Автор: Елизарова Татьяна Викторовна
Должность: Концертмейстер
Учебное заведение: ДШИ "Гармония"
Населённый пункт: Калининград
Наименование материала: статья
Тема: Музыка театра
Раздел: дополнительное образование
I
Областной конкурс методических работ
,
,
преподавателей ДМШ ДШИ ДХШ
МАУ ДО « ДШИ « ГАРМОНИЯ»
Методическая работа
концертмейстера по классу хореографии
Елизаровой Татьяны Викторовны
«
Музыка и театр»
Калининград, 2018г.
Пояснительная записка
В этой работе речь пойдет о роли в музыки в сценических постановках.
Музыкально - театрализованная деятельность - это самая
эффективная форма музыкального воспитания, способствующая
формированию творческой личности ребёнка. Она понятна ребёнку,
близка его природе, потому что связана с игрой. Через музыкально-
театрализованную игру у ребёнка развивается память и воображение,
он переживает различные эмоциональные состояния.
Музыкальный тренинг даёт возможность ребёнку научиться
раскрепощаться, не боятся раскрывать перед зрителем свою душу и
показывать свой внутренний мир в движении и эмоциях. С какой
любовью дети ходят на уроки хореографии. Ритмика, танец, основы
сценического движения - это всё входит в программу обучения на
театральном отделении.
В этой работе речь пойдет о роли в музыки в сценических постановках.
Редкий драматический спектакль обходится сегодня без музыки.
Инструментальная и вокальная, самостоятельная и вспомогательная,
дополняющая драматическое действие музыка помогает раскрыть
идею пьесы, психологию и характеры действующих лиц, вводит
зрителя в эпоху, является также эмоционально организующим
началом спектакля, обнажает драматический или комический
подтекст, создает психологический фон для диалога. Музыке
принадлежит важная роль в организации темпо - ритмического
решения сценического действия.
Велика роль музыки в спектаклях для детей, особенно если это сказка,
феерия, карнавальное представление. Каждый персонаж имеет свою
образную музыкальную характеристику.
Музыкальное сопровождение отражает человеческие переживания,
тем самым придает особую выразительность, соединяясь
с движениями, мимикой и жестами. А также музыка помогает
художественному описанию образов, дополняет сюжет,
предопределяет общее развитие действия.
Ведь музыка - один из важнейших элементов театрализованного
представления, очень важна её созвучность с драматическим
действием, участие в создании общей тональности спектакля. Музыка
способна ярче и полнее донести главную мысль и тем самым помочь
зрителю глубже осмыслить происходящее на сцене. Театральная
музыка должна быть лаконична, конкретна и проста по форме,
разнообразна по содержанию, понятна в ритмическом отношении.
Ритм во всяком обличии, называемой или игрой, или развлечением,
или музыкой, или танцем, и является самой природой всей
человеческой конституции.
Когда весь механизм тела работает ритмично, то удары пульса
сердца, головы, циркуляция крови - всё что подчинено ритму -
органично.
Движение есть смысл жизни, а закон движения есть ритм. Ритм – это
жизнь переодетая в движение. Любой труд, каким бы тяжелым он не
был, с помощью силы ритма делается легче.
Николаус Арноркур писал: «Если присмотреться к людям, слушающим
музыку, можно заметить: она заставляет их двигаться; чтобы усидеть
неподвижно, надо сделать определенное усилие. Движения,
вызванные музыкой, могут становиться все более интенсивными,
вплоть до экстатического состояния. Тем не менее даже обычному
переходу от диссонанса к консонансу соответствует напряжение и
расслабление. В мелодии тоже можно найти подобное явление:
каждая мелодическая линия подчинена определенным законам и —
если мелодия тесно связана с этими законами — после четырех или
пяти звуков становится ясно, какими должны быть шестой и седьмой;
эта преемственность, это исполнение ожидаемого приводит к
физическому расслаблению. Если композитор, стремясь вызвать
напряжение, не оправдывает ожидаемого, одурачивая тем самым
мелодическое воображение слушателя, то напряжение все равно
придет к разрядке в другом месте. Этот чрезвычайно сложный
процесс композиторы использовали в течение многих веков истории
музыки Запада. Если сидеть на концерте и слушать действительно
интенсивно, ощущается то нарастание напряженности, то ее спад:
изменения, которые происходят в нашем кровообращении, в нашем
“физическом слушании”. Касается это и чувств — начиная от
настроений спокойных, уравновешенных или переполненных болью
вплоть до порывов бушующей радости, неистовства или гнева.
Музыка влияет так, что вызывает у слушателя реакции не только
чувственные и физические, но и в духовной сфере. В этом смысле
музыка выполняет также нравственную функцию — на протяжении
столетий значительно влияет на душу человеческую, изменяя ее».
