Автор: Федосова Ирина Николаевна
Должность: преподаватель народных инструментов
Учебное заведение: МБО ДО "Алексеевская детская школа искусств"
Населённый пункт: пгт. Алексеевское, Алексеевский район, Республика Татарстан
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Формирование навыков чтения нот с листа в классе баяна и аккордеона
Раздел: дополнительное образование
Муниципальная бюджетная организация
дополнительного образования
Алексеевская детская школа искусств
Методическое сообщение по теме:
Тема: «Формирование навыков чтения нот с листа в классе
баяна и аккордеона»
Подготовила :преподаватель Федосова И.Н
Первой квалификационной категории.
пгт. Алексеевское 2022г.
Тема: «Формирование навыков чтения нот с листа в классе баяна и
аккордеона»
Чтение
нот
с
листа
является
одной
из
важнейших
проблем
музыкального образования. Под чтением нот с листа мы понимаем умение
бегло играть незнакомое произведение. Чтение с листа должно войти в
режим
ежедневных
занятий
наравне
с
остальными
разделами
как
обязательная, систематическая тренировка в прочтении вначале простых, а
затем более сложных музыкальных отрывков. Эта важная дисциплина
мобилизует учащегося, обостряет его музыкальный слух, развивает чувство
ритма, способствует быстро ориентироваться в сложном музыкальном
задании.
«Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать»
И.Гофман.
Умение читать ноты с листа является обязательным для каждого
музыканта.
Оно
способствует
расширению
музыкального
кругозора
учащихся, обогащает их музыкальную память, формирует музыкальный вкус.
Всем известно, что работа над произведением должна начинаться с
проигрывания его целиком. Это проигрывание и называется чтением с листа.
Приобретение навыка чтения нот с листа следует начинать с первых лет
обучения. Ознакомив ученика с нотным письмом, клавиатурой инструмента
и
основными
двигательными
моментами,
можно
давать
ему
читать
простейшие упражнения и пьесы. Необходима систематичность в занятиях,
во время домашних занятий ученик ежедневно должен, после проигрывания
гамм и арпеджио, читать с листа 15-20 минут.
Чтение нот с листа – это сложный процесс, связанный не только с
восприятием нотного текста, но и с воспроизведением его на инструменте.
Следует учитывать некоторые специфические особенности баяна, которые
затрудняют процесс чтения с листа на этом инструменте. Баян имеет не одну
клавиатуру, как фортепиано, а две; кроме того расположение этих клавиатур
исключает возможность зрительного контроля за исполнением. Затрудняет
чтение с листа и способ звукоизвлечения, требующий хорошей координации
в работе левой руки, сочетающей исполнение текста с воспроизведением
звука (разжим и сжим меха).
Материал для чтения нот с листа надо подбирать доступный (более
простой
по
изложению
и
фактуре,
чем
изучаемый
по
программе),
увлекательный и чтобы он имел воспитательное и познавательное значение.
Поначалу материал для чтения с листа должен быть в техническом
отношении настолько простым, чтобы учащийся мог свободно читать ноты,
соблюдая все штрихи и нюансы, чтобы мог с первого же прочтения охватить
форму произведения. Подбирать произведения сначала надо в медленных и
средних темпах, с минимальным количеством знаков альтерации, в удобных
для чтения тональностях, с яркой, легко охватываемой мелодией. Долго
задерживаться на каком-либо произведении нежелательно, так как основная
задача – развитие способностей учащегося сразу ориентироваться в
незнакомом тексте. Поэтому пьесу следует проигрывать не более 1-2 раз.
Давая учащемуся читать с листа какое-либо произведение, надо
посоветовать ему предварительно просмотреть текст глазами. Во время
просмотра он должен выяснить тональность произведения, его размер и
темп, уяснить его структуру и членение на отдельные построения (фраза,
предложение,
период
и
т.д.),
определить
характер
его
исполнения.
