Напоминание

История развития сольфеджио. Экскурс из прошлого в будущее.


Автор: Сугак Светлана Леонидовна
Должность: преподаватель предметов музыкально-теоретического цикла
Учебное заведение: ОБОУ ДО "Железногорская детская школа искусств"
Населённый пункт: Курская область, г. Железногорск
Наименование материала: Доклад
Тема: История развития сольфеджио. Экскурс из прошлого в будущее.
Раздел: дополнительное образование





Назад




ДОКЛАД

на тему:

«История развития сольфеджио.

Экскурс из прошлого в будущее»

Выполнила: преподаватель ОБОУ ДО

Железногорская детская школа искусств

С. Л. Сугак

«Сольфеджио - самая черновая и одновременно самая великая из всех

дисциплин

музыканта.

Она

посвящена

святая

святых

музыкальной

профессии, еe главному инструменту - музыкальному слуху»

Изалий Земцовский, российский музыковед.

Современный преподаватель должен выглядеть в глазах своих

учеников человеком, идущим в ногу со временем, и владеющим

информационными компьютерными технологиями. И предмет сольфеджио

сделать не только информативным и необходимым, но и современным и

актуальным. Поэтому поменять форму подачи предмета назрела

необходимость ещё много лет назад. При всём при этом, очень интересно как

преподавали предмет сольфеджио в 18, 19, 20 веках.

И вначале обратимся к длинной истории развития предмета сольфеджио.

В XVIII веке предмет представлял собой лишь систему вокальных

упражнений, зародившихся в придворных и церковных певческих капеллах

и подчинённых задаче развития голоса.

Н.А. Римский-Корсаков, посвятивший немало сил созданию системы

профессионального музыкального образования в России, считал сольфеджио

«могущественным средством к развитию музыкальности». Ему принадлежит

высказывание: «Сольфеджио – гимнастика слуха»

В XIX веке, кроме упражнений для интонирования, появляются

рекомендации по развитию навыков слухового анализа. Первое в России

руководство по написанию диктанта издаётся 1891 году Николаем

Михайловичем Ладухиным, до сих пор широко применяющееся в

педагогической практике.

В начале XX века методические основы сольфеджио расширяются

введением ритмических и тембровых упражнений и диктантов.

Характерной особенностью этого этапа в истории сольфеджио является

использование примеров обращения уже к музыкальной литературе.

XX век отмечен печатью многочисленных авторских методик

преподавания сольфеджио, как у нас в стране, так и за рубежом. Одна из

них - венгерская релятивная система Золтана Кодая, основанная на методе

относительной (ладовой) сольмизации и использования ручных знаков.

Главным видом музыкальных занятий Кодай считал пение народных песен

в сочетании с разнообразными движениями, хлопками в ладоши, ритмичным

аккомпанементом, играми и т.д.

Другая - концепция немецкого композитора и педагога Карла Орфа

“Шульверк. Музыка для детей», распространенная более чем в 40 странах

мира. Пятитомная антология музыки для детей собрана и обработана

Орфом для пения и танцев с аккомпанементом ансамбля музыкально -

шумовых инструментов. В этой методике также прослеживается

интерпретация фольклора: французского, датского, шведского,

английского. Основная цель методики К. Орфа: воспитывать “открытый

миру” слух и вкус, а не замыкать ребенка только на европейской

музыкальной классике.

Поиски рациональных методов обучения сольфеджио привели

швейцарского педагога Э. Жак - Далькроза к созданию уникальной

авторской ритмической системы музыкальных движений. «Ритмика, -

подчеркивал автор - это сольфеджио для всего тела».

Большой вклад в развитие теоретической базы российского сольфеджио

начала XX века внёс Самуил Майкапар, композитор и преподаватель,

основатель музыкальной школы в Твери, создатель оригинальной авторской

методики «Музыкальный слух».

Огромное внимание профессиональному слуху и методам его

воспитания уделял Борис Асафьев.

Во второй половине XX века начинается новый этап в становлении

российского сольфеджио. Методика преподавания разрабатывается такими

выдающимися педагогами, как А.Агажанов, Б. Алексеев, Д. Блюм,

Е.Давыдова, Т. Зебряк, Т. Мюллер, A. Островский, Б.Незванов, И.Способин,

и представляет собой развитую и чёткую систему. Долгое время казалось,

что этого вполне достаточно. В 60-е годы традиционное сольфеджио

развивается по линии накопления материала и усиления дидактической

базы. Создаются новые учебники, хрестоматии по слуховому

гармоническому анализу, сборники диктантов.

