Автор: Артеменко Галина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №103
Населённый пункт: город Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Использование современных педагогических технологий на уроках русского
языка и литературного чтения в начальной школе
Аннотация.
Данная
статья
посвящена
практическим
рекомендациям
по
использованию различных современных педагогических технологий на уроках русского
языка и литературного чтения в начальной школе. На мой взгляд этот материал является
актуальным, потому что, например, технология развития критического мышления – одно из
направлений функциональной грамотности (чему в данное время уделяется большое
внимание).
Ключевые
слова.
Функциональная
грамотность,
образовательные
технологии,
критическое мышление, методические приемы, тонкие и толстые вопросы, Кубик Блума,
«Ничему
тому,
что
важно
знать,
научить нельзя – все, что может сделать учитель, это
указать дорогу».
Р.Олдингтон
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали
кардинального
пересмотра
целей,
результатов
образования,
традиционных
методов
преподавания, систем оценки достигнутых результатов.
Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?
Человек должен быть функционально грамотным.[1]
Современная школа для ребенка – это новый этап в его жизни и база для последующего
обучения. Выходя из школы, ученик, прежде всего, должен овладеть умением учиться.
Задача заключается в том, чтобы создать фундамент для усвоения нового материала в
дальнейшем. Именно поэтому из множества современных педагогических технологий меня
заинтересовала технологиия развития критического мышления. Тем более, что она является
одним из направлений функциональной грамотности.
Несмотря на то, что ТРКМ
используется с 5 класса, в начальной школе её тоже можно использовать для развития
учеников.
Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится
к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом
открытым новым идеям, методам.[2]
Существует множество методических приемов развития критического мышления:
прием «Кластер», учебно-мозговой штурм, прием «Инсерт», эссе, приём «Составление
синквейнов», ролевой проект, и т.д..
Я хочу остановиться на наиболее полюбившемся моим ученикам и мне самой приём
ТРКМ «Тонкие и толстые вопросы».
Прием «Тонкие и толстые вопросы» довольно простой, но от этого не становится менее
эффективным.
«Толстые и тонкие вопросы» — это способ организации взаимоопроса учащихся по теме,
при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это
«да» или «нет»),
а
«толстый»
(проблемный) требует глубокого
осмысления
задания,
рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой стадии урока.
Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме: «Приставка и её роль в слове.
Различие приставок и предлогов»
Тонкие вопросы
•
Что такое приставка?
•
Для чего нужна приставка?
•
Где пишется приставка в слове?
•
Как обозначается приставка?
Толстые вопросы
•
Почему приставка так называется?
•
Чем приставка отличается от суффикса?
•
В чём отличие приставки от предлога?
•
Что будет, если из нашей речи «исчезнут» приставки?
На уроках литературного чтения – ответы на тонкие вопросы – опора на текст, ответы
на толстые вопросы – постижение тайн текста. Например, на уроке литературного чтения по
теме «Н.Носов. Огурцы» вопросы могут быть такими:
Тонкие вопросы
•
Кто главный герой рассказа?
•
Что произошло с мальчиком?
•
Когда происходит действие рассказа?
Толстые вопросы
•
Дайте объяснение, почему мама отправила мальчика обратно?
•
Почему вы думаете, что мальчик совершил плохой поступок?
•
Предположите. Что будет. Если мальчик не вернет огурцы?
Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для написания сочинений,
проверочных работ, исследований, дискуссий, эссе.
Ещё один из наиболее часто используемых мной приёмов развития критического
мышления является Кубик Блума.
Автор уникальной системы алгоритмов является Бенджамин Блум.
Предложенная им
теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную,
психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю",
"Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он,
используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые
придется отвечать. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос
следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен
начинаться вопрос.
Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет
формулировать вопросы самого разного характера.
Есть 2 варианта:
Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на
начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы
с кубиком.
Вопросы
формулируют
сами
учащиеся.
Это
вариант
требует
определенной
подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а
вот вопросы-задания требуют определенного навыка.[3]
Например, в начальных классах вместо стандартных вопросов можно использовать
следующие:
Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.
Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства
и различия.
Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?
Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.
Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".
На уроке русского языка в 3 классе по теме «Падежи имен существительных» Кубик
Блума можно использовать на этапе актуализации знаний и умений.
- Вы уже много знаете об имени существительном, и я предлагаю вам задать вопросы друг
другу. Поможет нам кубик Блума.
Дети по очереди бросают кубик, задают вопросы. (На какие…вопросы отвечает имя
существительное.
Что…обозначает
имя
существительное?
Как…изменяется
имя
существительное?
Какими…членами
предложения
является?
Когда…на
конце
существительных после шипящих пишется ь? Почему…в слове «умелец» пишется суффикс
–ец, а в слове «умница» -иц?)
Профессиональная компетентность педагога невозможна без использования
современных образовательных технологий. Каждая из них интересна по-своему. Нужно
пробовать разные, выбирать те, которые являются наиболее продуктивными для развития
учеников.
Хочется закончить словами Джона Холта: «Учиться – значит задавать вопросы.
Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать
».
Библиографический список
1.
Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость
современного
образования
/
М.
И.
Козлова
//
Сборник
статей
II
Международного учебно-исследовательского конкурса.- Петрозаводск, 2020. -
С. 116-125.
2.
Смирнова
И.В.
Понятие
критического
мышления
в
современной
педагогической науке// Современные проблемы науки и образования.-2015.-
№5
3.
Кладченко Е.И.Использование интерактивного приема «Кубик Блума» для
развития критического мышления// Инфоурок. Статья.-2020.