Непосредственно в тексте часто встречаются знаки альтерации, «случайные
знаки». На них также надо обратить внимание при предварительном
(зрительном) знакомстве с текстом. Добиваться правильной аппликатуры
надо с первых шагов чтения с листа. Правильная аппликатура будет
способствовать большей свободе чтения нот. Нота читаемого текста должна
восприниматься как движение соответствующего пальца. Однако, не следует
приучать учащегося к тому, чтобы над каждой нотой было указано каким
пальцем нужно играть. Необходимо указать узловые моменты аппликатуры,
объясняющие дальнейшую последовательность пальцев. Но после этого ещё
не
приступают
к
непосредственному
воспроизведению
текста
на
инструменте. Необходимо уметь слышать музыку, видя её запись и не
касаясь клавиатуры баяна. Речь идет о воспитании внутреннего слуха. Как
отправной момент в этой работе рекомендуется использование такой нотной
записи, которая поможет учащемуся вспомнить уже знакомые, слышанные
раннее звуковые образы. Поэтому обучение в начальный период должно
строиться на известном ученику материале. Так устанавливается связь между
нотным текстом и звучанием. Лишь после того, как в сознании учащегося
возникли
ассоциации
между
слышанием
текста
и
двигательными
представлениями, можно приступать к воспроизведению нотного текста на
инструменте.
Читая ноты, ученик должен всегда смотреть вперёд, стараться охватить
глазами возможно большие куски музыки. При подборе упражнений для
чтения с листа педагогу необходимо помнить, что вокальные мелодии
воспринимаются учащимися на первых порах легче инструментальных.
Поэтому вначале лучше использовать песенный материал.
Необходимо воспитать у учащегося четкое ощущение сильной доли,
метрической пульсации и соотношения различных длительностей. Поэтому
рекомендуется
начинать
с
мелодий,
имеющих
двухдольный
и
четырехдольный размер, а затем уже вводить трёхдольный.
Очень
часто
в
нотном
тексте
встречаются
гаммообразные
последовательности. Читать такие места не трудно, т.к. нет скачков, ноты на
нотоносце находятся близко друг от друга и глазам легко охватить их
постепенное движение. Нет и аппликатурных трудностей, т.к. с гаммами
учащийся знакомится с первых же уроков.
Арпеджиобразные
места в нотном тексте читать сложнее, чем
гаммообразные. Учащийся должен хорошо освоить клавиатуру и чувствовать
расстояние между всеми кнопками баяна в пределах октавы. Это необходимо
из-за специфических особенностей положения инструмента во время
исполнения. Вертикальное положение клавиатуры не даёт возможности
глядеть на неё.
Одним из сложных этапов является переход от исполнения одноголосных
мелодий в правой руке к игре двойными нотами, аккордами. Здесь
необходимо
вырабатывать
навык
зрительного
восприятия
различных
интервалов и мысленного представления их на клавиатуре. Очень важным
является восприятие сразу двух нот в одной ритмической единице, а не
поочерёдно снизу или сверху. В работе над чтением двойных нот
необходимо придерживаться следующей последовательности: сначала брать
упражнения
с
эпизодическим
появлением
двойных
нот;
затем
с
параллельным движением голосов – вначале интервалами не более терции,
затем секстами и т.д. Затем с совместным движением голосов различными
интервалами; с появлением аккордов из трёх или более звуков; и, наконец, с
самостоятельным движением двух голосов. В начале этой работы следует
подбирать такие произведения, где один из голосов движется, а другой
строится на выдержанных нотах.
При чтении двумя руками важно в первую очередь увидеть одинаковые,
повторяющиеся
фразы,
отрезки.
Если
видеть
сходство
и
различие
музыкальных построений , легче читать с листа.
Часто в тексте встречаются знаки альтерации, которые можно разделить
на
два вида:
знаки,
неоднократно
повторяющиеся (седьмая ступень
гармонического минора и шестая и седьмая ступени мелодического минора)
и
знаки
эпизодического
характера
(хроматическое
опевание
звуков
мелодии). Надо обратить внимание на ноты, в первую очередь, совпадающие
со звуками соответствующих гармонических функций. Видя это, нетрудно
будет читать украшающие мелодию хроматизмы. Это подтверждает то, что
знание теории музыки способствует чтению нот с листа.
Таким образом, осмысленное прочтение нотного текста, точное исполнение
фразировки, штрихов, и т. д. делает чтение с листа обучающей дисциплиной,
положительно влияющей на весь процесс воспитания музыканта. Работа
педагога над совершенствованием чтения нот с листа в специальном классе
крайне важна и ей должно уделяться большое внимание на всех этапах
музыкального образования.
Список литературы:
1.В.В. Ушенин. Новая школа игры на баяне. Феникс, 2015 г.
2.
Алексеев А.
2.Методика обучения игре фортепиано. – М.: Музгиз, 1971.
3.
Акимов Ю.
3.Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. – М.: Сов.
композитор, 1980.
4.Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – М., 1982 г.
5.М.Говорушко. «Чтение с листа в процессе обучения баяниста»