Автор: Сугак Светлана Леонидовна
Должность: преподаватель предметов музыкально-теоретического цикла
Учебное заведение: ОБОУ ДО "Железногорская детская школа искусств"
Населённый пункт: Курская область, г. Железногорск
Наименование материала: Доклад
Тема: История развития сольфеджио. Экскурс из прошлого в будущее.
Раздел: дополнительное образование
ДОКЛАД
на тему:
«История развития сольфеджио.
Экскурс из прошлого в будущее»
Выполнила: преподаватель ОБОУ ДО
Железногорская детская школа искусств
С. Л. Сугак
«Сольфеджио - самая черновая и одновременно самая великая из всех
дисциплин
музыканта.
Она
посвящена
святая
святых
музыкальной
профессии, еe главному инструменту - музыкальному слуху»
Изалий Земцовский, российский музыковед.
Современный преподаватель должен выглядеть в глазах своих
учеников человеком, идущим в ногу со временем, и владеющим
информационными компьютерными технологиями. И предмет сольфеджио
сделать не только информативным и необходимым, но и современным и
актуальным. Поэтому поменять форму подачи предмета назрела
необходимость ещё много лет назад. При всём при этом, очень интересно как
преподавали предмет сольфеджио в 18, 19, 20 веках.
И вначале обратимся к длинной истории развития предмета сольфеджио.
В XVIII веке предмет представлял собой лишь систему вокальных
упражнений, зародившихся в придворных и церковных певческих капеллах
и подчинённых задаче развития голоса.
Н.А. Римский-Корсаков, посвятивший немало сил созданию системы
профессионального музыкального образования в России, считал сольфеджио
«могущественным средством к развитию музыкальности». Ему принадлежит
высказывание: «Сольфеджио – гимнастика слуха»
В XIX веке, кроме упражнений для интонирования, появляются
рекомендации по развитию навыков слухового анализа. Первое в России
руководство по написанию диктанта издаётся 1891 году Николаем
Михайловичем Ладухиным, до сих пор широко применяющееся в
педагогической практике.
В начале XX века методические основы сольфеджио расширяются
введением ритмических и тембровых упражнений и диктантов.
Характерной особенностью этого этапа в истории сольфеджио является
использование примеров обращения уже к музыкальной литературе.
XX век отмечен печатью многочисленных авторских методик
преподавания сольфеджио, как у нас в стране, так и за рубежом. Одна из
них - венгерская релятивная система Золтана Кодая, основанная на методе
относительной (ладовой) сольмизации и использования ручных знаков.
Главным видом музыкальных занятий Кодай считал пение народных песен
в сочетании с разнообразными движениями, хлопками в ладоши, ритмичным
аккомпанементом, играми и т.д.
Другая - концепция немецкого композитора и педагога Карла Орфа
“Шульверк. Музыка для детей», распространенная более чем в 40 странах
мира. Пятитомная антология музыки для детей собрана и обработана
Орфом для пения и танцев с аккомпанементом ансамбля музыкально -
шумовых инструментов. В этой методике также прослеживается
интерпретация фольклора: французского, датского, шведского,
английского. Основная цель методики К. Орфа: воспитывать “открытый
миру” слух и вкус, а не замыкать ребенка только на европейской
музыкальной классике.
Поиски рациональных методов обучения сольфеджио привели
швейцарского педагога Э. Жак - Далькроза к созданию уникальной
авторской ритмической системы музыкальных движений. «Ритмика, -
подчеркивал автор - это сольфеджио для всего тела».
Большой вклад в развитие теоретической базы российского сольфеджио
начала XX века внёс Самуил Майкапар, композитор и преподаватель,
основатель музыкальной школы в Твери, создатель оригинальной авторской
методики «Музыкальный слух».
Огромное внимание профессиональному слуху и методам его
воспитания уделял Борис Асафьев.
Во второй половине XX века начинается новый этап в становлении
российского сольфеджио. Методика преподавания разрабатывается такими
выдающимися педагогами, как А.Агажанов, Б. Алексеев, Д. Блюм,
Е.Давыдова, Т. Зебряк, Т. Мюллер, A. Островский, Б.Незванов, И.Способин,
и представляет собой развитую и чёткую систему. Долгое время казалось,
что этого вполне достаточно. В 60-е годы традиционное сольфеджио
развивается по линии накопления материала и усиления дидактической
базы. Создаются новые учебники, хрестоматии по слуховому
гармоническому анализу, сборники диктантов.
