Автор: Малахова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 11!
Населённый пункт: город Абакан, республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урок математики по теме "Секунда"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока математики
Ф.И.О. учителя:
Малахова Ирина Николаевна
Класс
4 «В»
Программа
«Перспектива»
Тема урока
Секунда
Цель урока
расширение знаний о единицах времени, знакомство с новой единицей времени - секундой
Тип урока
урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
Методы обучения
словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.
Формы работы
Фронтальная работа
Работа в парах
Индивидуальная работа
Самостоятельная работа
Необходимое оборудование
интерактивная доска, компьютер, учебник, карточки с заданиями, часы, секундомер
Основные понятия
время, единицы времени, час, минута, секунда
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД
Организационный момент и
-Сегодня урок математики мне хочется
Слушают учителя, отвечают на
Личностные: готовность к
мотивация учебной
деятельности.
Актуализация знаний
начать словами английского философа
Роджера Бекона:
«Тот, кто не знает математики, не
может узнать и другие науки, не может
познать мир»
-как вы понимаете это выражение?
-Давайте продолжим познавать мир,
познавая математику. Впереди нас
ждут новые открытия.
-Итак начнем
-Откройте тетради, запишите число,
классная работа.
-На столе у вас карточки с примерами,
поработайте в паре и
Найдите значение данных
выражений
18*20+5=
(100-4):8=
3900:10:13=
(72-48):1=
240:40*10=
Проверка
вопросы, опираясь на собственный
жизненный опыт и знания
Записывают число.
Выполняют задания в парах,
работая с разрезными карточками.
18*20+5=365
(100-4):8=12
3900:10:13=30
(72-48):1=24
240:40*10=60
выполнению учебной задачи.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками
Коммуникативные:
формирование умения правильно,
грамотно, доходчиво объяснить
свою мысль и адекватно
воспринимать информацию от
партнеров по общению.
Личностные: готовность к
выполнению учебной задачи.
Коммуникативные:планирование
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками
Определение темы и задач
урока
Открытие новых знаний
- Оцените работу своей пары,
покажите соответствующий сигнал
светофора.
-С чем связаны эти числа?
-Что такое время?
Ч.т. величина?
- Да, время можно измерить и
результат измерения выразить числом.
-Поясните, что обозначает каждое
значение.
-Какие величины вы еще знаете?
Преобразуйте величины:
3г. 6мес.= …месс.
1мес.7сут.=…сут.
2сут.8ч=…ч
5ч6мин=…мин
9мин15с=…с
-Почему не можете преобразовать
последнее выражение?
-Назовите тему урока.
-Чему же мы должны научиться на
этом уроке?
-Это единицы времени.
-Величина.
-Величина-это то, что можно
измерить и результат выразить
числом.
Массы, длины, площади.
Выполняют задание у доски.
-Последнее задание не можем
выполнить.
-Не знакомы с этой единицей
времени.
Формулируют тему урока и
определяют задачи:
-вспомнит изученные единицы
времени;
-измерять время в секундах;
-тренироваться переводить одни
единиц времени в другие;
Регулятивные: целеполагание;
планирование на урок
Познавательные:общеучебные -
самостоятельное выделение и
формулирование познавательной
цели и задач урока.
Коммуникативные: постановка
вопросов – инициативное
сотрудничество в поиске и сборе
информации.
Личностные:смыслообразование
-Где можно найти знания по новой
теме?
-А я предлагаю вам заняться
исследованием.
-Итак, начнем.
-Что обозначает слово секунда в
Толковом словаре Ожегова?
Секунда- 1/60 часть минуты, основная
единица времени в Международной
системе единиц.
-С помощью чего можно измерить
время в секундах?
-Посмотрите на часы. Ск-ко у них
стрелок? Каково назначение каждой?
-Давайте понаблюдаем за движением
минутной стрелки и секундной.
Сосчитаем сколько шагов сделает
секундная стрелка за 1 круг и ск-ко при
этом шагов сделает минутная стрелка.
-Ск-ко шагов сделала секундная
стрелка?
-Ск-ко шагов сделала минутная
стрелка?
