Напоминание

"Развитие учебной мотивации младших школьников посредством создания ситуации успеха".


Автор: Порошина Татьяна Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Змеиногорская СОШ № 1"
Населённый пункт: город Змеиногорск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие учебной мотивации младших школьников посредством создания ситуации успеха".
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие учебной мотивации младших школьников посредством

создания ситуации успеха.

( Эта работа может представлять интерес для учителей, родителей учащихся

начальной школы. Учебная мотивация направлена на самостоятельную

деятельность ученика. Ученик должен увидеть, что умения и навыки,

формируемые в процессе обучения, позволят ему применять свои знания на

любом жизненном этапе.)

« Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в

ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более

достойная задача, чем приневолить.»

К.Д. Ушинский.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть

назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет

функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен

для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Личность и

индивидуальность человека с присущими ему характеристиками является результатом

образовательного процесса. Учебный процесс должен протекать в условиях

мотивированного включения учащегося в такой вид деятельности, который становится

желанным, приносящим удовлетворение от участия в нём. И то, с каким настроением

ученик идёт в школу, является по сути, показателем нового качества образования. Вместе

с тем с каждым годом на фоне обострения социальных проблем, самоустранения

родителей от воспитания детей, всё более остро встаёт вопрос о низком уровне

сформированности мотивации детей к учебной деятельности. Что же такое мотивация? От

чего она зависит? Почему один ребёнок учится с радостью, а другой с безразличием?

Мотивация –это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит

выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру,

различным видам деятельности.

Сложно разобраться в самом процессе мотивации, природе её возникновения, так как это

связано со многими психическими процессами. Рассмотрим приёмы и методы её

формирования. На уроках в начальной школе необходимо создание комплекса

оптимальных приёмов , которые способны включить каждого ученика в активную

деятельность на уровне его возможностей.

Условия создания ситуации успеха: атмосфера доброжелательности на протяжении

всего урока, снятие страха, высокая мотивация предлагаемых действий, реальная помощь

в продвижении к успеху, педагогическая поддержка в процессе выполнения.

Принципы реализации ситуации успеха:

- Дифференциация содержания образования. Применяется на этапе самостоятельной

работы и повторения. Ученики сами определяют себе объём и степень трудности.

Выполнив верно лёгкое задание, у ребёнка появляется стимул к выполнению заданий

более сложных.

- Развитие самостоятельности и ответственности учеников за свои успехи и неудачи. Чем

больше поощряется самостоятельность, тем более успешными в итоге становятся дети.

- Отсутствие авторитаризма учителя в оценке ученика. Это позволяет сформировать

устойчивую сомооценку, предупредить возможность формирования зависимости от

внешней оценки, страха неудачи и боязни ошибиться, комплекса неполноценности или

«отличника».

- Поощрение любых усилий, направленных на улучшение учебных результатов.

Ориентация на методы положительной мотивации. Это укрепляет в детях веру в свои

силы, формирует положительное отношение к успеху, который в итоге становится одним

из важных побуждающих к деятельности факторов.

- Развитие в учащихся волевых качеств путём включения в посильную, но достаточно

трудную деятельность. Неумение преодолевать препятствия мешает достижению успеха

и понижает желания. Чтобы быть успешным, ученик должен быть готов ко всему, к

преодолению трудностей для достижения целей .

- Формирование ценностного отношения к другим людям и совместной деятельности,

ответственности за общие результаты. Формирование ценностного отношения не только к

личным, но и к коллективным достижениям. Результаты обучения тесно связаны с

включенностью ученика в сам процесс, чтобы он был ему интересен и сам являлся

основным мотивационным фактором. Это позволяет реализовать системно -

деятельностный подход, который мы применяем на уроках. При групповой работе

каждый чувствует себя нужным и полезным.

Формы побуждения к действию: совет, просьба, побуждение к самостоятельности,

активности, искренность взаимоотношений, переживание неудач ребёнка, радость за

успехи каждого ученика, уважение личности, создание комфортного микроклимата в

классе, поддержка полезных начинаний, поощрение инициативы и творчества, оказание

поддержки каждому ребёнку.

Методы стимулирования и поощрения, которые я часто использую на уроке:

- мимические и пантомимические (улыбка или ласковый взгляд, пожатие руки,

поглаживание по голове)

- словесные( Умница! Молодец! Отлично! )

- материализованные (благодарность в дневник, эмблема мастера)

- деятельностные (познавательная игра, более сложное задание)

Реализации поставленной цели мне способствуют средства обучения. Дидактические

материалы для самостоятельной работы, карточки разноуровневых познавательных и

развивающих заданий, карточки – помощницы, таблицы самооценки. Информационно –

коммуникативные средства: электронная база данных для создания тематических и

итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов, мультимедийные

обучающие программы. Технические средства обучения: компьютер,

мультимедиапроектор, интерактивная доска. Средства телекоммуникации: локальная

сеть, выход в Интернет.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.

Использование в учебной деятельности методов и приёмов современных педагогических

технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию

основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной

личности. Успех является источником внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для

преодоления трудностей, желания учиться. Ребёнок испытывает уверенность в себе и

внутреннее удовлетворение. Успех в учёбе – завтрашний успех в жизни !



В раздел образования