Автор: Язовских Ольга Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ " СОШ № 44"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: Приложение к программе
Тема: "Индивидуальные образовательные маршруты"
Раздел: среднее образование
Изменения в программе по русскому языку в 5-8 классе
Цель: преодоление образовательных дефицитов
Тема
ЗУН
УУД
Задания,
способы
работы
Ср
ок
и
Форма
контроля
Отмет
ка о
выпол
нении
1.Введен
ие в
лингвист
ику.
Фонетика
и
орфоэпия
.
Фонетиче
ский
разбор
(5 часов)
Понимать ра
зличие
между
звуками и
буквами.
Уметь прово
дить
фонетически
й анализ
слова.
Различать г
ласные и
согласные
звуки. Знать
перечень
гласных и
согласных
Знать пары
согласных по
твёрдости —
мягкости,
звонкости —
глухости,
непарные
звуки.
Правильно
произносить
эти звуки и
названия
букв,
обозначающ
их их на
письме.
Личност
ные УД:
формиров
ание
положите
льной
мотиваци
и к
изучению
основных
разделов
лингвист
ики и
освоению
различны
х видов
речевой
деятельно
сти:
слушания
,
говорения
, письма и
чтения
Регуляти
вные УД
:
постановк
а цели,
прогнози
рование
результат
а
Познават
ельные
УД:
формиров
Фонетик
о-
орфогра
фически
й анализ
слов, по
ходу
работы
над
упр.25
Словарна
я работа.
Языково
й анализ
стихотво
рений,
фонетиче
ская
транскри
пция
Домашн
ие
упражне
ния,
работа
над
тестовым
и
заданиям
и,
фонетиче
ский
разбор.
1
ание
основ
ознакоми
тельного,
изучающе
го чтения;
действия
сравнени
я единиц
речи и
языка
2.Орфогр
а
фия.
Основны
е
принцип
ы
орфограф
ии
(5 часов)
Повторить и
расширить
сведения о
чередовании
гласных в
корнях
_бер-,-бир-, -
мер-
, -мир-, пер-,
пир-, -зер-,
зир- и т.д.
Знать:
Чередование
Согласных в
корне.
Чередование
О Ё с нулём
звука.
Правописани
е безударных
окончаний в
именах
существител
ь
ных.
Слитные,
дефисные и
раздельные
написания.
Познават
ельные
логическ
ие УД:
Установл
ение
причинно
-
следствен
ных
связей;
построен
ие
логическо
й цепи
рассужде
ния;
анализ
объектов
с целью
выделени
я
признако
в.
Регуляти
вные УД:
Контроль
в форме
сличения
способа
действия
с
заданным
эталоном
с целью
обнаруже
ния
отклонен
ий и
Трениров
очные
задания
по
орфогра
фичес
кой
зоркости,
работа
над
материал
ом по
написани
ю
безударн
ых
гласных
в корне.
Запись
под
диктовку
, работа
по
материал
ам
учебника
.
Домашн
ие
упражне
ния,
работа
над
тестовым
и
заданиям
и
Орфогра
фи
ческий
минимум
,
словарны
й
диктант.
2
отличий
от
образца
Личност
ные УД:
формиров
ание
положите
льной
мотиваци
и к
изучению
основных
разделов
орфограф
ии и
освоению
различны
х видов
речевой
деятельно
сти:
слушания
,
говорения
, письма и
чтения
3.Морфо
ло
гия как
раздел
лингвист
ики
(3 часа)
Понимать,
на на основе
каких
признаков
все слова
делятся на
части речи
(морфологич
ес кие и
(синтаксичес
кие)
Уметь прово
дить
последовател
ьный
грамматичес
кий анализ
самостоятель
ных и
служебных
частей речи,
распознавать
части речи с
учётом
Регуляти
вные УД:
Целепола
гание,
планиров
ание,
прогнози
рование
Познават
ельные
логическ
ие УД:
Анализ
объектов
с целью
выделени
я, синтез;
выбор
основани
й и
критериев
для
сравнени
Словарна
я работа,
трениров
очные
упражне
ния,
исследов
ание
языковог
о
материал
а
Домашн
ие
упражне
ния,
работа
над
тестовым
и
заданиям
и,
морфоло
гический
разбор
3
грамматичес
ких
категорий и
морфемных
моделей.
я,
классифи
кации
признако
в и
объектов;
установле
ние
причинно
-
следствен
ных
связей.
4.Синтак
сис как
раздел
лингвист
ики
(6 часов)
Знать виды
словосочетан
ий по
характеру
главного
слова, виды
предложений
по цели
высказывани
я, по
наличию
второстепенн
ых членов,
по
количеству
грамматичес
ких основ.
Уметь дават
ь
характеристи
ку
предложени
ю.
Понимать
Виды
предложений
по цели
высказывани
я.
Познават
ельные
логическ
ие УД:
Осознанн
ое и
произвол
ьное
построен
ие
речевого
высказыв
ания в
устной и
письменн
ой форме.
Коммуни
катив
ные УД:
Умение с
достаточн
ой
полнотой
и
точность
ю
выражать
свои
мысли в
соответст
вии с
задачами
коммуник
Работа
над
упражне
ниями
учебника
,
тестовые
задания,
словарны
й
диктант,
исследов
ание
языковог
о
материал
а
Работа
над
упражне
ниями
учебника
,
тестовые
задания,
словарны
й
диктант,
исследов
ание
языковог
о
материал
а
4
ации,
владение
монологи
ческой и
диалогич
еской
речью.
5.Пункту
а
ция.
