Напоминание

"Личность и государство" (по роману Е.Замятина "Мы")


Автор: Лендыл Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №78
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Личность и государство" (по роману Е.Замятина "Мы")
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока литературы в 11 классе

по теме «Личность и государство»

(по роману Е.Замятина «Мы»)

Общая часть

Предмет

Литература

11 класс

Тема

Личность и государство (по роману Е.Замятина «Мы»)

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Углубить представление учащихся о жанре

антиутопия.

Разобраться в проблематике романа.

Умение понимать тему, идею произведения.

Умение слушать учителя и друг друга.

Смысловое чтение.

Умение работать индивидуально и в

группе.

Уважение к стремлению к знаниям,

просвещению.

Ориентация в системе моральных норм и

ценностей.

Решаемые учебные проблемы

1.

Познакомиться с основными этапами развития жанра антиутопии.

2.

Расширить представление учащихся о проблематике романа Е.И. Замятина «Мы».

3.

Развивать аналитическое чтение произведений.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация

Методическое назначение средств ИКТ

Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности

обучаемых.

Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Образовательные интернет-ресурсы

muzeum

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного

материала

Формулировка целей и задач урока.

Подготовка к восприятию

художественного текста

Основной вид деятельности, направленный

на формирование образовательного

результата

Вступительное слово учителя:

В художественном произведении идея не

преподносится в сформулированном виде, а

вытекает из отражаемых явлений жизни.

Деятельность учащихся

1. Отвечают на вопросы

2. Слушают сведения о жанрах

утопия и антиутопия.

Следовательно, перед нами трудная задача:

определить не высказанную автором, но

подсказываемую всеми компонентами

произведения его главную мысль. Анализируемое

произведение роман-антиутопия.

- Что такое утопия?

- Вспомните, какое произведение, изученное нами,

относится к этому жанру?

- Предположите, какой жанр называют

антиутопией?

Основоположником жанра антиутопии был, по

сути, Ф.М.Достоевский, который нарисовал

кошмарный мир будущего во сне Раскольникова.

Следующим был Евгений Замятин. П его следу

идут Хаксли, Оруэлл, Бредбери и Стругацкие.

Таким образом, путь развития жанра представляет

путь от утопии к кошмару.

- Почему становится жутко после прочтения

произведения, давайте разберемся.

3.Запись в тетрадь темы урока и

эпиграфа: «Своя воля лучше»

(Ф.М.Достоевский).

Методы обучения

Пропедевтическая беседа

Форма организации деятельности учащихся.

Роль учителя

Подготовка к сообщению задач урока, организации

различных видов деятельности, сбор информации

для групповой работы.

Основные виды деятельности учителя

Организует работу по подготовке учащихся к

знакомству и освоению нового учебного

материала.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Формирование конкретного образовательного

материала

Консультации учащихся, работающих в группах.

1.Знакомство с моделью Единого

государства, определение места

человека в нем, решение вопроса о

реализации человека как личности.

2.Обобщение и систематизация

информации, подготовленной во

время урока.

3. Представление групповых

результатов по итогам обсуждения.

Основной вид учебной деятельности,

направленный на формирование

образовательного результата

1.

Жизнь Единого государства математически

выверена, совершенна. В Едином Государстве

все разумно, все подчинено одной цели.

1 группа - Расскажите нам о модели этого

общества.

2 группа – Расскажите о месте человека в

Едином Государстве. Как ведет себя человек?

3 группа – Расскажите, все ли потребности

человека учитываются и реализуются?

(Обопритесь в своих размышлениях на

пирамиду Маслоу)

Работа в группах.

Методы обучения

Работа в группах, эвристическая

беседа, выступление перед

аудиторией.

Форма организации деятельности учащихся

Обсуждение и поиск общего решения

группы, представление результатов работы

в группе.

Основные виды деятельности учителя, роль

учителя

Организационная. Правила работы в

группе. Разработка критериев оценки

работы в группе.

Этап 3. Практикум

Формирование конкретного образовательного

материала

Анализ высказывания Ф.М.Достоевского: «Своя

воля лучше»

Основной вид учебной деятельности,

направленный на формирование

образовательного результата

Рассуждение на заданную тему : «Как вы

понимаете данное высказывание?»

Предполагаемый

результат:

Го сударство

вмешивается

в

строение

личности,

в

ход

ее

творческой

деятельности,

подчиняет

с ебе

э м о ц и о н а л ь н у ю

с ф е р у.

« Я »

п е р е с т а е т

существовать как таковое – оно становится лишь

органической

клеточкой

«мы»,

составляющей

толпы.

Таким

образом,

Замятин

доносит

нам

мысль

о

том,

что

человек

под

воздействием

Государства

превращается

в

придаток

машины.

Автор

показал

т рагедию

п р е од ол е н и я

человеческого в человеке, потери имени как потери

собственного «Я».

Методы обучения

.

Выступление перед аудиторией

Форма организации деятельности учащихся

Обсуждение и поиск верного решения.

Основные виды деятельности учителя.

Организационная.

Этап 4.Проверка полученных результатов

Длительность этапа

5 минут

Виды учебной деятельности для проверки

полученных образовательных результатов

Зачитывание своих работ 3-мя уч-

ся перед аудиторией

Методы контроля

Привлечение внимания уч-ся к зачитываемым

работам.

Способ контроля

Сбор тетрадей в конце урока .

Способ коррекции

Коррекция во время прочтения своих работ 3 уч-ся,

анализ работ на следующем уроке.

Форма организации деятельности уч-ся

Обсуждение плюсов и недоработок в ответах

Роль учителя на данном этапе

Организующая, направляющая, корректирующая

Основные виды деятельности учителя

Устные комментарии к ответам уч-ся

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Варианты:

1.

Дать характеристику главному герою (письменно).

2.

Написать ответ на вопрос: «О чем предупреждает Замятин своим романом?»

3.

Написать ответ на вопрос: «Почему в XX веке стал популярен жанр антиутопии?»

Рефлексия по достигнутым либо

недостигнутым образовательным результатам

Письменный ответ на вопрос: « Что составляет счастье человека?»



В раздел образования