Автор: Зайцева Светлана Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Сызрань, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Психологическая и социальная подготовка ребенка к школе
Раздел: начальное образование
Самарская область, город Сызрань
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОШ №3
Учитель начальных классов
Зайцева Светлана Валентиновна
2022 год
Психологическая и социальная подготовка ребенка к школе.
Через несколько месяцев ваши дети пойдут в школу. Чтобы период сегодня
мы с вами адаптации у ваших детей прошел безболезненно, поговорим о
психологической и социальной подготовки ребенка к школе.
Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе
заключается в формировании у него готовности к принятию новой
социальной позиции - положения школьника. Позиция школьника обязывает
занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с
новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в
определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной
деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Остановимся на этих ключевых моментах. Что должны из себя представлять
отношения к школе , к учителю, к одноклассникам и к учебной
деятельности?
Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно
приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать
ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя,
его профессиональную роль.
В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты,
когда нельзя говорить на посторонние темы. Надо задавать вопросы по делу,
предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному
обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками.
Что касается Отношения к сверстникам. У ребенка должны быть развиты
такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать
со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других.
Каждый ребенок должен уметь быть членом детского коллектива и
совместно действовать с другими детьми.
Отношение к родным и близким.
Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать
уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны
относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной
содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра
дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его
деятельности.
Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее
результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может
вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может
оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д.
Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенка
обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.
Готов ли ваш ребенок к обучению в школе? Специальные исследования
старших дошкольников свидетельствуют о большом желании многих детей
идти в школу.
Принадлежит ли ваш ребенок к такому большинству? Побеседуйте с
ребенком о его отношении к школе.
Хотел бы он идти в школу? Чем его школа привлекает или огорчает?
Почему так важно беседовать с ребенком о школе?
Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений,
уровня интеллектуального, волевого развития ему трудно будет учиться,
если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.
Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и
эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное
положение - стать школьником, не только понять, но и принять важность
школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.
Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением
представлений об учебной деятельности. Важно знать уровень
положительного отношения ребенка к школе для определения пути
дальнейшего формирования интереса к ней.
Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понятен им, но
и прочувствован, пережит. Например, рассказывая о своих любимых
учителях, читая художественную литературу, просматривая кинофильмы,
надо активизировать как сознание ребенка, так и его чувства. Экскурсии в
школу, встречи с учителями помогают создавать у ребенка положительную
установку на учебу в школе.
Важно, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью -
учением; например, желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться,
чтобы быть, как папа.
Быть школьником - это уже осознаваемая ребенком ступень вверх, к
взрослости, да и учеба в школе воспринимается ребенком как ответственное
дело.
Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке учеников к
будущей работе, должно вызывать положительное эмоциональное
отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника.
Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство
радости, сопереживание.
Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в
деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства.
Здесь уместны семейное чтение художественной литературы, просмотр
фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим
обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами
родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу
школьных успехов старших детей. Разговоры о школе должны подчеркивать
значение книг, учения.
На возникновение негативного отношения к школе могут оказать влияние не
только взрослые, но и старшие дети. Чтобы изменить отношение ребенка к
школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания,
времени и терпения.
Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе будут не легки.
Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе,
положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.
Наряду с общей готовностью к обучению в школе ребенок должен:
- знать правила общения;
- уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
- уметь управлять своим поведением без агрессивности;
- уметь быстро осваиваться в новой обстановке.
Как проверить готовность ребенка к обучению в школе?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо внимательно наблюдать за поведением
ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких
сверстников или взрослых (лото, развивающие игры и т.п.). Во время игры
можно увидеть:
1) следует ли ребенок правилам игры;
2) как ребенок устанавливает контакты;
3) считается ли с другими как с партнерами;
4) умеет ли управлять своим поведением;
5) требует ли уступки от партнеров;
6) бросает ли игру при неудаче.
Многие дети, придя в школу, не могут поддерживать свои усилия в
выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этом
требуются навыки письма, владения ножницами, мячом и т.д. Многим просто
не хватает внимания.
Почему ребенку трудно учиться? И к чему следует приучать ребенка с
самого начала ученической жизни?
В этом деле большая роль отводится родителям. Они часто позволяют
ребенку остановиться где-то на половине пути: знает - ладно, красиво делать
научится потом - и допускают ошибку. Необходимо сразу ориентировать
ребенка на выполнение любого задания с начала до конца - при уборке
комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.
Надо приучать ребенка думать и о результате, не быстро дописать, дочитать,
добежать и все забыть.
Родители нередко утверждают ребенка в его не желании думать о качестве
своей работы, когда пытаются оградить от излишних переживаний по поводу
получаемых отметок, неважно, что ему ставят; главное, что ему интересно и
что он старается, делает как может; этого достаточно.
Ребенок должен стремиться к хорошему результату, не просто как может, а
так хорошо, на что он способен. Надо ориентировать на то, что завтра он
сделает лучше, чем сегодня. Учеба - это постоянное совершенствование
навыков, к этому надо приучать ребенка с первых дней в школе.
Правильно организованная домашняя работа постоянно приучает ребенка к
самостоятельному, терпеливому, кропотливому учебному труду.
При подготовке ребенка к школе обратить особое внимание на развитие
самостоятельности, связанной с познавательной деятельностью. Это должно
выражаться в умении ставить перед собой различные учебные задачи и
решать их без побуждений извне ("Я хочу это сделать..."), проявлять
инициативу ("Я хочу сделать это по-другому") и творчество ("Мне хочется
сделать это по-своему").
В познавательной самостоятельности важны инициатива, предвидение и
творчество.
Для формирования такой самостоятельности нужны специальные усилия
взрослых.
Ребенок должен:
1. Работать самостоятельно, без присутствия взрослого.
2. Работая, ориентироваться на получение результата, а не только чтобы
избежать неприятности.
3. Проявлять активный познавательный интерес к новым видам
деятельности, стремясь к личным достижениям.
И еще один очень важный момент хочется отметить в своем выступлении.
Чтобы выдержать режим дня первоклассника, нагрузки предъявляемые
школой, ребёнку, прежде всего надо быть здоровым, физически готовым к
школе . Поэтому в летний период постарайтесь организовать вашему
малышу полноценный отдых.
Закончить мне бы хотелось словами известного нашего педагога Сергея
Леонидовича Соловейчика.
«Все радости быстротечны, и только одна доступна нам постоянно, если мы
познаем ее,- радость ученичества».
.