Авторы: Козлова Татьяна Яковлевна, Татьяна Яковлевна Козлова
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7"
Населённый пункт: г.Чита, Забайкальский край
Наименование материала: "Методы обучения географии"
Тема: Рекомендации к проведению уроков
Раздел: среднее образование
Методы обучения географии. Проблемное обучение.
Проблема методов обучения является одной из центральных. В
современной дидактике существует представление о комплексном подходе,
который учитывает функции методов и реализацию целей обучения
(образовательных, развивающих, воспитательных).
Под методом обучения понимают способ вооружения учащихся
знаниями, умениями и навыками, формирования их мировоззрения и
развития
познавательных
способностей
(Панчешникова
Л.М.).
И.С.
Матрусов определяет метод обучения как совокупную деятельность учителя
и
учащегося,
которая
обеспечивает
освоение
учащимися
учебного
содержания и на его основе развитие и воспитание последнего. Метод
обучения – способ организации совместной деятельности учителя и
учащихся, направленный на достижение целей обучения (Пятунин В.Б.)
В современной дидактике выделяют следующие активные методы
обучения
словесные
методы (источником является устное или печатное
слово, например: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, семинар,
экскурсия,
самостоятельная
работа
(работа
с
учебником
и
книгой,
конспектирование, составление плана текста));
наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые
предметы, явления; наглядные пособия, например: метод иллюстраций,
метод демонстраций);
практические
методы (учащиеся
получают
знания
и
вырабатывают
умения
и
навыки,
выполняя
практические
действия,
например:
устные
и
письменные
упражнения,
творческие
работы,
лабораторные работы, практические работы);
методы
проблемного
обучения (сообщающее
изложение
с
элементами
проблемности;
познавательное
проблемное
изложение;
диалогическое
проблемное
изложение;
эвристический
или
частично-
поисковый метод; исследовательский метод.)
По характеру познавательной деятельности учащихся, выделяют 5
методов обучения [Махмутов М.И.» Проблемное обучение. Основные
вопросы теории».-М., 1975]
объяснительно-иллюстративный
(информационно-
рецептивный),
репродуктивный,
проблемное изложение,
частично-поисковый, исследовательский.
Объяснительно-иллюстративный.
Используется
для
организации
усвоения знаний учащихся. Учащиеся запоминают готовую информацию –
чтение учебника, прямой информации с карты (например, климатических
поясов),
устное
изложение
материала
учителем,
подбор
учащимися
необходимых сведений из таблиц и графиков.
Репродуктивный. Используется для применения знаний и умений по
образцу. Например, самостоятельные задания, предлагаются школьникам из
темы в тему – определение географического положения материка. Это
задания с использованием типовых планов, инструкций.
Проблемное изложение. Метод проблемного изложения используют
для
показа
образца
доказательного
решения
проблемы.
Учитель
формулирует проблему и сам её решает через научное рассуждение.
Например, формирование островных дуг современных Японских островов.
Частично-поисковый. Используется для приобщения школьников к
творческой деятельности с помощью проблемных или творческих заданий,
способ решения которых ученикам заранее не известен. Основная форма
данного метода – эвристическая беседа. Например, почему в пустыне
Атакама выпадает всего 3 мм. Осадков в год, несмотря на то, что она лежит
на побережье?
Ученики не могут сразу ответить, учитель делит вопрос на несколько
подвопросов:
В каком климатическом поясе лежит пустыня?
Какое течение располагается вблизи побережья?
Как холодное течение влияет на ВМ?
Затем учитель снова предлагает основной вопрос и получает ответ.
Исследовательский. Имеет сходную цель с предыдущим, но ученики
решают проблему не поэтапно, а в целом. Школьники не только решают
проблему, но и определяют пути поиска знаний. Это ведёт к развитию
творчества, мышления, формирует интерес к предмету, помогает овладеть
методами научного познания. Например, задания на уроке:
Какой район России наиболее благоприятен для жизни населения и почему?
Где в Сибири вы бы проложили новую дорогу и почему, с какими
трудностями столкнулись строители?
Почему Охотское море холоднее Баренцева, хотя располагается южнее?
Большое значение имеет использование в обучении проблемного
подхода.
