Напоминание

Психологическая и социальная подготовка ребенка к школе


Автор: Зайцева Светлана Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Сызрань, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Психологическая и социальная подготовка ребенка к школе
Раздел: начальное образование





Назад




Самарская область, город Сызрань

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

СОШ №3

Учитель начальных классов

Зайцева Светлана Валентиновна

2022 год

Психологическая и социальная подготовка ребенка к школе.

Через несколько месяцев ваши дети пойдут в школу. Чтобы период сегодня

мы с вами адаптации у ваших детей прошел безболезненно, поговорим о

психологической и социальной подготовки ребенка к школе.

Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе

заключается в формировании у него готовности к принятию новой

социальной позиции - положения школьника. Позиция школьника обязывает

занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с

новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в

определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной

деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Остановимся на этих ключевых моментах. Что должны из себя представлять

отношения к школе , к учителю, к одноклассникам и к учебной

деятельности?

Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно

приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать

ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя,

его профессиональную роль.

В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты,

когда нельзя говорить на посторонние темы. Надо задавать вопросы по делу,

предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному

обучению, адекватно ведут себя на занятиях.

Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками.

Что касается Отношения к сверстникам. У ребенка должны быть развиты

такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать

со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других.

Каждый ребенок должен уметь быть членом детского коллектива и

совместно действовать с другими детьми.

Отношение к родным и близким.

Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать

уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны

относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной

содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра

дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его

деятельности.

Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее

результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может

вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может

оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д.

Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенка

обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.

Готов ли ваш ребенок к обучению в школе? Специальные исследования

старших дошкольников свидетельствуют о большом желании многих детей

идти в школу.

Принадлежит ли ваш ребенок к такому большинству? Побеседуйте с

ребенком о его отношении к школе.

Хотел бы он идти в школу? Чем его школа привлекает или огорчает?

Почему так важно беседовать с ребенком о школе?

Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений,

уровня интеллектуального, волевого развития ему трудно будет учиться,

если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.

Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и

эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное

положение - стать школьником, не только понять, но и принять важность

школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.

Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением

представлений об учебной деятельности. Важно знать уровень

положительного отношения ребенка к школе для определения пути

дальнейшего формирования интереса к ней.

Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понятен им, но

и прочувствован, пережит. Например, рассказывая о своих любимых

учителях, читая художественную литературу, просматривая кинофильмы,

надо активизировать как сознание ребенка, так и его чувства. Экскурсии в

школу, встречи с учителями помогают создавать у ребенка положительную

установку на учебу в школе.

Важно, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью -

учением; например, желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться,

чтобы быть, как папа.

Быть школьником - это уже осознаваемая ребенком ступень вверх, к

взрослости, да и учеба в школе воспринимается ребенком как ответственное

дело.

Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке учеников к

будущей работе, должно вызывать положительное эмоциональное

отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника.

Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство

радости, сопереживание.

Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в

деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства.

Здесь уместны семейное чтение художественной литературы, просмотр

фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим

обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами

родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу

школьных успехов старших детей. Разговоры о школе должны подчеркивать

значение книг, учения.

На возникновение негативного отношения к школе могут оказать влияние не

только взрослые, но и старшие дети. Чтобы изменить отношение ребенка к

школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания,

времени и терпения.

Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе будут не легки.

Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе,

положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.

Наряду с общей готовностью к обучению в школе ребенок должен:

- знать правила общения;

- уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;

- уметь управлять своим поведением без агрессивности;

- уметь быстро осваиваться в новой обстановке.

Как проверить готовность ребенка к обучению в школе?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо внимательно наблюдать за поведением

ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких

сверстников или взрослых (лото, развивающие игры и т.п.). Во время игры

можно увидеть:

1) следует ли ребенок правилам игры;

2) как ребенок устанавливает контакты;

3) считается ли с другими как с партнерами;

4) умеет ли управлять своим поведением;

5) требует ли уступки от партнеров;

6) бросает ли игру при неудаче.

Многие дети, придя в школу, не могут поддерживать свои усилия в

выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этом

требуются навыки письма, владения ножницами, мячом и т.д. Многим просто

не хватает внимания.

Почему ребенку трудно учиться? И к чему следует приучать ребенка с

самого начала ученической жизни?

В этом деле большая роль отводится родителям. Они часто позволяют

ребенку остановиться где-то на половине пути: знает - ладно, красиво делать

научится потом - и допускают ошибку. Необходимо сразу ориентировать

ребенка на выполнение любого задания с начала до конца - при уборке

комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д.

Надо приучать ребенка думать и о результате, не быстро дописать, дочитать,

добежать и все забыть.

Родители нередко утверждают ребенка в его не желании думать о качестве

своей работы, когда пытаются оградить от излишних переживаний по поводу

получаемых отметок, неважно, что ему ставят; главное, что ему интересно и

что он старается, делает как может; этого достаточно.

Ребенок должен стремиться к хорошему результату, не просто как может, а

так хорошо, на что он способен. Надо ориентировать на то, что завтра он

сделает лучше, чем сегодня. Учеба - это постоянное совершенствование

навыков, к этому надо приучать ребенка с первых дней в школе.

Правильно организованная домашняя работа постоянно приучает ребенка к

самостоятельному, терпеливому, кропотливому учебному труду.

При подготовке ребенка к школе обратить особое внимание на развитие

самостоятельности, связанной с познавательной деятельностью. Это должно

выражаться в умении ставить перед собой различные учебные задачи и

решать их без побуждений извне ("Я хочу это сделать..."), проявлять

инициативу ("Я хочу сделать это по-другому") и творчество ("Мне хочется

сделать это по-своему").

В познавательной самостоятельности важны инициатива, предвидение и

творчество.

Для формирования такой самостоятельности нужны специальные усилия

взрослых.

Ребенок должен:

1. Работать самостоятельно, без присутствия взрослого.

2. Работая, ориентироваться на получение результата, а не только чтобы

избежать неприятности.

3. Проявлять активный познавательный интерес к новым видам

деятельности, стремясь к личным достижениям.

И еще один очень важный момент хочется отметить в своем выступлении.

Чтобы выдержать режим дня первоклассника, нагрузки предъявляемые

школой, ребёнку, прежде всего надо быть здоровым, физически готовым к

школе . Поэтому в летний период постарайтесь организовать вашему

малышу полноценный отдых.

Закончить мне бы хотелось словами известного нашего педагога Сергея

Леонидовича Соловейчика.

«Все радости быстротечны, и только одна доступна нам постоянно, если мы

познаем ее,- радость ученичества».

.



В раздел образования