Напоминание

Формирование навыков чтения нот с листа в классе баяна и аккордеона


Автор: Федосова Ирина Николаевна
Должность: преподаватель народных инструментов
Учебное заведение: МБО ДО "Алексеевская детская школа искусств"
Населённый пункт: пгт. Алексеевское, Алексеевский район, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Формирование навыков чтения нот с листа в классе баяна и аккордеона
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальная бюджетная организация

дополнительного образования

Алексеевская детская школа искусств

Методическое сообщение по теме:

Тема: «Формирование навыков чтения нот с листа в классе

баяна и аккордеона»

Подготовила :преподаватель Федосова И.Н

Первой квалификационной категории.

пгт. Алексеевское 2022г.

Тема: «Формирование навыков чтения нот с листа в классе баяна и

аккордеона»

Чтение

нот

с

листа

является

одной

из

важнейших

проблем

музыкального образования. Под чтением нот с листа мы понимаем умение

бегло играть незнакомое произведение. Чтение с листа должно войти в

режим

ежедневных

занятий

наравне

с

остальными

разделами

как

обязательная, систематическая тренировка в прочтении вначале простых, а

затем более сложных музыкальных отрывков. Эта важная дисциплина

мобилизует учащегося, обостряет его музыкальный слух, развивает чувство

ритма, способствует быстро ориентироваться в сложном музыкальном

задании.

«Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать»

И.Гофман.

Умение читать ноты с листа является обязательным для каждого

музыканта.

Оно

способствует

расширению

музыкального

кругозора

учащихся, обогащает их музыкальную память, формирует музыкальный вкус.

Всем известно, что работа над произведением должна начинаться с

проигрывания его целиком. Это проигрывание и называется чтением с листа.

Приобретение навыка чтения нот с листа следует начинать с первых лет

обучения. Ознакомив ученика с нотным письмом, клавиатурой инструмента

и

основными

двигательными

моментами,

можно

давать

ему

читать

простейшие упражнения и пьесы. Необходима систематичность в занятиях,

во время домашних занятий ученик ежедневно должен, после проигрывания

гамм и арпеджио, читать с листа 15-20 минут.

Чтение нот с листа – это сложный процесс, связанный не только с

восприятием нотного текста, но и с воспроизведением его на инструменте.

Следует учитывать некоторые специфические особенности баяна, которые

затрудняют процесс чтения с листа на этом инструменте. Баян имеет не одну

клавиатуру, как фортепиано, а две; кроме того расположение этих клавиатур

исключает возможность зрительного контроля за исполнением. Затрудняет

чтение с листа и способ звукоизвлечения, требующий хорошей координации

в работе левой руки, сочетающей исполнение текста с воспроизведением

звука (разжим и сжим меха).

Материал для чтения нот с листа надо подбирать доступный (более

простой

по

изложению

и

фактуре,

чем

изучаемый

по

программе),

увлекательный и чтобы он имел воспитательное и познавательное значение.

Поначалу материал для чтения с листа должен быть в техническом

отношении настолько простым, чтобы учащийся мог свободно читать ноты,

соблюдая все штрихи и нюансы, чтобы мог с первого же прочтения охватить

форму произведения. Подбирать произведения сначала надо в медленных и

средних темпах, с минимальным количеством знаков альтерации, в удобных

для чтения тональностях, с яркой, легко охватываемой мелодией. Долго

задерживаться на каком-либо произведении нежелательно, так как основная

задача – развитие способностей учащегося сразу ориентироваться в

незнакомом тексте. Поэтому пьесу следует проигрывать не более 1-2 раз.

Давая учащемуся читать с листа какое-либо произведение, надо

посоветовать ему предварительно просмотреть текст глазами. Во время

просмотра он должен выяснить тональность произведения, его размер и

темп, уяснить его структуру и членение на отдельные построения (фраза,

предложение,

период

и

т.д.),

определить

характер

его

исполнения.