Знаки
препинан
ия внутри
простого
предложе
ния,
между
частями
сложного
, в
предложе
нии
ях с
прямой
речью.
(6 часов)
Знать: Приз
наки
предложения
,
определение
предложений
(простого,
сложного,
осложнённог
о)
Понимать: п
равила
постановки
знаков
препинания в
простом,
сложном,
осложнённом
предложении
Познават
ельные
логическ
ие УД:
Анализ и
синтез,
выбор
основани
й и
критериев
для
сравнени
я,
классифи
кации
объектов.
Регуляти
вные УД:
Контроль
в форме
сличения
способа
действия
с
заданным
эталоном
с целью
обнаруже
ния
отклонен
ий и
отличий
от
образца
Работа
над
упражне
ниями
учебника
,
тестовые
задания,
словарны
й
диктант,
исследов
ание
языковог
о
материал
а
Орфогра
фи
ческий
минимум
,
словарны
й
диктант,
тестовая
работа
5
6.Лексик
оло
гия и
фразеоло
гия.
Синоним
ы.
Антоним
ы.
Омонимы
.
Написани
е И-Ы
после Ц
(2 часа)
Знать: призн
аки, по
которым
можно
различать
синонимы,
антонимы,
омо
нимы.
Уметь: прив
одить
примеры,
находить
синонимы,
антонимы,
омо
нимы в
тексте,
составлять
предложения
с заданными
словами.
Личност
ные УД:
формиров
ание
положите
льной
мотиваци
и к
изучению
основных
разделов
лингвист
ики и
освоению
различны
х видов
речевой
деятельно
сти:
слушания
,
говорения
, письма и
чтения
Коммуни
катив
ные УД:
Умение с
достаточн
ой
полнотой
и
точность
ю
выражать
свои
мысли в
соответст
вии с
задачами
коммуник
ации,
владение
монологи
ческой и
диалогич
еской
речью.
Словарна
я работа,
трениров
очные
упражне
ния,
исследов
ание
языковог
о
материал
а
Проверка
домашни
х
упражне
ний,
работа
над
тестовым
и
заданиям
и, письмо
под
диктовку
6
7.Морфо
ло
гия. Имя
существи
те
льное.
Имя
прилагат
ельное.
Глагол.
Морфоло
гические
признаки
и
синтакси
ческая
роль.
(8 часов)
Знать: морф
ологические
признаки
имени
существител
ьного,
прилагатель
ного,
глагола,
синтаксическ
ую роль
каждой части
речи.
Уметь: нахо
дить в тексте
существител
ь
ные,
прилагатель
ные, глаголы,
определять
синтаксическ
ую роль
каждой части
речи.
Регуляти
вные УД:
Контроль
в форме
сличения
способа
действия
с
заданным
эталоном
с целью
обнаруже
ния
отклонен
ий и
отличий
от
образца
Личност
ные УД:
формиров
ание
положите
льной
мотиваци
и к
изучению
основных
разделов
лингвист
ики и
освоению
различны
х видов
речевой
деятельно
сти:
слушания
,
говорения
, письма и
чтения
Работа
над
упражне
ниями
учебника
,
тестовые
задания,
диктант,
исследов
ание
языковог
о
материал
а
Домашн
ие
упражне
ния,
работа
над
тестовым
и
заданиям
и,
синтакси
чес
кий
разбор
предложе
ния,
морфемн
ый
разбор.
7
Познават
ельные
логическ
ие УД:
Анализ и
синтез,
выбор
основани
й и
критериев
для
сравнени
я,
классифи
кации
объектов.
Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по
индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов,
указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а
также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.
Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и
групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания, темы творческой
работы.
Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и
личностными особенностями ребёнка.
В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и
знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-
образовательного маршрута).
Проблемной группой учителей нашей школы были разработаны рекомендации по профилактике
трудностей в обучении учащихся в рамках индивидуально – ориентированной программы:
Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной
мотивации
1.
При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание
их личностных особенностей.
2.
Расширять и осваивать разные приёмы развития познавательных интересов детей.
Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе,
но не подчеркивать это как нечто неожиданное.
1.
Обеспечить на занятии преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия
учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы благожелательности.
2.
Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников
слабоуспевающему школьнику.
8
3.
Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и
осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая
его личность.
4.
Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействий учителя
истощают запас нервно-психической прочности ребёнка (особенно если он чувствителен,
менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские
(незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к стремлению к
освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.
Важность такого подхода в образовании детей очевидна.
ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в
знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями,
осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной
мотивации.
Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это
попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и
смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции
ученика.
В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами моих учеников заметна
положительная динамика качества обучения в классе, повысился уровень общеучебных умений и
навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений целеполагания, планирования,
анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Выбор индивидуального образовательного маршрута основывается на согласовании
предложений всех заинтересованных сторон (учащегося, родителей, педагогов, психологов) и
определяется:
уровнем готовности учащегося к обучению по данному образовательному маршруту;
здоровьем и психическим состоянием учащегося;
потребностями учащегося;
социальным запросом (пожеланиями родителей в выборе направления обучения).
Коррекция индивидуального образовательного маршрута учащегося осуществляется
педагогическим консилиумом на основе рекомендаций педагогов и психологов с согласия
родителей и учащегося.
Содержательное наполнение образовательной программы может корректироваться в соответствии
с изменениями реальной социально-образовательной ситуации в школе, определяемой
контингентом учащихся, социальными и образовательными запросами учащихся и их родителей,
образовательными приоритетами, расширением связей с учреждениями культуры (в том числе с
ВУЗами) и др.
9
10
11
12