Aркадий Островский, известный композитор –
песенник выдвигает новую концепцию преодоления ладовой инерции при
восприятии музыки XX века. Он создал 4 учебника сольфеджио, где
воплощает идею стилевого воспитания музыкального слуха. Преподавание
сольфеджио на стилевой основе становится одним из важнейших
направлений в современной музыкальной педагогике. Считается
необходимым, чтобы слух как бы прошел через все исторически важные
этапы развития музыки. Поэтому выбор тематического материала
основывается на последовательном обращении к творческому наследию
композиторов разных эпох.
Продолжает в XX - XXI веках развиваться и ладовое сольфеджио,
которое помогает подготовить слух к освоению стилей современной
музыки.
В рамках этого направления наш современник Олег Хромушин стал
автором первого в России "Джазового сольфеджио", а также "Учебника
джазовой импровизации для ДМШ". Педагог - новатор внес большой вклад в
дело расширения педагогического репертуара детских школ за счет
классического и современного джаза.
Вслед за «Ладовым сольфеджио» В. Блока появляются «Детское
музыкальное творчество на русской народной основе» Б. Шеломова,
«Японское сольфеджио» М. Карасёвой и др. пособия.
В научных работах В. Медушевского, Ю.Холопова, Л. Маслёнковой,
Д.Кирнарской, М.Карасёвой стало уделяться пристальное внимание
именно психологическим закономерностям музыкального восприятия,
памяти и развития слуха.
В отечественной педагогике «прорубил окно в Европу» Лев
Баренбойм, предложив свою методику обучения музыкальному творчеству.
Резко критикуя «дрессуру и натаскивание», имеющие место в педагогике,
Л. Баренбойм подчеркивает необходимость развития творческой
личности.
Известный педагог – новатор Григорий Шатковский в своей авторской
методике "Развитие музыкального слуха" опирается на методический
принцип триединства: ЗНАТЬ + СЛЫШАТЬ = ДЕЙСТВОВАТЬ (т.е. играть,
петь, сочинять, писать диктанты, анализировать на слух и т.д) . Он
доказывает, что полноценным музыкантом может быть только тот, кто
будет заниматься музыкой комплексно. Шатковский еще дальше раздвинул
границы такого комплексного подхода, создав «Центр творческого
развития личности». В его основе -развитие творческих способностей детей
с помощью: музыки, театра, литературы, живописи, сказкотерапии.
«Как преподавать сольфеджио в XXI веке» составители О. Берак, М.
Карасёва, издание относительно молодое 2016г. Беглый взгляд оглавления
этого пособия как будто позволяет стать участником «круглого стола»
сольфеджистов не только из России, но и США, Австрии, Франции, Японии.
В пособии предложены к обсуждению весьма актуальные вопросы. Как
сделать предмет сольфеджио привлекательным и востребованным? В чем
отличия современных методов преподавания сольфеджио от давно
устоявшихся? В состоянии ли компьютер изменить традиционный облик
данной дисциплины? Какие оригинальные формы работы может включить в
свою повседневную практику педагог?
Размышления авторов статей убеждают: сольфеджио не исчерпало потенциал
своего развития. Скрытые в этой дисциплине возможности влияния на
музыкальный слух обрели «второе дыхание», и, быть может, именно в XXI
веке начинается новая жизнь старого учебного курса.
Вот лишь некоторые пункты оглавления данной работы:
- Может ли сольфеджио быть азартным? Татьяна и Арсен Камаевы
- Формирование основ музыкального мышления. Валентин Середа.
- О воспитании чувства ритма в меняющемся мире. Ольга Берак.
- Обучение сольфеджио в Японии.
- Преподавание сольфеджио во Франции и Австрии.
- Об одном шведском учебнике сольфеджио.
Исходя из заявленного проблемного поля, по большому счёту сольфеджисты
разных стран ставят перед собой одни и те же задачи. И методы их решения
похожи, но пути решения конечно, у всех разные.