Aркадий Островский, известный композитор –

песенник выдвигает новую концепцию преодоления ладовой инерции при

восприятии музыки XX века. Он создал 4 учебника сольфеджио, где

воплощает идею стилевого воспитания музыкального слуха. Преподавание

сольфеджио на стилевой основе становится одним из важнейших

направлений в современной музыкальной педагогике. Считается

необходимым, чтобы слух как бы прошел через все исторически важные

этапы развития музыки. Поэтому выбор тематического материала

основывается на последовательном обращении к творческому наследию

композиторов разных эпох.

Продолжает в XX - XXI веках развиваться и ладовое сольфеджио,

которое помогает подготовить слух к освоению стилей современной

музыки.

В рамках этого направления наш современник Олег Хромушин стал

автором первого в России "Джазового сольфеджио", а также "Учебника

джазовой импровизации для ДМШ". Педагог - новатор внес большой вклад в

дело расширения педагогического репертуара детских школ за счет

классического и современного джаза.

Вслед за «Ладовым сольфеджио» В. Блока появляются «Детское

музыкальное творчество на русской народной основе» Б. Шеломова,

«Японское сольфеджио» М. Карасёвой и др. пособия.

В научных работах В. Медушевского, Ю.Холопова, Л. Маслёнковой,

Д.Кирнарской, М.Карасёвой стало уделяться пристальное внимание

именно психологическим закономерностям музыкального восприятия,

памяти и развития слуха.

В отечественной педагогике «прорубил окно в Европу» Лев

Баренбойм, предложив свою методику обучения музыкальному творчеству.

Резко критикуя «дрессуру и натаскивание», имеющие место в педагогике,

Л. Баренбойм подчеркивает необходимость развития творческой

личности.

Известный педагог – новатор Григорий Шатковский в своей авторской

методике "Развитие музыкального слуха" опирается на методический

принцип триединства: ЗНАТЬ + СЛЫШАТЬ = ДЕЙСТВОВАТЬ (т.е. играть,

петь, сочинять, писать диктанты, анализировать на слух и т.д) . Он

доказывает, что полноценным музыкантом может быть только тот, кто

будет заниматься музыкой комплексно. Шатковский еще дальше раздвинул

границы такого комплексного подхода, создав «Центр творческого

развития личности». В его основе -развитие творческих способностей детей

с помощью: музыки, театра, литературы, живописи, сказкотерапии.

«Как преподавать сольфеджио в XXI веке» составители О. Берак, М.

Карасёва, издание относительно молодое 2016г. Беглый взгляд оглавления

этого пособия как будто позволяет стать участником «круглого стола»

сольфеджистов не только из России, но и США, Австрии, Франции, Японии.

В пособии предложены к обсуждению весьма актуальные вопросы. Как

сделать предмет сольфеджио привлекательным и востребованным? В чем

отличия современных методов преподавания сольфеджио от давно

устоявшихся? В состоянии ли компьютер изменить традиционный облик

данной дисциплины? Какие оригинальные формы работы может включить в

свою повседневную практику педагог?

Размышления авторов статей убеждают: сольфеджио не исчерпало потенциал

своего развития. Скрытые в этой дисциплине возможности влияния на

музыкальный слух обрели «второе дыхание», и, быть может, именно в XXI

веке начинается новая жизнь старого учебного курса.

Вот лишь некоторые пункты оглавления данной работы:

- Может ли сольфеджио быть азартным? Татьяна и Арсен Камаевы

- Формирование основ музыкального мышления. Валентин Середа.

- О воспитании чувства ритма в меняющемся мире. Ольга Берак.

- Обучение сольфеджио в Японии.

- Преподавание сольфеджио во Франции и Австрии.

- Об одном шведском учебнике сольфеджио.

Исходя из заявленного проблемного поля, по большому счёту сольфеджисты

разных стран ставят перед собой одни и те же задачи. И методы их решения

похожи, но пути решения конечно, у всех разные.