-Значит, какой сделаем вывод?
-применять полученные знания при
решении задач.
В учебнике, в справочнике,
спросить у учителя.
С помощью часов
Минутная, секундная, часовая
60 шагов или 60 с
1 шаг-прошла 1 минута
В 1 минуте 60 секунд
Познавательные: умение
формулировать правила;
ориентирование в системе своих
знаний; умение извлекать
необходимую информацию и
использовать ее для
достижения учебных задач,
строить логическое рассуждение
на основе причинно-
следственных связей.
Регулятивные:
умение принимать задачу и
удерживать ее; контролировать
свою учебную деятельность
Первичное закрепление.
Работа в группах
Закрепление изученного
материала
-Запишем в тетрадь: 1 мин = 60с или
1с=1/60 доля минуты.
-Теперь мы можем закончить задание?
9мин.15с=…с
-За какое время минутная стрелка
совершает полный оборот?
-Могу ли я утверждать, что 1ч=60мин?
-Если в 1 часе 60 минут, а в 1 минуте
60с, как узнать ск-ко с в 1 часе?
-Запишите в тетрадь: 1ч=3600с
-На уроках физ-ры вы бегаете на
время. Как называется прибор,
которым пользуется учитель для
измерения времени забега?
-Он тоже похож на часы, но его
циферблат рассчитан на 1 минуту, т.е.
на ск-ко секунд?
-Секундную стрелку можно остановит
нажатием кнопки.
-А теперь давайте мы наши выводы
проверим с выводами в учебнике.
-Совпали наши выводы?
-Как вы думаете, а можно ли что-то
успеть сделать за 1с?
-Казалось бы, что может случится в
мире за 1 с, ведь это совсем
крошечный отрезок времени.
-Давайте посмотрим видео.
-Давайте и мы с вами сделаем новую
да
9мин.15с=555с
За 60 минут
да
60·60=3600
Секундомер
60с
Читают параграф в учебнике на с.7
да
ответы детей
Слушают и запоминают, что можно
сделать за одну секунду
Самостоятельная работа
статистику и посчитаем , что мы
можем сделать за 1с.
Работа в группах.
Отчеты представителей групп о
результатах исследования.
-Мы с вами можем за 1с совсем
немного. Что же еще можно успеть за
1с, об этом нам расскажут задачи.
-Записывайте в тетради только
выражение к задаче.
1. Ученик 4 класса имеет технику
чтения 120 слов в минуту. Сколько он
слов читает за 1 с?
2. А вы знаете ск-ко ударов в минуту
делает сердце человека?
3. А сердце воробья -540 ударов в
минуту. Ск-ко за 1с?
4. Сердце колибри бьется с частотой
1200 ударов в минуту. Ск-ко ударов за
1с?
-Вот такой удивительный мир
природы!
-Очень часто в жизни приходится
сравнивать одни единицы измерения с
другими, складывать их. И мы с вами
тоже этому поучимся.
-Перед вами задание на звездах.
Выберите для себя задание, которое
Выполняют работу в группах.
120:60=2(сл.)
60-80 в покое
540:60=9(уд.)
1200:60=20(уд.)
Выполняют задание
самостоятельно, затем проверяют
себя по эталону.
Познавательные: умение
доказывать свою точку зрения и
своё мнение
Личностные:
Умение выступать перед классом
Регулятивные:
умение делать аргументированные
выводы и планировать работу
группы
Регулятивные УУД,
коммуникативные УУД,
познавательные УУД
Осуществляют взаимный контроль
в совместной деятельности.
Активно используют речевые
средства для решения
познавательных задач.
Подведение итогов урока
(рефлексия)
Домашнее задание
для вас показалось наиболее
посильным и вы чувствуете, что
выполните его без ошибок.
1.
Выполните действия:
4мин6с+7мин24с=
5мин28с-2мин16с=
17мин5с-9мин4с=
6мин2с+9мин36с=
2.
Сравните:
4мин2с…42с
2мин50с…2мин
6мин24с…624с
3мин5с…35с
3.
