Автор: Ратнер Юлия Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Сырское Липецкого муниципального района Липецкой области
Населённый пункт: с Сырское Липецкий муниципальный район Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность и активные формы познания - ключ к успеху в образовании.
Раздел: среднее образование
Проектная деятельность и активные формы познания - ключ к успеху в
образовании.
Активные методы познания предмета географии воспитывают у учащихся
положительное отношение к учению, вызывают и укрепляют у них интерес к
приобретению знаний. Интерес школьников определяется и тем, какими
знаниями, умениями и навыками они овладевают в процессе обучения. При
этом задача учителя побуждать к активной мыслительной и практической
деятельности и использовать не скучное изложение готовых знаний, и их
дальнейшее
запоминание
и
воспроизведение
учащимися.
Необходимо
настраивать учеников на самостоятельное овладение знаниями и умениями в
процессе мыслительной и практической деятельности. Не случайно народная
мудрость гласит: «Однажды увиденное – забудется, сделанное самим -
никогда»
Сравнение активного и пассивного подхода к обучению и восприятию
информации
(Х.-Е.
Майхнер)
показывает,
что
при
преимущественно
пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти: 10% того, что
читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% того, что слышат и
видят. В то же время при активном восприятии информации учащиеся
удерживают в памяти 80% того, что говорили сами; 90% того, что делали
сами.
Разнообразие приемов, методов и форм обучения способно обеспечить
школьников активной познавательной деятельностью, направленной на
самостоятельное
добывание
знаний.
Самостоятельная
познавательная
деятельность активно воспринимается, переосмысливается, углубляет и
расширяет полученные на уроке знания. Для этого лучше всего подходит
метод проектов. Он основан на постановке социально значимой цели и ее
практическом достижении. Применение этого метода позволяет направить
деятельность
школьников
на
решение
конкретной
учебной
или
воспитательной проблемы. Конечным результатом деятельности всегда
является
продукт,
который
разработали
участники
проекта
для
ее
разрешения. Главная педагогическая цель любого проекта — формирование
различных компетенций, т. е. умений, связанных с опытом их применения в
практической
деятельности.
Такая
деятельность
позволяет
получить
определенный
опыт,
Следовательно,
главный
результат
проектной
деятельности
—
накопление
детьми
и
подростками
поведенческих,
коммуникативных, организационных и других навыков. Ребята получают
опыт
работы
в
команде
или
учатся
планировать
индивидуальную
деятельность, рассчитывать необходимые ресурсы, прогнозировать результат
работы, принимать решения и нести ответственность за результат.
Е.С. Полат классифицирует проекты учащихся по тому, какой вид
деятельности учеников, является доминирующим. Например: практико-
ориентированный,
исследовательский,
информационный,
творческий,
ролевой проекты. В результате итогом работы может стать решение
социально значимой проблемы, эксперимент, публикация, произведение
декоративно-прикладного искусства, сценарий какого-то действия, игры и
т.д.
Проекты могут быть индивидуальными и групповыми. Среди групповых
можно выделить «парные» (для двух обучающихся), микрогрупповые (по 3—
4 подростка), и классно-групповые (всем коллективом или кружком (клубом)
по интересам). Важно, чтобы живо интересовал предмет изучения. Ярким
примером классно-груповой работы можно считать создание экологической
тропы «Школа – наш общий дом» в с. Сырском Липецкого района
Липецкой
области.
Ее
организовали
ученики
восьмых
классов
для
приобщения учеников начальной школы к делу охраны природы. К
неожиданным выводам можно прийти, детально изучая привычное и
обыденное, например: проекты «Тайны шоколада» и «Литотерапия».
Активные методы характеризуются интегративностью. Это проявляется, в
первую очередь, в том, что обучение проводится в ситуациях, максимально
приближенных к жизненным, когда материал для изучения становится целью
деятельности и перестает быть средством. Во-вторых, осуществляется не
только передача знаний, но и обучение умениям их практического
использования; в-третьих, организуется формирование качественно новой
установки на обучение в эмоционально насыщенном процессе коллективного
творческого труда. Разновидностью активных методов обучения являются
интерактивные методы, они побуждают учеников и учителя к активному
взаимодействию. Основной принцип: ученики приходят к общим выводам,
получают знания в процессе взаимодействия друг с другом и с учителем.
Интерактивные методы обучения побуждают учителя и учащихся к
активному взаимодействию. В деятельности учителя центральное место
занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа, в которой ученики,
обсуждая поставленные вопросы, отстаивая свою точку зрения и оспаривая
или принимая другую, стимулируют и активизируют друг друга. При
применении интерактивных методов на интеллектуальную активность
сильнее всего действует дух соревнования, соперничества, состязательности,
который проявляется тогда, когда люди коллективно ищут истину. Кроме
того, действует такой психологический феномен, как заражение, где любая
высказанная
одноклассником
мысль
способна
непроизвольно
вызвать
собственную, аналогичную, близкую к высказанной, или же наоборот,
совершенно противоположную. Ребята учатся формулировать свои мысли,
высказываться, отстаивать свою точку зрения, продолжать и развивать идеи
других. На уроках ребята работают в микрогруппах со статистическим
материалом, анализируют карты и диаграммы, сравнивают, обобщают,
делают выводы, учатся логически мыслить.
Интерактивные методы наиболее соответствуют реализации концепции
личностно-ориентированного подхода в обучении, учитель выступает в роли
организатора и консультанта процесса взаимодействия, создает условия для
проявления учащимися инициативы. Новые знания, умения и навыки
формируются на основе опыта самих обучающихся в ходе сотрудничества и
взаимообучения.
Такая организация
занятий,
во-первых,
предполагает
создание познавательного климата в коллективе, в результате воздействия на
интеллектуальную активность учащихся в процессе коллективного поиска
истины, духа соревнования и эффекта заражения. Во-вторых, позволяет
определить
сферу
применения
полученных
знаний
в
будущей
профессиональной деятельности. В-третьих, позволяет дифференцировать
информацию, предлагаемую для усвоения. В-четвертых, позволяет повысить
уверенность учащихся в своих способностях, в частности, посредством
активизации коммуникативных навыков [4, с.21]. И, наконец, такая
организация урока позволяет адаптировать учащихся с разным уровнем
развития способностей, активно включать в познавательный процесс всех
учащихся в классе. Использование активных методов обучения позволяет
реализовать идею сотрудничества, учит субъектов учебного процесса
конструктивному взаимодействию, способствует созданию психологического
климата,
доброжелательной
обстановки,
успешной
социально-
психологической адаптации всех учеников. От учителя зависит наличие
условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей и
обеспечение их эмоционального равновесия. Именно этим фактом полностью
опровергается мифическая, на мой взгляд, идея о том, что учитель лишь
оказывает услуги, не влияя при этом на формирование личности, на передачу
частицы себя этой личности, на создание таких форм обучения, при которых
учащийся сумел бы полностью реализовать свой творческий потенциал.