Автор: Макаренко Екатерина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 11"
Населённый пункт: Челябинская область, г. Магнитогорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Су - дж "Су-джок терапия, как средство оздоровления и развития дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель: Е. В. Макаренко. МДОУ «Детский сад № 11» г. Магнитогорска
Су-джок терапия,
как средство оздоровления и развития дошкольников
В настоящее время идёт постоянный поиск новых и совершенствование старых форм,
средств
и
методов
оздоровления
детей
в
условиях
дошкольных
образовательных
учреждений. Одним из таких методов является Су-Джок терапия.
Использование Су-Джок терапии в работе с детьми открывает большие возможности в
формировании ценности здорового образа жизни.
Важно научить детей самих заботиться о своем здоровье, воспринимать жизнь и здоровье
как величайшую ценность, развивать личностные качества, способствующие познанию себя,
управлению своим эмоциональным и физическим состоянием.
Целью работы является общее укрепление организма воспитанников посредством
применения Су-Джок терапии.
Задачи:
- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
- развивать координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;
- вовлекать родителей в совместную педагогическую деятельность.
Инновационность деятельности состоит в создании системы применения Су-Джок
технологии, направленной на оздоровление детей и развитие мелкой моторики
дошкольников.
Что такое Су-Джок терапия? Это одна из нетрадиционных здоровьесберегающих
технологий, созданная южнокорейским профессором Пак ДжэВу.
В переводе с корейского языка Су-кисть, Джок – стопа. Профессор называл кисти и стопы
пультами дистанционного управления здоровьем человека.
Одним словом, Су-Джок терапия – это точечное воздействие на кисть и стопу. На них в
строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем
органам и участкам тела.
Практика показывает, что использование массажеров Су-Джок в обычных группах
эффективно в качестве профилактики респираторных заболеваний и укрепления здоровья
дошкольников.
Оздоровительный эффект основан на том, что на теле человека имеются системы
соответствия, иными словами на кистях и стопах располагаются системы высокоактивных
точек соответствия всем органам и участкам тела. Следовательно, воздействуя на
определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
Регулярное воздействие на биологически активные точки рук и стоп способствует
активации защитных функций организма.
Достоинства Су – Джок:
- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно
просто не эффективно.
- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и
родители в домашних условиях.
Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод
достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.
Су – Джок с виду - симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы
он может принести.
Работу с детьми начинают с того, что рассматривают строение тела человека и кисти
руки, находят, что они подобны. Если опустить руку ладонью вниз, то большой палец – это
голова, средний и безымянный – ноги, указательный и мизинец – руки.
Почему же кисть так подобна телу? Природа не случайно создала тело и кисть руки
похожими, что это своеобразный пульт, с помощью которого можно лечить человека.
На начальном периоде применяют Су-Джок - массажеры в виде массажных мячиков.
Массажные мячи имеются разных размеров(малые, средние, большие). Все они яркие,
легкие, прыгучие, что, несомненно, притягивает внимание детей, мотивирует на занятия с
ними.
Ожидается, что систематическое занятие с детьми Су-Джок положительно скажется не
только на здоровье и настроении ребят, но и поспособствует развитию мелкой моторики и
речевой активности.
Су-Джок - это в первую очередь, самомассаж, который не только полезен, но и очень
интересен детям и положительно сказывается на их самочувствии. Эту работу можно
проводить перед выполнением заданий, связанных с изобразительной деятельностью, в
течении 2-3 минут для того, чтобы снять напряжение и подготовить пальчики к работе, во
время динамической паузы, в качестве бодрящей гимнастики после сна, в театрализованной
деятельности, в индивидуальной работе с детьми. Использование Су-Джок терапии помогает
организовать образовательную деятельность интереснее и разнообразнее, создаёт
благоприятный комфорт детям во время игровой образовательной ситуации.
С помощью мячей «ёжиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает
благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук,
тем самым, способствуя развитию речи.
Во время таких занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого
ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное чтобы, занятие
приносило детям только положительные эмоции.
Примерные виды упражнений, которые рекомендуется использовать в работе:
Пальчиковая гимнастика
Использовать можно небольшие мячики, шарики. Они легко помещаются в ладошке
детей, не выскальзывают из рук.
Гладь мои ладошки ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
(Катаем мячик между ладошками, гладим, дотрагиваемся пальчиками до отдельных
«колючек»)
Упражнения с массажным большим мячом.
Месим, месим тесто (сжимаем мяч)
Есть в печи место. (перекладываем в др. руку)
Испечем мы каравай! (Сжимаем обеими руками)
Перекладывай, давай (катаем между ладошками)
Разыгрывание знакомых сказок или сочинение новых.
Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел
солнышко. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке
раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки
соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать
шарик между ладошками)
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать
глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом,
нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по
колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать
шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные
грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать
пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много
… как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки
(каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми
движениями по ладошке раскатывать шарик).
К сожалению, данную технологию педагоги используют неактивно, но с уверенностью
можно сказать, что она оказывает положительное воздействие на сохранение и укрепление
здоровья детей. Умелыми пальчики становятся не сразу. Главное помнить золотое правило:
игры и упражнения должны проводиться систематически.
Вывод: Су-джок терапия - мировое достижение восточной медицины. Недаром
говорят, что все гениальное исключительно просто. Детям нравится массировать пальцы и
ладошки, играть с маленьким «шариком – ежиком». Это оказывает благотворное влияние на
весь организм, повышает иммунитет, а также способствует развитию мелкой моторики
пальцев рук, тем самым, активизируя и развивая речь детей.