Автор: Горбулина Зинаида Юрьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 г. Ипатово
Населённый пункт: город Ипатово Ипатовский район Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе
Тема: "Весна - природа пробуждается"
Раздел: начальное образование
Методическая разработка по окружающему миру в 1 классе
по теме «Весна – природа пробуждается».
Цель урока:
Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых
элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность
событий в природе и их связи) и овладение материалом урока на уровне
сознательного воспроизведения и запоминания.
Задачи урока:
1.
Дать представление об изменениях в жизни растений и птиц весной
2.
Показать связь этих изменений с неживой природой
3.
Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая
полученные знания, строить логические выводы и обобщения
4.
Воспитывать чувство гордости за родной край
5.
Продолжать формирование элементов экологической культуры
6.
Развивать монологическую речь учащихся через использование
алгоритма ответа;
7.
Формировать
аналитико-синтетическое
мышление,
умение
осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;
8.
Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах,
оценку и самооценку деятельности;
Оборудование:
1.
Учебник «Окружающий мир. 1 класс.
2.
Карточки с заданиями для парной работы (№ 1, № 2).
3.
Карточка с заданием для групповой работы (№ 3).
4.
Компьютер.
5.
Экран.
6.
Презентация к уроку.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
Прозвенел у нас звонок.
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Будьте внимательны,
А ещё старательны!
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться
подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых
взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать,
сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я
рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на
одну ступеньку знаний. (Слайд 2)
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество- внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.
2.
Актуализация знаний и формулирование темы урока.
- Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на
уроке.
- Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от
человека)
- Какая бывает природа?
- Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек)
- А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые,
почва)
- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе?
(Растут, питаются, размножаются, умирают)
-
Послушайте
стихотворение
и
попробуйте
сформулировать
тему
сегодняшнего урока. (Слайд 3)
Снег теперь уже не тот,-
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
(С.Маршак)
- (Слайд 4)
Весна – природа пробуждается.
Побежали, зазвенели
С крыш весёлые капели.
Кап-кап! На карниз!
Кап-кап! Сверху вниз!
Эй, прохожий, Берегись!
А прохожим дела мало,
Сколько капель там попало
На пальто, на воротник,
Знай, шагают напрямик.
Шагают, улыбаются —
Весне так полагается!» (М. Маликов «Капели»)
- Назовите весенние месяцы (Слайд 5) (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)
-Март назван в честь бога войны Марса, апрель называют даровитым
месяцем или снегогоном, а месяц май назван в честь богини Майи, которой
приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай.
3.
Постановка проблемного вопроса.
(Слайд 6)
- Прочитайте вопрос, который нам подготовила мудрая сова.
Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение
природы?
- Можем ли мы сейчас сразу ответить на главный вопрос урока? Почему?
(Слайд 7) Картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
- Рассмотрите иллюстрацию знаменитого русского художника Саврасова,
который рисовал картины родной природы.
- Что изображено? Как бы вы озаглавили?
- Художник озаглавил эту картину «Грачи прилетели» (Слайд 6)
- Назовите объекты неживой природы.
- А теперь назовите объекты живой природы.
- Сегодня на уроке мы с вами будем искать взаимосвязь между неживой и
живой природой весной.
4.
Совместное открытие нового.
Работа в парах.
- По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)
- Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к
весне.
(Дети работают по карточкам в парах) (Слайд 8)
Карточка № 1.
Стало холоднее. Стало теплее
Образовались проталины. Земля покрылась снегом.
День уменьшается. День увеличивается.
Река замерзает. Лёд на реке тает.
Листья распускаются. Листья желтеют.
Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.
Тает снег и лёд.
- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А
во 2? (Слайд 8)
- Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается
и становится теплее) (Слайд 8)
- А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)
- Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с
южной стороны – проталины (Слайд 9); снег становится серым, ночью и
утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст; начинает таять снег
– половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение,
которое приносит много бед) (Слайд 10)
5.
Физминутка (Слайд 11)
6.
Первичное закрепление (обучение способам применения).
Работа по учебнику. (Слайд 12)
-
Откройте
учебник
на
стр.48.
Рассмотрите
нижний
рисунок.
Что
нарисовано?
- Прочитайте вопрос и попробуйте ответить на него.