Суть проблемного обучения в систематическом включении учащихся в
процесс поиска решения новых задач, в результате чего они учатся
самостоятельно получать знания, применять ранее усвоенные и овладевают
опытом творческой деятельности.
Проблемой называется задание, способ выполнения которого или
результат заранее не известен, но ученик обладает исходными ЗУН для того,
чтобы осуществить их поиск.
В психологии и дидактике существует понятие проблемная ситуация,
Это ситуация, вызывающая у учащихся осознанное затруднение, путь
решения которого следует искать. Но не всякая проблемная ситуация
становится проблемой, хотя каждая проблема содержит проблемную
ситуацию, Нередко встречаются в практике обучения вопросы учителя,
понятные по содержанию, создающие затруднения, но поиск ответа на
которые учащимся недоступен. Тем самым создаётся проблемная ситуация
не переходящая в проблему.
Так, учитель спрашивает учащихся, почему высоко в горах человек
заболевает
горной
болезнью.
Если
этот
вопрос
задан
до
изучения
соответствующей темы, то при всей ясности вопроса это будет только
проблемной ситуацией, разрешение которой в значительной мере ляжет на
плечи учителя. Если же он задаст вопрос после изучения темы, то он явится и
проблемой, доступной учащимся.
Проблема отличается еще и тем, что для ее решения не указываются
точно условия поиска, исходные данные. Все это должен определить
решающий. Поэтому проблема может иметь множество решений. Но
всякая проблема принимает форму задачи, хотя не всякая задача носит
проблемный характер. Проблемная, или поисковая, задача представляет
собой задание, содержащее условие, из которого надо исходить, вопрос или
требование, и возможность ее решения на основе имеющегося условия путем
самостоятельного поиска.
Внедрение проблемного обучения обеспечивает выполнение им трех
функций: 1) глубокое усвоение знаний на уровне их творческого применения,
2) овладение методами познания и научного мышления, 3) овладение
опытом, операциями творческой деятельности.
Поисковые
методы,
рассмотренные
выше,
довольно
широко
используются
при
проблемном
обучении,
которое
предполагает
последовательно
и
целенаправленно
выдвигать
перед
учащимися
познавательные задачи, разрешая которые они под руководством учителя
усваивают
новые
знания.
Познавательные
проблемы
ставятся
перед
учащимися с помощью формулирования задач, наиболее характерных для
школьной географии. Эти задачи используются для того, чтобы подвести
учащихся к новой теме и активизировать процесс познания. Они обычно
предшествуют сообщению теоретических положений. По мнению Ю. К.
Бабанского, задача трансформируется в познавательную проблему лишь в
том случае, если она отвечает следующим требованиям:
1. Содержит познавательную трудность для учащихся.
2. Определяет познавательный интерес школьников.
3. Опирается на ранее усвоенные знания.
Среди этих требований первое занимает основное место. Сущность
этого требования состоит в том, что учитель преднамеренно создает на уроке
ситуацию познавательного затруднения. При создании проблемной ситуации
у учащихся раскрывается простор для ее решения. Но создание проблемной
ситуации – это лишь начальный момент в системе проблемного обучения.
Под руководством учителя учащиеся самостоятельно должны пройти четыре
этапа разрешения познавательной проблемы:
1. Выдвинуть варианты возможного решения познавательной проблемы -
гипотезы.
2. Практически или теоретически проверить гипотезу.
3. Выбрать реальную гипотезу.
4. Сформулировать вывод.
Основную роль в постановке познавательных задач имеют проблемные
вопросы. Они должны представлять определенную трудность для учащихся и
в то же время быть посильными для них.
Познавательная задача должна вызывать интерес у учащихся, что
влияет
на
весь
характер
психической
деятельности
ученика.
Чтобы
познавательная задача не только требовала размышлений учащихся, но и
глубоко заинтересовывала их, учителя используют универсальные эффекты
возбуждения интереса: эффект новизны, познавательного спора, удивления,
занимательности и др.
Таким образом, метод проблемного обучения используется довольно
давно. Подробно он описан в работах таких авторов как Бабанский Ю.К.,
Пятунина В.Б., Панчешникова Л.М., Матюшкин А.М., Махмутов М.И. На
сегодняшний день этот метод активно используется педагогами, и набирает
популярность в связи с переходом на ФГОС.
