Автор: Лендыл Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №78
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Личность и государство" (по роману Е.Замятина "Мы")
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока литературы в 11 классе
по теме «Личность и государство»
(по роману Е.Замятина «Мы»)
Общая часть
Предмет
Литература
11 класс
Тема
Личность и государство (по роману Е.Замятина «Мы»)
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Углубить представление учащихся о жанре
антиутопия.
Разобраться в проблематике романа.
Умение понимать тему, идею произведения.
Умение слушать учителя и друг друга.
Смысловое чтение.
Умение работать индивидуально и в
группе.
Уважение к стремлению к знаниям,
просвещению.
Ориентация в системе моральных норм и
ценностей.
Решаемые учебные проблемы
1.
Познакомиться с основными этапами развития жанра антиутопии.
2.
Расширить представление учащихся о проблематике романа Е.И. Замятина «Мы».
3.
Развивать аналитическое чтение произведений.
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Презентация
Методическое назначение средств ИКТ
Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности
обучаемых.
Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Образовательные интернет-ресурсы
muzeum
Организационная структура урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Формирование конкретного образовательного
материала
Формулировка целей и задач урока.
Подготовка к восприятию
художественного текста
Основной вид деятельности, направленный
на формирование образовательного
результата
Вступительное слово учителя:
В художественном произведении идея не
преподносится в сформулированном виде, а
вытекает из отражаемых явлений жизни.
Деятельность учащихся
1. Отвечают на вопросы
2. Слушают сведения о жанрах
утопия и антиутопия.
Следовательно, перед нами трудная задача:
определить не высказанную автором, но
подсказываемую всеми компонентами
произведения его главную мысль. Анализируемое
произведение роман-антиутопия.
- Что такое утопия?
- Вспомните, какое произведение, изученное нами,
относится к этому жанру?
- Предположите, какой жанр называют
антиутопией?
Основоположником жанра антиутопии был, по
сути, Ф.М.Достоевский, который нарисовал
кошмарный мир будущего во сне Раскольникова.
Следующим был Евгений Замятин. П его следу
идут Хаксли, Оруэлл, Бредбери и Стругацкие.
Таким образом, путь развития жанра представляет
путь от утопии к кошмару.
- Почему становится жутко после прочтения
произведения, давайте разберемся.
3.Запись в тетрадь темы урока и
эпиграфа: «Своя воля лучше»
(Ф.М.Достоевский).
Методы обучения
Пропедевтическая беседа
Форма организации деятельности учащихся.
Роль учителя
Подготовка к сообщению задач урока, организации
различных видов деятельности, сбор информации
для групповой работы.
Основные виды деятельности учителя
Организует работу по подготовке учащихся к
знакомству и освоению нового учебного
материала.
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
Формирование конкретного образовательного
материала
Консультации учащихся, работающих в группах.
1.Знакомство с моделью Единого
государства, определение места
человека в нем, решение вопроса о
реализации человека как личности.
2.Обобщение и систематизация
информации, подготовленной во
время урока.
3. Представление групповых
результатов по итогам обсуждения.
Основной вид учебной деятельности,
направленный на формирование
образовательного результата
1.
Жизнь Единого государства математически
выверена, совершенна. В Едином Государстве
все разумно, все подчинено одной цели.
1 группа - Расскажите нам о модели этого
общества.
2 группа – Расскажите о месте человека в
Едином Государстве. Как ведет себя человек?
3 группа – Расскажите, все ли потребности
человека учитываются и реализуются?
(Обопритесь в своих размышлениях на
пирамиду Маслоу)
Работа в группах.
Методы обучения
Работа в группах, эвристическая
беседа, выступление перед
аудиторией.
Форма организации деятельности учащихся
Обсуждение и поиск общего решения
группы, представление результатов работы
в группе.
Основные виды деятельности учителя, роль
учителя
Организационная. Правила работы в
группе. Разработка критериев оценки
работы в группе.
Этап 3. Практикум
Формирование конкретного образовательного
материала
Анализ высказывания Ф.М.Достоевского: «Своя
воля лучше»
Основной вид учебной деятельности,
направленный на формирование
образовательного результата
Рассуждение на заданную тему : «Как вы
понимаете данное высказывание?»
Предполагаемый
результат:
Го сударство
вмешивается
в
строение
личности,
в
ход
ее
творческой
деятельности,
подчиняет
с ебе
э м о ц и о н а л ь н у ю
с ф е р у.
« Я »
п е р е с т а е т
существовать как таковое – оно становится лишь
органической
клеточкой
«мы»,
составляющей
толпы.
Таким
образом,
Замятин
доносит
нам
мысль
о
том,
что
человек
под
воздействием
Государства
превращается
в
придаток
машины.
Автор
показал
т рагедию
п р е од ол е н и я
человеческого в человеке, потери имени как потери
собственного «Я».
Методы обучения
.
Выступление перед аудиторией
Форма организации деятельности учащихся
Обсуждение и поиск верного решения.
Основные виды деятельности учителя.
Организационная.
Этап 4.Проверка полученных результатов
Длительность этапа
5 минут
Виды учебной деятельности для проверки
полученных образовательных результатов
Зачитывание своих работ 3-мя уч-
ся перед аудиторией
Методы контроля
Привлечение внимания уч-ся к зачитываемым
работам.
Способ контроля
Сбор тетрадей в конце урока .
Способ коррекции
Коррекция во время прочтения своих работ 3 уч-ся,
анализ работ на следующем уроке.
Форма организации деятельности уч-ся
Обсуждение плюсов и недоработок в ответах
Роль учителя на данном этапе
Организующая, направляющая, корректирующая
Основные виды деятельности учителя
Устные комментарии к ответам уч-ся
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
Варианты:
1.
Дать характеристику главному герою (письменно).
2.
Написать ответ на вопрос: «О чем предупреждает Замятин своим романом?»
3.
Написать ответ на вопрос: «Почему в XX веке стал популярен жанр антиутопии?»
Рефлексия по достигнутым либо
недостигнутым образовательным результатам
Письменный ответ на вопрос: « Что составляет счастье человека?»