От верно выбранной музыки зависит и пластика, и характер, и образ.
Образ понимается как целостное выражение чувства и мысли,
человеческого характера. Один из важнейших вопросов – понимание
музыки. Особенно музыки «абсолютной». Художник может писать
картины с натуры, или какого-то конкретного образа представленного
в воображении, при этом зритель видит эти конкретные образы. Если
художник изобразил море – здесь волна, здесь корабль плывет, то
смотрящий на эти картины видит во всех подробностях и волны и
корабль. Что чувствовал художник изобразивший море, насколько
ему удалось в своей картине передать свои ощущения, и как точно
зритель воспримет эти ощущения, чувства художника через его
картину – это уже искусство.
Ситуация в передаче образов музыкой несколько иная. Да,
композитор может писать музыку с натуры, может изобразить море.
Но конкретные образы музыкой не передаются. Композитор, как
правило, изобразивший море не будет пытаться изображать палубу и
киль корабля. То есть музыкальные образы далеко не столько
конкретные, как в картинах художника. Но, при отсутствии конкретных
образов передача оттенков чувств и ощущений музыка нисколько не
уступает картинам художника. Отсюда вывод – музыкой композитор
передает не столько сам образ (объект), а свое ощущение этого
образа, то, как он его чувствует, создавая при этом музыкальный
образ. Но что же такое «чувство образа, объекта».
Нет в мире двух человек, которые воспринимают абсолютно
одинаково одну и ту же музыку. Все мы разные и наше абстрактное
восприятие у каждого своё. Композитор даёт нам некое направление
нашим эмоциям, а слушатель интерпретирует по-своему, все зависит
от уровня музыкальной культуры. Ни один вид искусства не может
существовать без такого неотделимого процесса, как создание
художественного образа. Для представителя любого вида искусства:
художника, писателя, поэта или танцора - этот процесс является его
творческим началом, зеркалом его мировоззрения, способом
выразить свое «Я».
В сфере искусства понятие образ обычно употребляется наряду со
словом художественный, поскольку, в данном смысле, он имеет
эстетический характер.
Художественный образ — явление собирательное, типическое,
вымышленное, но вместе с тем взятое из жизни.
Музыкальный образ – это сложная картина, в которой отражается
совокупность всех сторон искусства.
Образ возникает в результате творческого процесса художника – это
процесс мышления в образах.
Подбор соответствующих замыслу спектакля музыкальных образов, их
согласование с драматургической линией сюжета – необходимые
условия на пути к созданию музыкального спектакля.
Музыка способна выражать внутренние чувства человека, его
душевное состояние – горе, радость, грусть и др. Сочинение или
подбор музыкальных образов, отвечающих настроению и
содержанию задуманного – первый шаг в работе.
Музыка является источником, который питает вдохновение,
определяет атмосферу, настроение и характер создаваемого
художественного образа. При выборе музыки руководитель
коллектива и концертмейстер, прежде всего, обращает внимание на
её содержание, на то, какие чувства, мысли, настроение она
вызывает. Гармоническое слияние выразительных средств музыки
может возникнуть только тогда, когда она соответствует содержанию
постановки. От её качества во многом зависит развитие музыкального
вкуса участников, их понимание красоты музыкального произведения.
Самый хороший, современный, интересный замысел не может
превратиться в прекрасное произведение, если его музыка будет
неинтересна, бледна, невыразительна. В тоже время, чем выше по
своим качествам музыка, чем больше она соответствует поставленной
художественной задаче, тем сильнее её воздействие на участников.
Основываясь на музыке, исполнители создают в своём воображении
определённый, конкретный образ, различные проявления которого
исходят из драматургии музыки, её действенной основы.
Одно и то же содержание может воплощаться композиторами по-
разному, и поэтому печаль и радость по-разному звучат в музыке И.С.
Баха, С.С. Прокофьева и С.В. Рахманинова…
В зависимости от своего жизненного опыта два человека, слушающие
одно и то же музыкальное произведение, могут по-разному понять и
оценить его, услышать в нём разные образы. Все эти особенности
восприятия музыки, её исполнения и создания обусловлены работой
воображения, которое, подобно отпечаткам пальцев, никогда не
может быть одинаковым даже у двух людей.
Не всегда нужно пытаться полностью переводить язык музыкальных
образов на понятный смысл, выраженный словами. Известно
высказывание П.И. Чайковского о его 4-й симфонии, который в письме
С.И. Танееву отмечал, что если пытаться сформулировать содержание
этой симфонии словами, то это возбудило бы насмешки и показалось
бы комичным. «Симфония,- считал П.И. Чайковский,- должна
выражать то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет
быть высказано». Программные произведения оказываются более
лёгкими для восприятия. Это важно учитывать при работе с детьми.