И здесь хочется задаться вопросом: Как не упрощая предмета сделать его

интересным и актуальным для современных детей. Здесь могут помочь

новые технологии, тем более техническая оснащённость наших кабинетов

позволяет об этом говорить. Таким образом, в начале XXI века из

вспомогательной дисциплины, направленной на слуховое освоение теории

музыки сольфеджио превращается в практическую часть психологии

музыкального восприятия. Суть сольфеджио теперь составляет

многоуровневая обработка слуховой информации, соединяющая

эмоциональное впечатление с рациональным анализом и осознанным

воспроизведением услышанного в пении, игре на инструменте, нотной

записи или мысленном представлении.

Петербургские композиторы и педагоги О. Булаева и О.

Геталова выпустили ряд интересных пособий по сочинению и

импровизации, помогающих творческому развитию детей с самых азов

постижения музыкальной грамоты.

Московский преподаватель Владимир Середа, видит перспективы

формирования основ музыкального мышления у детей в опоре на

смысловой анализ мелодики и создание интонационного сценария

произведения. Технологичные упражнения по сольфеджио он называет

бесполезной и даже вредной музыкой на уроках сольфеджио.

Система развития общих способностей на основе музыкально-творческого

воспитания положена в основу программы Владимира Кирюшина

«Одновременное развитие многомерного интеллекта ребенка через освоение

уникального языка музыки». Она построена на музыкальных мифах-

сказках, в которых детям самого разного возраста (от ясельного до

школьного) даются основные понятия музыкальной грамоты, теории

музыки, гармонии и сольфеджио, а также вся музыкальная терминология в

доходчивой и понятной для ребенка форме. На основе программы В.

Кирюшина всего за два -три года осваивается база музыкального

образования, на которую по традиционным методикам затрачивается

иногда и до 10 лет. При этом каждый ученик приобретает развитый

абсолютный музыкальный слух.

Татьяна Боровик – музыковед - исследователь, автор уникальной методики

преподавания сольфеджио. Она стажировалась в Швеции как

музыкотерапевт. Увлечение музыкотерапией открыли для Т.Боровик

значение музыки для психофизического развития ребёнка. На уроках

сольфеджио она использует пение с движением, юмор и метафору,

сказку и театр.

Отличительной чертой развития сольфеджио в XXI веке стала конечно

же компьютеризация и привлечение новых информационных технологий.

Назрела необходимость признать, что музыкальная педагогика сегодня не

может не быть электронной.

Немалое место в нашей работе сейчас занимают новые педагогические

технологии.

В настоящее время широко применяются методы творческих проектов на

уроках сольфеджио, а также компьютерных технологий. Причём

современных детей не надо уговаривать. Они идут на это легко. И когда

после просьбы сделать презентацию, по какой либо теме видишь лес рук

понимаешь, что урок удался.

В последние годы система образования в нашей стране направлена не

столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование

интеллектуальных умений, и навыков. (ЗУНы). Применение ИКТ на уроках

сольфеджио не только облегчает усвоение учебного материала, но и

предоставляет новые возможности для развития творческих способностей

учащихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Сейчас есть прекрасная возможность использовать мультимедийные

учебники - это учебники нового поколения.

В последние годы появилось множество обучающих мультимедийных

программ. Например, мультимедийные программы «Музыкальный

экзаменатор» и «Музыкальные пазлы» входят в проект «Сольфеджио на

компьютере», охватывающий теоретические сведения и практические

тренажёры - экзаменаторы по всем музыкально - теоретическим

дисциплинам ДМШ. Заслуживает внимание и использование на уроках

сольфеджио Караоке - плейеров, таких, например, как «Музыкальный

класс», «Детская музыкальная студия».

Дидактическая и учебная литература последних лет изобилует красочными

увлекательными пособиями по сольфеджио для детей трех - пяти лет.

Это и уроки - игры, и музыкальные азбуки, и сказочные пособия по

теории музыки, и занимательные диктанты, и «Азартное сольфеджио», и

«Гимнастика музыкального слуха», и «Уроки Господина Канона» и многое,

многое другое.

Таким образом история развития предмета сольфеджио охватывает

более 3-х веков. Существует огромное множество различных методик и

рекомендаций. Но задача каждого преподавателя, изучив предшествующий

опыт, найти свой собственный неповторимый путь. И учитывая

открывшиеся возможности современных компьютерных технологий не

утонуть в этом огромном океане информации. А постараться найти ту

золотую середину, когда классический подход и современные технологии

будут прекрасно сосуществовать и дополнять друг друга.



В раздел образования