И здесь хочется задаться вопросом: Как не упрощая предмета сделать его
интересным и актуальным для современных детей. Здесь могут помочь
новые технологии, тем более техническая оснащённость наших кабинетов
позволяет об этом говорить. Таким образом, в начале XXI века из
вспомогательной дисциплины, направленной на слуховое освоение теории
музыки сольфеджио превращается в практическую часть психологии
музыкального восприятия. Суть сольфеджио теперь составляет
многоуровневая обработка слуховой информации, соединяющая
эмоциональное впечатление с рациональным анализом и осознанным
воспроизведением услышанного в пении, игре на инструменте, нотной
записи или мысленном представлении.
Петербургские композиторы и педагоги О. Булаева и О.
Геталова выпустили ряд интересных пособий по сочинению и
импровизации, помогающих творческому развитию детей с самых азов
постижения музыкальной грамоты.
Московский преподаватель Владимир Середа, видит перспективы
формирования основ музыкального мышления у детей в опоре на
смысловой анализ мелодики и создание интонационного сценария
произведения. Технологичные упражнения по сольфеджио он называет
бесполезной и даже вредной музыкой на уроках сольфеджио.
Система развития общих способностей на основе музыкально-творческого
воспитания положена в основу программы Владимира Кирюшина
«Одновременное развитие многомерного интеллекта ребенка через освоение
уникального языка музыки». Она построена на музыкальных мифах-
сказках, в которых детям самого разного возраста (от ясельного до
школьного) даются основные понятия музыкальной грамоты, теории
музыки, гармонии и сольфеджио, а также вся музыкальная терминология в
доходчивой и понятной для ребенка форме. На основе программы В.
Кирюшина всего за два -три года осваивается база музыкального
образования, на которую по традиционным методикам затрачивается
иногда и до 10 лет. При этом каждый ученик приобретает развитый
абсолютный музыкальный слух.
Татьяна Боровик – музыковед - исследователь, автор уникальной методики
преподавания сольфеджио. Она стажировалась в Швеции как
музыкотерапевт. Увлечение музыкотерапией открыли для Т.Боровик
значение музыки для психофизического развития ребёнка. На уроках
сольфеджио она использует пение с движением, юмор и метафору,
сказку и театр.
Отличительной чертой развития сольфеджио в XXI веке стала конечно
же компьютеризация и привлечение новых информационных технологий.
Назрела необходимость признать, что музыкальная педагогика сегодня не
может не быть электронной.
Немалое место в нашей работе сейчас занимают новые педагогические
технологии.
В настоящее время широко применяются методы творческих проектов на
уроках сольфеджио, а также компьютерных технологий. Причём
современных детей не надо уговаривать. Они идут на это легко. И когда
после просьбы сделать презентацию, по какой либо теме видишь лес рук
понимаешь, что урок удался.
В последние годы система образования в нашей стране направлена не
столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование
интеллектуальных умений, и навыков. (ЗУНы). Применение ИКТ на уроках
сольфеджио не только облегчает усвоение учебного материала, но и
предоставляет новые возможности для развития творческих способностей
учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Сейчас есть прекрасная возможность использовать мультимедийные
учебники - это учебники нового поколения.
В последние годы появилось множество обучающих мультимедийных
программ. Например, мультимедийные программы «Музыкальный
экзаменатор» и «Музыкальные пазлы» входят в проект «Сольфеджио на
компьютере», охватывающий теоретические сведения и практические
тренажёры - экзаменаторы по всем музыкально - теоретическим
дисциплинам ДМШ. Заслуживает внимание и использование на уроках
сольфеджио Караоке - плейеров, таких, например, как «Музыкальный
класс», «Детская музыкальная студия».
Дидактическая и учебная литература последних лет изобилует красочными
увлекательными пособиями по сольфеджио для детей трех - пяти лет.
Это и уроки - игры, и музыкальные азбуки, и сказочные пособия по
теории музыки, и занимательные диктанты, и «Азартное сольфеджио», и
«Гимнастика музыкального слуха», и «Уроки Господина Канона» и многое,
многое другое.
Таким образом история развития предмета сольфеджио охватывает
более 3-х веков. Существует огромное множество различных методик и
рекомендаций. Но задача каждого преподавателя, изучив предшествующий
опыт, найти свой собственный неповторимый путь. И учитывая
открывшиеся возможности современных компьютерных технологий не
утонуть в этом огромном океане информации. А постараться найти ту
золотую середину, когда классический подход и современные технологии
будут прекрасно сосуществовать и дополнять друг друга.