Если ставить детей в положение угадывателей программы, то это
заставляет их искать в ней изобразительные намёки, вместо того,
чтобы слушать музыку как выражение определённого содержания. В
результате такой работы вырабатывается взгляд на музыку как на
язык тёмный, двусмысленный и неопределённый.
Для профессионального музыканта, одарённого творческим
воображением, вся музыка программна.
Воображение справедливо называют «королевской дорогой в
подсознание», а также «центральным звеном творческого процесса»,
а отсюда оно является главным объектом формирования и развития
творческих способностей. Оно лежит в основе вдохновения - как
соединения в одну точку всех способностей. Воображение соединяет
в себе эмоциональное и рациональное начало. Воображение
необходимо во всех видах и фазах творчества.
У каждого человека своё воображение. Сколько людей столько и
впечатлений от музыки. Когда человек включает воображение, то
начинает находить красоту в мелочах, когда при обычном
прослушивании внимание к каким-то деталям не заостряются. Ум –
творец мысли и воображения. Ум - это почва, на которой из мыслей и
воображения вырастают растения.
Чем больше знаний и наблюдений у человека, тем богаче у него
воображение. Воображение ускоряет процесс познания.
Воображение тесно связано со всеми проявлениями личности: с
индивидуальными особенностями восприятия и мышлением
человека, со своеобразием его эмоций и чувств, с его интересами,
способностями. Связано воображение и с волевыми качествами
личности. Особенно ярко это наблюдается в процессе творческого
труда,когда достигается поставленная цель - создается новое. Таким
образом, процесс воображения охватывает всю личность в целом.
Одно из ведущих свойств воображения - это способность удивляться.
Творческое воображение. В процессе творческого воображения
создаются новые образы без опоры на готовое описание или
изображение их. Этот вид воображения играет важную роль во всех
видах творческой деятельности людей. Источником творческой
деятельности является Ассоциация Неправильно думать, что
творчество - свободная игра воображения, не требующая большого и
тяжёлого труда. Наоборот, всё новое, значительное создано великим
трудом. Ошибаются те, кто думают, что творчество-результат
вдохновения, которое будто бы даёт возможность творцу без труда
создать свои произведения. В действительности само вдохновение -
это огромное напряжение всех психических сил человека. Оно
характеризуется максимальной концентрацией их на решение
поставленной задачи.
. Вдохновение нельзя противопоставлять труду. Оно есть результат
большого труда. П.И. Чайковский говорил о том, что вдохновение не
приходит ленивым.
Вдохновение возможно тогда, когда накоплен большой опыт
наблюдений, когда уже выяснен замысел произведения и творец
целиком захвачен выполнением задуманного. Начинается процесс
реализации замысла.
Мечта - особый вид воображения. Мечта - необходимое условие
преобразования действительности, побудительная причина, мотив
деятельности.
Приложение.
На примере поэтической притчи о цветах с музыкальным
оформлением.
В давние времена растения наделялись человеческими свойствами.
Однажды богиня Флора решила устроить в своём королевстве бал и
стоило только туда войти, взору предстала ослепительная игра красок
всевозможных цветов. Цветы соперничали между собой в грации,
являя своим блеском усладу для глаз. По красоте, окраске, аромату и
нарядной зелени всех превзошёл Пион и его назначают королем
бала.
Ландыши, маргаритки, тюльпаны, нарциссы склоняют свои лепестки
перед красотой Пиона.
Музыка Пиона
Легенда о тюльпане гласит, что именно в бутоне желтого тюльпана
было заключено счастье , но никто не мог до него добраться, так как
бутон не раскрывался. Но однажды жёлтый тюльпан в руки взял
маленький мальчик и тюльпан раскрылся. Детская добрая душа ,
беззаботное счастье и детский весёлый смех открыли бутон.
Музыка Тюльпана
Лучистый , нежно белый цветок нарцисс всегда немного склонен
набок , и, когда он растёт у водоёмов , то кажется , что нарцисс
любуется своим отражением. Цветок холодной красоты.
Музыка Нарцисса
Когда бал цветов был в самом разгаре , появление Розы повергло всех
в восторг.
Единогласно титул «Царица цветов» было отдано великолепной
Розе. Один только Пион надулся стараясь превзойти Розу красотой и
величием и в это время он расцвёл , но век в цвету его не долог.
Как только Роза расцвела
Пион к её ногам роняет лепестки
С её величьем и красою
Едва ли он себя сравнит.
Музыка Розы