Автор: Куликова Наталья Александровна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: МБОУ ДО "Шаховская ДШИ"
Населённый пункт: Московская область, г.о. Шаховская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формы и методы патриотического воспитания
Раздел: дополнительное образование
Формы и методы патриотического воспитания обучающихся.
Практический интерес к теме обоснован необходимостью осознания сущности
патриотического воспитания в условиях современной школы как эффективного
механизма образовательной политики государства в соответствии с
происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая
социально-политическая ситуация.
Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в
социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности ребенка.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического
воспитания, т. к. это период самоутверждения, активного развития социальных
интересов и жизненных идеалов. Новое время требует новых форм и методов
патриотического воспитания, адекватных современным реалиям. Только через
активное вовлечение детей в социально-значимую деятельность и их сознательное
участие в ней можно достигнуть успехов в этом направлении.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью воспитательного процесса,
представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность
образовательных организаций по формированию у обучающихся высокого
патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению
гражданского долга.
Цель патриотического воспитания – развитие у обучающихся высокой социальной
активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан,
обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в
созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства,
обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Данная цель
охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя
учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды
деятельности.
Направления патриотического воспитания
духовно-патриотическое
организация и проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов, смотров
знаний, интеллектуальных марафонов, игр;
изучение и пропаганда лучших национальных и семейных традиций;
проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий совместно
с родителями;
организация совместных коллективных творческих дел;
организация и проведение благотворительных акций;
организация работы с родителями.
нравственно-патриотическое
соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного
процесса;
участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях,
конкурсах;
ознакомление обучающихся с общечеловеческими ценностями, социальными
нормами поведения;
знакомство с различными видами искусств;
изучение истории России, символики, геральдики;
проведение общешкольных традиционных мероприятий (творческие отчеты,
предметные недели, тематические вечера и т. д.);
проведение культурно-массовых спортивных мероприятий;
организация различных выставок;
проведение культурных мероприятий для творческой самореализации
историко-патриотическое
организация и проведение предметных недель, олимпиад, интеллектуальных
марафонов, игр;
оформление выставок;
участие детей в общественно полезном труде;
организация профориентационной работы с обучающимися
верность героическому прошлому и лучшим традициям истории Отечества,
следование исторической правде и нетерпимость к фальсификации истории,
сохранение исторической памяти и преемственности поколений);
государственно-патриотическое
изучение символики России, края, города, школы;
оформление уголка символики;
проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным
датам российского, краевого и городского значения;
изучение родного края и страны через организацию походов, экскурсий (музеи
города и школьный музей), заочных путешествий;
сбор исторических материалов, фактов для экспозиции школьного музея;
организация встреч с ветеранами войн, передовиками производства.
Они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Основное содержание деятельности,
осуществляемой по ним, сфокусировано на формировании у обучающихся
исторической памяти, уважения к героической и драматической истории страны,
высокой культуре, духовности, любви к России, на конкретном наполнении
патриотической идеи, особенно в связи с ценностями и интересами общества,
государства, личности, гражданской ответственности, готовности к достойному
служению Отечеству и защите в случае необходимости, суверенитета,
государственной целостности и национальных интересов Российской Федерации.
Виды деятельности
Основные виды деятельности, обеспечивающие реализацию приоритетных
направлений патриотического воспитания обучающихся ОО:
1. Классно-урочная деятельность:
игровые формы обучения;
интегрированные уроки;
коллективное взаимообучение.
2. Внеурочная деятельность:
исторические декады;
проведение праздников, мероприятий, спортивных соревнований,
творческих конкурсов;
викторины, олимпиады, конференции;
познавательные классные часы.
3. Творческо-поисковая деятельность:
организация экскурсионной работы;
творческие работы;
приемы театрализации.
4. Диагностическая деятельность:
анкетирование обучающихся;
определение уровня воспитанности;
диагностика уровня развития познавательного интереса школьников;
описание и фиксация данных на бумажном и электронном носителях;
анализ анкет, опросников, проведенных мероприятий и т. д.;
сравнение и сопоставление с ожидаемым результатом программы, уже
достигнутыми показателями.
5. Изучение передового педагогического опыта:
участие в районных семинарах, заседаниях районных методических
объединений заместителей руководителя ОО по воспитательной работе;
изучение воспитательных программ по патриотическому воспитанию
обучающихся;
изучение публикаций СМИ по патриотическому воспитанию
обучающихся.
6. Взаимодействие с общественными организациями:
проведение мероприятий патриотической направленности совместно
с библиотекой, советом ветеранов, внешними общественными
организациями;
участие в конкурсах гражданско-патриотической направленности,
Формы и методы работы
Патриотическое воспитание осуществляется на основе использования самых
различных форм и методов воспитательной деятельности. Наиболее
перспективным в плане результативности выполнения задач патриотического
воспитания является применение комплексных комбинированных
интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в
его содержании.
Формы и методы включают в себя различные многоплановые мероприятия,
которые проводятся системно, с определенной цикличностью. Содержание
основных направлений системы патриотического воспитания основывается на
соответствующих формах и методах воспитательной работы:
1. Работа с педагогическим коллективом:
педагогический совет;
совещание при руководителе ОО;
совещание при заместителях руководителя ОО;
научно-практическая конференция;
методический семинар;
презентация;
практические занятия;
анкетирование;
конкурс методических разработок и т. д.
2. Работа с родителями обучающихся:
общешкольное родительское собрание;
родительское собрание в классе;
презентация;
родительская гостиная;
тематический диалог;
лекция;
беседа;
индивидуальная работа;
размещение информации на школьном сайте;
публикация статей в СМИ и т. д.
3. Работа с детьми и подростками:
тематический воспитательный классный час;
тематический вечер, направленный на изучение национальной
символики и геральдики;
организация волонтерского движения;
видеолекторий, кинолекторий;
тематические вечера и концерты, посвященные Дню воина-
интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню
Независимости;
смотр-конкурс патриотической песни, художественной
самодеятельности, фестиваль военной песни;
посещение музеев;
конкурсные программы, викторины;
выставка рисунков и поделок;
праздники и вечера;
изучение истории своей семьи, семейных традиций;
использование государственной символики при проведении
торжественных школьных мероприятий; встречи с работниками военкомата,
воинами российской армии, курсантами военных училищ;;
встречи с ветеранами войны и участниками боевых действий в
горячих точках;
шефство над ветеранами войны и труда;
использование мемориальных досок;
экскурсии по историческим местам, походы по местам боевой славы;
конкурс рисунков и плакатов;
беседа, лекция;
индивидуальная работа;
ролевая игра;
уроки (урок-игра, урок-викторина, урок-путешествие, урок-
соревнование);
викторина, фотовыставка, интеллектуально-познавательная игра;
круглый стол, брейн-ринг, КВН;
конкурсно-развлекательная и игровая программа;
театрализованное представление, музыкальное шоу;
литературный и тематический вечер;
читательская конференция;
вечер вопросов и ответов, встречи с интересными людьми;
оснащение фойе, холлов и учебных аудиторий государственной
символикой Российской Федерации;
акции «Милосердие», «Спешите делать добро» и др.;
создание обучающимися видео- и документальных фильмов «Хроника
Победы», «Летопись войны в нашей семье» и др.
использование компьютерных технологий (тематические сайты, веб-
странички, электронные журналы, участие в интернет-конференциях,
интернет-форумах).