Напоминание

Формы и методы патриотического воспитания


Автор: Куликова Наталья Александровна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МБОУ ДО "Шаховская ДШИ"
Населённый пункт: Московская область, г.о. Шаховская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формы и методы патриотического воспитания
Раздел: дополнительное образование





Назад




Формы и методы патриотического воспитания обучающихся.

Практический интерес к теме обоснован необходимостью осознания сущности

патриотического воспитания в условиях современной школы как эффективного

механизма образовательной политики государства в соответствии с

происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая

социально-политическая ситуация.

Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в

социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности ребенка.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического

воспитания, т. к. это период самоутверждения, активного развития социальных

интересов и жизненных идеалов. Новое время требует новых форм и методов

патриотического воспитания, адекватных современным реалиям. Только через

активное вовлечение детей в социально-значимую деятельность и их сознательное

участие в ней можно достигнуть успехов в этом направлении.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью воспитательного процесса,

представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность

образовательных организаций по формированию у обучающихся высокого

патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению

гражданского долга.

Цель патриотического воспитания – развитие у обучающихся высокой социальной

активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан,

обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в

созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства,

обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Данная цель

охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя

учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды

деятельности.

Направления патриотического воспитания

духовно-патриотическое

организация и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, смотров

знаний, интеллектуальных марафонов, игр;

изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;

проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий совместно

с родителями;

организация совместных коллективных творческих дел;

организация и проведение благотворительных акций;

организация работы с родителями.

нравственно-патриотическое

соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного

процесса;

участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях,

конкурсах;

ознакомление обучающихся с общечеловеческими ценностями, социальными

нормами поведения;

знакомство с различными видами искусств;

изучение истории России, символики, геральдики;

проведение общешкольных традиционных мероприятий (творческие отчеты,

предметные недели, тематические вечера и т. д.);

проведение культурно-массовых спортивных мероприятий;

организация различных выставок;

проведение культурных мероприятий для творческой самореализации

историко-патриотическое

организация и проведение предметных недель, олимпиад, интеллектуальных

марафонов, игр;

оформление выставок;

участие детей в общественно полезном труде;

организация профориентационной работы с обучающимися

верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества,

следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории,

сохранение исторической памяти и преемственности поколений);

государственно-патриотическое

изучение символики России, края, города, школы;

оформление уголка символики;

проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным

датам российского, краевого и городского значения;

изучение родного края и страны через организацию походов, экскурсий (музеи

города и школьный музей), заочных путешествий;

сбор исторических материалов, фактов для экспозиции школьного музея;

организация встреч с ветеранами войн, передовиками производства.

Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Основное содержание деятельности,

осуществляемой по ним, сфокусировано на формировании у обучающихся

исторической памяти, уважения к героической и драматической истории страны,

высокой культуре, духовности, любви к России, на конкретном наполнении

патриотической идеи, особенно в связи с ценностями и интересами общества,

государства, личности, гражданской ответственности, готовности к достойному

служению Отечеству и защите в случае необходимости, суверенитета,

государственной целостности и национальных интересов Российской Федерации.

Виды деятельности

Основные виды деятельности, обеспечивающие реализацию приоритетных

направлений патриотического воспитания обучающихся ОО:

1. Классно-урочная деятельность:

 игровые формы обучения;

 интегрированные уроки;

 коллективное взаимообучение.

2. Внеурочная деятельность:

 исторические декады;

 проведение праздников, мероприятий, спортивных соревнований,

творческих конкурсов;

 викторины, олимпиады, конференции;

 познавательные классные часы.

3. Творческо-поисковая деятельность:

 организация экскурсионной работы;

 творческие работы;

 приемы театрализации.

4. Диагностическая деятельность:

 анкетирование обучающихся;

 определение уровня воспитанности;

 диагностика уровня развития познавательного интереса школьников;

 описание и фиксация данных на бумажном и электронном носителях;

 анализ анкет, опросников, проведенных мероприятий и т. д.;

 сравнение и сопоставление с ожидаемым результатом программы, уже

достигнутыми показателями.

5. Изучение передового педагогического опыта:

 участие в районных семинарах, заседаниях районных методических

объединений заместителей руководителя ОО по воспитательной работе;

 изучение воспитательных программ по патриотическому воспитанию

обучающихся;

 изучение публикаций СМИ по патриотическому воспитанию

обучающихся.

6. Взаимодействие с общественными организациями:

 проведение мероприятий патриотической направленности совместно

с библиотекой, советом ветеранов, внешними общественными

организациями;

 участие в конкурсах гражданско-патриотической направленности,

Формы и методы работы

Патриотическое воспитание осуществляется на основе использования самых

различных форм и методов воспитательной деятельности. Наиболее

перспективным в плане результативности выполнения задач патриотического

воспитания является применение комплексных комбинированных

интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в

его содержании.

Формы и методы включают в себя различные многоплановые мероприятия,

которые проводятся системно, с определенной цикличностью. Содержание

основных направлений системы патриотического воспитания основывается на

соответствующих формах и методах воспитательной работы:

1. Работа с педагогическим коллективом:

 педагогический совет;

 совещание при руководителе ОО;

 совещание при заместителях руководителя ОО;

 научно-практическая конференция;

 методический семинар;

 презентация;

 практические занятия;

 анкетирование;

 конкурс методических разработок и т. д.

2. Работа с родителями обучающихся:

 общешкольное родительское собрание;

 родительское собрание в классе;

 презентация;

 родительская гостиная;

 тематический диалог;

 лекция;

 беседа;

 индивидуальная работа;

 размещение информации на школьном сайте;

 публикация статей в СМИ и т. д.

3. Работа с детьми и подростками:

 тематический воспитательный классный час;

 тематический вечер, направленный на изучение национальной

символики и геральдики;

 организация волонтерского движения;

 видеолекторий, кинолекторий;

 тематические вечера и концерты, посвященные Дню воина-

интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню

Независимости;

 смотр-конкурс патриотической песни, художественной

самодеятельности, фестиваль военной песни;

 посещение музеев;

 конкурсные программы, викторины;

 выставка рисунков и поделок;

 праздники и вечера;

 изучение истории своей семьи, семейных традиций;

 использование государственной символики при проведении

торжественных школьных мероприятий; встречи с работниками военкомата,

воинами российской армии, курсантами военных училищ;;

 встречи с ветеранами войны и участниками боевых действий в

горячих точках;

 шефство над ветеранами войны и труда;

 использование мемориальных досок;

 экскурсии по историческим местам, походы по местам боевой славы;

 конкурс рисунков и плакатов;

 беседа, лекция;

 индивидуальная работа;

 ролевая игра;

 уроки (урок-игра, урок-викторина, урок-путешествие, урок-

соревнование);

 викторина, фотовыставка, интеллектуально-познавательная игра;

 круглый стол, брейн-ринг, КВН;

 конкурсно-развлекательная и игровая программа;

 театрализованное представление, музыкальное шоу;

 литературный и тематический вечер;

 читательская конференция;

 вечер вопросов и ответов, встречи с интересными людьми;

 оснащение фойе, холлов и учебных аудиторий государственной

символикой Российской Федерации;

 акции «Милосердие», «Спешите делать добро» и др.;

 создание обучающимися видео- и документальных фильмов «Хроника

Победы», «Летопись войны в нашей семье» и др.

 использование компьютерных технологий (тематические сайты, веб-

странички, электронные журналы, участие в интернет-конференциях,

интернет-форумах).



В раздел образования