Автор: Ибрагимова Галия Анваровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: ГКОУ, Уфимская санаторная школа-интернат № 2
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Внедрение инноваций на уроках технологии
Раздел: среднее образование
Внедрение инноваций на уроках технологии
Ибрагимова Галия Анваровна – учитель технологии
ГКОУ, Уфимская санаторная школа-интернат № 2
ibragimova_galia@list
Использование современных
инновационных технологий в образовательном процессе
означает внедрение передовых методов и форм обучения и воспитания в условиях перехода
на новый федеральный государственный стандарт основного общего образования.
Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:
• в цели, содержание, методы, технологии и формы организации учебного процесса;
• в стили педагогической деятельности;
• в систему контроля и оценки уровня образования;
• в учебно-методическое обеспечение;
• в систему воспитательной работы;
• в учебный план и учебные программы;
• в деятельность обучающегося и преподавателя.
Основными целевыми направлениями внедрения инноваций на уроках технологии
являются:
совершенствование организации учебно-воспитательного процесса;
создание
условий
для
повышения
мотивации
к
обучению,
саморазвитию
и
самостоятельности обучащихся;
использование здоровьесберегающих технологий;
применение информационно-коммуникационные технологий;
внедрение проектной деятельности;
внеурочная деятельность.
Говоря об образовательном процессе, нельзя не отметить, что в первую очередь,
сегодня
в
дополнительном
образовании
меняется
роль
педагога.
Он
превращается
из
источника информации, инструктора и контролера знаний в консультанта, в организатора
учебной
деятельности,
где
очень
важно
взаимодействие
педагога
и
ученицы,
создание
равнопартнерских
отношений,
а
также
творческой
среды
индивидуальной
для
каждого
ребенка, где возможно диалоговое взаимодействие и поддержка.
Сегодня в условиях внедрения инновационных технологий в учебный процесс педагог
должен:
владеть современными инновационными образовательными технологиями;
делать учебный материал доступным пониманию;
творчески применять современные методы обучения;
способствовать организации детского коллектива;
проявлять неформальный интерес к детям;
обладать яркостью речи и тактом.
Большое внимание
уделяю сохранению здоровья обучающихся, применяя с этой
ц е л ь ю здоровьесберегающие
технологии.
Это
и
физкультминутки,
и
своевременное
проветривание кабинета, и питьевой режим, а также игровые паузы на уроках. Результатами
применения
этих
технологий
являются:
снижение
утомляемости
учащихся
на
занятиях,
профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения.
С целью развития исследовательских умений, в последнее время активно применяю
информационно-коммуникационные технологии – это не
дань моде, а необходимое условие
повышения уровня образования обучащихся.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет решать самые разные задачи:
заметно
повысить
наглядность
обучения,
обеспечить
его
дифференциацию,
облегчить
контроль знаний обучащихся, повысить интерес к теме, а также познавательную активность
школьников.
Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
создание презентаций к урокам;
использование готовых обучающих программ, электронных пособий и видеоуроков;
работа с ресурсами Интернет.
Применение
таких
форм
проведения
занятий
уроков
технологии,
позволяет
стимулировать
разнообразие
творческой
деятельности
обучающихся,
дает
возможность
увеличить на занятиях объем информации, позволяет воспитывать навыки самоконтроля,
повышает интерес к различным направлениям декоративно-прикладного творчества.
Использование ИКТ помогает реализовать личностно-ориентированный подход, учитывать
особенности детей, их интересы и склонности. Так, при изучении в 7 классе раздела:
«Конструирование
юбки»,
кроме
традиционного
способа
построения
выкроек
юбок
различных фасонов использую электронные ресурсы. Например, редактор одежды RedCafe
предназначен
для
автоматического
построения
выкроек
одежды
и
последующего
их
редактирования.
Все,
кто
сегодня
связан
с
образованием,
понимают,
что
проектная
деятельность
обучащихся предполагает их активность в образовательном процессе, а без активности
ребенка
образование
невозможно.
Целостная
система
универсальных
знаний
и
умений
может
проявиться
наиболее
полно
в
самостоятельной
работе,
а
именно
в
проектной
деятельности.