- Так почему же эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми)
- Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем
листья) (Слайд 13)
- Какие раннецветущие растения вы знаете? (показ раннецветущих растений
на слайде)
-Мать-и-мачеха
(из листьев готовят настойку для лечения простудных
заболеваний)
-Из под снега расцветает
Раньше всех весну встречает
(подснежник) – «галантус»
бывают синие и белые
-Как звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила
лекарства и лечила своих друзей? (Медуница)
медуница-лекарственная (четырежды меняет цвет: розовый – красный –
фиолетовый – синий. Посещают пчёлы и шмели)
- Ландыш майский (цветы используют для приготовления духов)
- Ветреница дубравная. Какое слово спряталось в названии? (Цветки белые.
Цветение совпадает с периодом ветров. Ядовито. Опасно для скота)
- Рассказ заранее подготовленного ученика о первоцвете весеннем.
- (Слайд 14) У всех раннецветущих растений под землёй находится или
утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные
вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми,
спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.
Охрана растений.
- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают
раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с
букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.
Цветок на лугу я сорвал на бегу,
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял и завял,
А сколько бы он на лугу простоял?
- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу
передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно
сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые
человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)
- Не только растения реагируют на появление тепла.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку,
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боиться?
Угадали? Это …(птица)
- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно,
исчезают насекомые, нечем питаться)
- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы
вернулись?
(Появление
насекомых:
пчела,
шмель,
муравьи,
бабочка-
крапивница, мухи, комары)
Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок на стр. 49. Какие птицы зимуют вместе с нами?
(Синицы)
- А какие птицы прилетают весной?
- Как называют этих птиц? (Перелётные)
- Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех? (Слайд 15-17)
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица…(грач)
- Прочитайте на стр.49 народную примету о граче.
- Сообщение заранее подготовленного ученика о граче.
- А кто же прилетает сразу после грача?
Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай скорей …(скворец)
- Прочитайте народную примету про скворца.
- У скворцов вскоре появляются птенцы. До 300 раз приносят корм своим
птенцам скворцы.
- Следующими прилетают жаворонки.
А вот синицы
в марте, как только начинает пригревать солнце,
возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы.
В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки.
Одними из последних прилетают ласточки и стрижи.
- А какую пользу приносят птицы? (Большая синица уничтожает в течение
дня до 6 тыс. насекомых; грач – до 8 тыс. вредных червей и гусениц;
ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров, таким образом птицы
охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят
большую пользу человеку).
- Рассмотри рисунки на стр. 50-51. Как люди заботятся о птицах?
- Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо?
- А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц.
7.
Практическая часть урока (начало формирования умений).
- Давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу урока. (Слайд 18)
Можем ли мы на него сейчас ответить?
Работа в парах
- Все события весной наступают в определённом порядке. Возьмите карточки
и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде
(расставить цифры возле каждого предложения). (Слайд 19)
Карточка № 2.
Возвращаются из тёплых краёв птицы.
Зацветают растения.
Тает снег.
Появляются насекомые.
Больше солнечного света.
- Проверка по слайду. (Слайд 20)
Работа в группах.
- Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание
– составить рассказ о пробуждении природы весной по плану (Слайд 21)
Карточка № 3.
1.
Весна приходит к нам сразу после ________.
2.
Весенние месяцы – это_______________.
3.
Весну можно узнать по таким признакам_______,
4.
Какие раннецветущие растения появляются весной?
5.
Какая особенность раннецветущих растений?
6.
Охрана раннецветущих растений.
7.
Какие птицы прилетают к нам весной?
8.
Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?
9.
Какую пользу приносят птицы?
10.Забота о птицах весной.
- Проверка. (Рассказ по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от
группы. Каждая группа озвучивает по 2 пункта плана).
8.
Подведение итогов.
- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?
- Что нового узнали на уроке?
- Что было для вас самым интересным на уроке?
- Что было сложным? Вызвало затруднения?
Самооценка. (Слайд 22)
- Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на
уроке
(человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на
практике.
человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна
помощь.
человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока
осталась для него непонятной.
Ребята, будьте истинными друзьями и защитниками природы!
9.
Домашнее задание.
Составить рассказ о весенних изменениях в природе.
По желанию вместе с родителями изготовить скворечник.