Дополните каждую величину до
3 минут:
2мин16с+…
2мин35с+…
1мин40с+…
56с+…
-Сравните свою работу с эталоном и
покажите соответствующий сигнал
светофора.
-Мы сегодня много открытий сделали
на уроке.
1.
Выполните действия:
4мин6с+7мин24с=11мин.30с
5мин28с-2мин16с=3мин12с
17мин5с-9мин4с=8мин1с
6мин2с+9мин36с=15мин38с
2.
Сравните:
4мин2с>42с
2мин50с>2мин
6мин24с<624с
3мин5с>35с
3.
Дополните каждую
величину до 3 минут:
2мин16с+44c
2мин35с+25c
1мин40с+80c
56с+124c
Дети сами себя оценивают на
данном этапе урока c помощью
«Светофора»
Личностные: умение выбирать
посильное для себя задание
Метапредметные: приобретение
способа действий по достижению
целей; умение работать
самостоятельно
Предметные: умение применять
знания на практике
Регулятивные:
умение делать выводы и
планировать свою
индивидуальную работу,
выделение и осознание учащимися
того, что уже усвоено
Познавательные: контроль и
оценка процесса и результатов
действия
Личностные:
Адекватное понимание причин
успеха/неуспеха в учебной
-Вернемся к началу урока. Давайте
вспомним какие задачи мы ставили
перед собой на уроке?
-Удалось нам их решить?
-С какой новой единицей времени мы
познакомились?
-Ск-ко с в 1 минуте? А в 1 часе?
-Где нам могут пригодиться
полученные знания и умения?
-А сечас оцените свою работу на уроке
с помощью сигнала светофора.
-Если было интересно, легко на уроке,
во всем разобрались и хочется знать
еще больше- зеленый кружок.
-Если были небольшие трудности,
сомнения, но работа понравилась
-желтый кружок.
-Если не разобрались в теме, было не
очень интересно-красный кружок.
(Опрос нескольких уч-ся.)
-Я сегодня наблюдала за вами на
протяжении всего урока, как вы
работаете в парах, группах, как
отвечаете. И я поставила следующие
отметка…
Объясняет домашнее задание
Подводят итог урока, отвечая на
вопросы учителя
Знакомятся с домашним заданием и
деятельности на уроке математики
Определяют свое эмоциональное
состояние на уроке.
Адекватное понимание домашнего
задания на уроке математики.
С.8 №2,3,5
записывают его в дневники.
Приложение.
Работа в группах.
1 группа
Инструкция
1.
При помощи секундомера выясните, сколько
прыжков можно сделать за 10 секунд (округлите
получившееся число).
2.
Теперь определите, сколько прыжков делали за 1
с:
10 с - … п.
1 с … п.
2 группа
Инструкция
1.При помощи секундомера выясните, сколько
шагов можно сделать за10 секунд (округлите
получившееся число).
2.Теперь определите, сколько шагов делали за 1 с:
10 с - … ш.
1 с … ш.
3 группа
Инструкция
1.
При помощи секундомера выясните, сколько раз
можно присесть за10 секунд (округлите
получившееся число).
2.
Теперь определите, сколько раз можно присесть
за 1 с:
10 с - … п.
1 с … п.
4 группа
Инструкция
1.
При помощи секундомера выясните, сколько
примеров из таблицы умножения можно решить
за 10 секунд (округлите получившееся число).
7∙ 8=
9∙6=
8∙8=
9∙9=
4∙9=
4∙ 4=
48:8=
15:3=
36:6=
5∙8=
2.
Теперь определите, сколько примеров можно
решить за 1 с:
10 с - … п.
1 с … п.
5 группа
Инструкция
1.При помощи секундомера выясните, сколько букв
можно написать за 10 секунд.
(округлите получившееся число).
2.Теперь определите, сколько букв вы написали за 1
с:
10 с - … б.
1 с … б.
6 группа
Инструкция
1.При помощи секундомера выясните, сколько
согласных звуков вы произнесете за10 секунд.
[к в п м р т с д з ж б л ч]
(округлите получившееся число).
Теперь определите, сколько звуков вы произнесли
за 1 с:
10 с - … з.
1 с … з.