Непосредственно в тексте часто встречаются знаки альтерации, «случайные

знаки». На них также надо обратить внимание при предварительном

(зрительном) знакомстве с текстом. Добиваться правильной аппликатуры

надо с первых шагов чтения с листа. Правильная аппликатура будет

способствовать большей свободе чтения нот. Нота читаемого текста должна

восприниматься как движение соответствующего пальца. Однако, не следует

приучать учащегося к тому, чтобы над каждой нотой было указано каким

пальцем нужно играть. Необходимо указать узловые моменты аппликатуры,

объясняющие дальнейшую последовательность пальцев. Но после этого ещё

не

приступают

к

непосредственному

воспроизведению

текста

на

инструменте. Необходимо уметь слышать музыку, видя её запись и не

касаясь клавиатуры баяна. Речь идет о воспитании внутреннего слуха. Как

отправной момент в этой работе рекомендуется использование такой нотной

записи, которая поможет учащемуся вспомнить уже знакомые, слышанные

раннее звуковые образы. Поэтому обучение в начальный период должно

строиться на известном ученику материале. Так устанавливается связь между

нотным текстом и звучанием. Лишь после того, как в сознании учащегося

возникли

ассоциации

между

слышанием

текста

и

двигательными

представлениями, можно приступать к воспроизведению нотного текста на

инструменте.

Читая ноты, ученик должен всегда смотреть вперёд, стараться охватить

глазами возможно большие куски музыки. При подборе упражнений для

чтения с листа педагогу необходимо помнить, что вокальные мелодии

воспринимаются учащимися на первых порах легче инструментальных.

Поэтому вначале лучше использовать песенный материал.

Необходимо воспитать у учащегося четкое ощущение сильной доли,

метрической пульсации и соотношения различных длительностей. Поэтому

рекомендуется

начинать

с

мелодий,

имеющих

двухдольный

и

четырехдольный размер, а затем уже вводить трёхдольный.

Очень

часто

в

нотном

тексте

встречаются

гаммообразные

последовательности. Читать такие места не трудно, т.к. нет скачков, ноты на

нотоносце находятся близко друг от друга и глазам легко охватить их

постепенное движение. Нет и аппликатурных трудностей, т.к. с гаммами

учащийся знакомится с первых же уроков.

Арпеджиобразные

места в нотном тексте читать сложнее, чем

гаммообразные. Учащийся должен хорошо освоить клавиатуру и чувствовать

расстояние между всеми кнопками баяна в пределах октавы. Это необходимо

из-за специфических особенностей положения инструмента во время

исполнения. Вертикальное положение клавиатуры не даёт возможности

глядеть на неё.

Одним из сложных этапов является переход от исполнения одноголосных

мелодий в правой руке к игре двойными нотами, аккордами. Здесь

необходимо

вырабатывать

навык

зрительного

восприятия

различных

интервалов и мысленного представления их на клавиатуре. Очень важным

является восприятие сразу двух нот в одной ритмической единице, а не

поочерёдно снизу или сверху. В работе над чтением двойных нот

необходимо придерживаться следующей последовательности: сначала брать

упражнения

с

эпизодическим

появлением

двойных

нот;

затем

с

параллельным движением голосов – вначале интервалами не более терции,

затем секстами и т.д. Затем с совместным движением голосов различными

интервалами; с появлением аккордов из трёх или более звуков; и, наконец, с

самостоятельным движением двух голосов. В начале этой работы следует

подбирать такие произведения, где один из голосов движется, а другой

строится на выдержанных нотах.

При чтении двумя руками важно в первую очередь увидеть одинаковые,

повторяющиеся

фразы,

отрезки.

Если

видеть

сходство

и

различие

музыкальных построений , легче читать с листа.

Часто в тексте встречаются знаки альтерации, которые можно разделить

на

два вида:

знаки,

неоднократно

повторяющиеся (седьмая ступень

гармонического минора и шестая и седьмая ступени мелодического минора)

и

знаки

эпизодического

характера

(хроматическое

опевание

звуков

мелодии). Надо обратить внимание на ноты, в первую очередь, совпадающие

со звуками соответствующих гармонических функций. Видя это, нетрудно

будет читать украшающие мелодию хроматизмы. Это подтверждает то, что

знание теории музыки способствует чтению нот с листа.

Таким образом, осмысленное прочтение нотного текста, точное исполнение

фразировки, штрихов, и т. д. делает чтение с листа обучающей дисциплиной,

положительно влияющей на весь процесс воспитания музыканта. Работа

педагога над совершенствованием чтения нот с листа в специальном классе

крайне важна и ей должно уделяться большое внимание на всех этапах

музыкального образования.

Список литературы:

1.В.В. Ушенин. Новая школа игры на баяне. Феникс, 2015 г.

2.

Алексеев А.

2.Методика обучения игре фортепиано. – М.: Музгиз, 1971.

3.

Акимов Ю.

3.Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. – М.: Сов.

композитор, 1980.

4.Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – М., 1982 г.

5.М.Говорушко. «Чтение с листа в процессе обучения баяниста»



В раздел образования