Автор: Терещук Валентина Алексеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ СОШ №32
Населённый пункт: город Подольск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Достоинства и недостатки использования ИКТ технологий для создания интерактивного урока
Раздел: среднее образование
Достоинства и недостатки использования ИКТ технологий для создания
интерактивного урока.
Невозможно представить современный урок без применения
интерактивных технологий, использования разнообразных форм и методов
обучения,
позволяющих
пробудить
интерес
учеников
к
знаниям,
активизировать
их
умственную
деятельность,
развить
творческие
способности и добиться высоких результатов в решении учебных задач, а
также в развитии личности и индивидуальности ребенка.
Несомненно, ИКТ являются одной из важнейших интерактивных
технологий, успешно применяемых на различных ступенях обучения. В чем
же заключается привлекательность и действенность использования ИКТ на
уроках в средней школе?
Компьютеры, интернет, технические изобретения проникли во все сферы
общественной и повседневной жизни, стали ее неотъемлемой частью.
Открытия, совершаемые в научной и технической областях, проникают и
внедряются в систему обучения и воспитания. Это естественный и
постоянный процесс, который нельзя остановить. Дети, живущие в 21 веке,
успешно пользуются различным электронными устройствами и гаджетами в
повседневной жизни. Вот почему задания, предполагающие использование
компьютера, интерактивной доски, мультимедийного проектора на уроке,
вызывают их живой интерес, повышают мотивацию к изучению учебных
предметов.
Сфера ИКТ - это та область, где ученики зачастую оказываются более
осведомленными и компетентными, чем их педагоги. Подростки лучше
разбираются в компьютерных программах, чувствуют себя как рыба в воде
на просторах Интернета. Многие готовы оказать реальную помощь учителю
в организации урока с применением ИКТ. Именно в сфере ИКТ ученик
может выступить в роли консультанта для учителя, поделиться и обменяться
с ним важной информацией. Это обстоятельство, несомненно, повышает
самооценку ученика, дает ему ощущение своей значимости и уверенности в
своих силах.
ИКТ технологии нашли широкое применение в области контроля за
умениями, навыками и компетенциями учащихся. Ученик, выполняющий
тест на компьютере, имеет возможность работать с комфортной для него
скоростью, самостоятельно определять последовательность выполнения
заданий, возвращаться к наиболее сложным пунктам теста. Полученные за
работу баллы отражают объективную картину достижений и пробелов в
знаниях ученика. Тестовые задания с применением ИКТ технологий также
экономят силы и время самого учителя, позволяя педагогу заняться
решением других задач творческого характера.
Существуют ли сложности и отрицательные моменты в использовании
ИКТ на уроках в средней школе? ИКТ технологии предполагают хорошее
техническое оснащение учебных кабинетов и, что гораздо важнее, развитые
профессиональные
компетенции и должный уровень пользовательских
умений и навыков самого педагога, его желания постоянно повышать свою
квалификацию в этой области. Помимо этого, уроки с применением ИКТ
подразумевают постоянный поиск дополнительного материала в Интернете,
создание презентаций, освоение интерактивных приложений, работу с
электронными учебниками и др., что требует от учителя значительных затрат
времени.
Наконец, не следует забывать о том, что задачей первостепенной
важности для учителя остается сохранение и укрепление здоровья детей.
Работа за компьютером, использование различной мультимедийной техники
на уроке должны быть строго ограничены по времени в соответствии с
санитарными нормами.
Таким образом, ИКТ технологии не должны стать самоцелью в работе
учителя. Задания с использованием ИКТ следует органично включать в
структуру интерактивного урока для эффективного решения задач обучения
и воспитания.