На
протяжении
последних
лет
девочки
на
уроках
технологии
вовлекались
в
исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться понимать и осваивать
новое,
выражать
собственные
мысли,
принимать
решения
и
помогать
друг
другу,
формулировать интересы и осознавать возможности. Тематика проектов может быть самая
разнообразная, например, «Фартук», «Юбка», «Войлочный башкирский ковёр», «Столовый
набор»,
«Подарок
школе»,
«Прихватка»
и
др.
Среди
этих
проектов
есть
и
победители
различных конкурсов.
В 2015 году Железная А., Рахматуллина А. стали победителями районного этапа НПК
МАН, выступив с презентацией проекта по теме: «Войлочный ковёр (кошма) для макета
башкирской юрты».
В настоящее время в нашей школе - интернате действует кружок «Мастерица», что
позволило нам проводить внеурочную работу. В условиях ФГОС внеурочная деятельность –
это
органическая
часть
всей
учебно-воспитательной
работы
школы.
Она
является
продолжением и развитием процесса, осуществляемого на уроках, и подчинена общим
учебно-воспитательным задачам.
Основным
нормативным
правовым
документом,
определяющим
внеурочную
деятельность,
является
федеральный
государственный
образовательный
стандарт.
В
требованиях к структуре основной образовательной программы определено, что внеурочная
деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, социальное, общекультурное) и призвано:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
снизить учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Цель
внеурочной
работы
в
школе –
развитие
мотивации
детей
к
познанию
и
творчеству
воспитанников,
их
адаптации
к жизни в обществе, приобщение к здоровому
образу жизни. Основная задача внеурочной деятельности заключается
в стимулировании
инициативы и самостоятельности детей, развитии индивидуальных интересов, склонностей и
способностей. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального
общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и
социально-педагогическую направленность. Внеурочная работа – это хорошая возможность
для организации межличностных отношений между воспитанниками школы-интерната.
Результатами внеурочной деятельности можно считать участие наших воспитанников
в различных конкурсах и выставках, олимпиадах и турнирах. Так, в феврале 2017 году
обучающиеся кружка «Мастерица» Исхакова Эвелина и Исхакова Диана были награждены
Дипломами Победителей I степени в Олимпиаде по технологии Международного проекта
Инфоурок.
В
мае
2017
года
многие
наши
воспитанницы
участвовали
в
Международных
конкурсах
декоративно-прикладного
творчества
и
изобразительного
искусства,
организованных Центром дистанционных конкурсов детского творчества «Компас».
Особое
внимание
в
учебном
процессе
уделяется
эстетической
направленности
уроков, поддержки положительной эмоциональной атмосферы. Особая роль в решении этой
проблемы отводится оформлению кабинета, его техническому и учебно – методическому
обеспечению.
На
сегодняшний
день
кабинет
полностью
укомплектован
необходимым
мультимедийным
оборудованием,
инструментарием
и
исходными
материалами.
Идёт
постоянная
работа
над
оформлением
тематических
стендов
и
изготовлением
наглядных
пособий.
Кабинет
пополняется
новыми
учебниками,
электронными
пособиями
и
видеоуроками, а также новинками методической литературы для учителя и учениц.
Подводя итог вышесказаному, можно сделать вывод: инновационные технологии в
образовательном
процессе
позволяют
более
полно
раскрыть
возможности
педагога
и
способности
обучающегося,
делать
учебный
процесс
более
гуманным
и
личностно-
ориентированным.
В
целом,
процесс
обучения
становится
более
творческим,
и
направленным на саморазвитие и самообразование личности.
Литература:
1.
Метод
проектов
в
технологическом
образовании/Под
ред.
В.А.Кальней.
М.:
Педагогическая академия, 2010г.;
2.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М.: Просвещение, 2013. —
233 c.;
3.
«Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования», утверждён приказом МО РФ
от «17» декабря 2010 г. № 1897;
4.
Технология: программа: 5-8 классы/ А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф,
2016г.;
5.
Здоровьесберегающие
технологии
в
образовательном
процессе
/авт.-сост.
С.А.
Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2009г.;
6.
Социальная сеть работников образования;
7.
Социальная сеть RedCafe.