Проанализировав
работы
разных
авторов,
мы
рассмотрели
возможность
активизации
познавательной
деятельности
в
условиях
проблемного обучения. Мы пришли к выводу, что проблемное обучение –
это фактор активизации познавательной деятельности учащихся.
Проблемное обучение не предполагает полного отказа от таких
традиционных
методов,
как
объяснительно-иллюстративный
и
репродуктивный.
Но
в
отдельных
областях
и
в
наиболее
благоприятствующих тому ситуациях применение проблемных методов
способно позволить добиться высоких результатов в образовании.
По нашему мнению, задача педагога должна заключатся в том, чтобы
так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться всем знаниям
ребенка. Этому могут способствовать активные методы и приемы обучения.
Знания,
усвоенные
«активно»,
прочнее
запоминаются
и
легче
актуализируются. Мы рекомендуем направлять свою деятельность на уроке
на развитие и формирование познавательных интересов.
Из своего опыта я отдаю предпочтение применению методов
проблемного и развивающего обучения, а также методам интерактивного
обучения. Часто мною используются разнообразные игровые приемы в
форме ребусов, загадок, стихотворений, пословиц. Детям даются задания по
составлению кроссвордов и написанию небольших сообщений. Приведу
несколько приемов использования элементов проблемного обучения на
уроках географии в разных классах.
Приём “Логические поисковые задания”.
Убери «лишнее» слово из списка, дай объяснение выбору (устно).
Например:
1. Виктория, Чад, Эйр, Ньяса (Озеро Эйр – в Австралии). (Африка Образ
материка, 7 класс)
2. Нефть, газ, железо (Урок «Полезные ископаемые», 7-8 класс)
Сирия, Египет, Лондон. (страны и столицы, 11 класс)
Приём
найди
соответствие:
(страна-столица,
реки-притоки,
высочайшие точки –горные системы России, мира)
Россия
Париж
Польша
Москва
Франция
Краков
Приём “Толстый и тонкий вопрос”.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос
предполагает ответ развернутый.
Пример: По теме урока «Климат» 7 класс можно предложить детям задать
толстый и тонкий вопросы.
Тонкий вопрос: Какие типы климатов вы знаете?
Толстый вопрос: Как связаны рельеф, географическая широта, наличие
водных объектов, направление ветров с климатом.
Приём “Да-нет”.
На уроке по теме «Океаны», (7 класс) загадывается определенный океан, и
ребята начинают задавать учителю вопросы:
Этот океан омывает материк Евразию? – да;
Этот океан самый большой? – да;
Этот океан самый теплый? – нет;
Этот океан открыл Магеллан? – да.
Эти задания можно дополнять и дополнять, подгоняя под каждую тему.
Когда я чувствую, что эти задания даются очень легко, я усложняю их и
тогда применяю более сложный прием «Спиной к карте». В этом приеме
можно использовать следующие примеры вопросов:
1.Океан, омывающий Евразию с севера (Северный Ледовитый)
2.Самый маленький океан (Северный Ледовитый)
3.На какие полушария экватор делит землю (северное и южное)
4.Россия расположена ближе, к какому полюсу (северному)
5.Материк, который омывает Северный Ледовитый океан с севера (Евразия)
6.Океан, который омывает Австралию с запада (Индийский)
Таким образом, как показал мой педагогический опыт, метод
проблемного обучения имеет определенные преимущества по сравнению с
другими. Во-первых, дети, благодаря использованию элементов этого
метода, самостоятельно ищут ответы и в результате лучше усваивают и
запоминают информацию. Во-вторых, поскольку проблемные ситуации или
вопросы решаются детьми на уроках не в одиночку, а в группах, это
способствует развитию у них коммуникативных навыков. В-третьих, у детей
развивается познавательная деятельность и умение решать учебные задачи.
Библиография
1.
Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения
эффективности учения школьников. – Ростов-на-Дону, 1970. . кол-во
страниц
2.
Оконь В. (проверить инициалы). Введение в общую дидактику. –
М.,год, кол-во страниц С. 218-232
3.
. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. –
М., 1975. кол-во страниц
4.
Матюшкин А.М. «Проблемные ситуации в мышлении и обучении». М.,
1972. кол-во страниц