психологических
особенностей,
адаптационных
возможностей
организма
и
личных установок ребенка [ 2, c.31].
У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно
медленнее и более болезненно.
Эти дети нуждаются в специальных занятиях.
К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики
обучения леворуких детей. Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные
действия так же, как и правши. Леворукость нельзя считать причиной отклонений
в развитии, так как это отражение межполушарной асимметрии, отличное от
праворуких распределением
функций между правым и левым полушариями
головного мозга.
Многие
педагоги
и
родители
упускают
этап
кропотливой
подготовительной работы и предъявляют непосильные для леворукого ребенка
требования. .
В работе с леворукими детьми в школе и дома следует соблюдать ряд
условий, на которых
мы
остановимся:
Основные организационно-методические условия в работе с леворукими
детьми:
1)Необходимость оказания помощи левше организации своего рабочего
места;
2)не
следует
требовать
от
левши
правонаклонного
письма,
более
целесообразным для них будет писать прямо;
3)исключить требование от ребёнка безотрывного письма;
4)раскладывать на элементы, любые двигательные действия объясняя пошагово,
каждый элемент ученик должен выполняться осознанно;
5)проводить работу с родителями леворукого ребенка, объясняя им
причины и следствия особенностей их сына/дочери, советуя, как помочь ребенку
преодолеть те объективные трудности, которые уже имеются и сохранить
психическое и физическое здоровье ребенка.
Названные условия определяют особенности работы с леворукими
детьми,
не
следует
заниматься
самовольным,
насильственным
переучиванием.
При подготовке леворукого ребенка к школе для успешной его адаптации
необходимо
учитывать
три
направления
работы,
которые
выражаются
в
пропедевтической, развивающей и коррекционной помощи со стороны родителей,
педагогов, воспитателей, школьного психолога и логопеда. Только при такой
многоуровневой и всесторонней помощи наш леворукий ребенок сможет успешно
адаптироваться в школьную среду.
Литература.
1. Безруких М. М. Леворукий ребенок / М.М. Безруких.- Тетрадь для
занятий с детьми. Методические рекомендации.- М.: Вентана - Граф, 2001.
- 380 с.
2.
Чижова С.Л. Если ребёнок левша / С.Л. Чижова. - Как наиболее
эффективно развивать таланты вашего ребёнка.- М.: Эксмо, 2007.- 267 с.